Эта идея родилась после многочисленных экспериментов с однотактными циклотронами, где выходной автотрансформатор нужно было « передавливать » противотоком для получения нуля на его выводах.
Итак, все по порядку, что же это за зверь однотактный циклотрон и чем он лучше обыкновенного усилителя построенного по традиционной схеме? Для начала пользуясь железным правилом аудиофила: « Нет элемента – нет проблемы » создадим наиболее короткий тракт от ЦАПа до динамика. Тут нужна лампа с высокой крутизной и большим усилением, чтобы на одном каскаде получить около одного ватта выходной мощности, что вполне достаточно для субъективной оценки качества звука. В таком коротком тракте будет слышно все: качество пайки, длина проводов и т.д. поэтому монтажу нужно уделить особое внимание. Схема на рисунке 1.
![]() |
^Нажмите для увеличения^ |
Рис. 1.
Нижняя лампа это собственно усилитель мощности, а верхняя простейший, но эффективный источник тока, достаточно взглянуть на ВАХ 6Ж52П в пентоде и сразу понятно почему
верхняя лампа стабилизирует именно ток, а не напряжение.
Его задача ( источника тока ) – « передавить » напряжение на автотрансе до нуля. Для чего это нужно? А лишь для того, что по давно устоявшейся традиции считается, что на динамике не должно быть никакой постоянки, это мол, для него вредно. У меня другое мнение – это не вредно, это даже полезно, но об этом чуть ниже.
Настройка схемы проста. Резистором R2 выставляем 150 вольт между катодом и экранирующей сеткой лампы Л2. Резистором R1 добиваемся нулевого потенциала на автотрансе. Токи: I1 — ток Л1, I2 — ток Л2, они должны быть равны. В качестве Тр1 применен тот же транс, что и во втором варианте схемы, но здесь без зазора 0,12 мм.
Что получаем в итоге от циклотрона:
1. Автотранс можно мотать на ТОРах, т.к. отсутствует подмагничивание сердечника.
2. Частотный диапазон расширяется до теоретического предела: снизу – 0 Гц ( зависит от индуктивности и Ri выходной лампы ), сверху – до 100 кГц ( зависит от собственной емкости автотранса ).
3. Ну и главное, звук, субъективно становится более резким и прозрачным. Все что терялось в воздушном зазоре между первичкой и вторичкой при трансформации, теперь присутствует в выходном сигнале.
Скептики могут улыбнуться и возразить – зачем нужен весь этот геморрой с источником тока? В ответ скажу просто и коротко – это улучшает качество звука.
Теперь переходим к основной части статьи. Так вот, в процессе экспериментов родилась мысль, а нельзя ли вообще убрать источник тока, и чем это грозит динамику? Оказалось ничем, смотрим схему на рисунке 2.
![]() |
^Нажмите для увеличения^ |
Рис. 2.
В качестве автотранса были использованы два телевизионных трансформатора ТВ – 3Ш, 1 – это первичка, 2 – это вторичка. Трансы разбираются, I пластины удаляются, далее стыкуем их теми местами, где были I пластины с зазором 0,12 мм, обмотки соединяем параллельно. Схема на рисунке 3.
![]() |
^Нажмите для увеличения^ |
Рис. 3.
Посчитаем мощность, которая падает на динамике:
Р = 0,00017 х 0,02 = 0,0000034 Вт
Ну и что, до сих пор страшно включить динамик в анод? По-моему этими микроваттами и муху не убьешь, не говоря уже об акустике. Разумеется, окончательный выбор остается за Вами, но еще раз хочу сказать – автотранс реально улучшает качество звука. Тем более, ( я так думаю ) что небольшая постоянка не дает диффузору сильно болтаться после одиночного импульса, чем и объясняется более резкое звучание схемы на низах.
Такой простой переделкой из ТВЗ в автотранс можно улучшить качество звука любого однотактного усилителя. Но нужно не забывать, что во втором варианте используется автотранс с зазором.
Так же необходимо помнить, что между колоночным кабелем и землей присутствует высокое напряжение опасное для жизни. Я бы советовал припаять колоночный кабель прямо к автотрансу без переходных клемм на корпусе, а разъемы на колонке закрыть небольшим кожухом.
Удачи и хорошего звука.
Максимов Андрей Владимирович.
sattelite2006()yandex.ru
Читайте обсуждение этой статьи на нашем форуме >>>