DIY » Статьи » Прочие конструктивы и схемотехника » Ох уж эти конденсаторы, с ума сведут кого хочешь…

Ох уж эти конденсаторы, с ума сведут кого хочешь…

Ох уж эти конденсаторы, с ума сведут кого хочешь…

В выходные состоялась большая битва. Участники сражения -Аэровокс 100мкф.х600в., Дженсен 500мкф.х500в., LCR (Англия) 500мкф.х500в., RIFA 1200мкф.х550в., БлэкГейт 150мкф.х350в. (два последовательно, 68 Ком), МБГВ 160мкф.х500В.

Все это тяжелая артиллерия. Легкие подразделения (шунтирующие конденсаторы) — КБГ-МН 4мкф.х600в. и Дженсен 0.33х630в (медь). Место сражения -выход П-фильтра выходного каскада двухтактного усилителя на ГУ72. БП выходного каскада — мост на HFA 06…120 +100мкф.х600в.(Аэровокс) + 4Гн.х350мА (Зол.Середина) + Выходной конденсатор (место битвы).

^Нажмите для увеличения^

Внешние условия: усилитель двухкаскадный с межкаскадным трансформатором, входной каскад питается от отдельного источника питания (кенотрон + КБГ-МН 8мкф.х400в. + Д31 (5Гн, 140мА) + 150мкф.х350в.BG VK), смещение фиксированное, выпрямитель смещения тоже кенотронный.

^Нажмите для увеличения^

Предыстория. Среди недели у меня в гостях были Саша (Ясный Сокол) и Михаил (Tubeuser). Слушали мой усилитель выше описанный. На выходе П-фильтра у меня стояла RIFA 1200мкф. + 20мкф. КБГ-МН (5 штук в параллель по 4мкф.). Ребята попросили отключить Рифу, душа противилась, но я это сделал, тем более что всего-то 4 винтика открутить. И тут меня ожидал сюрприз, ожидаемый прогноз последствий этого действия не оправдаться. Фона как не было, так и не появился. Бас не просел. Даже в размерах ни контробасс, ни барабан не изменились. Сие «чудо» вообщем и подтолкнуло меня на эксперементы, ну естественно и обсуждение с ребятами этого явления и требований к конденсатору на выходе П-фильтра.

Сначала я внимательно еще раз послушал усилитель с жалкими 20-ю мкф. на выходе фильтра. Картина вообщем оказалась безрадостной. И бас есть, и воздух, и вокал не обделен эмоциями, но сцена…. Все свалено в кучу, и плоская как стена. 20мкф. — однозначно мало!

Война. День первый.
Сначала поставил на место Рифы 100мкф. Аэровокс. Сцена попыталась развернуться, но не смогла это сделать как следует. Узкая и неглубокая, совсем неинтересная, настолько, что другие особенности звучания описывать не имеет смысла. 100мкф. Аэровоксовских оказалось тоже мало. Иду крупными шагами. Очередь Дженсена 500мкф. 4 винта туда, 4 винта сюда -готово. Слушаю. Теперь со сценой все впорядке и по ширине, и по глубине, и по объему. Вполне красиво, баса стало больше по сравнению с 1200мкф.+20мкф(КБГ), верхний бас стал восприниматься более наполненно, но и «бяка» выплыла. На некоторых записях проявилась гундосость, когда вокалисты тянут согласный «н» или «м». Эта гундосость проявляется не только на вокале, но и на пиано-форте, когда уходит вниз. Вокруг низкочастотных обертонов появляется фоновое пятно низкочастотное, которое достаточно мешает передачи интонаций. Что еще не понравилось? Искажены интонации исполнителей. Это я отслеживаю на двух замечательных записях Гармонии Мунди: Бернарда Финк (меццо-сопрано) поет под фортепиано и Марта Алмаяно (сопрано) под пиано-форте. Дыхание, интонации вокалисток и интонации аккомпанирующих инструментов прописаны великолепно.

Настолько хорошо, что некоторые «вещи» просто вываливаются за пределы понимания. Вот и я не смогу описать в чем эти искажения. И дыхание прописано, и голос красиво звучит, у форте-пиано и атака, и затухание вроде правильное…., но не трогает совсем. В любом месте спокойно подошел и выключил. Более того, если слушать долго — устаешь.

Отключил 20мкф. КБГ-МН, и поставил на их место Дженсен 0,33мкф.х630в. Теперь можно слушать музыку долго, совсем не утомляет. Звучание стало более низкочастотным, такое ощущение что верх немного притушен и подчеркнуты нижняя середина и верхний бас. Дыхание немного упрощенное (в сравнении с эталоном 1200мкф + 20мкф., ), такое ощущение, что вокалисты торопятся побыстрее спеть, поэтому интонации некоторые потеряны. Эта потеря на вокале в большей степени, на фортепиано в меньшей. Щипок контробасса не достаточно четкий. Вступление оркестра несколько аморфно. Я бы сказал — давление есть, ветра нет. Амстронг «хрипит» очень хорошо. Вообщем все гладко, комфортно, но не завораживает.

Поставил РИФу 1200мкф. вместо Дженсена 500мкф. Сцена стоит как вкопаная. Такое ощущение, что она стала шире, глубже и объемней, хотя это утверждение уже на пороге «субъективного», не из разряда видно не вооруженным глазом. Подчеркивание нижней середины и верхнего баса осталось. Воздух скромен. В общем почти сохранились черты предыдущего варианта. Только верний басс стал менее подчеркнутым. Остались ощущения, что 0,33мкф маловато для шунта в моем случае. К сожалению, пройтись дальше несчем.

Вечереет. Последний бой первого дня.
Убираю Дженсены. Ставлю BG VK 150мкф.х350в. два последовательно, итого 75мкф. Сцена — все как надо. Становится очевидным и доказанным, что кроме величины емкости огромную роль играет качество конденсатора. Про звучание можно сказать все тоже, что и про парочку Дженсенов, с той лишь разницей, что интонации передаются более рельефно, но тонкие интонации в дыхании игнорируются и потери в эмоциональном восприятии не избежны. Но здесь сделаю следущую оговорку. Если не знаешь об этих потерях, то и в жизни не догадаешься. Слушать интересно. Вообщем вполне приличный результат, хотя я ожидал от него большего. Но может и будет лучше, через месяц, и если емкость поднять до 150мкф. Или WKZ «влепить».

Притомился. Возвращаю назад Рифу 1200мкф и подсоединяю 20мкф.КБГ. Включаю, оторваться не возможно. Не то чтобы у этого варианта нет недостатков, иногда ощущается недостаток басса, точнее говоря его напора, давления, сибилянты на некоторых записях акцентированы больше чем хотелось бы, но все остальное…, короче не оторвешься. Явный фаворит всех вариантов.

День второй.
После первого дня остался вопрос. Наполнение нижней середины в случае Дженсена в 500мкф. — это свойство Дженсена или 500мкф. Поэтому сравнил с ним LCR 500мкф. Совершенно разный звук. Наполнение нижней середины — это Дженсен. Что характерно, когда LCR шунтирую Дженсеном 0,33мкф. Появляется этот окрас. Не достаточность емкости в 0,33 здесь тоже ощущается. Ничем не выразительная комбинация. LCR + 20мкф. КБГ очень не плохо, очень! Хор на заднем плане прописан наверное самым лучшим образом из всех вариантов. Эмоционально и выразительно, но по сравнению с 1200мкф+20мкф.КБГ, более сухо и более ярко, но менее утонченно и изысканно, можно наверное сказать и чуть менее комфортно. Интонации дыхания и исполнения, хотя и чуть грубовато -предостаточно. «Ветер» при вступлении оркестра, щипок струны — очень хорошо. Амстронг хрипит немного суховато.

Достаточность 75мкф. БлэкГейта подтолкнула меня еще на один не запланированный эксперимент. Да, я вытащил из под стола МБГВ 160мкф.х 500в. Включаю, слушаю. Сначала — басс. Контробасс — контробасит совершенно конкретно, хотя щипок немного и округлен, но наверное самый выразительный вариант контробасса из всех что я слышал на кануне. Сцена в полном порядке (еще подтверждение факта о количестве емкости и качестве конденсатора.). Характер звучания самый низкочастотный из всех предыдущих. Атака немного «завалена». Вроде как ощущается недостаток верхов и не самое прозрачное звучание. И тем не менее оно меня сразило «наповал». И вот почему. Дыхание почти не прописано, только следы, как говорят химики, но настолько здорово передается интонация в голосе, что оно легко угадывается. Интонации фортепиано — бесподобно, очень четко, никаких усилий, чтобы «разглядеть», хотя звук и кажется немного гулковатым. Что еще бросилось во внимание.

Когда я слушал Дженсены и БлэкГейты, дыхания было побольше и детальности, но не покидало ощущения некоторой натужности в голосах, у МБГВ при отсуствии «воздуха» реальная ощутимая легкость в голосах. И она настолько притягательна, что слушать более чем интересно.

Подсоединяю 20мкф.КБГ-МН параллельно. Воздуха стало выше крыше. Все задышало и ветер появился, но что-то очаровательное пропало. Хор на заднем плане прописан великолепно. 20мкф. у меня собрано из 5 штук по 4мкф., поэтому естественно я стал отключать по одному конденсатору. Оказалось, что есть оптимум по величине шунтирующей (имено этого типа, у других может быть другой, по крайней мере я так думаю). 8мкф. Вернуло полностью утерянное очарование и добавило необходимое количество воздуха, необходимое чтобы сделать звучание просто обворожительным. И так. Два дня сражений позади.

Победители, причем ярко выраженные: Рифа 1200мкф.+20мкф. КБГ ( кстати на досуге посмотрю, может 20мкф тоже многовато) и МБГВ 160мкф. + 8мкф.КБГ. Звучат поразному. Любителям «пониже» лучше подойдет второй вариант, любителям поярче — первый. Но оба варианта из разряда «не хочется выключать».

Чтобы картина была более полной напишу что слушал.

Про сопрано и пианино уже написал. Marta Almajano Del Amor CD HMI 987032 — 15 композиция вокал, 16 композиция — пиано-форте, Bernarda Fink Schumann Frauenliebe und — leben HMC901753.
Сцена, оркестр и вокал — «Joseph Haydn, The Seasons 2CD HMC 901829/30» 7 композиция на первом диске. Очень хорошая композиция для теста, есть почти все.
Амстронг. Лучшие годы на Декка.
Диана Кролл. Love Scens.

Это основные Сидишки. Естественно если возникало желание, что то попристальней «рассмотреть» привлекал и другой материал.
Если что-то упустил не судите строго.

Юрий Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также:

  • Усовершенствование громкоговорителя 20 АС-2Усовершенствование громкоговорителя 20 АС-2
    Длительный опыт эксплуатации громкоговорителей 20 АС-2 позволил выявить ряд присущих им недостатков. Так, большое число ВЧ динамиков приводит к значительной неравномерности АЧХ (вследствие интерференции) и придает звучанию АС очень неприятно воспринимаемую на слух «металлическую» окраску. При используемом в этих громкоговорителях последовательно-параллельном включении ВЧ динамиков 3 ГД-31-1300 электрическое сопротивление ВЧ звена, …
  • Двойной триод ECC86Двойной триод ECC86
    Двойной триод ECC86 ECC86 Двойной триод ^Нажмите для увеличения^   Обозначения: а1 — анод первого триода, а2 — анод второго триода, с1 — сетка первого триода, с2 — сетка второго триода, к1 — катод первого триода, к2 — катод второго триода, э — экран, п — подогреватель катода.     …
  • Новое в телевидении — Бялик Г.И.Новое в телевидении — Бялик Г.И.
    ^Нажмите для увеличения^ Массовая радиобиблиотека (МРБ) выпуск 133 Новое в телевидении Автор(ы): Бялик Г.И. 1952 год В брошюре рассматриваются четыре проблемных вопроса техники современного телевидения: увеличение дальности телевизионных передач, увеличение размеров экрана, цветное и стереоскопическое телевидение. Брошюра рассчитана на читателей, знакомых с принципами телевидения и радиотехники. Скачать книгу «Новое в …
  • Радиолампа 24 — Электронная лампаРадиолампа 24 — Электронная лампа
    ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^     Источник
  • Гептод-преобразователь 6А7Гептод-преобразователь 6А7
    Гептод-преобразователь 6А7 6А7 Гептод-преобразователь ^Нажмите для увеличения^   Sп Sг Ri Cвх Cвых Cпр 0.45 4.7 1000 9 10 0.13       Источник