Для поиска необходимой информации - введите запрос в блоке "Поиск DIY".

Простой однотактный усилитель на 6П42С

Этих усилителей я собрал больше десятка, и ещё больше их повторили мои друзья.
Если хотите, повторите и вы. Качество звука приятно порадует вас, плюс несложность изготовления и настройки, доступность ламп, довольно большая мощность — всё это в совокупности сужает ваш выбор, и вам не остаётся ничего, кроме как изготовить.

Вот что это за аппарат:

 

^Нажмите для увеличения^
^Нажмите для увеличения^

Принципиальная схема

^Нажмите для увеличения^
^Нажмите для увеличения^

 

Схема блока питания

Раскачка ведётся СРПП на 6С3П. Усиление каскада — 40. Это позволяет непосредственно с выхода CD-плеера выжать максимальную мощность — 10 ватт.

Но сначала разберёмся с регулятором громкости, потому что сигнал с сидюка поступает именно на него.
Все знают, сколько стоит хороший регулятор. Альпс — 50 баксов, а ТКД — страшно сказать сколько — 150! Стоимость его может превысить стоимость всего проекта. Нам нужно что-нибудь подешевле, но не намного хуже по качеству.

И такой вариант есть! Обратите внимание, как включён регулятор громкости. Это линейный (по-нашему группы «А») резистор за 18 рублей, сдвоенный, корейского производства, сопротивлением 100 ком. Со среднего движка на землю его шунтирует постоянный резистор ПТМН (если нету ПТМН, так уж и быть ставьте УЛИ, ВС, С2-10, словом, самое лучшее, что только сможете найти). Их суммарная характеристика оказывается близка к показательной, той, которая нам и требуется.

Шум и нелинейность самого переменника оказываются в значительной мере снивелированы отличными свойствами постоянного резистора, так что такой бутерброд оказывается в целом лучше по звуку, чем синего цвета 27-миллиметровый Альпс за 27 баксов. Вот так-то!

Платой за это является меняющееся в пределах от 11,5 до 100 ком при уменьшении громкости входное сопротивление каскада, но, как правило, современные источники терпят это без проблем. Так что — смело используйте такие регуляторы.

Далее. Почему СРПП? Ведь столько уже ругали этот каскад: и двухтактный он, и не звучит, и звуковой почерк самих ламп нивелирует… Всё так. Но зато он чертовски всеяден к любой музыке (вдруг вы захотите ACDC послушать?), очень стабилен, имеет низкое выходное сопротивление, соответственно хорошую нагрузочную способность и отличные динамические свойства.

В данном каскаде ток СРПП невелик — всего 8 ма, но если вы хотите, вы можете его увеличить уменьшением резисторов R1, R2. Антизвонные резисторы R3, R5 стоят так, на всякий случай. При грамотном монтаже можете их спокойно убрать.

Теперь мы упёрлись в проходной конденсатор, от которого в огромной степени зависит звук усилителя. Значит, сразу говорю: лучший вариант — раздетый КБГ-МН 4 мкф на 600 вольт, зашунтированный КСО 0,01 мкф на 250 вольт. Но вы, конечно, можете и поэкспериментировать, вдруг у нас очень разные вкусы, или системы, или конденсаторы — мало ли…

В сеточной цепи 6П42С стоит сопротивление 33 ком, тоже ПТМН. Ну, в принципе, можно и 75 ком поставить. Но мне кажется 33 ком здесь оптимально по звуку, но вы тоже попробуйте им поиграться — звук от этого меняется.

6П42С включена триодом: вторая сетка через 75 ом на анод, лучевые пластины — на катод, катод на землю. На время настройки включите в цепь катода резистор на 1 ом, потом уберёте его, а пока контролируйте по падению напряжения на нём ток через лампу. Он должен быть в пределах 130 ма. Хоть вам и не нравится антизвонный резистор 500 ом, включенный последовательно с первой сеткой выходной лампы, всё же не убирайте его сразу. Настройте и прогрейте аппарат с ним, а потом может и получится убрать, опять же, если монтаж позволит. Я обычно, если делаю усилитель кому-нибудь, не себе, оставляю этот резистор на всякий случай.

Выходные трансформаторы можете взять из моей статьи «Выходные трансформаторы из подручных средств». Трансы под номерами 1, 3, 9 вполне подходят. При сопротивлении, приведённом к аноду в районе 1,8-2,5 ком, у вас получатся 9-11 ватт очень неплохого звука, с демпфактором — 7-8, что для усилителя с такой мощностью просто отлично!

Отдельно стоить сказать о блоке питания.

Анодник — любой на мощность не менее 200 ватт, с двумя обмотками по 280 вольт. Если будете мотать сами, возьмите ТС250-2М, первичка — 1100 витков провода 0,65 мм, две вторички — по 1400 витков провода 0,31 мм. Обязателен межобмоточный экран.

Накальник — какой угодно. Из бытовых ТНов можете взять ТН60. Одна накальная обмотка питает кенотроны (6Д20П или 6Д22С), вторая — выходные лампы (виртуальная средняя точка этой обмотки заземлена), третья — нижние лампы СРПП (потенциал обмотки по постоянке +30в), четвёртая — верхние лампы СРПП (потенциал +200в).

Смещение, как вы видите, фиксированное , другого я не признаю. Сделано оно от тех же обмоток, что и анодное питание. Диоды в смещении — любые быстрые на 1000в, например, FR607.

Электролиты. Не надо везде ставить Блэк Гейты. Только один он вам и нужен, серии FK, на 1000мк и 16в в катод нижней лампы СРПП. Но знайте: наши древние ЭГЦ на 1000мк и 12в, будут немногим хуже, особенно зашунтированные бумагой с маслом и серебром. Их надо, правда, до-о-олго прогревать. Часов 500 хотя бы, тогда они очухиваются от почти полувекового сна и начинают хорошо работать.
Конденсаторы в анодном и сеточном питании — К50-3Ф, К50И-1, параллельно с ними обязательно работают КСО (КСГ, ССГ) и КБГ-МН.

Никто не запрещает, конечно, ставить Ничиконы, Панасоники и прочие Хитачи, но надо же вам узнать, что и у нас были приличные электролиты.

Дроссель, как говорится, особенностей не имеет. Намотан на железе от ТСШ170, сечением 18 кв.см. и имеет в обмотке 1650 витков провода 0,6 мм диаметром.

Вот, собственно, мы и коснулись всех основных узлов усилителя.
Если соберёте отдельные моноблоки для каждого канала, будет гораздо лучше. Если сделаете отдельный питатель для входного каскада — ещё лучше. Если в смещение вместо диодов каменных поставите вакуумные, типа 6Ц10П, — просто прекрасно!

Всё в ваших руках, друзья! Дерзайте!

Добавлю, кстати, что существуют лампы 6П42С четырёх ( ! ) разных видов. Все они светлановские. Более старые и более высокие, со светлым «пушистым» анодом звучат великолепно, но имеют чуть меньшую крутизну, чем более поздние — в точности похожие на 6П45С, но с другой цоколёвкой. Между ними помещаются 42-е с серым не «пушистым» анодом и совершенно уникальные 6П42С без камерного анода, обладающие отменной линейностью (я не сказал «звуком»). Звучат же лучше — самые ранние из этих ламп, вот их и ищите.
Можно, конечно, поставить на выход и 6П45С, перепаяв панельку под разножку 45-ой. Если мощность для вас — не главное , 42-ую простым «перетыком» можно заменить на 6П36С. Получите около пяти ватт, высадив на аноде 36-ой около двадцати. Но не ставьте 6П44С (она же EL500), ничего путного не получится. Только большие, толстостенные, «внушающие» лампы! Со временем придёте к ГУ80, ГМ100 и так далее…

Ну что ж! Спасибо, что прочитали вышеизложенное! Удачи вам, друзья, в повторении данной конструкции, и всяческих творческих успехов!

Алексей Шалин, 19 декабря 2005 года.

Читайте обсуждение этой статьи на нашем форуме >>>

 

164, 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также:

  • Усилитель «UNI 50» (50 Вт/4 Ом)Усилитель «UNI 50» (50 Вт/4 Ом)
    Технические характеристики: Максимальное напряжение питания: ±33 В Выходная мощность: 50 Вт/4 Ом коэффициент нелинейных искажений: 0,057% Ток покоя: 50 мА Катушка индуктивности на выходе: 13 витков проводом 1 мм   Электрическая схема: ^Нажмите для увеличения^ Монтажная схема: ^Нажмите для увеличения^ Печатная плата: ^Нажмите для увеличения^ Из сайта zosilnovace.eu     …
  • 13DE7, Двойной триод — Электронная лампа, Радиолампа13DE7, Двойной триод — Электронная лампа, Радиолампа
      13DE7 Двойной триод (Double Triode) ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^   Схема соединения электродов лампы 13DE7 с выводами: 1 — анод второго триода; 2,3 — сетка второго триода; 4-5 — подогреватель катода; 6 — анод первого триода; 7 — сетка первого триода; 8 — катод первого триода; 9 …
  • GRUNDIG Box 2500aGRUNDIG Box 2500a
    ^Нажмите для увеличения^ Изготовитель: Западная Германия, 1978-1980 г.   Технические характеристики:   4-х полосная АС закрытого типа Диапазон воспроизводимых частот: 22 – 26000 Гц Чувствительность: 90 дБ Сопротивление: 4 Ом Мощность: номинальная: 80 Вт максимальная: 120 Вт Используемые динамики: НЧ: 2х200 мм (конус, бумага на резине) 50 Вт/7,5 Ом СЧ: …
  • Усилитель Jean Hiraga’s класса А (8 Вт)Усилитель Jean Hiraga’s класса А (8 Вт)
    В блоке питания применены конденсаторы емкостью 127000 мкФ на канал (это больше в три раза от емкости рекомендованной автором схемы). Трансформатор использован тороидальный мощностью 500 Вт, вместо рекомендованного 160 Вт. Электрическая схема: ^Нажмите для увеличения^ Монтажная схема и печатная плата: ^Нажмите для увеличения^ Схема блока питания: ^Нажмите для увеличения^ Корпус …
  • Однотактный трансформаторный усилитель на 845 (Audio Note Ankoru)Однотактный трансформаторный усилитель на 845 (Audio Note Ankoru)
    Ниже представлена принципиальная схема однотактного лампового усилителя мощности ((Audio Note Circuit) с использованием ламп 845. DIY Parallel 845 Single-Ended-Triode (SET) Hi-Fi Audio Amplifier schematics. ^Нажмите для увеличения^ Рис. 1. Однотактный трансформаторный усилитель мощности на лампах 845. J. Arnott, 06.11.96. Audio Note co. UK. LTD.     Источник 15, 1