Вчера на ремонт принесли пятнадцатые динамики…
Погорельцы, изрядно потрепанные судьбой. Диффузоры обветрились, покрылись пылью, шайбы осели – очевидно, динамики подверглись действию влаги. Признаться, я никогда не горю желанием ремонтировать концертный ширпотреб – мой конёк – винтаж, – но в этом случае заказчик оказался знакомым, упросил. Ну что же тут поделать…
Мои пациенты:
Какие-либо упоминания о производителях на корзинах отсутствовали.
Демонтаж я решил начать с колпачка. Я это делаю узким лезвием, подогреваемым на спиртовке. Мне известны сведения об успешном применении строительного фена, однако я эту технологию не применяю.
После того, как колпачок снят, можно приступить к отмачиванию сабель и кромки подвеса. Для этого следует обильно смочить их ацетоном и, дождавшись, когда растворитель впитается, аккуратно поддеть лезвием. Большой силы при этом прилагать не следует; как только элемент пропитается, он отклеится очень легко. Я использую ацетон по причине наиболее низкой токсичности, в сравнении с иными растворителями. Тем не менее, необходимо помнить, что технический ацетон может содержать канцерогенные примеси, поэтому, крайне не рекомендуется пренебрегать вытяжкой либо допускать попадание его на кожу. Работать следует только в перчатках.
После того, как отклеен подвес, можно слегка отогнуть его край и приступить к пропитке ацетоном центрирующей шайбы. Смачивать следует только кромку, в противном случае шайба может деформироваться либо просесть. К сожалению, процесс отмачивания шайбы остался за кадром.
Теперь, когда всё готово, можно приступить к ревизии. Для этого я первым делом прогрел паяльником места спаек усиков звуковой катушки с концами шнуров ШЗГ и удалил с них слой клея. Участок этот спланирован неверно и при работе динамика испытывает сильнейшие деформационные перегрузки. Это приводит к облому усиков и выходу динамика из строя.
…Как я и предполагал, усики обломились, в месте сочленения катушки с диффузором…
Теперь взглянем на звуковую катушку:
У одного динамика она явно перегревалась, деформировалась, и стала задевать за фланец. Вот, к чему привело безрассудство владельца:
У второго динамика катушка была гладкой, но витки провода заметно потемнели.
Как Вам кажется, дорогой читатель, есть ли необходимость в перемотке либо замене этой катушки? Подумаешь, какой пустячок – провод чуть потемнел. Может, ещё обойдётся, может, не надо?..
Тем не менее, взглянем глубже. Для этого нужно отмотать 1-2 витка:
Если приглядеться, можно заметить, что изоляция на проводе отгорела; на момент разборки этот динамик имел сопротивление 2 Ом, что говорит о межвитковом замыкании. Наверняка он успел утащить за собой в ад один канал усилителя, а может и оба.
Производитель намотал звуковую катушку на голый алюминиевый каркас, что также является грубейшим нарушением. Именно это и спровоцировало межвитковое замыкание.
После того, как необходимость перемотки стала очевидной, была заказана и изготовлена центрирующая оправка, поскольку размер ЗК оказался не стандарт (49,4).
Процесс намотки остался за кадром, но я покажу Вам конечный результат.
Витки клались на клей Interbond, который я крайне не рекомендую никому использовать. В хорошем, правильном динамке ему не место. Мой первый и последний опыт.
После того, как звуковая катушка была перемотана, я приступил к процессу повторной бакелизации просевшей шайбы. Для этого я в 2 прохода пропитал ее сначала разбавленным, затем более концентрированным раствором бакелитового лака в спирту.
После полного подсыхания, под шайбу помещается разборная приподнимающая оправка, после чего шайба прогревается горячим воздухом в течение получаса.
После того, как всё готово, можно приступать к сборке динамика. Место крепления ЦШ к корзине и собственно кромку ЦШ обильно, но без излишеств смазывают клеем 88. Когда клей чуть подсохнет, подвижная система кладётся обратно в корзину. Между керном и каркасом ЗК помещаются до заполнения полоски, вырезанные из алюминиевой банки от колы. Кромку шайбы следует прижать к корзине, чтобы выдавить лишний клей.
Концы гибких шнуров покрыты частично полимеризованным клеем БФ-19. Выглядит довольно неаккуратно, но зато держится крепко. Ну, и наконец сверху будет колпак.
Далее, приклеивается кромка подвеса и сабли, после чего динамик укладывается диффузором вниз, на ровную поверхность – это способствует лучшему приклеиванию.
Когда всё готово, полоски удаляются из зазора, проверяется качество центровки и приклеивается колпак.
Будем надеяться, что эта китайская дребедень ещё побубнит… Чуйка на слух примерно 86-88 Дб. Звучание отвратительное, холодное, с выраженным картонным окрасом, собственно, как у всех пятнашек.
Спасибо за внимание!
Мелодия