DIY » Статьи » Ламповые Усилители » Двухтактный усилитель на 6П43П-Е и 6Н1П

Двухтактный усилитель на 6П43П-Е и 6Н1П

При построении стереоусилителей с целью уменьшения габаритов часто используют в качестве силовых трансформаторов тороидальные. К построению лампового усилителя ЗЧ я подошел весьма радикально и все моточные компоненты нижеописанного аппарата в основе своей имеют тороидальный магнитопровод. Это пара выходников, пара дросселей и силовой трансформатор. Структурно схему устройства можно поделить на два блока:
1)Блок питания;
2)Каналы усиления.
Рассмотрим блок питания (Рис.1).

^Нажмите для увеличения^

Обычно в качестве гасящих сопротивлений для подачи анодного напряжения на входные каскады используются простые резисторы. Их недостатки очевидны: большое тепловыделение и низкий уровень фильтрации. Куда предпочтительнее в этом случае использовать дроссели с необходимым активным сопротивлением обмотки. Для бОльшего разделения каналов питание входных каскадов каждого из каналов разделено своими дросселями, намотанными на одном магнитопроводе. Точнее – двухобмоточным дросселем. Выходные каскады, как видно по схеме блока питания, питаются от одного источника.
Каналы стереоусилителя, естественно, идентичны. Один из них представлен на (Рис.2). Почему 6П43П-Е вместо традиционной 6П14П? Мое мнение совпадает со мнением в [1], эта лампа наиболее звучащая из ламп линейки 6П14П, 6П43П, 6П18П и им подобных. В качестве входной лампы применена 6Н1П, с ней усилитель показал себя наиболее тяжело звучащим, а именно эту цель я и преследовал. ВАХ лампы 6П43П-Е было найти непросто, единственный источник – [2].

^Нажмите для увеличения^

Схема двухтактная с фазоинвертором. Характерно, что выходная обмотка трансформатора Т2 электрически не соединена с «землей». В процессе настройки усилителя я подсоединял один из выводов вторичной обмотки трансформатора к земле, но разницы в звуке не нашел и потому оставил выход усилителя «в воздухе».
В схеме отсутствуют элементы регулировки. У меня было около двух десятков ламп 6П43П-Е (еще с советских времен), и мне удалось подобрать лампы в пары. То же самое касается и триодов ламп 6Н1П.
Монтаж усилителя навесной. Первыми паяются накальные провода. Затем резисторы, соединяющие накальные обмотки с общим проводом. Далее прокладывается общий провод. Он представляет из себя залуженый медный проводник диаметром 1 мм, но конечно же можно (или даже нужно!) и толще. Прокладка общего провода показана на (Рис.3) красным цветом. Жирными черными кругами отмечено расположение трансформаторов С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ корпуса. Дроссель с двумя обмотками монтируется эпоксидной смолой внутри корпуса под однообмоточным дросселем. Ламповые панельки к металлическому корпусу так же приклеены смолой. При аккуратном монтаже получается красивое и прочное соединение, причем без всяких болтов. Зеленым цветом отмечены области, в которых следует монтировать электролитические конденсаторы. Диодный мост обозначен на монтажной схеме коричневым цветом. Катодные электролитические конденсаторы обозначены оранжевым цветом. Длина всех соединительных проводов минимальна.

^Нажмите для увеличения^

О деталях немного. Все межкаскадные конденсаторы марки К73-9, неполярные конденсаторы в фильтре питания марки К73-17 (покупал когда-то под транзисторный усилитель, ну надо же их сейчас куда-нибудь девать). Шунтирующие конденсаторы диодов выпрямителя – марки КСО. Их так же полезно ставить в звуковой тракт. Электролиты в катодах выходных ламп фирмы SANWHA. Неполярные конденсаторы в катодах всех ламп так же марки К73-17. Данная расстановка марок конденсаторов по схеме выбрана в соответствии с [3]. Резисторы в цепях накала – углеродистые марки С2-33-Н2.
Моточные данные силового трансформатора рассчитывались по методике, приведенной в [4]. Моточные данные дросселей приведены в (Табл.1). Магнитопровод дросселей имеет немагнитный зазор. Секции первичной обмотки выходного трансформатора соединяется последовательно. Секции вторичной обмотки-параллельно. Все моточные компоненты, кроме выходных трансформаторов, были изготовлены мной самостоятельно; намотать выходные трансформаторы я доверил профессионалам.

^Нажмите для увеличения^

Конструктивно усилитель выполнен в виде металлического шасси (220 на 300 на 40 мм) с открытым дизайном, то есть все лампы и трансформаторы выведены на поверхность. На передней панели отсутствуют какие-либо регулировки и выключатели, и вот почему: громкость регулируется в принципе на любом источнике сигнала, так зачем пропускать сигнал через еще одну деталь? Выключатель сетевого напряжения расположен на задней панели. Таким образом я избежал проводки сетевого провода через весь усилитель к передней панели, где обычно монтируется кнопка включения, тем самым существенно сократив уровень фона на выходах усилителя. То есть длина проводов внутри корпуса, по которым протекает сетевое напряжение, минимальна. Внешний вод усилителя представлен на (рис.4). Корпус его покрашен в желтый цвет из распылителя.

^Нажмите для увеличения^

^Нажмите для увеличения^

силитель используется, как компьютерный. Даже с такой простой акустикой, как Microlab Solo-1 звук получается потрясающий, с на удивление сильным басом. Применение дросселей в питании каждого из каскадов усиления и грамотный монтаж позволили снизить фон до практически неслышимого уровня.
Акустику Microlab Solo-1 пришлось немного переделать, так как только одна из колонок предназначена для непосредственного подключения к усилителю, то есть является пассивной. Вторую колонку, внутри которой находится родной микросхемный усилитель, следует разобрать, отвинтив радиатор от деревянного корпуса. Два провода, идущие от фильтра звуковых частот непосредственно к усилителя, следует отпаять от дорожек платы. Так же следует отпаять от выходных клемм-зажимов, предназначенных для подключения второй колонки, провода, соединяющие эти клеммы с выходом второго канала усиления на плате. Провода, идущие от фильтра звуковых частот, припаиваются к клеммам-зажимам. Таким образом мы получаем две пассивные акустические системы. Саму плату усилителя и трансформатор можно извлечь из корпуса колонки, а вот радиатор следует оставить, так как он служит частью корпуса колонки.
Литература:

1. Торпкин М.В. — Ламповый Hi-Fi усилитель своими руками. — Наука и техника, Спб, 2006, 272 с.
2. http://www.audioportal.su/attachment.php?attachmentid=2588&d=1159185499
3. Дмитриев Д. — Оценка влияния переходных конденсаторов на звучание усилителя — Вестник АРА, Спецвыпуск, с. 15-17;
4. Мартынихин Г. — Расчет тороидальных трансформаторов – Радио, 1972, №3, с.42.

Автор:  Андрей Тимошенко  http://www.heavil.ru

 

 

 

 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также:

  • Marantz. История компанииMarantz. История компании
    Бренд: США – Япония marantz.com ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^ Marantz — компания производящая и продающая аудиооборудование для профессионального и бытового применения от класса «выше среднего» до класса Hi-End. Первая аудио продукция под брендом Marantz была сконструирована и произведенеа Солом Маранцем в его собственном доме в Кью Гарденз, штат …
  • 1 ГД-401 ГД-40
    ^Нажмите для увеличения^ Назначение: применение во встроенных открытых акустических системах переносной и стационарной малогабаритной бытовой радиоаппаратуры для работы в помещениях и на открытом воздухе. Технические характеристики: Эффективный рабочий диапазон частот: 100 – 10000 Гц Чувствительность: 93 дБ Неравномерность АЧХ: 15 дБ Среднее стандартное звуковое давление: 0,27 Па Номинальное электрическое сопротивление: …
  • 12LP4 — Электронная лампа12LP4 — Электронная лампа
    ^Нажмите для увеличения^     Источник
  • Новое в ламповых радиовещательных приемниках — Флейшер С.М.Новое в ламповых радиовещательных приемниках — Флейшер С.М.
    ^Нажмите для увеличения^ Массовая радиобиблиотека (МРБ) выпуск 417 Новое в ламповых радиовещательных приемниках Автор(ы): Флейшер С.М. 1961 год Книга содержит обзор новинок в схемах и конструкциях современных ламповых радиовещательных приемников по материалам зарубежных периодических изданий, а также отечественной литературы. В частности, большое внимание уделено вопросам стереофонии и конструирования низкочастотного тракта, …
  • Как починить телевизор (2-е изд.) — Лопатин К.Г.Как починить телевизор (2-е изд.) — Лопатин К.Г.
    ^Нажмите для увеличения^ Массовая радиобиблиотека (МРБ) выпуск 1020 Как починить телевизор (2-е изд.) Автор(ы): Лопатин К.Г. 1980 год Даются рекомендации по отысканию и устранению простейших неисправностей телевизоров. Первое издание книги вышло в 1974 г. Настоящее дополнено сведениями по отказам в современных телевизорах. Для радиолюбителей, знакомых с принципами телевидения. Книга рассчитана …