DIY » Статьи » Акустические Системы » 3-х полосная АС “Сага Сибирь” на динамиках Seas (CA26RFX + CA18RLY + T25CF001)

3-х полосная АС “Сага Сибирь” на динамиках Seas (CA26RFX + CA18RLY + T25CF001)

АС сделаны на базе норвежских динамических головок Seas, серии Prestige и Excel, в корпусах промышленного производства. Корпуса – мебельная фанера толщиной в 21 мм сорта 1/3, передняя и задняя плиты толщиной в 32 мм, поверху натуральный шпон американского ореха, покрытие итальянскими полиуретановыми материалами “Сайерлак”. Две поперечные усилительные брэйсы. Отдельный СЧ бокс на 6 л. Звукопоглотитель – синтетическое нетканое полотно толщиной в 20 мм, латунные регулируемые ножки с шипами.

^Нажмите для увеличения^
^Нажмите для увеличения^

Технические характеристкии:

3-х полосная АС с фазоинвертором

Диапазон частот по уровню -3 дБ: 34 – 25000 Гц

Неравномерность АЧХ по диапазону: ±1,7 дБ

Чувствительность: 90,5 дБ/Вт/м

Сопротивление: 8 Ом

Минимальное значение импеданса: 4 Ом

Подводимая мощность: 5 – 100 Вт

Долговременная подводимая мощность: 100 Вт

Используемые динамики:

ВЧ: 25 мм, Seas T25CF001, Норвегия, тканевый купол sonotex, с низкой вязкостью ферромагнитная жидкость, применяемая только в серии Excel

СЧ: 180 мм, Seas CA18RLY (H1217), Норвегия, пропитанный бумажный диффузор на натуральном каучуковом подвесе

НЧ: 260 мм, Seas CA26RFX (H1305), Норвегия, пропитанная бумага, натуральный каучук подвеса

Частоты раздела фильтров: 450 Гц и 4700 Гц (параллельные фильтры 2 порядка, разведены 12,5 мм2 медной моножилой, разводка динамиков проводом Qed Profile-79, в 2,5 мм диаметром (Англия) и советскими авиационными проводами БИН и БИФ, диаметры 0,75 и 1,5 мм. Выходные позолоченные терминалы под лопатку и бананы.

Габаритные размеры (ВхШхГ): 1000х380х330 см

Вес одной АС: 40 кг

^Нажмите для увеличения^
^Нажмите для увеличения^
^Нажмите для увеличения^

Юнибокс насчитал:

  1. басовику этому дальняя дорога и ФИ корпус в 78 л;
  2. максимальная подводимая мощность, неискаженная до 100 Вт;
  3. максимальное давление на метре выше 110 дБ;
  4. две достаточно коротких трубы и их настройка на 34 Гц;
  5. короткий импульсный отклик и как изюминка на тортике – отдача по минус 3 дБ на 33 Гц, т.е. такой басовик, до которого не каждый сабвуферный динамик доберется.

Затем не такой уж и мучительный выбор к этому басовику приличного среднечастотника – тут прямо в руки просится этой же классической темы, и так же давно выпускаемый Seas CA18RLY.

И также в Юнибоксе расчет его акустического оформления, к нему подошел объем в 6 литров – может  пробасить достаточно убедительно, но без лишних эмоций, ровная отдача без сюрпризов, 8 Ом и 90 дБ с 1 Вт мощности, такая же литая корзина и вентилируемая катушка.

Ну, а поскольку речь в начале шла о диапазоне за горизонтом, то и ВЧ динамик определился быстро – Seas T25CF001, он уже из более дорогой серии Excel, но за удовольствия надо платить, и есть за что: тканевый купол со своей пропиткой, низкой вязкости ферромагнитная жидкость, 91 дБ, 6 Ом, ровная АЧХ до 25 кГц по -3 дБ, двойной магнит, задняя камера и передний, литого металла, фланец.

^Нажмите для увеличения^

^Нажмите для увеличения^

Затем берется нетканое полотно толщиной в 20 мм и плотностью в 800 г/м2, берется мощный мебельный степлер и вперед – одолевать углы и закоулки, козе понятно, что через посадочное отверстие басовика:

^Нажмите для увеличения^

О том, что в наших стройных рядах многочисленного аудиосообщества, а конкретнее – в его арьергарде, время от времени, по одному Б. известному алгоритму, маргинальные элементы начинают кучковаться в дурно пахнущий конгломерат и запевать давно известные всем речитативы про то, что АЧХ  ни о чем не может сказать, про фазовременные искажения, как порождения дьявола, про древние акустические системы, которые только боги в горшках обжигали…. про упругих доярок, про всеобщий упадок и скорый конец Света. Дрожжей в это болотце подбрасывают самопальщики, в силу тех или иных причин неспособные прибиться к одному из берегов:

  1. невозможны корректные измерения в обычной жилой комнате;
  2. только прослушивание может вынести окончательный вердикт;
  3. не всегда красивые замеры качественно “приготовленной” АС могут совпадать с услышанным;
  4. часто ровная АС звучит плоско и безжизненно.

Акустическая система – техническое изделие, поэтому ее технические расчеты и технические измерения должны бежать впереди, иначе это не АС, а говорящий ящик, вполне возможен и худо-бедно поющий – в силу стечения благоприятных обстоятельств (к примеру – базовое понятие о том, что ВЧ-динамик надо включать в цепь через конденсатор, иначе ему придет быстрый капут). Типа так:

^Нажмите для увеличения^

Тут у меня НЧ, СЧ и ВЧ динамики включены напрямую в УМ – это когда шесть проводов скручиваешь в кучу, среднечастотник, само собой, в противофазе: АЧХ укладывается в ±5 дБ, фазовая кривая с одной проблемой на 7 кГц – можно списать на “жанровость”. Вполне себе нормальная АС, только кондер добавлю.

Сегодня достаточно много расчетных и измерительных программ, которые с точностью, и намного превышающей возможности человеческого слуха, могут спрогнозировать поведение динамика в предлагаемом акустическом оформлении, качественно построить разделительный фильтр и провести итоговые акустические измерения. Было бы желание.

^Нажмите для увеличения^

Желание никуда не ушло, поэтому включаю очередную пару АС на прогрев розовым шумом, одной заклеиваю лишние отверстия и перевожу в ЗЯ, во вторую ставлю заготовки ФИ-труб и вспоминаю основные понятия.

ГОСТ 23262-88 с дополнением из ГОСТ 16122-87:

  • 0 (высшая группа сложности) – АЧХ в 40-25000 Гц, неравномерность в 2 дБ по диапазону 250-8000 Гц, искажения в 1,5 (1) % на 1 Вт;
  • 1 группа сложности – АЧХ в 50-12500 Гц, неравномерность в 2 дБ  в диапазоне 250-8000 Гц, искажения в 2 (1) % на 1 Вт;
  • 2 группа сложности – АЧХ в 100-8000 Гц, неравномерность в 4 дБ по диапазону 250-8000 Гц, искажения в 4 (3) % на 1 Вт.

Измерения проводятся в 1/3 октавы, на 1 м, свип-тоном, при подаче на клеммы АС 1 Вт мощности УМ. Нижний порог измерений: +10 дБ от шума КДП, уровень отраженных помещением сигналов: -10 дБ от уровня сигнала АС.

^Нажмите для увеличения^

1. Чего то меня в полуфинал занесло, – микрофон на выходе ФИ, басовик в ближнем поле, СЧ и ВЧ с 0,5 м, все включены через один из вариантов фильтра 2-м порядком. Труба ФИ еще не обрезана до размера предложенного Юнибоксом, поэтому имею слабоватую отдачу до 24 Гц (по – 3 дБ) – не дотягивает до отдачи басовика.

^Нажмите для увеличения^

2. Seas Excel T25CF001 с 0,3 м, измерение АЧХ и искажений в 1/9 октавы, 1 Вт. Тут просто поставил две АС рядом, сигнал на один ВЧ, потом на второй и не удивился – близнецы.

^Нажмите для увеличения^

3. Seas 26RFX в закрытом ящике на 78 л, свип-тоном с 0,3 м – на интерес. Красиво в облака уходит, выход из поршневого режима на 500 Гц, чуть выше от этого пошел провал (чик) в 3 дБ, резонанс в 50 Гц нихрена не удивил – бывали у получше.

^Нажмите для увеличения^

4. К каждому басовику с микрофоном, в ближнее поле, и посмотреть разницу по искажениям – синяя кривая (ЗЯ) на выходе из поршневого имеет рост ГИ против ФИ-оформления.

^Нажмите для увеличения^

5. И по фазовой кривой провериться – тут уже ФИ-оформление (красная кривая) имеет “неприятность” на 57 Гц – кто бы ее еще услышал.

^Нажмите для увеличения^

6. Скорость нарастания сигнала при задействованных двух трубах ФИ в 0,188 мс, – ожидал чего то страшного, уходящего за горизонт, увидеть, но не нашел.

^Нажмите для увеличения^

7. Сам импульсный отклик – длительность в 1 мс – образцово-показательный.

^Нажмите для увеличения^

8. Его ГВЗ длительностью в 7,36 мс, на 50 Гц

^Нажмите для увеличения^

9. Тут уже интереснее картинка – обрезал две трубы ФИ до расчетных 15 см и получил, само собой и зафиксировал крыжами, отдачу на 34 Гц по -3 дБ. Без всяких “джентльмены на слово верят”. А сам замер сделан композитом из замера ФИ и басовика – оба на свип-тоне в ближнем поле.

^Нажмите для увеличения^

10. Опять в Арту – посмотреть задержанные резонансы у нефильтрованного басовика на большом окне в 30 мс.

^Нажмите для увеличения^

11. А это уже фильтрованный 2-м порядком басовик в еще большем окне (48 мс)

Дошла очередь до среднечастотника : Seas CA18RLY, судя по линейному ходу подвижки в 10 мм, резонансу в 42 Гц и индуктивности катушки в 1 мГн, вовсе и не среднечастотник, а резко выраженный басовик, но он имеет легкий для басовика диффузор, отдачу с ватта подводимой мощности в 90 дБ, на метре, и достаточную площадь излучения в 136 см2. Т.е. дает запас для выбора частоты раздела с порядочных показателей басовиком.

^Нажмите для увеличения^

12. АЧХ снята с 0,5 м у нефильтрованного СЧ, разброс в 3 дБ и спокойно работает от 100 до 7000 Гц в 6-литровом боксе.

^Нажмите для увеличения^

И если надумал чем то продолжать отдачу АС вверх, то обязательны его сравнительные измерения под углами. В даташите викинги заявили этому СЧ верхний порог в 3000 Гц, но я тут не вижу в упор каких то предпосылок для такого приговора – вполне можно пришивать к нему на 5-6 кГц какой нибудь ВЧ, из приличных.

^Нажмите для увеличения^

^Нажмите для увеличения^

Фильтры в сборе, все номиналы абсолютно одинаковы, измерены мультиком и подписаны:

^Нажмите для увеличения^

^Нажмите для увеличения^

14. Но прежде чем устанавливать в корпуса, по народной индейской традиции, подключаю их попеременно к одной АС, потом к другой – это покажет качество динамических головок и случайный косяк при сборке фильтров. Судя по замерам авторитет викингов ни на децибел не упал, сборка присутствует.

Затем окончательная установка фильтров в корпус и повторный замер, с маркерами по диапазону. Неравномерность АЧХ вышла в 1,4 дБ на сторону.

Условия измерения не изменились – микрофон на 1 м по оси ВЧ, АС на середине комнаты, до отражающих поверхностей (исключая пол) больше 2х метров, т.е. отраженный сигнал приходит по уровню в минус 10 дБ – так, как в ГОСТ прописано.

^Нажмите для увеличения^

15

С первыми отражениями от пола, ниже 300 Гц, можно побороться только закапыванием АС по морду лица в мягкий чернозем, где нибудь в удаленной от ворон местности, можно еще в пайнте АЧХ карандашиком подрисовать, но не умею, можно еще освоить прогу, которая даст красивую симуляцию АЧХ, но стыдно ее осваивать, особенно при наличии хорошего “железа”.

^Нажмите для увеличения^

16. Плоды любопытства

Каждый раз макетируя новый фильтр, по древней традиции, включаю ВЧ-динамик в двух вариантах – фаза/противофаза – и смотрю замеры, именно фазовой кривой и импеданса. С этой АС ничего нового не увидел – синфазно включенный ВЧ-динамик дал более ровную отдачу АС по амплитуде, дал ровный импеданс в 8 Ом, но опасаясь за психическое здоровье будущего владельца взял, да перевернул его в противофазу – все таки порванная в районе 5 кГц фазовая кривая (синий пунктир) очень заметна на нежных, и не очень, обертонах.

^Нажмите для увеличения^

17. Затем в Арте, не сходя с места но поддав газку, измерение искажений – тут 2-я гармошка по уровню выперлась, на желтом крыже, в минус 39,8 дБ от уровня основного сигнала. Сколько это нолей справа от запятой, в процентном показателе, не озадачиваюсь – быстрее МЧС приедет, чем я в калькуляторе посчитаю.

^Нажмите для увеличения^

18. Это в духе времени и последних достижений компьютерщиков – итоговая АЧХ в 3Д представлении – просто смотреть на равномерность цвета по диапазону и чего нибудь шшёлкать, типа семок.

^Нажмите для увеличения^

20. А это одна из возможностей нового Спектраплюса – просто делаю в ближнем поле измерение выхлопа ФИ и басовика, СЧ-ВЧ с 0,5 м, на все замеры ставлю крыжи и нажимаю композитную АЧХ.

 По уровню давления промахнулся правда, но какие мои годы.

^Нажмите для увеличения^

21. Это к одной АС, на середине комнаты, плечом к плечу прислонилась вторая АС – уже заметен разбег АЧХ ниже 2 кГц от близко расположенной отражающей поверхности.

^Нажмите для увеличения^

22. Фазовая кривая АС по электрическому тракту и импеданс

Сопротивление на 8 кГц падает до 4 Ом, неприятно, но съедобно для большинства усилителей; – ФЧХ укладывается по диапазону в +22/-15 градусов, зашибись, а “незашибись” вылезает ниже 70 Гц – тут начинается переход прямой отдачи НЧ-ГГ на отдачу ФИ.

С двумя горбами на импедансе понятно – правый показывает резонанс басовика в корпусе (50 Гц), провал показывает пик отдачи, т.е. настройку ФИ (33 Гц), левый горб, на 20 Гц, показывает спад отдачи ФИ по минус 6 дБ, ниже уже нечего ловить.

Автор работы: Анатолий Гаврилов, по материалам: hi-fi.ru

 

 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также:

  • Лампа ГП-2А — регулирующий триодЛампа ГП-2А — регулирующий триод
        ^Нажмите для увеличения^ Схема соединения электродов лампы ГП-2А ^Нажмите для увеличения^ Корпус лампы ГП-2А Описание Мощный регулирующий триод для работы в мощных высоковольтных электронных стабилизаторах напряжения. Оформление — металлостеклянное. Охлаждение- принудительное: анода — водяное, ножек и баллона — масляное . Масса 11 кг.   Основные данные при Uн = …
  • Триод ПБ-108Триод ПБ-108
    Триод ПБ-108 ПБ-108 Триод ^Нажмите для увеличения^   Обозначения: А — анод, С — управляющая сетка, Н — накал.         Источник
  • Голофоническая записьГолофоническая запись
    Голофоническая запись или еще называется бинауральная запись. Об одном таком методе я делал статью “Звук запуска и посадки Falcon Heavy Space X”, где применен такой способ записи звука. Но здесь мы рассмотрим еще другие варианты. Включите его на своих АС (колонках): Запись №1: Спички http://ldsound.ru/wp-content/uploads/2019/09/matches.mp3   Прослушав звуковой фрагмент со …
  • Акустические измерения с помощью Arta SoftwareАкустические измерения с помощью Arta Software
    Сложность измерений электрических и акустических параметров динамиков часто подталкивает на отказ от данной процедуры и в последствии процесс создания АС происходит с ориентиром на простые формулы расчета, учитывающие только электрические параметры динамиков, да и то идеальных. Думаю, нет смысла лишний раз углубляться в рассказы о том, что результат в таком …
  • Лампа ГИ-4А — импульсный генераторный триодЛампа ГИ-4А — импульсный генераторный триод
        ^Нажмите для увеличения^ Схема соединения электродов лампы ГИ-4А ^Нажмите для увеличения^ Корпус лампы ГИ-4А Описание Мощный импульсный генераторный триод для усиления высокочастотных колебаний в импульсных генераторах, в схемах с общей сеткой, при импульсной анодной модуляции на частотах до 150 МГц и длительности импульса до 1000 мкс. Оформление — …