Постараюсь «кратко» рассказать про свой опыт эксплуатации колонок 25 АС-033 и опыт ремонта изодинамических головок 25 ГДВ-1-8.
25АС-033 стали моими первыми так называемыми Hi-Fi колонками, купленными в конце 1990 года в ЦУМе за 320 советских рублей. До этого был опыт прослушивания у друзей колонок 15 АС-109, S-90 и их модификаций. Ранее, услышав в магазине, как звучат 25АС-033, решил купить именно их.
Субъективно звучание этих АС отличалось большей воздушностью и прозрачностью в области высоких частот, что отмечали и мои друзья. Надо сказать, что в те времена покупка акустики студентом была довольно значительным событием, поэтому на прослушивание обычно собирались все друзья.
Источником сигнала у меня была катушечная приставка «НОТА-203-1 Стерео», а в качестве усилителя выступал самодельный стерео УНЧ на основе двух радиоконструкторов «УНЧ-20 Вт» (купленных в Центральном детском мире).
Спешу заметить, что никакого темброблока в УНЧ не было. Сигнал с линейного выхода приставки поступал на регулятор громкости (сдвоенный переменный резистор), а с него – на вход УНЧ.
За все 20 лет эксплуатации своих АС (пока не разрушились подвесы НЧ динамиков) у меня не возникало ощущения дефицита высоких частот, о котором пишут некоторые форумчане. Много слушали эти колонки и мои друзья – они тоже не высказывали подобных «претензий» к звучанию. Может у нас уши тогда моложе были?
Года через три после покупки АС я в качестве эксперимента заменил штатные СЧ динамики 20 ГДС-3-8 на широкополосные 5 ГДШ-5-4, включив последовательно с ними резистор 3,9 Ом. Фильтр при этом не переделывал, так как общее сопротивление цепи не изменилось. Диффузор и центрирующая шайба 5ГДШ-5-4 были предварительно пропитаны герленом по совету автора (В. Жбанов) в журнале «Радио». АЧХ колонок не измерялась, да и нечем тогда было. После переделки средние частоты «легче» стали, воздушнее что-ли.
Пару слов о «плохой» направленности 25ГДВ-1-8 на высоких частотах
Так как музыку я слушал в основном сидя в небольшом кресле, а колонки стояли на фирменных подставках и были повёрнуты к слушателю, то вопросов по направленности у меня тогда не было.
Уважаемый нами Александр Бокарёв сообщил, что без накладного «псевдорупора» 25ГДВ-1-8 и им подобные будут звучать открыто и ровно. Спорить не буду, так как не догадался я так прослушать свои колонки.
От себя скажу, что без накладного псевдорупора указанные ВЧ динамики внешне будут смотреться точно хуже.
Если будут время, микрофон и «четвертьволновой» резонатор с 40 процентным наполнителем (в качестве диссипативного элемента регулировки добротности), то можно измерить АЧХ указанных изодинамиков как со штатным рупорком, так и без оного.
Замечу, что рупорки у разных отечественных колонок, оснащенных изодинамиками, были выполнены по-разному: у 25АС-033 рупорок выпуклый, у 25 АС-027 – вогнутый, а у 35 АС-130 рупорок был как вогнутый, так и выпуклый (точь в точь как у 25АС-033), у 25 АС-131 рупор вообще был сдвоенный (по одному на каждую излучающую «половину» ВЧ диафрагмы).
До кучи добавлю, что в вертикальной плоскости рупор во всех вариантах исполнения отсутствует как таковой, согласование сопротивления мембраны с воздушной средой (если такое фактически происходит) производится поверхностью рупора только в горизонтальной плоскости. Было бы интересно услышать мнение разработчиков отечественных изодинамиков о необходимости установки рупоров, да только на форумах эти люди пишут нечасто.
Для Кулибиных в области акустики можно в качестве альтернативы рупору посоветовать применить для наших 10 ГИ-1-4 или 25ГДВ-1-8 акустическую линзу на основе замедляющих элементов специальной формы. Далеко за примерами ходить не надо: достаточно посмотреть на конструкцию колонок музыкального центра SC-PM01 фирмы Panasonic или дорогие колонки фирмы JBL (ЖоБиЭль). В указанных колонках разработчики подобным способом корректировали характеристики направленности конических динамиков.
Для справки: подобные линзы давно применяются в СВЧ антенной технике для коррекции или формирования требуемой характеристики направленности апертурных антенн.
Можно ещё попытаться, убрав рупорную накладку, оклеить внешнюю поверхность фланца динамика каким-либо звукопоглощающим материалом (войлок, поролон) толщиной около 5 мм. Этим мы немного снизим на высоких частотах паразитные отражения от поверхности фланца динамика. Желательно от краёв излучающих прямоугольных отверстий сделать отступ около 5 мм.
В настоящее время я слушаю музыку через простые двухполосные колонки Philips с изодинамическими высокочастотниками на неодимовых магнитах (так уверяет Philips). Интересно что эти высокочастотники никакого рупора не имеют, хотя сами динамики утоплены, а их декоративное оформление можно принять за очень короткий рупор.
Теперь про мой опыт восстановления работоспособности 25ГДВ-1-8
(парк которых потихоньку редеет)
Лет пять после покупки 25АС-033 у одной из колонок пропали высокие частоты, хотя колонки всегда слушал на комфортных уровнях громкости. Проверил тестером динамик и убедился, что обрыв именно в динамике.
Аккуратно разобрав 25ГДВ-1-8, извлёк рамку с мембраной. Мембрана не имела внешних механических повреждений. Пропаивать заклепки-пистоны смысла не было, так как они и так паяются, да и перегреть мембрану риск был.
Тогда решил действовать по-другому. В небольшом корпусе из прочного изоляционного материала разместил выпрямитель на одном диоде (с прямым током 1 А и обратным напряжением не менее 400 В), металлобумажный конденсатор (ёмкостью 2 мкФ на рабочее напряжение 500 В, типа МБГО) и тумблер типа П2Т‑1 (с нейтральным положением). Из коробки вывел сетевой шнур с вилкой (от сломанной «крутилки» для волос) и два провода (удобной длины) для подключения к звуковой катушке динамика. Схему внутри коробки развёл так, что в одном крайнем положении тумблера происходил быстрый заряд конденсатора до амплитудного напряжения осветительной сети (около 311 В), а в другом крайнем положении – разряд конденсатора на сопротивление катушки. А именно: к контактам 1 и 2 припаял конденсатор, к контактам 5 и 6 припаял провода, подключаемые к звуковой катушке; к контакту 3 припаял один из выводов диода (хоть анод, хоть катод), к контакту 4 ‒ один провод сетевого шнура, второй провод сетевого шнура припаял к свободному выводу диода (схема показана на эскизе 1).

Эскиз 1
ВНИМАНИЕ: Наличие резистора R1 (100 кОм, 1 Вт) ОБЯЗАТЕЛЬНО, так как этот резистор гарантированно разряжает заряженный конденсатор C1, если обрыв восстановить не удалось.
При ОТКЛЮЧЕННОМ(!) от сети устройстве припаял два провода к заклепкам-пистонам. Включил вилку в розетку и, СТРОГО СОБЛЮДАЯ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ, не менее десятка раз перевёл переключатель из одного крайнего положения в другое (сделал не менее десяти циклов заряд-разряд). Вынув вилку из розетки, ещё пару-тройку раз (чтобы гарантированно разрядить конденсатор) перевел тумблер из одного крайнего положения в другое и измерил сопротивление звуковой катушки при НЕЙТРАЛЬНОМ положении тумблера. Омметр показал около 8 Ом, значит контакт восстановился.
Аналогичную «операцию» на всякий случай проделал и со второй исправной 25ГДВ-1-8, предварительно аккуратно разобрав динамик.
Осмотрев мембраны после «контрольно-тренировочного цикла», никаких изменений визуально не обнаружил.
Физика процесса вполне понятна: энергия конденсатора, заряженного до достаточно высокого напряжения (311 В), восстановила (приварила) утерянный контакт в месте соединения стальных пистонов с выводами печатной катушки. Судя по отзывам на форумам, уверен, что именно этот конструктивно-производственный дефект являлся причиной выхода из строя советских изодинамических громкоговорителей.
Нетрудно предположить, что при более низких напряжениях такой «фокус» с восстановлением контакта уже не пройдёт.
Прошло почти 11 лет с момента вывода АС из эксплуатации (2009 год) по причине самопроизвольного разрушения пенополиуретановых подвесов на НЧ динамиках (подвесы на резине живут много дольше). Колонки эти я больше не слушал, НЧ динамики не восстанавливал. Корпуса распилил на шкафчики, а фильтры, СЧ и ВЧ динамики оставил, что называется, до лучших времён.
Не так давно, вспомнив про высокочастотники, пристроил их в самодельную двухполосную акустику на автомобильных динамиках, предварительно измерив сопротивление изодинамических головок: омметр намерил почти 8 Ом.
Фильтр ВЧ применил второго порядка (типа Баттерворта), частота среза 3000 Гц. Для защиты 25ГДВ-1-8 от возможных перегрузок применил плавкий предохранитель номиналом 1,25 ампера, включив его до ВЧ фильтра, а параллельно динамику установил два стабилитрона типа 1N5349BRLG (напряжение 12 В, мощность 5 Вт, 17 рупь в розницу на май 2020), включенных встречно-последовательно. Других подходящих стабилитронов на тот момент в «Чипе с Дейлом» не было.
Примечание — Для предохранителя лучше применить хороший держатель с надёжными контактами. Либо аккуратно припаять предохранитель к контактам акустических терминалов и далее к проводу ВЧ фильтра.
Схема защиты показана на эскизе 2. Стабилитрон следует выбирать, исходя из предельной долговременной мощности динамика, которая для 25ГДВ-1-8 (с фильтром) составляет 35 Вт.
Посчитаем напряжение U, при котором на нагрузке 8 Ом выделится мощность 35 Вт (для другого сопротивления напряжение будет другое!): U = корень квадратный из произведения «мощность на сопротивление звуковой катушки», то есть U = √(35∙8) = √280 ≈ 16,7 В.
Лично мне такая предельная мощность не требуется, да и стабилитронов на 5 Вт с таким напряжением в «Чипе» не было (пока сочинял эту прозу, в Чипе появились импортные стабилитроны на 5 Вт и 15 В).
Далее посчитаем «критическую» мощность, соответствующую напряжению открывания двух встречно-последовательно включенных стабилитронов:
- напряжение открывания будет складываться из прямого падения напряжения на одном стабилитроне (от 0,7 до 1 В) плюс напряжение стабилизации второго стабилитрона (12 В), то есть 13 В;
- мощность P, которая выделится на динамике при двух открытых стабилитронах: P = напряжение открывания (13 В) в квадрате делим на сопротивление динамика (8 Ом), получаем: P = 169/8 ≈ 21,13 Вт.
При этом ток через динамик будет равен: I = 21,13 Вт/13 В ≈ 1,63 А, но номинал предохранителя я выбрал поменьше (1,25 А), чтобы не рисковать динамиком, так как они сейчас редкость.
Примечание: Для простоты изложения намеренно не пишу мощность переменного тока, рассеиваемой динамиком, как «В•А». Обозначение «Вт» уместно, если речь идёт о мощности постоянного тока.

Эскиз 2
Из-за отсутствия какой-либо герметизации «замембранного» пространства 25ГДВ-1-8 и им подобным, пришлось городить огород – помещать изодинамики в отдельный герметичный неглубокий бокс. Выводы проводов герметизировал нейтральным силиконовым герметиком (пластилин категорически не советую!).
Самодельные колонки с 25ГДВ-1-8 я послушал и дефицита высоких частот опять не заметил, хотя ВЧ в усилителе не поднимаю и сейчас.
И ещё немного мыслей от себя: «не бойтесь» применять в своих конструкциях изодинамические громкоговорители. Я сам почти 17 лет слушал 25АС-033, а сейчас слушаю простые колонки Philips с изодинамиками.
Вопросы про направленность – правильные, но когда люди именно без суеты слушают музыку, располагая колонки с учетом особенностей излучателей, то вопросы направленности уходят на десятый план.
Лично для меня, по качеству передачи высоких частот в домашних условиях изодинамикам нет равных. Законы физики не обманешь: очень легкая плёнка-мембрана даёт в итоге прекрасные импульсные характеристики, а магниты из неодима снимают вопросы низкой чувствительности, плюс горизонтальная полка импеданса во всём рабочем диапазоне частот.
Не очень устраивают наши 25ГДВ-1? Покупай изопланарные (ribbon tweeter) динамики фирмы HiVi, есть как рупорные модели, так и без оного. Не любишь HiVi – заказывай круглый и маленький изопланар Monacor RBT-56 (из самой Германии!) или американские EMIT фирмы Infinity. Ставь на всех них защиту, слушай и сравнивай.
А теперь вопросы без ответов
Не совсем понятно, кто мешал большому заводу «Ферроприбор» применить для 25ГДВ-1 более мощные (не ферритовые) магниты, а такие тогда были, я знаю. Кто мешал конструкторам сделать канавку с каждой стороны пластмассовых рамок и уложить в них четыре копеечных уплотнителя из «вечной» силиконовой резины для герметизации динамика? Кто не давал технологам возможности в условиях заводского (не кустарного!) производства сделать надёжный и стабильный электрический контакт заклёпок с выводами печатной звуковой катушки, чтобы динамики не выходили из строя? И почему, по словам Александра Бокарёва, наши изодинамики со штатным рупорком звучат хуже, чем без него? В Санкт-Петербурге тогда был ещё ВНИИРПА с двумя дорогими безэховыми камерами, нельзя было что-ли проверить разработанный изодинамик там?
Мне попались более-менее нормальные колонки 25АС-033, видимо их собирали хорошие люди, спасибо им за это!
А недавно распиленных 25АС-033 мне почему-то жаль и сейчас. Надо было снять сломанные 50 ГДН-3-4, купить Визатон BG20/8, потом сделать переходную деревянную вставку для них, полностью заглушить фазоинверторы, подкорректировать НЧ фильтр для Визатонов, пересчитать штатный ВЧ фильтр (ибо там разработчики что-то напрограммировали с номиналами элементов для висьмиомного ВЧ динамика) и установить винтовые терминалы.
Колонки и через почти 29 лет выглядели как новые, разве только защитные сетки подкрасить можно было. Эх, да что там, колонок уже нет, а добрые воспоминания остались.
Пока набирал текст в горле пересохло. Побегу таперича в ближайший магазин (ударение на втором слоге) … за минералкой.
Синьор Распони из Турина