Данный усилитель проектировался по просьбе А.Шевченко из Киева, чем обусловлена его схема, применение типов ламп и трансформаторов.
![]() |
^Нажмите для увеличения^ |
![]() |
^Нажмите для увеличения^ |
![]() |
^Нажмите для увеличения^ |
Усилитель выполнен с фиксированным смещением ламп выходного каскада.
Сигнал через регулятор громкости поступает на сетку левого триода лампы 6Н9С, снимается с его анода на управляющую сетку лампы выходного каскада и одновременно через делитель напряжения поступает на сетку правого триода 6Н9С, переворачивается по фазе и поступает на управляющую сетку второй лампы выходного каскада. Выбор данной схемы фазоинвертора обусловлен лучшим звучанием и бОльшим коэффициентом усиления этой конструкции по сравнению с другими конструкциями фазоинверторов с резистивной нагрузкой.
Сигнал на сетки ламп выходного каскада поступает через разделительные конденсаторы и “антизвонные” резисторы, которые служат для предотвращения самовозбуждения выходного каскада при некорректном монтаже.
На управляющие сетки ламп выходного каскада также подаётся напряжение смещения с регулируемых делителей напряжения, выполненных на подстроечных резисторах.
С анодов выходных ламп сигнал поступает на выходной трансформатор, с него – в нагрузку. Выходные лампы могут работать в двух режимах–триодном, ультралинейном.
Выбор режима осуществляется с помощью сдвоенного переключателя П1.
Схема второго канала полностью идентична схеме первого.
![]() |
^Нажмите для увеличения^ |
Настройка усилителя:
Первый каскад настраивается по падению постоянного напряжения 1,8-2В в контрольной точке на катодном резисторе подбором номинала этого резистора.
Второй каскад настраивается по падению постоянного напряжения в контрольных точках на катодных резисторах 1 Ом ламп выходного каскада, путём регулировки напряжения смещения на управляющих сетках этих ламп. Падение напряжения на них должно быть 0,35-0,4В, что соответствует току анода каждой лампы 35-40мА. Наиболее “экономные” могут снизить токи выходных ламп до 25-30мА. Я думаю, излишне напоминать о том, что все эти настройки нужно производить в режиме молчания.
По переменному напряжению фазоинверсный каскад настраивается при подаче переменного напряжения около 0,5В с частотой 3кГц на сетку левого триода лампы 6Н9С, подстроечным резистором в цепи сетки правого триода лампы выставляется одинаковое по величине переменное напряжение на анодах лампы. При этом нужно пользоваться вольтметром с входным сопротивлением не менее 1мегОм.
При настройке вторичную обмотку выходного трансформатора усилителя необходимо нагрузить на активное сопротивление, близкое к номиналу акустической системы.
Излишне напоминать, что это сопротивление должно быть достаточной мощности.
Трансформатор питания этого усилителя выдаёт переменного напряжения на анодной обмотке 250-270В, при токе не менее 0,3А для ламп 6П3С и не менее 0,4А для EL34. Обмотка напряжения смещения должна быть 40-50В переменного напряжения.
Накальные обмотки должны быть не менее 3А для питания накалов 6П3С и не менее 4А для питания накалов EL34.
Выпряимтели-мостовые, диоды анодного выпрямителя шунтированы плёночными конденсаторами, анодные 10нФх400В, смещения 1,5нФх160В.
Дроссели ДР-0,4-0,34 от телевизоров УЛПЦТ имеют 750витков провода 0,31 на железе Ш16 х 21, активное сопротивление 16 Ом, служат для фильтрации анодного напряжения и дополнительной развязки между каналами по анодному напряжению, желающие могут их не применять, если результат не важен, или нужна наименьшая стоимость, экономия на них будет примерно 2$.
![]() |
^Нажмите для увеличения^ |
Применямые детали:
Выходные лампы предварительно подобрать попарно, желательно подобрать четыре близких между собой по току анода. 6Н9С тоже желательно подобрать по минимальному расхождению падения напряжений на анодах триодов.
Разделительные конденсаторы 0,22 и 0,5мкФ х 250В К78-2, или К71-7, шунтирующий конденсатор 4мкФ в средней точке выходного трансформатора – бумажный на напряжение 400В, можно применить плёночный на это напряжение, остальные шунтирующие конденсаторы — плёночные К73-17.
Электролитические можно применить “Samsung”, “Treс”, или другие.
Резисторы в цепях анодов, управляющих сеток желательно применить ВС, остальные – МЛТ, подстроечные резисторы – СП, СПО. Регулятор громкости — самый лучший, что сможете приобрести, можно применить два раздельных.
Выходные трансформаторы от радиолы «Симфония», можно применить другие РР, не меньшей мощности, силовой трансформатор – ТАН107, или другие, подобные ему, немного большей мощности.
Чувствительность усилителя порядка 0,65В.
Для уменьшения чувствительности до 1,5В:
В фазоинверторе применить лампу 6Н7С, резисторы в анодах заменить на номинал 33-36к 2Вт, в катоде 250-270 Ом падение напряжения на нём следует подобрать порядка 2,5В.
Резистор фильтра в цепи анодного питания уменьшить до 1-1,3к.
Следует увеличить ёмкость межкаскадных конденсаторов до 1мкФ, уменьшить номинал резисторов утечки в цепях сеток выходного каскада до 110-130к.
![]() |
^Нажмите для увеличения^ |
Выходная мощность усилителя с подобранными лампами лампами 6П3С в триодном включении 6Вт при КНИ порядка 0,3%, в ультралинейном около 12Вт при КНИ 0,5%.
При применении EL34 выходная мощность возрастёт в 1,4 раза.
Возможно применение в выходном каскаде ламп 6П6С и Ф6С, при этом ток покоя выходных ламп 25-30мА, выходная мощность в сравнении с 6П3С снизится примерно в 1,5 раза.
Удачи и хорошего звука!
Отзыв:
>Анатолий, у меня праздник. Запустил усилитель. >Я знал, что будет хорошо, но я не ожидал, что на столько. >Эмоции переполняют. >Праздник ДВОЙНОЙ. Колонки выдали такое звучание! >А я уже собирался потихоньку от них избавляться. >Слушаю усилитель. >Работает без всякого намека на ламповый окрас старой Симфонии. Каких-либо >искажений я не услышал. Чувствуется большой запас. >Существенно добавилось низких. Улучшилась атака, четкость. >Динамик 2А-12 стал как бы более контролируемым. >Увеличилось послезвучие, это когда например, звуки-ноты дольше висят в воздухе. >Нет никакого желания паять темброблок. >Разница между ультралинейным режимом и триодным существенна. >Поначалу кажется, что лучше ультралинейный. Больше напора, драйва, баса. >При переключении в триодный режим через несколько минут отмечаешь, что баса >достаточно и его нисколько не уменьшилось. >А вот слух меньше напрягается, триодный звук более приятный. >Звучание стало упругим, буквально пружина. >Ультралинейный со временем утомляет и просится переключиться на триод. >Ультралинейный режим будет хорош для рок — музыки. |
>Alexander Shevchenko
<sashashev(dog)list.ru >
Читайте обсуждение этой статьи на нашем форуме >>>