«…Лучшие в мире усилители-корректоры делают в Одессе на Большой Арнаутской…» |
Мне сделали ненавязчивое предложение. «…Значица так, есть предложение …… А если ты не согласишься, мы тебя зарэжэм». Ну, как тут было отказаться. Да плюс еще соображения плана: ура! меня возьмут в нештатные сотрудники легендарной Подпольной Лаболатории; ура! я нес «ТО САМОЕ БРЕВНО» на субботнике вместе с дедушкой Лениным…
Итак, о чем это я? Ах да, «Гусь-Хрустальный»! (См. «Усилители RIAA-коррекции на вакуумных триодах для «скоростных» (электродинамических) звукоснимателей», стр. 45).
Отклонения от схемы, представленной в указанной выше работе, согласованные с авторами И. Гапоновым и Е. Бабиченко:
— лампы 6Н9С;
— резисторы анодные ПТМН-1 — 91 кОм;
— «электролиты» в анодах К50-27 — 100 мкФ Х 450В;
— «пленка» в анодах К78-2 0,1 мкФ Х 1000В;
— разделительная ёмкость выходного каскада ССГ 0,2 мкФ Х 350В;
— выходной добавочный резистор ВС — 100 кОм.Анодный и накальный трансформаторы раздельные. Анодный выпрямитель кенотронный.
При незаземленных через искусственную среднюю точку накалах — фон нетерпимый. При заземленных накалах через два резистора по 100 Ом, составляющих искусственную среднюю точку, выпрямление накала не влияет на уровень фона.
Весьма большая трудность — подбор точных величин сопротивлений и емкостей элементов для рассчитанных цепей коррекции. Конденсаторы и резисторы корректирующих цепей были выбраны следующими:
1) для варианта с «традиционной» коррекцией:
Расчетное значение | Тип | Измеренная величина емкости | Отклонение |
1n4 | СГМ | 1n392 | -0,57% |
1n4 | СГМ | 1n384 | -1,14% |
10n0 | КСО | 9n964 | -0,36% |
10n0 | КСО | 10n14 | +1,4% |
Расчетное значение, кОм | Реализация | Измеренная величина сопротивления, кОм | Отклонение |
29,7 | 14,78+14,61 | 29,39 | -1,05% |
29,7 | 14,79+14,69 | 29,48 | -0,75% |
970 | 984 | 984 | +1,42% |
970 | 964 | 964 | -0,62% |
31,5 | 15,51+15,72 | 31,23 | -0,86% |
31,5 | 14,96+16,24 | 31,2 | -0,96% |
302 | 152,3+150,3 | 302,6 | +0,20% |
302 | 271+33,1 | 304,1 | +0,69% |
2) для варианта с коррекцией «тау-1 на входе»:
Расчетное значение | Тип | Измеренная величина емкости | Отклонение |
11n5 | КСО | 6n758+4n749=11n507 | +0,06% |
11n5 | КСО | 6n734+4n750=11n484 | -0,139% |
Расчетное значение, кОм | Реализация | Измеренная величина сопротивления, кОм | Отклонение |
970,0 | 966 | 966 | -0,41% |
970,0 | 962 | 962 | -0,83% |
27,4 | 12,12+15,00 | 27,12 | -1,03% |
27,4 | 12,11+15,07 | 27,18 | -0,81% |
297,0 | 297 | 297 | 0,00% |
297,0 | 262+34,2 | 296,2 | -0,27% |
(В таблицах «расчетное значение» взято из схемы на стр. 45, см. «Усилители RIAA-коррекции на вакуумных триодах для «скоростных» (электродинамических) звукоснимателей»).
Резисторы цепей коррекции «безродные»: и ВС и С2-**. Некоторые величины сопротивлений для практической реализации пришлось составить из двух резисторов. Величины элементов цепей коррекции мной не выбирались и не рассчитывались. По собственной инициативе я принял на веру данные, приведенные в указанной выше работе. За одним исключением. По причине применения иного усилительного элемента в каскаде внутреннее сопротивление каскада на 6Н9С уменьшилось на 3 кОм. Поэтому величины резисторов, указанные на схеме «Гуся-Хрустального» как 294 и 299 кОм, были приняты соответственно 297 и 302 кОм. Резисторы для реализации коррекции на «природной индуктивности звукоснимателя» ГЗМ155-II я подбирал по «одесской методике».
Режимы ламп всех каскадов одинаковые: Uа=220 В, Iа=2 мА, Uсм=-1,6 В.
Прослушивали на ламповом усилителе мощности под названием «БАБА КЛАВА». И что дальше?
Сравнивались три варианта:
1. «Традиционная цепь» коррекции.
2. Коррекция с «тау1 на входе».
3. Корректор УКУ Одиссей-021 (схема приведена ниже).В ходе сравнения вариантов 1 и 2 при переключении в режим 2 расширяется стереобаза. Хотя, причем тут «база»? Звук разворачивается в ширину, глубину и, что интересно, даже в высоту. Расположение источников звука определяется четче и без напряжения. На записях с хором голоса не сливаются, а звучат отдельно, другими словами — нет каши. И что еще заметили, в варианте 1 звучит «бум», а в варианте 2 это -барабан. Может «это» и есть «легкое демпфирование»?
Что особо поразило: на записи мужика с трубой (Эдди Келверта с компанией) звук трубы ну, просто в натуре, в бесконечность уходит, по-другому не могу сказать.
В варианте 3 -всё, как и в случае 1, но звук зажатый, можно сказать: компрессор поработал. На корректоре с лампочками звучание легкое и динамичное.
На полупроводниковом корректоре хуже разделение голосов в хоре, голос солиста без нюансов, неровностей, шершавостей. Такое ощущение, что давятся подробности, передаваемые компонентами сигнала с низким уровнем, и остается только основной тон, голос, инструмент. Я бы сказал, что рояль на каменном корректоре звучит, как бестелесный инструмент, а с «Гусем» у рояля появляется корпус.
Оценивали уровень шумов корректирующих усилителей.
При переключении в положение «тау-1 на входе» появляется высокочастотный шум. Уровень его такой, что слышно, только засунув не голову, а ухо в колонку. Сравнить по уровню не могу точно, я не вольтметр, ну, скажем, изменяется в два-три раза. Но и шум, и фон со штатного места слушателя незаметны.
Каменный корректор тоже шумит. Его уровень шума больше, чем у «Гуся» в положении «тау-1 на входе». Уверенно больше. При этом есть фон, который заметен со штатного места слушателя. Но! У каменного корректора больше коэффициент усиления. Уровень сигнала у «Гуся» по моему мнению раза в два меньше.При переключении типа коррекции слышен щелчок, но это не гром и молнии, как при протекании некоего переходного процесса, а, скорее, механическая вибрации от переключателя, передающаяся по металлическому шасси входным лампам. Других недостатков у «Гуся» пока не замечено.
Состав аппаратуры при испытании «Гуся-Хрустального» был следующим:
— проигрыватель «Электроника-ЭП-017»;
— головка звукоснимателя ГЗМ-155-II;
— АС — закрытый ящик объемом около 45 литров с одной широкополосной головкой 4ГД-35, 4 Ом, 92 Дб/Вт;
— самодельный усилитель «Баба Клава», двухкаскадный однотактный, на выходе 6П14П в триодном включении.
— кабель от проигрывателя к корректору -штатный «Электроники-ЭП-017», от корректора к усилителю мощности — от видеоплеера «Тошиба» ( :-), японцы влезли), от усилителя мощности к колонкам -сетевой, в белой ПХВ изоляции;
— комната прослушивания 3,1 м Х 5,1 м; из мебели — диван, два кресла, телевизор, стенка у короткой стены, палас по всему полу; АС располагались на расстоянии 2,5 — 3 м вдоль длинной стены.Музыкальный материал использован следующий.
1. Краснознаменный, им. А В. Александрова, ансамбль песни и пляски СА. Русские народные песни. 33С-04649(50).
2. Тюльпаны из Амстердама, Эдди Кэлверт, труба.По лицензии CNR, Нидерланды, С60-14897(98).
![]() |
^Нажмите для увеличения^ |
Рис 1. Схема RIAA-корректора УКУ Одиссей-021.
![]() |
^Нажмите для увеличения^ |
Рис.2. Моя реализация корректора по типу «Гусь-Хрустальный».
Владимир Сёмин