
ВНИМАНИЕ!
ПРИ СБОРКЕ И ОТЛАДКЕ УСИЛИТЕЛЯ ВАМ ПРИДЕТСЯ РАБОТАТЬ С ВЫСОКИМИ НАПРЯЖЕНИЯМИ! НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО КОНДЕНСАТОРЫ МОГУТ СОХРАНЯТЬ ЗАРЯД БОЛЕЕ СУТОК!
Эта конструкция может быть интересна как начинающим, так и более продвинутым ценителям лампового звука — при использовании более «серьезной» элементой базы, а именно — высококачественных выходных трансформаторов.
Поводом для создания послужило желание услышать звучание лампы EL36 (прямым отечественным аналогом которой является 6П31С) в триоде. Мне приходилось слышать противоречивые мнения о качествах этой лампы, от резко негативного (плюс общие претензии к низкой линейности пентодов и лучевых тетродов, предназначенных для работы в каскадах строчной развертки) до утверждений, что звучание этой лампы в триодном включении на малых мощностях является чуть-ли не сравнимым со звучанием прямонакального триода 2A3.
Забегая вперед, замечу — правы и те и другие. Несмотря на значительный потребляемый ток накала (1.25А), отдаваемая в нагрузку полезная мощность одной EL36 в триодном включении при удобоваримом % КНИ не превышает 2.5 — 3-х ватт. Есть еще и другие ньюасны — такие, как способность ламп этого типа к высокочастотному самовозбуждению (с чем мне по счастью не приходилось сталкиваться), существенный разброс параметров между отдельными экземплярами одной серии и производителя и высокое напряжение, присутствующее на анодных колпачках ламп (что не нравится некоторым из соображений электробезопасности). Тем не менее, правильно «приготовленная» EL36/6П31С может вполне конкурировать с «аудиофильскими типами» ламп. А это, принимая во внимание ее доступность (выпускали их в своё время массами, как и телевизоры для которых они предназначались) может послужить решающим аргументом за ее использование для многих. В настоящее время распространены и доступны как отечественные 6П31С, так и аналоги производства бывших стран СЭВ (RFT, Tesla, Tungsram), югославские (Ei), а так же известных западных фирм: Phillips, Mullard. Причем цена EL36 Мullard вполне доступна, в отличие от EL34 той же марки.
Первыми попавшими мне в руки были EL36 фирмы Ei, с маркировкой «6CM5 Yugoslavia» (обозначение этого типа лампы в американской системе RETMA), именно они фигурируют на фото шасси усилителя выше. Но сначала было нужно узнать характеристики этой лампы в триоде. В справочниках указаны лишь режимы для класса В (фирма Phillips была единственной, кто применяла EL36 в двухтактных выходных каскадах усилителей систем оповещения) и каскада строчной развертки телевизора. Тут, к счастью мне помог cайт Томаса Шлагена из Германии, увлекающегося ламповым DIY, где я обнаружил ВАХи EL36 в триоде. Большое спасибо Томасу за проделанную работу!
Вот они: http://www.tubes.mynetcologne.de/roehren/daten/el36pentode_as_triode.pdf
В результате изучения материалов и в процессе консультации с другими любителями, было решено избрать режим +300 вольт на аноде при смещении -41 вольт, в нагрузку 5 кОм.
Стоит заметить, что судя по справочнику Phillips анодное у EL36 не должно превышать 250 вольт, 300 вольт для класса В.
Макс. рассеяние на аноде у 6П31С по справочнику — 12 ватт, у меня при анодном порядка 300 вольт и токе покоя 45-46 мА получилось выше, но видимых глазу проблем — вроде покраснения анода лампы это не вызвало. Следовательно, выходной каскад работает в глубоком классе А.
Вот первая рабочая схема усилителя:
![]() |
^Нажмите для увеличения^ |
В качестве драйвера после ряда испытаний я остановился на двухкаскадном усилителе на 6Н9С с катодным повторителем (взято из схемы усилителя на 2А3). На форумах этот драйвер подвергся критике как избыточный. Вполне возможно, но этот драйвер обеспечивает хорошую чувствительность и хорошее звучаение. Хотя попробовать другую топологию — то же SRPP на 6Н9С по видимому, все же стоит. Кстати, я менял 6Н9С на 5691 Phillips и в результате остался более доволен звучанием нашей 6Н9С в этой схеме.
В этой конструкции я так же применил индикатор уровня на 6Е1П, или его аналоге — ЕМ80, по известной схеме включения. Как индикатор 6Е1П может быть и не очень удобна, но с точки зрения чистой эстетики — очень красиво смотрится, «подмигивая» в такт ритму музыки.
Затем я измерил характеристики. На малой мощности, ниже 3-х ватт, гармоники на выходе усилителя выглядят вполне прилично:
В качестве выходных трансформаторов я использую Hammond 125ESE, которые несмотря на «фирменность» не так уж далеко ушли от нашего ТВЗ-1-9. Можно использовать любой трансформатор, с эквивалентным сопротивлением первичной 5К, который выдерживает токи покоя порядка 50 мА. При использовании более высококачественных трансформаторов звучание будет только лучше.
Тут надо заметить, что здесь я впервые обнаружил существенный разброс по характеристикам у выходных ламп одного и того же производителя. У одной из попробованных ламп в одной и той же позиции по сравнению с остальными КНИ было вдвое больше. По видимому, нужно тщательно отбирать 6П31С/EL36 для работы в аудио. Ни в коем случае не применяйтся лампы, б/у в телевизорах! Только новые или NOS.
Звучание у этого драйвера и EL36 довольно динамичное, но теплое. Всё же, я решил поэкспериментировать и добавил неглубокую локальную ООС в цепь выходного каскада путем пропуска переменной составляющей. КНИ в результате уменьшилось на 30%, и ощутимо улучшилась передача басов, при том что общее звучание осталось «теплым», триодным — вообще, лучше конечно иметь отдельную, третью обмотку для ООС и пропускать через нее весь катодный ток выходного каскада, но за неимением оной можно и так:
![]() |
^Нажмите для увеличения^ |
Некоторые дополнительные особенности этой конструкции:
-
Электролитические конденсаторы в цепях катодов — С4 — 25 вольт, С6 — 50 вольт, Nichicon.
-
С3, C7 — К73-16 или любой качественный пленочный конденсатор.
-
С9 — Solen 22 мкф, 630 в. или МБГО не ниже 400 в.
-
С1, С12 — МБМ, 0.25 мкф, 500 в. или пленочные аналогичных номиналов.
-
Межкаскадный конденсатор С5 — на ваш вкус. Я использовал нейтральный по звучанию Solen.
-
Резистор R7, 900 ом получен путем параллельного соединения проволочного сопротивления 1К, 5 Вт и 10К, 2 Вт.
-
Цепи накала соединены витой парой, во уменьшение фона переменного тока (в правильно собранной конструкции он отсутствует вообще.)
-
Поскольку на катоде 6Н9С присутствует напряжение порядка 150 вольт, средняя точка накальной обмотки «посажена» на +80 вольт от делителя R12-13, во избежание превышения максимально допустимой разницы потенциалов между катодом и подогревателем — 90 вольт. Если у накальной обмотки вашего трансформатора нет средней точки, делается виртуальная — два резистора 100 ом, 2 ватт от кадого плеча на плюс делителя. На втором канале повторять цепь R12-R13-C13 не следует. Вместо них конденсатор фильтра шунтируется сопротивлением 220К, 2W, которое служит для разрядки конденсаторов после выключения усилителя.
-
Вместо 5Y3GT можно применить кенотрон 5Ц4С (рекомендуется с фигурной колбой, старого выпуска, а не нового — с прямой). В случае применения NOS прямонакальных 5Y3GT, следует ожидать падения напряжения на 15-20 вольт по сравнению с 5Y3GT фирмы Совтек, в следствие чего стоит увеличить C11/C12.
-
Все измерения напряжений сделаны во время отсутствия входного сигнала.
-
Резистор R10 можно заменить на потенциометр 470К-1М, чтобы добиться полного отклонения сектора 6Е1П на максимуме входного сигнала.
-
Нелинейный элемент CL-90 в цепи первичной обмотки сетевого трансформатора — специальный термистор, ограничитель броска напряжения при включении. При комнатной температуре +25С его сопротивление составляет порядка 150 ом, затем от нагрева тока оно падает до около ома, как правило в течении 20-30 секунд. Можно обойтись и без него, особенно если кенотрон с косвенным накалом обеспечивает достаточную задержку питания, но у меня он еще и гасит слегка сетевое напряжение, поскольку 272 Хаммонд рассчитан на напряжение немного ниже номинального, сетевого.
А. Альпер
[email protected]
Читайте обсуждение этой статьи на нашем форуме >>>