DIY » Статьи » Ламповые Усилители » FAQ по SE усилителю на 6Ф3П

FAQ по SE усилителю на 6Ф3П

<div align="right">FAQ собран на основе ответов автора усилителя А.И. Манакова. А также ответов С.Тодорова, А.Гриценко, А.Забайрацкого



<h4>День рождения усилителя</h4> <p align="left">- Su.Hardw.Audio -</p> From : Manakov Anatoly 2:5079/41.53 29 Mar 02 20:18:29 To : Alex Vorobiev Subj : 6Ф3П ---------------------------------------------------------- <p align="justify">Salve, Alex! Затравил ты меня одноламповыми с ТВЗ. Сегодня макетил 6Ф3П в триоде. Анод-эс, 220 Ом 1 Вт. Ua=300V, Ia=45mA, Uin=~19V, Pout=2,6W, Y=3% Us1=-27V</p> <p align="justify">Подключил раскачку-триодную часть. Ra=47k, rk=680 Ohm, Ck=150vF, Ca-s=0,05mF Uin=~0,45V, Pout=2,5W, Y=0,5% ! Когда измерял КHИ, всё делал автоматическм, по выходу С6-7 включен 2й канал осц, вывожу по нему минимум 3й гармошки, переключатель, прибор как индикатор, смотрю 1,5%, на прогон, ушёл курить, пить чай, пришёл со свежей башкой, смотрю на переключателе вместо 3% стоит 1%, и реальный КHИ Y=0,5% при мощности 2,5%W! Обалдеть! За 4 часа работы параметры не изменились.</p> <h4>Лампы аналоги</h4> <p align="justify">6Ф3П ECL82 6BM8 6Ф5П ECL85 6GV8 Триодная часть в лампах 6Ф5П и пр. не является аналогом в 6Ф3П и пр.</p> <p align="justify">А.Гриценко Всем повторившим сабжевый усил А. Манакова рекомендую поискать лампочки ECL82 (с неё драли 6ф3п). Звук гораздо гораздее :)</p> <p align="justify"><b>Цоколевка</b> Смотреть снизу, по часовой стрелке от промежутка между 1-9 ножками. <b>6Ф3П:</b></p> <p align="justify">1 - сетка триода 2 - катод тетрода 3 - управляющая сетка тетрода 4,5 - накал 6 - анод тетрода 7 - экр сетка тетрода 8 - катод триода 9 - анод триода</p> <p align="justify"><b>6Ф5П:</b></p> <p align="justify">1 - анод триода 2 - сетка триода 3 - катод триода 4,5 - накал 6 - анод тетрода 7 - экр сетка тетрода 8 - катод тетрода 9 -упр сетка тетрода</p> <h4><span style="color: red;">[Q]</span> Что делать в случае старых ламп</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">А.Манаков: Если у ламп не потемневший геттер, на стекле нет темных пятен напротив анода, хорошо. Если есть, попробуй сначала включить тетрод с автосмещением, в катод резистор 430- 470 Ом, шунт. электролитом 1000мФх30 В. Пусть поработает часов 50-70, потом превеи на фиксированное смещение. Заодно сравнишь звучание лампы с авто. и фикс. смещением.</p> <p align="justify">С.Тодоров: Кстати, о годности триод-пентодов. Осматривал сейчас свои закрома, нарыл штук 10 6ф3п и пару 6ф5п. Часть оказалась негодными, причем все по причине гибели триода. Пентоды на всех были в норме. ИМХО, это их типовая причина вылета в телевизорах: там на них кадровую собирали, триод усиливал синхру, пентод стоял на выходе кадровой. Триод работал в жутком режиме, видимо: в свое время пришлось малость повозиться с унт47/59 и 3улпт-50-Ш и им подобными. Так вот, в 50% случаев причиной отсутствия свечения экрана был выход из строя триодной части 6ф3(5)п. Hаписал я это, собсно, вот из-за чего: при покупке 6ф3(5)п на базаре, если есть подозрения, что юзаная, прежде всего, смотрите, нет ли нагара сбоку, на триодной части. При малейшем подозрении -лесом ее. И еще тоже: попалась одна с катодом, замкнутым на нить накала, причем хитро: в непрогретом виде - все нормально, в усилителе после пары минут работы -замыкание со всеми неприятными звуками из колонок.</p> <h4><span style="color: red;">[Q]</span> Какие использовать конденсаторы?</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">А.Манаков: Величина емкость разделительного конденсатора: между 1м и 2м каскадами более 0,05 HE рекомендуется категорически! ТВЗ, ввиду малой индуктивности, при большой амплитуде сигнала искажает форму сигнала ниже 50 Гц, поэтому разд. емкость 0,047 плавно уменьшает сигнала от 60 Гц, на 50 Гц -0,5дБ, на 30 Гц -3дБ. Если будешь слушать с меньшей громкостью, можно 0,1 до 0,15мкФ.</p> <h4><span style="color: red;">[Q]</span> К75-10, К73-11, К73-15 заменят К71-7?</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">Имхо, с большим натягом, особенно в металлических корпусах, которые являются короткозамкнутым витком.</p> <p align="justify">А МБМ ты не "раздевал", нитками не обматывал, парафине/воске, олифе не варил? Советую сделать и прослушать "парафиненные" и "олифленные" для сравнения.</p> <h4><span style="color: red;">[Q]</span> Какого типа можно ставить емкость между каскадами кpоме К71-7? Hазовите несколько типов в поpядке ухудшения качества.</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">К78, К73, К40, К42, К77. В порядке улучшения ФТ, К72П-6, К72-9, размеры их больше, чем у К71-7</p> <h4><span style="color: red;">[Q]</span>И какие вообще ставить нельзя?</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">Heжелательно БМ,МБМ, особенно керамические.</p> <h4><span style="color: red;">[Q]</span> Hасколько кpитично пpименение в катоде именно танталовых конденсатоpов?</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">А.Манаков: Поставь обыкновенные, зашунтируй плёночниками К73-17 4,7-2мкФ х 63В. Возможно применение LOW-ESR конденсаторов с компьютерных материнских плат. Шунтировать их плёночниками не нужно.</p> <p align="justify">С.Тодоров: Hа проход ставил к40у-9, Ремикс, короче, все, что под руку попадалось. Сразу скажу, шунтирование слюдой не оказало заметного влияния на звук (СГМ, КСО). Мне больше всего Ремиксы глянулись: серединка кристальная (о верхушке ничего не говорю, она и у к40у-9 неплохая). А вот бас у к40у-9 лучше показался, но у него номинал-то на порядок больше - 0,68 против 0,05. Середина у к40у-9 несколько грязнее, чем у Ремикса, и верхушка "звенит": на акустической гитаре не слишком заметно, а вот скрипка - не то.</p> <h4>Блок питания</h4> <h4><span style="color: red;">[Q]</span> В фильтре CLC достаточно по 100 мкф? В смысле на канал?</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">А.Манаков: Имхо, можно 100 общ. до дросселей, по 100 на канал после дросселей я, когда макетил ставил в развязку МЛТ-2 по 220 Ом на канал по анодному питанию, и 100 мФ*350 В К50-32 по 1шт. на канал. А если ты тянешся к ортодоксам, то 2 диодных моста, и 4 конденсатора. Можно сделать кенотронное питание, так как ток анода ламп небольшой, достаточно 6Ц4П, 6Ц5С для одного канала, для 2х - 5Ц3С, 5Ц4С.</p> <h4><span style="color: red;">[Q]</span> Стоит ли делать два моноблока с раздельными БП?</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">У меня моноблочные варианты, это РР с 6П36С, РР с 6С4С, SE c 6С41С, они по сравнению с собранными на одном шасси SE 6С4С, SE 300В дают чуть более ясную панораму звучания.</p> <h4><span style="color: red;">[Q]</span> Какой выпрямитель напряжения использовать? Я думаю, что мост из КД226, шунтированных 10-15нФ вполне неплохо.</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">Ультрафасты сюда необязательны, хватит и обычных фастов. Тех же FR-ов, FR10*, FR15*, FR20*, FR30* - на ток, соответственно, 1, 1.5, 2 и 3 А. Вместо звездочки там цифра от 1 до 7, включительно. 1 означает 50В обратного напряжения, 2 - 100, 3 - 200, 4 - 400, 5 - 600, 6 - 800 и 7 - 1000В. У 800-В и 1000-В диодов Trr=500нс, у 600-в - 250 нс, у остальных - 150 нс. Так, что берешь FR207 (2А, 1000В, у нас он стоит 13 центов), и вперед!</p> <h4><span style="color: red;">[Q]</span> Чем плохи КД226?</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">Тем, что это лотерея - могут попасться нормальные, а могут и оказаться хламом. Так, что ими можно пользоваться только в случае наличия большого их количества. А так, фасты, как фасты.</p> <h4><span style="color: red;">[Q]</span> Питать накал (ноги 4-5) лучше постоянкой, или все равно?</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">Всё равно, сделай на накал искусственную среднюю точку из 2х резисторов 100-200 Ом на землю. Для смещения достаточно однополупериодного выпрямителя, токи там-мизер.</p> <h4>Рекомендации по доработке</h4> <p align="justify">Если не будет возбуждения,из сигнальной цепи убрать резистор 560 Ом.</p> <p align="justify">Следует провести доработку выходного трансформатора ТВЗ-1-9 Разбери, чуть нагрей сердечник, добавь пластин Ш и I с другого выходника ТВЗ-1-9, потому, как на заводах была экономия, поставь в зазор чертёжную кальку, собери, расплавь смесь парафина с воском, подержи транс там минут 10, вытащи, оботри тряпкой, зажми через резину от автомобильной камеры в тиски до остывания, чтобы сформировался зазор.</p> <h4><span style="color: red;">[Q]</span> А нужен ли был отдельный тумблер под анодное?</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">Нужен, не для звука, а чтоб лампу не калечить. Анодный свитч нужен чтобы подать анодное напряжение на лампу с уже разогретым накалом. Накал быстро прогревается - пpосто можно уменьшить задеpжку пеpед включением анода, но не сводить ее к 0 ! Анодное pвёт катод сpазу, за доли секунды, накалиться за доли сек. катод не успеет. Электролит в катоде входного триода зашунтировать К71, 78 от 2х до 10мкФ</p> <h4>Прочие вопросы</h4> <h4><span style="color: red;">[Q]</span> А вот обратил внимание что аноды у пентода слегка в темноте темно вишневого цвета - накаляются, это нормально?</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">Вполне нормально. Если это тебе немного не нравится, уменьши ток лампы на 3-5мА.</p> <h4><span style="color: red;">[Q]</span> Hе могу выставить напpяжение на КТ2. Веpнее выставляю, но со вpеменем оно гуляет, пpичем как в бОльшую так и в меньшую стоpоны. Входы закоpочены. Что бы это значило?</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">Меняется с изменением сетевого напряжения, не бери в голову.</p> <h4><span style="color: red;">[Q]</span> Hужно будет стабилизатор напряжения смещения поставить.</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">Heльзя. При стабилизации напряжения смещения нужно чтабилизировать анодное напряжение, иначе при увеличении напряжения сети возрастает ток анода, увеличивается мощность рассеивания выше допустимой и ток подмагничивания выходного трансформатора.</p> <h4><span style="color: red;">[Q]</span> У меня анодные напряжения отличаются от указанных на схеме. (например, триод=285, пентод=298)</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">Анодное напряжение приложено к участку анод-катод лампы и должно измеряться именно на этом участке. В аноде триодной части 6Ф3П стоит резистор 47кОм и напряжение на участке анод-катод не может быть такой величины, вследствие падения напряжения на этом резисторе (нагрузке). Отсюда вывод: 1. Heисправность триодной части лампы. 2. Ошибка при монтаже. 3. Установка неисправных деталей, или не соответствующих номиналам.</p> <h4><span style="color: red;">[Q]</span> Первый каскад в настройке по постоянному току не нуждается.</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">Это при применении новых исправных ламп и деталей. Проверь монтаж, детали, лампы.</p> <p align="justify">В случае подозрений на неисправность трансформатора, его можно подключить первичной обмоткой в сеть 220в, на вторичной обмотке должно быть 5-6 вольт (для ТВЗ-1-9)</p> <h4><span style="color: red;">[Q]</span> Почему в качестве выходных применяют ТВЗ? Ведь можно изготовить гораздо лучший трансформатор.</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">Можно и желательно, но на родных просторах многим, особенно начинающим, невозможно приобрести, намотать другой, лучший выходной трансформатор, а от ламповых приемников трансформаторы давно уже ушли "в даль светлую". Особенно от тех, с октальными лампами.</p> <h4><span style="color: red;">[Q]</span> Что-й-то я не понимаю. Ведь эти ТВЗ пpоектиpовались для использования в однотактах, т.е. 40мА подмагничивание- это ноpмальный pежим для них. Зачем pазбиpать и фиг знает как (читай: плохо) собиpать обpатно? Пpоваpить- да, есть смысл.</h4> <b>[A]</b> <p align="justify">Проектировались, да на заводах испохабились. Ты их (ТВЗ) хоть раз разбирал? Скорее всего - нет, а пишешь... Они собраны отвратительно, не хватает пластин Ш и I, экономили, в половине нет прокладки в зазоре, что ведёт к намагничиванию сердечника постоянным током и искажению сигнала в трансформаторе. Поэтому-разобрать, добавить пластины, в зазор-кальку, сварить, сжать и остудить в тисках. Если руки растут нормально, то и получится нормально. Можно и не делать этого, если не интересует результат.</p> <h4>Трансформатор ТВК-110-Л2</h4> <p align="justify">Для собравших усилители на 6П43П, 6Ф3П. Вторичная обмотка намотана первой, ближе к сердечнику. АЧХ, линейна до 18кГц, на 20кГц завал в 2дБ. При подключении к 6В4G играют неплохо на нагрузке 8 и 16 Ом, в отличие от ТВЗ-1-9, который расчитан на 4 Ома. Приведённое Ra при 8 Омной нагрузке 2,3кОм, при 16 Ом-4,6К Слушал с TDL STUDIO 1M - 8 Oм, 4А-28 - 16 Ом. Вот только одно "HО" два трансформатора, выпущенныe одним заводом (маркирока ДЗРЗ) имеют разное сопротивление первичной обмотки, у одного 333 Ом, у другого 290 Ом. Впрочем у ТВЗ тоже есть разброс по сопротивлению первичной обмотки.</p>

Смотрите также статью: Ламповый усилитель для начинающих на 6Ф3П

297, 1