Для поиска необходимой информации - введите запрос в блоке "Поиск DIY".

Предусилитель-корректор RIAA Гусь-Хрустальный

«…Лучшие в мире усилители-корректоры делают в Одессе на Большой Арнаутской…»

Мне сделали ненавязчивое предложение. «…Значица так, есть предложение …… А если ты не согласишься, мы тебя зарэжэм». Ну, как тут было отказаться. Да плюс еще соображения плана: ура! меня возьмут в нештатные сотрудники легендарной Подпольной Лаболатории; ура! я нес «ТО САМОЕ БРЕВНО» на субботнике вместе с дедушкой Лениным…

Итак, о чем это я? Ах да, «Гусь-Хрустальный»! (См. «Усилители RIAA-коррекции на вакуумных триодах для «скоростных» (электродинамических) звукоснимателей», стр. 45).

Отклонения от схемы, представленной в указанной выше работе, согласованные с авторами И. Гапоновым и Е. Бабиченко:
— лампы 6Н9С;
— резисторы анодные ПТМН-1 — 91 кОм;
— «электролиты» в анодах К50-27 — 100 мкФ Х 450В;
— «пленка» в анодах К78-2 0,1 мкФ Х 1000В;
— разделительная ёмкость выходного каскада ССГ 0,2 мкФ Х 350В;
— выходной добавочный резистор ВС — 100 кОм.

Анодный и накальный трансформаторы раздельные. Анодный выпрямитель кенотронный.

При незаземленных через искусственную среднюю точку накалах — фон нетерпимый. При заземленных накалах через два резистора по 100 Ом, составляющих искусственную среднюю точку, выпрямление накала не влияет на уровень фона.

Весьма большая трудность — подбор точных величин сопротивлений и емкостей элементов для рассчитанных цепей коррекции. Конденсаторы и резисторы корректирующих цепей были выбраны следующими:

1) для варианта с «традиционной» коррекцией:

Расчетное значение Тип Измеренная величина емкости Отклонение
1n4 СГМ 1n392 -0,57%
1n4 СГМ 1n384 -1,14%
10n0 КСО 9n964 -0,36%
10n0 КСО 10n14 +1,4%

 

Расчетное значение, кОм Реализация Измеренная величина сопротивления, кОм Отклонение
29,7 14,78+14,61 29,39 -1,05%
29,7 14,79+14,69 29,48 -0,75%
970 984 984 +1,42%
970 964 964 -0,62%
31,5 15,51+15,72 31,23 -0,86%
31,5 14,96+16,24 31,2 -0,96%
302 152,3+150,3 302,6 +0,20%
302 271+33,1 304,1 +0,69%

2) для варианта с коррекцией «тау-1 на входе»:

Расчетное значение Тип Измеренная величина емкости Отклонение
11n5 КСО 6n758+4n749=11n507 +0,06%
11n5 КСО 6n734+4n750=11n484 -0,139%

 

Расчетное значение, кОм Реализация Измеренная величина сопротивления, кОм Отклонение
970,0 966 966 -0,41%
970,0 962 962 -0,83%
27,4 12,12+15,00 27,12 -1,03%
27,4 12,11+15,07 27,18 -0,81%
297,0 297 297 0,00%
297,0 262+34,2 296,2 -0,27%

(В таблицах «расчетное значение» взято из схемы на стр. 45, см. «Усилители RIAA-коррекции на вакуумных триодах для «скоростных» (электродинамических) звукоснимателей»).

Резисторы цепей коррекции «безродные»: и ВС и С2-**. Некоторые величины сопротивлений для практической реализации пришлось составить из двух резисторов. Величины элементов цепей коррекции мной не выбирались и не рассчитывались. По собственной инициативе я принял на веру данные, приведенные в указанной выше работе. За одним исключением. По причине применения иного усилительного элемента в каскаде внутреннее сопротивление каскада на 6Н9С уменьшилось на 3 кОм. Поэтому величины резисторов, указанные на схеме «Гуся-Хрустального» как 294 и 299 кОм, были приняты соответственно 297 и 302 кОм. Резисторы для реализации коррекции на «природной индуктивности звукоснимателя» ГЗМ155-II я подбирал по «одесской методике».

Режимы ламп всех каскадов одинаковые: Uа=220 В, Iа=2 мА, Uсм=-1,6 В.

Прослушивали на ламповом усилителе мощности под названием «БАБА КЛАВА». И что дальше?

Сравнивались три варианта:
1. «Традиционная цепь» коррекции.
2. Коррекция с «тау1 на входе».
3. Корректор УКУ Одиссей-021 (схема приведена ниже).

В ходе сравнения вариантов 1 и 2 при переключении в режим 2 расширяется стереобаза. Хотя, причем тут «база»? Звук разворачивается в ширину, глубину и, что интересно, даже в высоту. Расположение источников звука определяется четче и без напряжения. На записях с хором голоса не сливаются, а звучат отдельно, другими словами — нет каши. И что еще заметили, в варианте 1 звучит «бум», а в варианте 2 это -барабан. Может «это» и есть «легкое демпфирование»?

Что особо поразило: на записи мужика с трубой (Эдди Келверта с компанией) звук трубы ну, просто в натуре, в бесконечность уходит, по-другому не могу сказать.

В варианте 3 -всё, как и в случае 1, но звук зажатый, можно сказать: компрессор поработал. На корректоре с лампочками звучание легкое и динамичное.

На полупроводниковом корректоре хуже разделение голосов в хоре, голос солиста без нюансов, неровностей, шершавостей. Такое ощущение, что давятся подробности, передаваемые компонентами сигнала с низким уровнем, и остается только основной тон, голос, инструмент. Я бы сказал, что рояль на каменном корректоре звучит, как бестелесный инструмент, а с «Гусем» у рояля появляется корпус.

Оценивали уровень шумов корректирующих усилителей.
При переключении в положение «тау-1 на входе» появляется высокочастотный шум. Уровень его такой, что слышно, только засунув не голову, а ухо в колонку. Сравнить по уровню не могу точно, я не вольтметр, ну, скажем, изменяется в два-три раза. Но и шум, и фон со штатного места слушателя незаметны.
Каменный корректор тоже шумит. Его уровень шума больше, чем у «Гуся» в положении «тау-1 на входе». Уверенно больше. При этом есть фон, который заметен со штатного места слушателя. Но! У каменного корректора больше коэффициент усиления. Уровень сигнала у «Гуся» по моему мнению раза в два меньше.

При переключении типа коррекции слышен щелчок, но это не гром и молнии, как при протекании некоего переходного процесса, а, скорее, механическая вибрации от переключателя, передающаяся по металлическому шасси входным лампам. Других недостатков у «Гуся» пока не замечено.

Состав аппаратуры при испытании «Гуся-Хрустального» был следующим:
— проигрыватель «Электроника-ЭП-017»;
— головка звукоснимателя ГЗМ-155-II;
— АС — закрытый ящик объемом около 45 литров с одной широкополосной головкой 4ГД-35, 4 Ом, 92 Дб/Вт;
— самодельный усилитель «Баба Клава», двухкаскадный однотактный, на выходе 6П14П в триодном включении.
— кабель от проигрывателя к корректору -штатный «Электроники-ЭП-017», от корректора к усилителю мощности — от видеоплеера «Тошиба» ( :-), японцы влезли), от усилителя мощности к колонкам -сетевой, в белой ПХВ изоляции;
— комната прослушивания 3,1 м Х 5,1 м; из мебели — диван, два кресла, телевизор, стенка у короткой стены, палас по всему полу; АС располагались на расстоянии 2,5 — 3 м вдоль длинной стены.

Музыкальный материал использован следующий.
1. Краснознаменный, им. А В. Александрова, ансамбль песни и пляски СА. Русские народные песни. 33С-04649(50).
2. Тюльпаны из Амстердама, Эдди Кэлверт, труба.По лицензии CNR, Нидерланды, С60-14897(98).

 
^Нажмите для увеличения^
^Нажмите для увеличения^

Рис 1. Схема RIAA-корректора УКУ Одиссей-021.

^Нажмите для увеличения^
^Нажмите для увеличения^

Рис.2. Моя реализация корректора по типу «Гусь-Хрустальный».

Владимир Сёмин

110, 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также:

  • Dali EPICON 8Dali EPICON 8
    Производитель: Дания ^Нажмите для увеличения^ Технические характеристики: 3,5-полосная АС с фазоинвертором Диапазон воспроизводимых частот: 35 – 30000 Гц (±3 дБ) Чувствительность: 89 дБ/2,83 В/м Максимальное звуковое давление: 112 дБ Номинальное значение импеданса: 4 Ом Рекомендуемая мощность усилителя: 50 – 500 Вт Частота настройки порта фазоинвертора: 28 Гц Используемые динамики: НЧ: …
  • Как строить радиоаппаратуру — Джонсон Р.Как строить радиоаппаратуру — Джонсон Р.
    ^Нажмите для увеличения^ Массовая радиобиблиотека (МРБ) выпуск 662 Как строить радиоаппаратуру Автор(ы): Джонсон Р. 1968 год Рассматриваются основные вопросы конструирования, сборки и монтажа радиоаппаратуры (выбор типа шасси, размещение деталей и узлов на шасси, изготовление шасси, механический и электрический монтаж и др.). Описаны основные инструменты, материалы и детали, применяемые при сборке …
  • Эймишен Ж.-П.Эймишен Ж.-П.
    Эймишен Ж.-П.     Источник 1, 1
  • Попытка «расколоть» Онкены (анализ АС Jensen-Onken)Попытка «расколоть» Онкены (анализ АС Jensen-Onken)
    ^Нажмите для увеличения^ Постоянная неудовлетворенность многих меломанов звучанием своих домашних аудиосистем, подчас, заставляет их обращаться к техническим решениям прошлого. Среди таких решений заметно выделяется АС Jensen-Onken – конструкция, к созданию которой приложило руку ни одно поколение изобретателей. Акустическая система данного типа имеет своих верных почитателей и ярых противников, бесконечные споры …
  • Федоров Л.В.Федоров Л.В.
    Телевизионная аппаратура на ВДНХ Брошюра знакомит читателя с телевизионной аппаратурой, экспонируемой в павильоне «Радиоэлектроника и связь» Выставки достижений народного хозяйства СССР. В ней приводятся основные технические данные телевизоров, представленных на выставке, промышленных и репортажных телевизионных установок и аппаратуры цветного телевидения. Брошюра рассчитана на широкие круги радиолюбителей. Брошюра рассчитана на подготовленных …