Снова приветствую вас на очередной части неожиданно полюбившегося всем сериала “Дешево и сердито” 🙂 После публикации прошлого проекта – Лабиринтные корпуса для Radiotehnika S-90 поступило множество просьб разработать аналогичное решение для Radiotehnika S-30. Пришлось сделать!

Достаточно быстро одни добрые люди прислали параметры своих динамиков. А другие – даже любезно пригласили в гости и разрешили препарировать в научных целях целых три пары таких акустических систем различных годов выпуска и модификаций.

По результатам полученных измерений и расчетов приятной неожиданностью для меня стал достаточно грамотно спроектированный оригинальный корпус. Честно говоря ожидал увидеть нечто слепленное вслепую/наугад, аналогично Radiotehnika S-90. Но нет. Не считая вопроса с заниженной площадью порта, который в первой модификации пытались решить дурацким поролоновым фазоинвертором и который благополучно у всех уже давно сгнил и развалился, что попытались исправить в версии Radiotehnika S-30B увеличив его длинну и площадь, заменив трубу на пластиковую и сохранив при этом ту-же частоту и добротность настройки. В остальном-же акустическое оформление посчитано и работает верно.

Однако проблемы большого разброса параметров советских динамиков это конечно не решает, так-же как и не отменяет целесообразности перехода на четвертьволновой резонатор вместо стандартного ФИ. Для решения этой задачи я поступил уже традиционным образом – посчитал среднее арифметическое значение каждого участвующего в расчете параметра динамика, взятого из контрольной группы, которую составили порядка 10 головок 25 ГДН-1-4 (10 ГД-34) – как измеренные мной в живую, так и предоставленные подписчиками измерения их экземпляров.
Полученная таким образом усредненная модель и была подвергнута симуляции. Так-же новый лабиринт на всякий случай был проверен на совместимость с несколькими экземплярами 25 ГДН-3-4 (15 ГД-14) т.к. судя по всему иногда их тоже устанавливали. Таким образом был получен расчет корпуса, пригодного для использования со всеми модификациями этих динамиков. И что самое приятное почти совпал с аналогичными графиками родных ФИ, что дополнительно подтвердило корректность такого метода расчета. Звучание различных версий естественно будет отличаться так-же как оно отличалось и в родных корпусах, однако все они будут чувствовать себя достаточно комфортно в новом лабиринте – “Rogozhin S32”, не смотря на возможные различия параметров в разумных пределах, при условии их исправности и отсутствия некачественного ремонта, повлекшего за собой нештатное изменение их конструкций.

Оригинальные корпуса Radiotehnika S-30 выполнены из 10 мм фанеры. Логично было-бы использовать такую-же толщину и в новых корпусах, тем более что механическая жесткость лабиринта гораздо выше чем таковая у пустого ящика. Однако было принято решение все-же использовать в “Rogozhin S32” привычные 16 мм т.к. во-первых с ними гораздо проще работать в любительских условиях, во-вторых эта толщина материалов наиболее широко распространена и легко доставаема в удаленных от центра регионах.

Рекомендации по сборке и вариантам подключения фильтров в новых корпусах – аналогичны таковым для “Rogozhin S92” и могут быть взяты из этой статьи. Я все так-же ратую за сохранение оригинального комплекта динамиков и схемы фильтра, ибо это – “душа” АС. Есть смысл только заменить детали и разводку на более качественные т.к. там как всегда – стоят “волоски”, дающие значительные потери и искажения. Особо вдумчивого “отслушивания” советских конденсаторов и сопротивлений я честно говоря не проводил, но уверен что современные пленочные резисторы и полипропиленовые емкости хорошего качества будут во многом лучше старых советских с давно истекшим сроком службы и устаревшими технологиями изготовления.

Однако вы можете оставить всю начинку и без изменений – таким образом вы сможете наиболее характерно оценить различие между звучанием именно двух различных типов акустического оформления, а не всей переделки в целом. Тем более что частота и добротность настройки оригинального ФИ корпуса и нового лабиринта – практически идентичны.

Ширина передней панели и расположение динамиков, в отличие от “Rogozhin S92”, сохранены оригинальными. Во-первых – сведены эти АС гораздо лучше, чем предыдущие, и следуя принципу максимального невмешательства это наиболее корректно сохранит работу оригинального кроссовера в фазо-частотном плане. Во-вторых – мы получаем возможность использовать родную декоративную панель с грилями версии Radiotehnika S-30, что удобно. В третьих – честно говоря внешний вид именно этой версии акустики мне почему-то нравится, по-этому хотелось оставить внешний дизайн АС, не смотря на новый корпус, максимально неизменным. Выбор отделки оставляю за вами. Кому-то проще и удобнее будет использовать простой карпет, кто-то захочет покрасить, кто-то оклеит шпоном под оригинал, кто-то придумает что-то свое. Благодаря родному грилю разрушительного воздействия на концепцию оригинального дизайна АС это в любом случае уже не окажет.
Владельцам Radiotehnika S-30B будет чуть сложнее. Для них есть несколько вариантов развития событий:
- Отказаться от родной декоративной панели, которая кстати на мой вкус, в отличие от версии “Radiotehnika S-30” абсолютно не красивая, и изготовить нечто свое.
- Увеличить немного размер верхней части корпуса на необходимую для корректной установки родного гриля “Radiotehnika S-30B” высоту, добавив к корпусу небольшой фальш-объем.
- Аккуратно отрезать лишнюю часть декоративной панели как раз по имеющейся разделительной полосе и установить ее на новый корпус не изменяя чертежа.
- Купить на барахолке декоративные панели от “Radiotehnika S-30 или Radiotehnika S-20 и использовать их.
- Использовать вместо родного – СЧ и ВЧ грили от Radiotehnika S-90.
Лишнюю часть остатка крепежа фазоинвертора необходимо аккуратно срезать вровень с торцом фальш-панели. Вариант использования вакантного отверстия показан на рисунке с внешним видом “Rogozhin S32” в начале статьи 🙂
И последнее. Куда ставить кроссоверы. Владельцев “Radiotehnika S-20” по понятным причинам это не касается 🙂 Их фильтры ввиду своей простоты могут жить на самом ВЧ динамике. А вот всем остальным нужно либо установить их в отдельные небольшие корпуса, по-аналогии, опять-же с тем как можно сделать в “Rogozhin S92”:

Либо – изготовить небольшую монтажную панель, аналогичную родной монтажной панели, но меньшего размера и уже с новыми деталями и проводами и установить ее в самую верхнюю деталь “E” внутри нового корпуса, предварительно вырезав в этой детали соответствующий проем во время сборки. Панель кроссовера должна иметь такой размер чтобы она проходила в отверстие НЧ динамика. После установки, детали кроссовера должны оказаться в самом начале лабиринта – в тупике возле твитера. Там они окажут наименьшее негативное воздействие на работу резонатора, т.к. не будут перекрывать его рабочий проход.
Подключать кроссовер и АС я естественно рекомендую по схеме BI-WIRE. Это максимально облегчит жизнь вашему усилителю и раскроет возможности вашей АС т.к. линия подключения ВЧ динамика не будет модулироваться токами НЧ динамика.

Для внутренней разводки и подключения АС лучше всего для звука – использовать витую пару из медного моножильного кабеля. 4 мм2 – для НЧ, 0,7-1,2 мм2 – для ВЧ.
На данный момент – все! Возможно что-то будет дополняться или исправляться. Спасибо всем кто поддерживал и принимал непосредственное участие в создании этого проекта. Заранее благодарен вам за ваши письма, фотографии и отзывы!

Не забывайте добавляться ко мне в Facebook! Все самые свежие новости и непосредственное общение.
А так-же присылайте свои динамики для замеров параметров Тиля-Смолла и заказывайте расчет лабиринтов непосредственно для ваших динамиков с учетом геометрии вашего помещения прослушивания: https://www.facebook.com/TSPKYIV/
Автор проекта: Александр Рогожин, 10.09.2017