Предисловие
Здравствуйте. В этой статье я хочу поделиться своим опытом возвращения к жизни динамиков 4 ГД-7, популярных в 60-е годы прошлого столетия. Динамиками этой серии массово оснащались советские радиолы первого и высшего классов (как правило, в связке с 1 ГД-18), это один из самых распространенных динамиков. Экземпляры в хорошем состоянии редки.
Динамик весьма хорошо подходит для воспроизведения музыкальных жанров эпохи СССР, однако, в настоящее время практически забыт. Одна из причин незаслуженного забвения динамика – заводской недочёт. Конструкция не предусматривала наличия пыльника, а центрирующая шайба была и вовсе из двунитки – в зазор динамика легко проникала пыль, что приводило к его гибели.
Несмотря на огрехи, динамики серии 4 ГД-7 настолько хороши, что используется некоторыми аудиофилами, к числу которых принадлежу и я.
Неудачный опыт
Всё началось в обычный солнечный день, когда я пошёл на барахолку. Там я увидел пару динамиков – один был сгоревший, вероятно, на катушку подали мощный сигнал, второй – вполне годный. Продавались они по символической цене в 100 р. Я пожелал купить их, принёс домой и стал изучать. Увы, время сурово обошлось с моими экспонатами. У одного динамика катушка касалась керна (очевидно, воздействие сырости), у второго она отсутствовала вообще: каркас отгорел, и витки осыпались в колпак магнитной системы. Тогда я ещё не имел ни опыта ни инструментов, поэтому, один динамик я отложил, а второй, после тщетных попыток найти готовую катушку, разобрал… Каюсь, я был молод…Нужно было продать его или положить на полку до лучших времен, учитывая, что таких динамиков уже никогда не будет. Даже страшно звучит.
Как я перематывал динамики
Второй раз я купил пару “погорельцев” много времени спустя – это были настоящие раритеты. На корзине и диффузоре были клейма ОТК шестидесятых годов, гибкие выводы – в шёлковой оплетке, а диффузоры были гладкими. Катушки заклинили намертво и выровнять их не было никакой возможности, поэтому было принято решение об их полной замене. В своих силах и навыках я был уверен, поэтому горячо принялся за работу.

Сначала я вынул держатели выводов. Затем, пропитав ацетоном центрирующую шайбу, “сабли” и край диффузора, легко отклеил подвижку и начал готовить динамик к перемотке.

Чтобы не повредить верхушку конуса, негодную звуковую катушку нужно аккуратно заломить, пропитав, предварительно, ацетоном:


Центрирующую шайбу можно лишь слегка отогнуть, чтобы удобнее было извлекать обрезки провода. Я снял ее целиком, чтобы удалить предыдущий клеевой шов.
Гибкие выводы, в том месте, где они захвачены цапками мушек, прогреваются “сухим” паяльником, чтобы удалить припой. Затем цапки раздвигаются лезвием скальпеля или ножом и проводники удаляются. С их концов необходимо отмотать концы провода, которые шли к катушке.

Затем замеряются намоточные параметры и изготавливается новая звуковая катушка.
Я выполнял намотку проводом ПЭВ 0,15. Для каркаса лучше всего подходит крафт-бумага (оберточная), но вполне подойдёт А4 и прочая не лощеная. Есть правило: чем выше частота динамика, тем тоньше должен быть материал каркаса (и провода), и наоборот. Это объясняется не только аспектами запаса прочности, но и влиянием выбранных материалов на тембр и АЧХ.
В данном случае, я намеренно хотел подчеркнуть низкочастотные качества динамика, не опасаясь потери верхов (ВЧ-звено будет отдельным), потому выбрал А4.
Вначале отмеряется и вырезается полоска, затем бумага грунтуется – на нее последовательно наносится 2 слоя клея БФ-4. После подсыхания, полоска надевается на шаблон. Намотку следует производить не спеша, виток к витку, не допуская перехлыстов. Первый виток второго слоя располагают между предпоследним и последним витками первого слоя. Во время намотки и после окончания ее катушку обильно, но без излишеств смачивают клеем БФ-2. После подсыхания клея, катушку необходимо ещё прогревать при температуре около 60-90°С в течение получаса, затем ее подклеивают к диффузору, вставив на несколько миллиметров в вершину конуса (так, чтобы при надетом диффузоре катушка оказалась прямо посредине фланца) и налаживают гибкие выводы.

Сочленение катушки и диффузора – очень важный узел, который напрямую влияет на характеристики динамика и он должен быть надежным. Хорошо для этой цели подходит клей БФ-2. Недопустимо применять клеи, дающие мягкий клеевой шов – хлоропреново-каучуковые (“Момент”, резиновый, спецклей 88) и клеи на основе цианоакрилата. В первом случае центровка будет неустойчивой, а звук – глухим, во втором – схватывание наступит раньше, чем Вы успеете отцентровать динамик.

Как только клей схватит и катушка будет держаться более-менее устойчиво, начинают процесс центровки.

Центровка производится при надетом диффузоре, с помощью кусочков фотопленки, которые аккуратно помещают в зазор до заполнения. Затем приклеивают подвес и шайбу. Вынимать пленку из зазора следует только после полного высыхания клея. Динамик переворачивают и помещают под пресс (несколько тяжелых томов), чтобы лучше приклеить сабли и подвес.

Внешний вид перемотанного динамика. Звучание не передать словами.

Знаю, это не первозданый 4 ГД-7, но… Прошло 50 лет. Целая жизнь!.. До этого возраста даже люди иные не доходят – а динамик дожил. За долгие годы изменилась упругость диффузора и шайбы, а теперь, после замены катушки это и вовсе другой динамик – но меня он устраивает.
Спасибо за внимание!
Автор: аудиофил