DIY » Статьи » Акустические Системы » Доработка акустики TDL RTL2

Доработка акустики TDL RTL2

Улучшение звучания акустических систе RTL 2 фирмы TDL Electronics.

Следующие простые рекомендации позволяют существенно повысить качество звучания данных АС. Кроме того, общий подход может показаться интересным и при доработке других систем. Немаловажным является то обстоятельство, что несмотря на значительный эффект от модификаций, внешний вид АС нисколько не страдает.

1. Доработка НЧ/СЧ динамика

Мне совершенно не понравился фланец, которым динамик крепится к передней панели и сам способ крепления соответственно. Слабо. Несерьезно. И очень плохая виброизоляция.

Методика доработки следующая:

          o С динамика снимается родное резиновое кольцо-прокладка

          o Внутренняя вогнутая поверхность фланца протирается бензином или ацетоном

          o В отверстия для винтов, крепящих динамик к передней панели вставляются палочки из пластилина

          o С лицевой стороны динамика пластилин расплющивается для герметичности

          o Динамик укладывается лицом вниз. Во внутреннюю поверхность фланца равномерно заливается заранее приготовленная эпоксидная смола ровно до края бортика фланца. Обратите особое внимание на тщательное размешивание приготовленной смолы – ошибка может стоить динамика

          o После застывания смолы вынимаем пластилиновые вставки

Получился толстый жесткий фланец, удобный для крепления. Теперь появилась возможность закрепить динамик на передней панели через нормальную толстую и широкую прокладку из пористой резины (я вырезал ее по контуру динамика из коврика для мыши). При креплении важно не затягивать сильно винты, чтобы у прокладки была возможность работать на упругость – в этом случае динамик будет “отвязан” от корпуса, что самым положительным образом влияет на воспроизведение нижней середины.

2. Демпфирование и укрепление стенок с внутренней стороны

На внутреннюю сторону стенок в верхней части ящика наклеен толстый линолеум. Кроме того, между боковыми стенками и задней стенкой (примерно на уровне нижнего края отверстия для платы кроссовера) вклеена П-образная перемычка из 20-мм ДСП. Теперь боковые стенки в верхней части корпуса отзываются на простукивание так же, как и в нижней, т.е. тихо. Исчезли резонансы в диапазоне 200-400 гц. Значительно улучшилось воспроизведение голоса. Исчезла заметная на некоторых композициях “деревянная” окраска звучания.

Края отверстия для НЧ/СЧ-динамика также усилены приклеенными к передней панели рейками из той же 20-мм ДСП. Это резко снижает вибрации передней стенки в районе ВЧ-динамика.

В нижней части ящика (там, где плотное заполнение синтепоном), я также вклеил две П-образные перемычки между боковыми стенками и передней панелью. Из верхней части ящика синтепон убран, вместо него стенки оклеены 30-мм поролоном. При этом важно, чтобы входное отверстие трубы было ничем не перекрыто.

На рисунке розовым цветом показаны добавленные элементы (вид ящика сбоку в разрезе):

 
^Нажмите для увеличения^
^Нажмите для увеличения^

3. Кроссовер

В качестве ВЧ-звена в RTL 2 использована головка Vifa D20TD-05-06 (частота основного резонанса 1700 гц) с шелковым куполом диаметром 20мм и ферромагнитной жидкостью в зазоре. НЧ/СЧ-головка имеет полимерный диффузор, частота ее основного резонанса 29 гц, АЧХ имеет достаточно плавный спад начиная с 2.5 кгц.

Со штатным кроссовером, к сожалению, на ряде композиций напряженно и неприятно звучат духовые, в частности труба и саксофон. Долгие эксперименты привели меня к нижеприведенной схеме. Что интересно, она получилась даже проще оригинальной. При оценке тонального баланса за эталон были взяты имеющиеся у меня наушники Sennheiser HD-535. На мой взгляд, цель достигнута – проблемы с воспроизведением духовых исчезли, тональный баланс улучшился. Теперь практически нет музыкальных моментов, которые бы вызывали раздражение. Как легко понять, объективно изменения схемы кроссовера привели к повышению частоты раздела, что с одной стороны хорошо (меньше амплитуда сигнала на частоте резонанса ВЧ-головки, которая и так достаточно высока), а с другой стороны несколько ухудшает диаграмму направленности. Впрочем, с оригинальным кроссовером она также была далека от идеальной.

 
^Нажмите для увеличения^
^Нажмите для увеличения^

Элементы L1,L2, R1 – из штатного кроссовера. Я рекомендую также перенести L1 подальше от L2, поскольку при штатном расположении они заметно взаимодействуют. Полярность включения динамиков не изменилась. Для полного счастья можно заменить катушки на “бессердечные”, а внутренние кабели — на что-то более толстое и серьезное.

Сразу скажу, что все прослушивания проводились с использованием транзисторного усилителя с низким выходным сопротивлением. Какое звучание будет при использовании лампового усилителя, я сказать не берусь. Впрочем, учитывая достаточно низкую чувствительность этих АС, вряд ли имеет смысл использовать их с ламповым усилителем.

Вот, собственно, и все.

Читайте обсуждение этой статьи на нашем форуме >>>

 

676, 1

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. А

    Очень интересно. Можете ли Вы написать название/марку НЧ-динамика данной АС, раз Вы ее разбирали? В моем случае есть вариант купить такие АС, но при прослушивании на обеих обнаружился хрип динамиков. По цене квалифицированный ремонт одного порядка с заменой. Нужно искать такие же динамики…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Смотрите также:

  • Износоустойчивость переменных резисторовИзносоустойчивость переменных резисторов
    Износоустойчивость – способность резистора сохранять свои параметры при многократных перемещениях подвижной системы. Износоустойчивость зависит от многих причин, но в основном определяется материалом и формой подвижного контакта и резистивного элемента и контактным давлением. На износоустойчивость оказывают влияние также конструкция подвижной системы, скорость вращения и т.п. ^Нажмите для увеличения^ При вращении подвижной …
  • Technics SB-7000 (Technics 7)Technics SB-7000 (Technics 7)
    Изготовитель: Япония, с 1977 года. ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^ Технические характеристики: 3-х полосная фазолинейная АС с резонаторм Диапазон воспроизводимых частот по уровню -10 дБ: 37 –  22000 Гц Чувствительность: 93 дБ/Вт/м Номинальное сопротивление: 6 Ом Мощность DIN (RMS): 100 Вт Максимальная мощность: 150 Вт Используемые динамики: НЧ: 350 …
  • Grundig Super Hifi Aktiv-Box 30Grundig Super Hifi Aktiv-Box 30
    Изготовитель: Германия, 1978 – 1980 г. ^Нажмите для увеличения^ Технические характеристики: 3-х полосная активная АС закрытого типа Диапазон воспроизводимых частот: 30 – 26000 Гц Номинальная мощность: 80 Вт Максимальная мощность: 100 Вт Динамики: НЧ: 1х250 мм, конусный (бумага на резине) СЧ: 1х37 мм, купольный (ткань с пропиткой) ВЧ: 1х19 мм, …
  • Выходной лучевой тетрод 6П6СВыходной лучевой тетрод 6П6С
    Выходной лучевой тетрод 6П6С 6П6С Выходной лучевой тетрод ^Нажмите для увеличения^   S Ri Rа Pа Pвых 4.1 52 5 13.2 3.6   Технические характеристики       Источник 9, 1
  • В помощь радиолюбителю выпуск 28 (второе издание)В помощь радиолюбителю выпуск 28 (второе издание)
    ^Нажмите для увеличения^ Карманный радиоприемник «Весна-2» В.Кокачев Портативный транзисторный магнитофон Е.Борисов, Л.Красиков Транзисторные генераторы с умножителями добротности В.Каралис Измерение коэффициента шума радиоприемника И.Казута Автоматика в спортивных играх Е.Борисов Простой автомат-переключатель Л.Дмитренко Защита трехфазных двигателей В.Дыкусов Транзисторный милливольтметр В.Эйнбиндер Простой автомат-выключатель Л.Дмитренко Фотореле на полупроводниковых приборах Л.Шеянов, В.Эйнбиндгр Усилитель НЧ на …