DIY » Статьи » Ламповые Усилители » Ламповоый усилитель в стиле Entry Level

Ламповоый усилитель в стиле Entry Level

Было поставлено конкретное задание:
лампы с поучительным звуком для начинающих и
чтобы недорого. Однотактных схем и без меня
сочинено достаточно, но простота их
кажущаяся. Впрочем, путешествуйте по
Интернету, и вам многое откроется, а мы
исследуем нестандартные пути.

Увас нет
средств для инвестиций в собственный
ламповый усилитель? Совсем нет? Но хоть на
маршрутку до Митино и кое-какой
невыразительный хлам наберётся? Тогда за
дело. Сегодня мы обратимся к мостовой схеме
на мощных стабилизаторных триодах 6Н13С.

Можно вести долгие теоретические споры о
том, является ли SRPP двухтактной схемой с
внутренней фазоинверсией или однотактной с
динамической нагрузкой, но их пара в любом
случае составит симпатичный мост с полезными
для нас свойствами. Во-первых, его выходное
сопротивление оказывается близко к
внутреннему сопротивлению одного триода (в
нашем случае порядка 500 Ом), а во-вторых,
через нагрузку не течёт постоянный ток и не
требуется отвода от средней точки. Благодаря
этому выходной трансформатор существенно
упрощается, габариты его невелики.

 

^Нажмите для увеличения^

Нужно сказать, что подобная структура уже
как-то предлагалась в журнале «Радио» году
эдак, если не ошибаюсь, в 63-м прошлого
столетия. Но там авторы, желая
минимизировать конструкцию до предела,
предложили непосредственное питание от
электросети без трансформатора, что всё-таки
опасно и на наших страницах не может быть
рекомендовано, — в бюджет редакции не
заложены выплаты компенсаций жертвам
несчастных случаев. Но идея хорошая, и
почему бы её не развить, отделив оконечный
мост от сигнальной части и драйвера
переходным трансформатором, который заодно
выполнял бы роль фазоинвертора. Если
изоляцию между его (а также выходного)
первичной и вторичной обмотками выполнить по
нормам трансформаторов силовых, то
требования электробезопасности будут
соблюдены, а схема сильно упростится.

Пора рассмотреть её поподробнее.
Драйверный каскад выполнен на
запараллеленных половинках лампы 6Н23П-ЕВ,
что позволяет получить достаточное усиление
при внутреннем сопротивлении порядка 1,2
кОм. Смещение автоматическое, но где же
регулятор громкости? А зачем? Выходная
мощность устройства не превышает 6 Вт, а
согласовать чувствительность с конкретным CD
можно, включив резистор последовательно с
R1. Сомнительно, чтобы вам пришлось гасить
сигнал более чем в два раза.

Схема выходного каскада настолько проста,
что вряд ли требует пояснений. Его питание
осуществляется, как уже было упомянуто, от
сети при помощи простейшего
однополупериодного выпрямителя VD1, C9, а
VD2, C6, совместно с делителем и фильтром
R11, R12, C7, C8 обеспечивают фиксированное
сеточное смещение. R2, 3, 7, 8, 9, 10, 13,
14 предотвращают самовозбуждение на
ультразвуке, которое может сильно испортить
радость встречи с Hi-End’ом начального
уровня.

Питание драйвера не рассматривается, —
полагаю, желающие повторить схему смогут
найти способ получить +300 вольт приемлемого
качества с помощью подручных средств. Для
накалов придётся изыскать что-нибудь
достаточно мощное — каждая 6Н13С тянет 2,5 А
тока. Мне кажется, было бы очень здорово
выполнить каналы в виде моноблоков с
раздельным питанием, это весьма благоприятно
отозвалось бы на звуке. Кстати, указанную на
схеме фазировку сети желательно соблюдать. В
данном случае — не из соображений
безопасности, а исходя из минимизации помех
и заметного влияния на звук и стереобазу.

О деталях. Всё указано в таблице, а о
том, что практически все конденсаторы
(особенно С1, С5) влияют на звук, вы знаете
не хуже меня. Их тип определяется вашими
финансовыми возможностями и, надеюсь, зрелым
сформировавшимся взглядом на то, что в конце
концов должно получиться за вполне
определённые деньги. Ёмкости С9 никогда не
будет мало. Дело в том, что пульсации
скомпенсированы, пока тихо. Голос, сила,
тембр и динамика отплатят вам за повышенное
внимание к фильтру выпрямителя.

О трансформаторах. Всё понятно, но мы
должны построить нечто из ничего, а потому
советую обратить внимание на выходники от
хита магнитной записи конца 60-х «Днепр-14».
Их, по-моему, было в употреблении столько,
что исчезнуть в никуда полностью эта армада
физически не могла даже за 30 лет. Полагаю,
что есть немало мест, где останки данного
монстра можно выкупить по цене, соизмеримой
с бутылкой водки среднего качества,
позаимствовав оттуда выходной трансформатор
на железе Ш19х33 (вполне сойдёт и
аналогичное изделие от «Симфонии» на
Ш20х30). Из него мы делаем как межкаскадный,
так и выходной трансформатор.

В первом случае первичная и каждая
половина вторичной обмотки должна содержать
по 1800 витков провода 0,1, уложенного виток
к витку примерно в 11 слоёв. Не придумывайте
хитрости с секционированием — жизнь показала
(а вернее, один разломанный раритет третьего
рейха), что наилучшие результаты даже в
номинации крутого Hi-End’a выходят, когда
сначала кладёшь половинку вторички, потом
первичную, потом вторую половину. Всё. Для
безопасности, которая упоминалась, картонная
или бумажная изоляция между I и II должна
составлять не менее 0,6 мм.

В выходном трансформаторе на том же
железе для нагрузки, скажем, 8 Ом сделайте
так: намотайте 63 витка проводом 0,5.
Изоляция такая же, как и в межкаскадном, а
затем 500 витков 0,27. Опять изоляция и
снова 63 витка тем же проводом, что и
вначале. Это будут две части вторичной
обмотки, которые следует соединить
параллельно (для 4 Ом нужно 45 витков 0,72),
а первичная, естественно, между ними. Думаю,
что не сложно и понятно без картинок.

Настройка? Подберите R4 так, чтобы на
аноде VL1 было 150В, а R12 до одинаковых
напряжений между анодом и катодом верхней и
нижней половинок 6Н13С. Больше ничего не
потребуется, кроме установки
чувствительности. Впрочем, если так хочется,
установите вместо R1 потенциометр
соответствующего номинала. Осталось пожелать
удачи и оптимизма на начальном уровне.

Детали

VL1 6Н23П-ЕВ
VL2,3 6Н13С
VD1,2 КД226Д
С1 100мФ х 6,3В
С2 0,1мФ
С3 100мФ х 400В
С4 0,22мФ
С5 2мФ х 250В
С6 100мФ х 400В
С7 100мФ х 100В
С8 0,22 мФ х 100 В
С9 не менее 1000 мФ х 350 В
R1 M10 1Вт
R2, 3, 9, 10, 13, 14 62R 0,5Вт
R4 K10 0,5Вт
R5 K51 1Вт
R6 5K1 10Вт
R7, 8 68K 1Вт
R11 12K 10Вт
R12 2K2* 2Вт
R13, 14 K47 10Вт

Автор: Александр Тарим (Практика AV 2002 №2)

 

 

 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также:

  • Сметанин Б.М.Сметанин Б.М.
    Радиоконструктор В этой брошюре дано описание четырех панелей, предназначенных для наглядного обучения сборке различных радиоприемников. Каждая панель представляет собой отдельный каскад лампового радиоприемника: усилитель высокой частоты, детекторный каскад, усилитель низкой частоты и выпрямитель. При соединении двух или трех панелей получаются такие радиоприемники, как 0-V-1, 1-V-0, 1-V-1, и, наконец, используя все …
  • Доработка 25 АС-109 (установка ФИ и замена ВЧ)Доработка 25 АС-109 (установка ФИ и замена ВЧ)
    Несложная доработка акустической системы 25АС-109 позволит существенно повысить качество ее звучания. Это не потребует от радиолюбителя больших затрат и не изменит внешнего вида АС. Нужно лишь заменить давно устаревшую головку 5 ГДВ-1 на более современную 4 ГДВ-1 и установить фазоинвертор. Подробное описание и характеристики 25 АС-109 можно найти тут. Прежде …
  • Cтереофонический громкоговоритель на 8 ГДШ в моноблокеCтереофонический громкоговоритель на 8 ГДШ в моноблоке
    Мы уже давно привыкли к тому, что стереофонические установки имеют как минимум два разнесенных громкоговорителя. Как уже отмечалось, для дальнейшего улучшения звучания рекомендуется использовать четыре и более громкоговорителей. Но, как показывает практика, наличие нескольких разнесенных громкоговорителей загромождает жилое помещение, опутывает его проводами, создает некоторые неудобства. Поэтому у радиолюбителей и радиоконструкторов …
  • Гузевич О.Н.Гузевич О.Н.
    Электрогитара и усилитель В книге приведено описание устройства полуакустической электрогитары и специального усилителя с различными приставками. Подробно описаны способы изготовления отдельных деталей и узлов установки. Книга рассчитана на квалифицированных радиолюбителей, занимающихся конструированием электрических гитар и усилителей. Электромузыкальные щипковые инструменты В книге описываются различные электрогитары, как неакустические, так и полуакустические, а …
  • Усилитель СимфонияУсилитель Симфония
    При создании данного усилителя была поставлена цель создать качественный усилитель, подходящий как для прослушивания музыки, так и для просмотра фильмов. Так как усилитель многоцелевой, появилась необходимость в коммутаторе входов. Схема усилителя приведена на рис.1. ^Нажмите для увеличения^ Рис. 1 Усилитель полностью триодный. В качестве выходной лампы был выбран сдвоенный триод …