На операционном столе – пара динамиков Ground Zero “German Engineering”. Их, с жалобами на шоркание, принес хозяин.




Типичная автомобильная коаксиальная АС. Честная трёхзвенка. По качеству динамики сравнимы с поделками фирмы Альфард.
Диффузор изготовлен из бумажной массы, жесткий, толстый, пропитанный. С лицевой стороны на конус нанесена серебристая краска, задняя имеет фактуру сетки. Корзина отштампована из листовой стали и окрашена, к ней на болтах крепится МС. По окружности магнита надета жесткая резиновая манжетка.
На керне НЧ-динамика укреплена стойка ВЧ-звена, представленного пластмассовой накладкой с запрессованными в нее динамиками. Количество высокочастотных динамиков – 2; один побольше (можно предположить, что он играет роль СЧ, однако, это не так), второй – чуть меньше, оба они подключаются через конденсаторы и участвуют в звуковоспроизведении.
Для того, чтобы начать ревизию, нужно снять и по-отдельности изучить подвижную систему НЧ и ВЧ-звенья. Для этого первым делом нужно отпаять гибкие шнуры НЧ- и подводы ВЧ-звеньев от клемм. Я уже собрался греть паяльник, как вдруг заметил инородные тела в зазоре.


Неизвестно, как и откуда эти клочки бумаги туда попали, но я знаю, куда им дальше – в мусор. Затем были отпаяны провода. Сперва на ВЧ, потом на НЧ.



Стойка с ВЧ-звеньями крепится к керну на шурупе с потайной головкой, ну, либо не очень.




Как правило, после отворачивания шурупа стойка очень легко снимается, большая сила тут не нужна.


Если заглянуть на дно конуса, видно, что керн имеет сквозные проточки. В одну из них вворачивается шуруп, вторая является каналом для проводков.

При прозвонке ВЧ-динамика (того, что побольше) тестер показал обрыв.

Малый динамик прозвонился успешно, сопротивление его составило 3,3 Ом.

Отложим пока динамики в сторону. Мы к ним ещё вернёмся, а пока займемся НЧ-звеном.

Отклеивание сабель – не самоцель. Более того, бывают случаи, когда подвес от корзины отклеивается куда легче, чем сабли от подвеса. В этом случае, разумнее будет снять подвес вместе с саблями.


Когда всё готово, отклеивается центрирующая шайба. Делать это следует аккуратно, чтобы не оторвать и не измять ее.

Ну вот, наконец подвижка снята. Что ж?

Видим залом диффузора на уровне шейки… Очень и очень серьезный дефект. Очевидно, динамик подвергся грубому насилию.

Звуковая катушка протёрлась до витков… Громче! Сильнее! Бум-бум-бум! Дын-дын-дын!

Зазор полон магнитной пыли и грязи. Жуткое зрелище. Всё это я вычистил, пролечил, исправил. Ниже динамик уже чистый и готовится к сборке.

Залом диффузора был выровнен и укреплен. Зазор был промыт и продут по собственной технологии. К сожалению, многое осталось за кадром, ввиду кропотливости и длительности технологического процесса.
Могу представить огорчение некоторых читателей; вероятно, многие назовут меня жлобом либо “гнилым человеком, который не желает поделиться опытом”. Нет, поверьте, поделиться знаниями мне совсем не трудно, но я не вижу в этом смысла. Без опыта и специального оборудования Вы лишь погубите динамик и напрасно потратите уйму времени. Не лишайте мастеров хлеба. Приносите динамик мне, я его вылечу. Это совсем не дорого.
Теперь вернемся к ВЧ-звеньям. Как Вы помните, большой динамик не прозванивался. Он либо оборван либо подпален. Решит вскрытие. Я аккуратно извлек динамик из накладки, размочив клей растворителем и отпаял его выводы.


Кромочное кольцо было отклеено и снято. Диффузор из металлизированного лавсана был поддет пикой и отклеен.


А вот и причина обрыва – гибкий шнур отклеился и, получив подвижность, обломился…

После тщательной пропайки динамик показал ожидаемые 4 Ом.

Динамик был установлен на прежнее место, после чего стойка была смонтирована.
На этом ремонт был окончен и динамики возвращены владельцу.
Спасибо за внимание!
Мелодия