Этот ламповый усилитель исключительно прост. Я поставил цель собрать простейший
усилитель из доступнейших деталей, лёгкий для повторения и, что главное, с невысокой
стоимостью и из недифицитных деталей. Поэтому от двухтактных схем я отказался
сразу. Сложность в настройке и неидентичность параметров деталей могут свести на
нет все преимущества и лёгкость повторения схемы, особенно начинающими любителями.
Кроме того, однотактный тракт должен обеспечить лучшую линейность и целостность АЧХ
и формы сигнала. Для данного случая это подходит больше. Выходные трансформаторы
ТВЗ 1-9 и дроссели Др-5-0,08 я использовал б/у от ламповых
телевизоров. Силовой трансформатор я использовал типа ТС-100 от лампового
проигрывателя. Подойдёт любой трансформатор от ламповой аппаратуры с
напряжением на вторичной обмотке 210-230В и двумя-тремя накальными обмотками.
Все эти детали можно приобрести на любом рынке, где разбирают ламповые
телевизоры. Лампы 6Н2П и 6П14П лучше купить новые. Разделительные конденсаторы
должны быть с полипропиленовой или полистирольной изоляцией, рассчитанные на 300
Вольт. Электролиты любые — на 300-350В. Ёмкость — чем больше — тем лучше.
Входная чувствительность — невысокая. Поэтому может потребоваться предусилитель.
Входная лампа — двойной триод. Второй триод лампы используется для второго канала.
Схема второго канала идентична.
Настройка усилителя сводится к следующему. Блок питания проверяется на отсутствие ошибок |
В заключение стоит добавить о борьбе с фоном переменного тока. Для этого предусмотрен
делитель напряжения на выходе выпрямителя R9/R10 (R12/R13 в схеме 2). Если у вашего
трансформатора нет отвода от середины накальной обмотки, то можно использовать такой же
проволочный потенциометр как для выходного каскада. При настройке фон переменного тока
контролируется на аноде выходной лампы осциллографом, по минимуму напряжения. Этого
добиваются вращением движка потенциометра. Идеальным вариантом было бы установить в
цепь накала хотя бы первого каскада выпрямитель со сглаживающим конденсатором 2000-4000
мкФ не менее 16В. При этом может понадобиться ограничить ток накала до допустимого с
помощью гасящего резистора на 0.5-0.75 Ом на 2-5Вт, включенного последовательно с нитью
накала лампы. Можно экранировать накальные провода от блока питания до панельки
лампы. При этом экран лучше подключить со стороны блока питания. Можно проделать то же
самое со всеми цепями накала в усилителе. Ещё можно подобрать и включить конденсаторы
параллельно дросселям питания, настроенные в резонанс на удвоенную частоту сети — 100Гц.
Неплохо для питания использовать 3-проводные шнуры с заземляющей вилкой (если у вас
есть розетки с настоящим заземлением, нулевой провод сети для этих целей не подходит).
При этом корпус усилителя соединяется с заземляющим проводом сетевого шнура.
Для задержки подачи высокого напряжения на аноды ламп многие используют в выпрямителе
кенотроны. Конечно, можно использовать 5Ц3С, но усложнение и неминуемое удорожание
усилителя не стоит того — использованные лампы недифицитны и недороги, поэтому не
стоит усложнять схему (особенно учитывая потребляемую мощность указанных ламп).
Кроме того, для не очень привередливых можно порекомендовать использовать отдельный
выключатель для анодного питания ламп, но тогда не забывайте его выключать по
окончании работы усилителя. Некоторые иностранные фирмы вводили в параллель контактам
выключателя питания конденсаторы различной ёмкости, чтобы поддерживать лампы в
слегка подогретом состоянии и усилитель был готов к работе при включении. Это решение
на любителя, если вас устраивает, что усилитель всегда будет чуть-чуть включен в сеть,
то можете и использовать такое решение. Стандартных рекомендаций тут не может быть.
Для коррекции АЧХ можно параллельно первичной обмотке выходного трансформатора
включить конденсатор ёмкостью 2200-6800пф (подбирается экспериментально).
С усилителем желательно использовать акустические системы с высокой чувствительностью,
но если бюджет ограничен до минимума, можно использовать АС открытого типа от
проигрывателя «Аккорд» (которые ещё можно купить на базарах) или использовать динамики
4ГД-35 и включенные параллельно любые ВЧ динамики (лично я бы использовал недорогие
динамики с тканевыми куполами, включенные параллельно основным через конденсатор
2.2-3.3мкФ). Дополнительные советы и рекомендации можно получить в использованной литературе.
Список использованной литературы:
1.Р.М.Терещук, Р.М.Домбругов, Н.Д.Босый Справочник радиолюбителя Изд. Технической
литературы УССР Киев 1961г.
2.Г.С. Гендин Высококачественные ламповые усилители звуковой частоты МРБ. М «Радио
и связь» 2000г. изд 2-е переработанное.
3. В помощь радиолюбителю. Выпуск 60. Изд. ДОСААФ СССР 1977
Автор: © Олег Бондаренко 2004г.