DIY » Статьи » Акустические Системы » Radiotehnika S-30 – лабиринт Рогожина

Radiotehnika S-30 – лабиринт Рогожина

Снова приветствую вас на очередной части неожиданно полюбившегося всем сериала “Дешево и сердито” 🙂 После публикации прошлого проекта – Лабиринтные корпуса для Radiotehnika S-90 поступило множество просьб разработать аналогичное решение для Radiotehnika S-30. Пришлось сделать!

^Нажмите для увеличения^

Достаточно быстро одни добрые люди прислали параметры своих динамиков. А другие – даже любезно пригласили в гости и разрешили препарировать в научных целях целых три пары таких акустических систем различных годов выпуска и модификаций.

^Нажмите для увеличения^

По результатам полученных измерений и расчетов приятной неожиданностью для меня стал достаточно грамотно спроектированный оригинальный корпус. Честно говоря ожидал увидеть нечто слепленное вслепую/наугад, аналогично Radiotehnika S-90. Но нет. Не считая вопроса с заниженной площадью порта, который в первой модификации пытались решить дурацким поролоновым фазоинвертором и который благополучно у всех уже давно сгнил и развалился, что попытались исправить в версии Radiotehnika S-30B увеличив его длинну и площадь, заменив трубу на пластиковую и сохранив при этом ту-же частоту и добротность настройки. В остальном-же акустическое оформление посчитано и работает верно.

^Нажмите для увеличения^

Однако проблемы большого разброса параметров советских динамиков это конечно не решает, так-же как и не отменяет целесообразности перехода на четвертьволновой резонатор вместо стандартного ФИ. Для решения этой задачи я поступил уже традиционным образом – посчитал среднее арифметическое значение каждого участвующего в расчете параметра динамика, взятого из контрольной группы, которую составили порядка 10 головок 25 ГДН-1-4 (10 ГД-34) – как измеренные мной в живую, так и предоставленные подписчиками измерения их экземпляров.

Полученная таким образом усредненная модель и была подвергнута симуляции. Так-же новый лабиринт на всякий случай был проверен на совместимость с несколькими экземплярами 25 ГДН-3-4 (15 ГД-14) т.к. судя по всему иногда их тоже устанавливали. Таким образом был получен расчет корпуса, пригодного для использования со всеми модификациями этих динамиков. И что самое приятное почти совпал с аналогичными графиками родных ФИ, что дополнительно подтвердило корректность такого метода расчета. Звучание различных версий естественно будет отличаться так-же как оно отличалось и в родных корпусах, однако все они будут чувствовать себя достаточно комфортно в новом лабиринте – “Rogozhin S32”, не смотря на возможные различия параметров в разумных пределах, при условии их исправности и отсутствия некачественного ремонта, повлекшего за собой нештатное изменение их конструкций.

^Нажмите для увеличения^

Оригинальные корпуса Radiotehnika S-30 выполнены из 10 мм фанеры. Логично было-бы использовать такую-же толщину и в новых корпусах, тем более что механическая жесткость лабиринта гораздо выше чем таковая у пустого ящика. Однако было принято решение все-же использовать в “Rogozhin S32” привычные 16 мм т.к. во-первых с ними гораздо проще работать в любительских условиях, во-вторых эта толщина материалов наиболее широко распространена и легко доставаема в удаленных от центра регионах.

^Нажмите для увеличения^

Рекомендации по сборке и вариантам подключения фильтров в новых корпусах – аналогичны таковым для “Rogozhin S92” и могут быть взяты из этой статьи. Я все так-же ратую за сохранение оригинального комплекта динамиков и схемы фильтра, ибо это – “душа” АС. Есть смысл только заменить детали и разводку на более качественные т.к. там как всегда – стоят “волоски”, дающие значительные потери и искажения. Особо вдумчивого “отслушивания” советских конденсаторов и сопротивлений я честно говоря не проводил, но уверен что современные пленочные резисторы и полипропиленовые емкости хорошего качества будут во многом лучше старых советских с давно истекшим сроком службы и устаревшими технологиями изготовления.

^Нажмите для увеличения^

Однако вы можете оставить всю начинку и без изменений – таким образом вы сможете наиболее характерно оценить различие между звучанием именно двух различных типов акустического оформления, а не всей переделки в целом. Тем более что частота и добротность настройки оригинального ФИ корпуса и нового лабиринта – практически идентичны.

^Нажмите для увеличения^

Ширина передней панели и расположение динамиков, в отличие от “Rogozhin S92”, сохранены оригинальными. Во-первых – сведены эти АС гораздо лучше, чем предыдущие, и следуя принципу максимального невмешательства это наиболее корректно сохранит работу оригинального кроссовера в фазо-частотном плане. Во-вторых – мы получаем возможность использовать родную декоративную панель с грилями версии Radiotehnika S-30, что удобно. В третьих – честно говоря внешний вид именно этой версии акустики мне почему-то нравится, по-этому хотелось оставить внешний дизайн АС, не смотря на новый корпус, максимально неизменным. Выбор отделки оставляю за вами. Кому-то проще и удобнее будет использовать простой карпет, кто-то захочет покрасить, кто-то оклеит шпоном под оригинал, кто-то придумает что-то свое. Благодаря родному грилю разрушительного воздействия на концепцию оригинального дизайна АС это в любом случае уже не окажет.

Владельцам Radiotehnika S-30B будет чуть сложнее. Для них есть несколько вариантов развития событий:

  1. Отказаться от родной декоративной панели, которая кстати на мой вкус, в отличие от версии “Radiotehnika S-30” абсолютно не красивая, и изготовить нечто свое.
  2. Увеличить немного размер верхней части корпуса на необходимую для корректной установки родного гриля “Radiotehnika S-30B” высоту, добавив к корпусу небольшой фальш-объем.
  3. Аккуратно отрезать лишнюю часть декоративной панели как раз по имеющейся разделительной полосе и установить ее на новый корпус не изменяя чертежа.
  4. Купить на барахолке декоративные панели от “Radiotehnika S-30 или Radiotehnika S-20 и использовать их.
  5. Использовать вместо родного – СЧ и ВЧ грили от Radiotehnika S-90.

Лишнюю часть остатка крепежа фазоинвертора необходимо аккуратно срезать вровень с торцом фальш-панели. Вариант использования вакантного отверстия показан на рисунке с внешним видом “Rogozhin S32” в начале статьи 🙂

И последнее. Куда ставить кроссоверы. Владельцев “Radiotehnika S-20” по понятным причинам это не касается 🙂 Их фильтры ввиду своей простоты могут жить на самом ВЧ динамике. А вот всем остальным нужно либо установить их в отдельные небольшие корпуса, по-аналогии, опять-же с тем как можно сделать в “Rogozhin S92”:

^Нажмите для увеличения^

Либо – изготовить небольшую монтажную панель, аналогичную родной монтажной панели, но меньшего размера и уже с новыми деталями и проводами и установить ее в самую верхнюю деталь “E” внутри нового корпуса, предварительно вырезав в этой детали соответствующий проем во время сборки. Панель кроссовера должна иметь такой размер чтобы она проходила в отверстие НЧ динамика. После установки, детали кроссовера должны оказаться в самом начале лабиринта – в тупике возле твитера. Там они окажут наименьшее негативное воздействие на работу резонатора, т.к. не будут перекрывать его рабочий проход.

Подключать кроссовер и АС я естественно рекомендую по схеме BI-WIRE. Это максимально облегчит жизнь вашему усилителю и раскроет возможности вашей АС т.к. линия подключения ВЧ динамика не будет модулироваться токами НЧ динамика.

^Нажмите для увеличения^

Для внутренней разводки и подключения АС лучше всего для звука – использовать витую пару из медного моножильного кабеля. 4 мм2 – для НЧ, 0,7-1,2 мм2 – для ВЧ.

На данный момент – все! Возможно что-то будет дополняться или исправляться. Спасибо всем кто поддерживал и принимал непосредственное участие в создании этого проекта. Заранее благодарен вам за ваши письма, фотографии и отзывы!

^Нажмите для увеличения^

Не забывайте добавляться ко мне в Facebook! Все самые свежие новости и непосредственное общение.

А так-же присылайте свои динамики для замеров параметров Тиля-Смолла и заказывайте расчет лабиринтов непосредственно для ваших динамиков с учетом геометрии вашего помещения прослушивания: https://www.facebook.com/TSPKYIV/

Автор проекта: Александр Рогожин, 10.09.2017

 

 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также:

  • Акустика на Визатон BG20Акустика на Визатон BG20
    ^Нажмите для увеличения^ Было две предпосылки сделать такую Акустику: ^Нажмите для увеличения^ жаба и любопытство. 1-ая дулась около года ^Нажмите для увеличения^ , Александр меня уговаривал, демонстрировал фотки, говорил как возил на прослушку, как ездили к нему слушать. Любопытство появилось чуток позже, после дискуссий. ^Нажмите для увеличения^ Ну что ж, …
  • Лампа ГМИ-20 — импульсный модуляторный тетродЛампа ГМИ-20 — импульсный модуляторный тетрод
        ^Нажмите для увеличения^ Схема соединения электродов лампы ГМИ-20 ^Нажмите для увеличения^ Корпус лампы ГМИ-20 ^Нажмите для увеличения^ РШ 3 Описание Импульсный модуляторный тетрод для работы в качестве коммутирующего элемента в импульсных модуляторах. Оформление — стеклянное, бесцокольное (РШ 3). Охлаждение — естественное или принудительное, воздушное. Масса 70 г.  Основные данные …
  • Схема лампового УНЧ Шушурина на 100 ВтСхема лампового УНЧ Шушурина на 100 Вт
    Мощный УМЗЧ на 100 Вт В. Шушурина (МРБ-1967) предназначен для работы с аппаратурой ансамбля электромузыкальных инструментов, а также может быть использован для озвучивания небольших залов, клубных помещений. Это достаточно мощный ламповый усилитель, который обеспечивает выходную мощность около 100 Ватт. Технические характеристики Номинальная выходная мощность усилителя 100 Вт. Коэффициент гармоник на …
  • Двухтактный PP усилитель 6Н9С (6Н8С) + 6Ф6СДвухтактный PP усилитель 6Н9С (6Н8С) + 6Ф6С
    ^Нажмите для увеличения^ Схема особенностей не имеет, обыденный самобалансирующийся драйвер, выполненный на лампе 6Н9С, и двухтактный выходной каскад на лампах 6Ф6С. Выходные трансформаторы использовались от стерео радиолы”Симфония”. На фото видны дросселя со старенькых  военных переговорных ламповых устройств. ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^   ^Нажмите для увеличения^   Обсуждение статьи …
  • Применение громкоговорителей и телефонов — Поляков Г.А.Применение громкоговорителей и телефонов — Поляков Г.А.
    ^Нажмите для увеличения^ Массовая радиобиблиотека (МРБ) выпуск 829 Применение громкоговорителей и телефонов Автор(ы): Поляков Г.А. 1973 год Излагаются краткие сведения из электроакустики, поясняющие физические явления, сопровождающие работу преобразователей — излучателей звука различных систем. Приводятся подробные данные об основных параметрах и характеристиках современных громкоговорителей и телефонов и даются рекомендации по их …