DIY » Статьи » Акустические Системы » Улучшение звучания акустических систем RTL 2 фирмы TDL Electronics

Улучшение звучания акустических систем RTL 2 фирмы TDL Electronics

Следующие простые рекомендации позволяют существенно повысить качество звучания данных АС. Кроме того, общий подход может показаться интересным и при доработке других систем. Немаловажным является то обстоятельство, что несмотря на значительный эффект от модификаций, внешний вид АС нисколько не страдает.

1. Доработка НЧ/СЧ динамика

Мне совершенно не понравился фланец, которым динамик крепится к передней панели и сам способ крепления соответственно. Слабо. Несерьезно. И очень плохая виброизоляция.

Методика доработки следующая:

  • С динамика снимается родное резиновое кольцо-прокладка
  • Внутренняя вогнутая поверхность фланца протирается бензином или ацетоном
  • В отверстия для винтов, крепящих динамик к передней панели вставляются палочки из пластилина
  • С лицевой стороны динамика пластилин расплющивается для герметичности
  • Динамик укладывается лицом вниз. Во внутреннюю поверхность фланца равномерно заливается заранее приготовленная эпоксидная смола ровно до края бортика фланца. Обратите особое внимание на тщательное размешивание приготовленной смолы – ошибка может стоить динамика
  • После застывания смолы вынимаем пластилиновые вставки

Получился толстый жесткий фланец, удобный для крепления. Теперь появилась возможность закрепить динамик на передней панели через нормальную толстую и широкую прокладку из пористой резины (я вырезал ее по контуру динамика из коврика для мыши). При креплении важно не затягивать сильно винты, чтобы у прокладки была возможность работать на упругость – в этом случае динамик будет “отвязан” от корпуса, что самым положительным образом влияет на воспроизведение нижней середины.

2. Демпфирование и укрепление стенок с внутренней стороны

На внутреннюю сторону стенок в верхней части ящика наклеен толстый линолеум. Кроме того, между боковыми стенками и задней стенкой (примерно на уровне нижнего края отверстия для платы кроссовера) вклеена П-образная перемычка из 20-мм ДСП. Теперь боковые стенки в верхней части корпуса отзываются на простукивание так же, как и в нижней, т.е. тихо. Исчезли резонансы в диапазоне 200-400 гц. Значительно улучшилось воспроизведение голоса. Исчезла заметная на некоторых композициях “деревянная” окраска звучания.

Края отверстия для НЧ/СЧ-динамика также усилены приклеенными к передней панели рейками из той же 20-мм ДСП. Это резко снижает вибрации передней стенки в районе ВЧ-динамика.

В нижней части ящика (там, где плотное заполнение синтепоном), я также вклеил две П-образные перемычки между боковыми стенками и передней панелью. Из верхней части ящика синтепон убран, вместо него стенки оклеены 30-мм поролоном. При этом важно, чтобы входное отверстие трубы было ничем не перекрыто.

На рисунке розовым цветом показаны добавленные элементы (вид ящика сбоку в разрезе):

 

 

 
^Нажмите для увеличения^
^Нажмите для увеличения^

3. Кроссовер

В качестве ВЧ-звена в RTL 2 использована головка Vifa D20TD-05-06 (частота основного резонанса 1700 гц) с шелковым куполом диаметром 20мм и ферромагнитной жидкостью в зазоре. НЧ/СЧ-головка имеет полимерный диффузор, частота ее основного резонанса 29 гц, АЧХ имеет достаточно плавный спад начиная с 2.5 кгц.

Со штатным кроссовером, к сожалению, на ряде композиций напряженно и неприятно звучат духовые, в частности труба и саксофон. Долгие эксперименты привели меня к нижеприведенной схеме. Что интересно, она получилась даже проще оригинальной. При оценке тонального баланса за эталон были взяты имеющиеся у меня наушники Sennheiser HD-535. На мой взгляд, цель достигнута – проблемы с воспроизведением духовых исчезли, тональный баланс улучшился. Теперь практически нет музыкальных моментов, которые бы вызывали раздражение. Как легко понять, объективно изменения схемы кроссовера привели к повышению частоты раздела, что с одной стороны хорошо (меньше амплитуда сигнала на частоте резонанса ВЧ-головки, которая и так достаточно высока), а с другой стороны несколько ухудшает диаграмму направленности. Впрочем, с оригинальным кроссовером она также была далека от идеальной.

 
^Нажмите для увеличения^
^Нажмите для увеличения^

Элементы L1, L2, R1 – из штатного кроссовера. Я рекомендую также перенести L1 подальше от L2, поскольку при штатном расположении они заметно взаимодействуют. Полярность включения динамиков не изменилась. Для полного счастья можно заменить катушки на “бессердечные”, а внутренние кабели — на что-то более толстое и серьезное.

Сразу скажу, что все прослушивания проводились с использованием транзисторного усилителя с низким выходным сопротивлением. Какое звучание будет при использовании лампового усилителя, я сказать не берусь. Впрочем, учитывая достаточно низкую чувствительность этих АС, вряд ли имеет смысл использовать их с ламповым усилителем.

Вот, собственно, и все.

Илья Бердеников
2001

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также:

  • Это тонкое дело – мембранаЭто тонкое дело – мембрана
    Сама идея воспроизводить звук с помощью помещенной в электрическое поле мембраны была предложена еще в конце XIX века. В те годы активного изучения законов электричества трудно было не заметить «певучие» свойства конденсатора. Но от рождения идеи до ее воплощения прошел немалый срок: первый электростатический громкоговоритель был представлен только в 1926 …
  • Экспромт — ламповый УМЗЧ на 50 Ватт (6С41С, 6Ж9П)Экспромт — ламповый УМЗЧ на 50 Ватт (6С41С, 6Ж9П)
    Схемы ламповых усилителей мощности в представленных авторами статьях (см. перечень литературы) отличаются оригинальностью, продуманностью и хорошими параметрами. Вот и в этой статье предложен несложный 50-ваттный УМЗЧ, в котором можно применить готовые выходной и унифицированный сетевой трансформаторы. Многие музыканты для своих репетиций предпочитают использовать в качестве усилителя для АС ламповый УМЗЧ. …
  • Двойной триод 6Н26ПДвойной триод 6Н26П
    Двойной триод 6Н26П 6Н26П Двойной триод ^Нажмите для увеличения^   Обозначения: а1 — анод первого триода, а2 — анод второго триода, с1 — сетка первого триода, с2 — сетка второго триода, к1 — катод первого триода, к2 — катод второго триода, э — экран, п — подогреватель катода.     …
  • 2-х полосная АС “Studio 101” (ScanSpeak 18W/8542-00 + SEAS 27TFFC)2-х полосная АС “Studio 101” (ScanSpeak 18W/8542-00 + SEAS 27TFFC)
    ^Нажмите для увеличения^ Скромных размеров монитор на динамиках ScanSpeak 18W/8542-00 и SEAS 27TFFC. Внешний вид может найти сходство с известными брендовыми АС, но фильтр здесь далеко не клон и хорошо сбалансирован. Чем “студийный монитор” отличается от любого другого “H-iFi” громкоговорителя? Настоящий студийный монитор должен иметь достаточно плоскую АЧХ, что позволяет …
  • Любительский телевизор — Корниенко А.Я.Любительский телевизор — Корниенко А.Я.
    ^Нажмите для увеличения^ Массовая радиобиблиотека (МРБ) выпуск 12 Любительский телевизор Автор(ы): Корниенко А.Я. 1949 год В брошюре описано как самостоятельно изготовить и наладить любительский телевизор. В брошюре дано описание самодельного устройства простого лампового выпрямителя и элементарно изложен принцип его работы, подробно описаны способы изготовления некоторых деталей выпрямителя, приведены две простые …