Предусилитель-корректор RIAA «PHARAON».
Вступление
Предусилитель-корректор»PHARAON» был создан на основе моих представлений о звуке и элементной базе, а именно — только двублочная конструкция, трансформаторные каскады, кенотронные выпрямители, могучие дроссели, батарейное сеточное питание, отсутствие местной и общей ООС. Эти представления не претендуют на истину в последней инстанции, поэтому принимаются любые возражения и дополнения по конструкции. Название также довольно громкое, но внешний вид говорит сам за себя.
Технические характеристики
Полоса усиливаемых частот (по уровню -0,5дб) — 14Гц — 30кГц.
Точность следования RIAA -0,5дб.
Входная чувствительность (ММ) — 5мВ.
Входная чувствительность (МC) — 0,25мВ.
Отношение сигнал-шум — 73дб.
Перегрузочная способность -36дб.
Разделение каналов — 60дб.
Максимальный неискажённый выходной сигнал — 20,5В.
Выходное сопротивление — 16Ом.
Коэффициент усиления -46дб.
Масса блока питания — 14кг.
Масса предусилителя-корректора -9кг.Особенности конструкции корректора
Данная конструкция обладает большой сложностью: огромным количеством намоточных элементов, а именно трансформаторов и дросселей. Сразу оговорюсь, что в данной конструкции нет ни одного покупного моточного изделия: ВСЕ силовые и звуковые трансформаторы, а также дроссели в цепях питания рассчитаны и намотаны мной лично, поэтому изготовление данного корректора заняло около года. Все трансформаторы и дроссели прошли вакуумную пропитку (за исключением входных МС-трансформаторов) и заключены в пермаллоевые экраны. Вся силовая проводка выполнена серебрянным проводом во фторопластовой изоляции сечением 0,35 кв.мм., позаимствованным у отечественной военной промышленности. Все конденсаторы отобраны по тангенсу угла потерь и токам утечки, а также подобраны по ёмкости в пары поканально. Несущей основой (шасси) для блоков питания и предусилителя являются фрезерованные и полированные алюминивые листы толщиной 8мм, которые вкладываются сверху в корпуса, изготовленные из красного дерева. Свободные места на шасси и внутренняя поверхность корпусов обработаны листами автомобильного вибро- и шумоизолятора «Noisebuster».
Кабель питания, соединяющий два блока, также выполнен серебрянным проводом в посеребрянном экране. Каждая лампа в корректоре получает анодное питание по своему отдельному проводнику, что снижает перекрёстные искажения. Накалы на две выходные 6B4G (6C4C) и остальные лампы поступает по своим проводникам, выполненным в виде витой пары. Кабель помещен в пластмассовый гофр и усажен термоусадкой. На концах кабеля питания висят завинчивающиеся воячечные разъёмы 30Б32Ш1У2 с позолоченными контактами.
Особенности схемного построения корректора
Собственно, каких-то особых хитростей в схеме нет. Конструкция представляет собой трёхкаскадный усилитель с анодными трансформаторными нагрузками с разнесённой по каскадам цепью коррекции RIAA. Элементы R2 и С1 формируют АЧХ в области верхних частот, а цепь R3, R5, С2 — в области нижних частот. Сеточное смещение на всех лампах реализовано с помощью батареек: на первом каскаде стоит элемент 1,5В типоразмера «АА», на втором — литиевый элемент 3,0В «Panasonic» типоразмера С2430, на третьем — четыре последовательно соединённых 12 вольтовых батереи типоразмера 23А. В процессе настройки звука пробовались подгрузка батареек высокоомными резисторами и шунтирование конденсаторами «Black Gate», а также плёночными кондёрами «Wima» — прослушивание показало, что чем меньше «дерьма», тем лучше — при шунтировании конденсаторами появлялась какая-то сухость и небольшая грязь на верхних частотах.
![]() |
^Нажмите для увеличения^ |
![]() |
^Нажмите для увеличения^ |
Катоды всех ламп жёстко сидят на «земле»- никаких катодных резисторов и конденсаторов — это ещё один мой незыблемый принцип. Все анодные звуковые трансформаторы намотаны на разрезных ленточных сердечниках сечением 8кв.см. и помещены в пермаллоевые экраны, сваренные лазерной сваркой и покрашеные высокотемпературной порошковой краской. МС-трансформаторы намотаны на пермаллое 79НХ сечением 2,5кв.см. и заключёны в пермаллоевый экран. Трансформаторы имеют отводы для головок 3, 10 и 30 Ом и повышают входной сигнал в 20раз. Полоса пропускания их составляет 14Гц(0дб) — 50кГц(-1,2дб). Так как в основном используется МС головка DV-20XL профессора Таминари, в корректоре распаяны 30-омные отводы.
Первый каскад построен на лампе 6Ж52П, включённой в триод. Почему именно она? Во-первых, изначально ставилась задача построить именно трансформаторный входной каскад и при этом получить максимальное усиление при малом уровне шумов и «микрофона», а на эту роль подходят далёко не все лампы; во-вторых было спаяно и отслушано несколько вариантов входного каскада на октальных и пальчиковых лампах (6Н8С,6Н9С,6С3П,6С4П и Е88СС и т.д.) — в итоге выбор пал на 52-ую вследствие мощного, динамичного и музыкального звучания и очень малого шума. Окончательный вариант получился очень не плох — с трансформатором 1:1,25 усиление первого каскада составляет 91 раз!, согласитесь, практически нереально для любого малошумящего триода (хотя я предпочитаю именно триоды — всегда и везде). Единственная проблема состояла в том, что 6Ж52П обладает очень высокой крутизной (порядка 55мА/В) и склонна к самовозбуждению — поэтому потребовалось изготовить пару сеточных антипаразитных дроссельков (на схеме не указаны). Конструкция обычна — пара десятков витков на оправке, затем пропитаны парафином. Провод применялся от ВЧ контура приёмника выпущенного в 37 году заводом Козицкого. Кстати, сначала был реализован вариант без сеточных дросселей, который содержал газовые стабилитроны СГ3С+СГ2С в анодах, которые удерживали напряжение на безопасном уровне(180В) с точки зрения возбуждения, но ток через лампы при этом был достаточно мал и они не раскрывали себя полностью. Поэтому всё это дело было убрано, напряжение на анодах поднялось до 240В, ток через каждую лампу составил 20мА — тут то, наконец, лампы запели; а стабилитроны остались торчать в корпусе, как памятник). Хочу потом подключить их на анодное питание 6B4G, чтобы светились как индикаторы включения — красиво).
Оставшиеся два каскада особенностей не имеют, за исключением качественных ламп — Е88СС «Special Quality» производства Philips 50-годов и 6B4G «Sylvania» 1944 года выпуска. Анодный ток Е88СС — 10мА, 6B4G — 50мА. Наверно, многие спросят зачем в выходном каскаде применена достаточно мощная лампа? Ну, во-первых, от моей любви к прямонакальным триодам, во-вторых, чтобы получить низкое выходное сопротивление,так как корректор работает на мой предусилитель, собранный на Е88СС и имеющий достаточно низкое входное сопротивление, так как в нём используется входной трансформатор регулировки уровня, а в-третьих корректор с лёгкостью «тащит» любые наушники, имеющие сопротивление от 16 Ом.
Блок питания корректора
Анодное питание корректора кенотронное — применены очень хорошие кенотроны 5Y3WGTA «CBS» Industrial tube 1955 года выпуска с коричневым цоколем — по сравнению с 5Ц4М они намного лучше прорабатывают бас и середину.
В питание первого каскада были изготовлены дроссели с индуктивностью 100 Гн, при этом их активное сопротивление составляет всего 800 Ом — такая большая индуктивность потребовалась для того, чтобы исключить электролитические конденсаторы (с присущей им «грязью» на верхних частотах) в анодах ламп первого каскада.
Питание обоих каналов осуществляется покаскадно от трёх отдельных выпрямителей (сделано это для того, чтобы питание на каскадах каждого канала было одинаковое), проникание усиленного сигнала из канала в канал практически устранено развязывающими LC-фильтрами. Величина разделения каналов намного превышает возможности любой головки.
Экзотических деталей в блоке питания не применялось — электролитические конденсаторы «Rubicon» и «раздетые» МБГО-2. Правда, недавно была найдена достойная замена электролитов и МБГО неким пропиленом некоей малоизвестной фирмы, но пока распространяться не буду, пока не опробую.
![]() |
^Нажмите для увеличения^ |
В прослушивании и доводке аппарата использовались два виниловых проигрывателя дядюшки Флеттчера -«Nottingam Horizon + Audio Note IQ2» и «Nottingam Spacedeck + Dynavector DV-20HL». Звук на обоих аппаратах был прозрачный, мощный, быстрый и утонченный. Единственное, на МС головке, естественно, динамика была получше. Порадовала очень хорошая прорисовка пространства — в глубину и ширину. Инструменты звучат правильно и имеют правильные размеры, вокруг них явственно чувствуется «воздух». Но больше всего порадовала середина — очень проработана, звучит легко, от женского вокала бегают мурашки, я думаю, здесь в первую очередь заслуга трансформаторов.
Николай Гладышев,
2004г, С.Петербург.



