Компенсация гармоник [Архив] - Страница 3


PDA

Аудио Портал © 2004
Разработано в UltraSoft.solutions

Просмотр полной версии :
Компенсация гармоник



Страницы : 1 2 [3] 4 5 6 7 8 9


Tommy
-, 14:34
Я таким же способом практически полностью убирал 3ю гармонику, немного сложнее, но реально.
Сомнительно, при такой "компенсации" происходит уменьшение КНИ в основном за счет 2-й. К тому же тогда в драйвере нужна лампа с искажениями в Кус вых. лампы раз больше. Такие кривые надо еще искать гы-гы. С третьей нужно серьезно возиться. Гораздо целесообразнее сделать изначально линейный тракт, а не компенсировать кривое кривым.

КВА
-, 13:06
Это реальный факт. Я уже писал, что 3я гармоника на 20 дБ ниже 2й, при суммарном Кни=0,8 %, на 4 Вт.
А почему нецелесообразно??
И как снизить Кни выходной лампы?

Stan Marsh
-, 13:15
"Реальный факт"? Не верю! Чётные гармоники синуса таким образом скомпенсировать можно, но на сложном сигнале можно ожидать роста гармоник высоких порядков. В любом случае - плохая идея. Кг выходной лампы снижается широко известными методами.

КВА
-, 13:30
Ничего больше добавить не могу. Попробуйте, у меня получилось, эксперимент несложный, затрат никаких.
Назовите 2-3 известных способа, кроме общеизвестных - увеличения Ra и Io.

Канделев
-, 14:53
Лучше когда выходная лампа и лампа драйвера отбираются предварительно и отдельно друг от друга по приемлимому спектру и минимальному уровню гармоник в расчетных режимах. А затем соединяются вместе в усилителе. Особенно это касается отечественных ламп. На слух результаты этого отбора заметны - проводил в свое время эксперименты. С тех пор взаимокомпенсацию четных гармоник не применяю. В какой-то степени она всегда имеет место и заниматься ей специально не нужно.

На приборах при синусоидальном сигнале взаимокомпенсация имеет место, но на слух заметных улучшений от ее наличия нет. Кроме того, для усиления взаимокомпенсации лампы усилителя (или по крайней мере лампу драйвера) приходится загонять в режимы, отличающиеся от расчетных, к которым стремимся как оптимальным в том числе и с точки зрения спектра и уровня гармоник.

Канделев
-, 20:31
Ну что получилось? Результаты есть?

Где-то на форуме я описывал этот эксперимент, но найти это быстро не удалось. Суть его такова: пара выходная лампа - драйвер подбирались отдельно по минимуму КНИ каждой из них. Такое сочетание звучало всегда лучше - слушал не только я - как бы "чище" и "прозрачней". Сравнивалось со звучанием этой и других подобных пар в режимах с наибольшей взаимокомпенсацией четных гармоник Было штук 15-20 драйверных и примерно столько же выходных ламп.
Результаты ИМХО:
1. Лампы имеющие разброс следует подбирать по критерию гармоник отдельно в драйверный и выходной каскад.
2. Взаимокомпенсация четных гармоник дает хорошие результаты на приборах, но уступает по звучанию парам отобранным по критерию, указанному в п.1, т.е. не дает самых лучших результатов в звучании.

Это мой опыт и мнение, которым я делюсь, никому его не навязывая. Глубинные причины этого я не анализировал - просто принял как данность.

КВА
-, 20:44
Само собой, что при установке в УНЧ производится отбор ламп по всем критериям, в том числе по Кни, но самое главное - это настройка УНЧ по минимуму Кни.
Я сравнивал звучание УНЧ до компенсации и после, однозначно, после компенсации звучало лучше, особенно когда удавалось убрать (почти) 3ю гармонику, пропадала жесткость в звучании.

Канделев
-, 21:48
А вот что пишет про третью гармонику Гапоненко С.В."Лампово-транзисторные усилители",2012г., с. 30:

"Нечетные гармоники также воспринимаются по-разному. Менее всего заметна третья гармоника. Это связано с тем, что увеличение частоты в три раза соответствует переходу к музыкальному интервалу, называемому квинтой, только в следующей октаве (см. принципы построения музыкальных аккордов)".

Stan Marsh
-, 22:34
Тут бы я поспорил. С опорой на авторитет: "В ряду спектров особое место занимают колебания с нечётным спектром. Звучание по тембру весьма близко напоминает звучание кларнета. Это сходство отнюдь не всегда должно сопутствовать музыкальному звуку".А.Володин.1964г.
Недаром нечётные гармоники иногда именуют "кларнетными". Кстати, в двухтактных усилителях чётные гармоники компенсируются. Некоторые рекомендуют разбалансировать двухтактный каскад с тем, что бы чётные гармоники маскировали нечётные.

Канделев
-, 23:18
Тема с гармониками очень непроста и не так как я думал раньше однозначна. Гапоненко далее также ссылается на исследования известных зарубежных авторитетов (Олсона, Чивера). Вообще рекомендую почитать этот раздел в его книге - мне показалось достаточно интересным в том числе для практического применения. Жаль что в сжатом изложении. Допускаю также наличие в восприятии гармоник и субъективных вкусовых предпочтений. Поэтому спорить об этом...

Маскировать нечетные четными - пробовал поначалу в РР - затем любовь к SE - сейчас хочу опять в РР, но уже чтобы значительно уменьшить четные гармоники при минимальных нечетных с возможно более резко спадающим их спектром (путем подбора режимов ламп). Хочется попробовать более "правдивого", чем в SE звука. Получается опять триоды в классе "А". В том числе и 6С4С как вариант.

x