Субъективные размышления над творением рук своих или разговор о страстях по звуку в двух частях с прологом и эпилогом.
Беседе сообщает остроту не ум, а чей-то затронутый ею интерес; на мой взгляд, ум только тогда вносит в неё свой вклад, когда разжигает страсти, если только не он сам — предмет страсти собеседников.
Люк де Клапье де Вовенарг, «Введение в познание человеческого разума», Ленинград Издательство «НАУКА», Ленинградское отделение 1988.
Причины, по которым я приступил к написанию данной, внеурочной для меня статьи, весьма просты — господа читают. В канун очередного Hi-Fi – шоу 2007 Юрий Олегович Пронин любезно поместил мой третий по счёту рассказ на своём собственном сайте и разместил ссылки на ресурсе — Hi-Fi.RU, за что я бесконечно ему признателен. Обсуждение было активным, но непродолжительным. Сайт Юрия был разгромлен, а конференция на Hi-Fi.RU полностью уничтожена без всяких объяснений. Последующие выяснения причин ни к чему не привели. Александр Эрлих, в чьём ведении находится вышеуказанный ресурс, смог выразить только своё недоумение по данному инциденту.
Читают господа!
Я был готов к репрессивным мерам, т. к. заранее получил предупреждение в устной форме о том, что, если статья не будет снята или исправлена, санкции последуют незамедлительно. Юрий Олегович также подвергся весьма тонкой обработке.
Однако, если Вы читаете этот текст, значит, «всемирная паутина» местами защищена.
Сравнительно недавно в телефонном разговоре известный московский разработчик аудиоаппаратуры Александр Петрович Сырицо напомнил мне сказанную мною же фразу во время нашего знакомства. Несмотря на то, что с той поры прошло уже около пяти или шести лет, он в точности её повторил, добавив при этом, что понимание сказанного пришло к нему лишь теперь. Тогда я высказал своё мнение в отношении наших работ по конструированию отдельных компонентов звукового тракта, отметив тот факт, что вся эта работа нужна, по большому счёту, лишь нам самим. Теперь мой собеседник признаётся в том, что прежде был не согласен со мной, но в спор вступать не хотел.
После этого разговора я попытался перепроверить свои чувства и стал искать подтверждение правоты данных суждений, т. к. ничто, когда-либо сказанное, не пропадает бесследно, и это особенно остро начинаешь осознавать тогда, когда к твоим словам начинают прислушиваться люди.
Далее по тексту будет следовать большое количество цитат. Надеюсь, что они окажутся полезными для той аудитории, которая нашла в себе силы и желание прочесть предыдущие мои статьи.
«Что же я всё-таки хочу узнать? Что мне всего важнее постигнуть? То, с чем я всегда теснее связан, не так ли? Разумеется, так. А где ж мне искать эти связи, как не в познании самого себя и постижении других людей, ибо в них — смысл всех моих поступков, единственная цель жизни? Мои наслаждения, горести, страсти, дела — всё зависит от них. Окажись я единственным обитателем земли, владение ею не доставило бы мне радости: у меня не было бы ни забот, ни наслаждений, ни желаний, даже богатство и слава превратились бы в пустые слова, ибо не станем обманывать себя — всеми своими удовольствиями мы обязаны людям, прочее в счёт не идёт. Есть ли хоть что-нибудь, продолжал рассуждать я, словно прозрев, чего нельзя постичь, постигнув человека? Взаимные обязательства людей, соединённых в общество,— это и есть нравственность; столкновение интересов нескольких таких сообществ — это и есть политика; наш долг перед богом — это и есть религия».1
Это высказывание в некоторой степени созвучно моему пониманию мира.
В первой части своего повествования мне хотелось бы более подробно остановиться именно на самом первом вопросе, обозначенном Вовенаргом.
Часть1
ЧТО ЖЕ Я ХОТЕЛ УЗНАТЬ, СОЗДАВАЯ СОБСТВЕННОЮ АУДИОСИСТЕМУ?
Звуковые события занимали моё воображене с раннего детства. Особый интерес вызывали говорящие и звучащие «коробочки», первое близкое знакомство с которыми произошло на рубеже 1958 —1959 г.г.. Это были, по сегоднишним меркам, достаточно примитивные устройства. Что может хотеть узнать двухлетний ребёнок об этих устройствах? В те времена я безусловно не мог предполагать, что в последствии любопытство перерастёт в страсть и станет делом всей моей жизни. В своё время г-н Ю. Макаров произнёс великолепную фразу: «Hig-End— это философия жизни». Я глубоко убеждён в том, что познание бытия немыслимо без профессиональной деятельности. Чем глубже человек проникает в предмет своей страсти, тем шире он смотрит на окружающий его мир.
«Любая страсть берёт начало в наслаждении или страдании, — учит г-н Лок. — Они её сущность и основа. С самого рождения мы испытываем два состояния — наслаждения, поскольку оно естественно связано с бытием, и страдания, поскольку бытие наше несовершенно.»1
Таким образом мы приближаемся к ответу на поставленный вопрос. Несовершенство отдельных компонентов звукового тракта, являющегося для определённой группы людей предметом страсти, заставляет одних заниматься его усовершенствованием, а других пользоваться плодами этой деятельности.
Часть 2
О СОБСТВЕННЫХ ОПЫТАХ 2007 ГОДА
Люди не властны создавать основу вещей, но могут её изменять. Следовательно, изобретать — значит не создавать материал для своих изобретений, но придавать ему форму. Люк Де Клапье Де Вовенарг, «Введение в познание человеческого разума», Ленинград Издательство «НАУКА», Ленинградское отделение 1988.
При проектировании любого радиотехнического изделия, как правило, невозможно учесть все физические свойства отдельных компонентов, входящих в состав изделия. Способность слухового аппарата человека к анализу параметров звукового события во многом превосходит возможности тех методик, которые на сегодняшний день положены в основу оценки качества электронного тракта.
В своей практической деятельности я столкнулся с существенно важным обстоятельством, на котором хочу в данной части статьи остановиться более подробно. Речь пойдёт о контактной разности потенциалов.
Говорят, радиоэлектроника — это наука о контактах. Часто случается так, что многие фразы, несущие в себе огромную смысловую нагрузку, находясь на слуху, и будучи расхожими, остаются непонятыми до конца. Это происходит в силу того обстоятельства, что понимание предмета носит весьма поверхностный характер. Чаще всего, памятуя данное высказывание, ограничиваются лишь наличием факта самого контакта, удовлетворяясь простым замером омического сопротивления по постоянному току.
В любом учебнике по физике для средних учебных заведений в разделе «электродинамика» можно найти параграф, посвящённый вопросу о контактной разности потенциалов, которая определяется разностью потенциалов — ∆φ, возникающей между соприкасающимися металлами при подвижном равновесии электронов. И указывается на причины, порождающие это явление. Первая причина — это различие в работе выхода электронов; вторая — неодинаковая плотность электронного газа в металлах, т. е. различное число свободных электронов в единице объёма металла.
Некоторые господа — любители ламповой техники — в своих оценках качества звучания аппаратуры сетуют на то, что винтажные приёмники, в отличии от современных изделий, обладают удивительно мягким, ласкающим ухо тембром. На мой взгляд, на это есть много причин, перечисление всех из них не является целью данной публикации. Хочу обратить внимание читателей на наличие в данных устройствах объёмного монтажа, который, в свою очередь, был выполнен методом сварки контактных соединений отдельных элементов схемы. Именно этот момент является предметом для весьма пристального рассмотрения.
Легко посчитать количество контактных соединений (переходов), возникающих при подключении одного функционального блока к другому посредством короткой соединительной линии, снабжённой какими либо разъёмами. Первый переход образован последним проводником схемы и монтажным припоем. Затем между металлом припоя и разъёмом. Далее следует контакт между «мамой» и «папой» в разъёмах. Сама же соединительная линия после разъёма имеет два аналогичных перехода. Таким образом, с учётом входа и выхода мы имеем удвоенное количество переходов. В сумме получается 10!!! Читатель может возразить по поводу одного из них, указав на возможную идентичность металлов в отдельных частях разъёмного соединения. Безусловно, при наличии изделий от одного и того же производителя и при использовании одних и тех же материалов контактных групп остаётся только качественно осуществить присоединение. С этой целью поверхность металла тщательно полируют, придают контактным группам оптимальную форму и т.д.. Защита контактов от окислительных процессов является отдельной темой для обсуждения. Тем не менее, практика показывает, что разъёмные соединения оказывают существенное влияние на формирование звуковой картины. Попробуем их убрать и присоединить линию непосредственно к монтажным платам. В этом случае мы сократим количество переходов с десяти до четырёх. Обнаружится существенная разница в звучании системы.
Описанные мною в первой статье акустические кабели не были снабжены наконечниками. К винтовым разъёмам усилителя и к АС (акустические системы) они присоединялись через отверстия, высверленные в токопроводящих пластинах, а затяжку винтового разъёма я осуществлял плоскогубцами. Так как пакет из пластин мне пришлось собирать при помощи пайки проводников, оставшийся на поверхности припой лень было удалять. Пятилетняя практика эксплуатации данных соединительных линий, не вызывала у меня сомнения в их качестве. Однако работа над отдельными частями внутриакустических соединений натолкнула меня на мысль о необходимости удаления припоя с контактных поверхностей. Так как зачистка и полировка «столь миниатюрных» изделий заняла 16 часов, мне пришлось разбить её на два этапа: сначала обработке подверглась усилительная сторона, а затем были обработаны концы со стороны акустических систем. Соблазнившись на прослушивание системы после завершения первого этапа работ, я был крайне удивлён промежуточным результатом. При явном улучшении зуковой картины, выражающемся в расширении пространства сцены и декомпрессии спектра сигнала, моя акустика перестала «держать» мощность. Возникло ощущение явного присутствия нелинейных искажений, сродни тем, которые сопутствуют перегрузке выходного каскада — клипу. Уже без всякой надежды на лёгкий успех я принялся за выполнение второго этапа работ. К великой радости, в итоге мне удалось не только избавиться от присутствоваших в системе искажений, но и более детально понять причины их возникновения. Таким образом, по моему глубокому убеждению, вышеобозначенные контактные переходы существенным образом влияют на частотновременные параметры сигнала. В свою очередь, внешними проявлениями их работы, в случае со звуковым трактом, можно считать компрессию сигнала, косвенно подтверждающуюся сужением пространства сцены, возникновением излишней локализации музыкальных инструментов и вокалистов, сопроваждающуюся резкой, если хотите, жёсткой «подачей» всех спектральных компонентов.
В самом начале этой главы, говоря о свойствах человеческого слуха как об инструменте, я хотел обратить внимание читателя на тот факт, что процессы субъективного восприятия звука теоретически не могут претендовать на истину в первой инстанции. Тем ни менее, человеческие ощущения формируют принципы, на основе которых разрабатываются методики измерений, да и сама измерительная техника.
В конце своей второй статьи я предложил читателю рассмотреть таблицу, из которой следует, что наш бинауральный инструмент позволяет безошибочно распознавать весьма незначительные, с точки зрения геометрических перемещений, изменения, вносимые в звуковое пространство сцены.
Необходимо отметить, что накопленные мною знания, подтверждённые экспериментально в условиях моей лаборатории, позволяют судить о том, что создание квазикогерентных звуковых трактов невозможно. В физике, где впервые был применён термин «когерентные колебания», под когерентностью подразумевалось совпадение фаз суммируемых гармонических колебаний. В настоящее время в радиотехнике и теории информации когерентность трактуется более широко: под когерентностью обычно подразумевается связь между фазами сигналов.
Степень когерентности сигналов можно оценивать с помощью сопоставления энергии суммы сигналов с суммой энергий отдельных слагаемых сигналов.
Несмотря на некогерентность, в созданном мною звуковом тракте наблюдается ярковыраженная интенференционная картина при перемещении головы наблюдателя параллельно акустическим системам. В качестве тестовой программы во время такого опыта можно использовать шумовой, либо квазимонохроматический сигнал.
Данные наблюдения наглядно демонстрируют несостоятельность конструкций акустических систем с применением фильтров низкого порядка, гарантирующих «просачивание» частотных составляющих в соседние диапазоны с последующим возникновением интенференции. В свою очередь, это явление приводит к нежелательному сужению комфортной зоны для слушателя, ограничивая её единственной точкой — неким акустическим центром между излучателями. К такому же эффекту приводит и применение дублирования излучателей внутри акустических систем.
Здесь электродинамические характеристики АС рассматриваться не будут.
Не менее интересное развитие получила предложенная в предыдущей статье концепция влияния массогабаритных показателей отдельных компонентов электронной системы на качество воспроизведения звукового сигнала.
В настоящее время я с полной уверенностью могу утверждать, что при конструировании любых блоков звуковоспроизводящего тракта, включая АС, необходимо минимизировать их массу. В противном случае будет неизбежно возникать эффект компрессии, выражающейся во всё том же нарушении частотновременных параметров сигнала.
Данное утверждение является принципиальным и может обсуждаться лишь при демонстрации опытов в условиях моей лаборатории. Досужие разговоры на эту тему мной приниматься не будут. Сторонники г-на Раблезианова смогут на практике убедиться в правоте моих выводов.
Касательно процессов нарезки матрицы при создании механического носителя: вопрос о массе диска под резаком пока остаётся для меня открытым. Я допускаю, что его масса может быть большей, чем масса диска проигрывателя. В тоже время, практические результаты прослушивания различных шеллачных и виниловых грампластинок на облегчённых проигрывающих устройствах убедительно продемонстрировали преимущество аппаратов с меньшими весовыми показателями.
Что касается моих исследований влияния массы акустических систем на работу излучателей, то тут можно утверждать следующее:
—высокочастотная и среднечастотная динамические головки не должны располагаться в каком либо корпусе, так как любое увеличение их массы приведёт к значительному ухудшению динамических показателей;
—в области низких частот масса корпуса АС оказывает такое же пагубное влияние на работу излучателя, а в случае использования закрытого ящика искажение сигнала усугубляется дополнительной компрессией всего диапазона.
ЭПИЛОГ
Немногие разработчики компонентов звукового тракта могут позволить себе отдавать предмету своей страсти всё своё время и силы, не распыляясь на что-то другое. Для большинства людей стремление к самоутверждению внутри социума занимает большую часть сознания. Да и сам предмет страсти порой с трудом просматривается по причине явного расхождения деклараций с практической деятельностью отдельных господ. Поэтому результаты их работы неоднозначны. Даже чтение отдельных статей, публикуемых в средствах массовой информации, включая Интернет, позволяет производить анализ деятельности, особенно тогда, когда некоторые высказывания полностью характеризуют степень непонимания вопроса.
Согласитесь, ведь утверждение о том, что наша планета имеет форму диска, покоящегося на трёх черепахах, у каждого маломальски образованного человека может вызвать недоумённую улыбку.
При этом заблуждения в области отдельных специальных дисциплин могут быть неочевидными для рядового обывателя.
Вот почему раздача розовых и зелёных очков может иметь успех внутри социума на протяжении определённых временных отрезков.
И тут необходимо сделать небольшой экскурс в самое начало данной статьи, чтобы до конца понять автора и, если угодно, определить степень созвучности его мыслей с высказываниями французского философа.
Поиск истины не всегда является делом публичным. Скорее всего, это процесс сугубо интимный. Тем более, если понятие истины подразумевает поиск путей самого Создателя. Как известно, пути Господа неисповедимы. Каин, убив своего брата, вовсе не стремился к общественному признанию.
Жизненная практика показывает, что не каждая человеческая особь способна к генерации оригинальной идеи, равно как и к созданию нового поведенческого образца. Поэтому, чаще всего мы сталкиваемся с частичным или полным заимствованием, которое образует характерные типажи в рамках исторических периодов. Многие наиболее страстные соискатели, в случае их искреннего заблуждения, часто являют нам образцы, весьма заразительные для подражания.
Строительство изумрудных городов с дальнейшим проживанием в них — явление временное. Для многих жителей продолжительность пребывания в объятиях сладостных иллюзорных снов длится десятилетиями, я ощутил это на себе.
Завершая работу над данной статьёй, я процитирую несколько мыслей, озвученных заслуженной артисткой России Ренатой Литвиновой в культовом фильме режиссера Рустама Хамдамова «Вокальные параллели»:
— «Мы знаем теперь, что все цивилизации смертны. Мы слыхали о лицах, которые исчезли бесследно. Мы слыхали об империях, которые пошли ко дну со всем своим человечеством и техникой. В непроницаемую глубину столетий ушли те цивилизации со всеми своими божествами и законами, со своими науками, академиками. Исчезли языки и грамматики, словари и классики, а с ними поэты и романтики, критики и критики критиков. Всё исчезает. Мы их едва видим сквозь большую глубину, которая называется историей. Мы видим призраки огромных судов, которые сели на дно. Но, мы также видим, что бездна истории вместительна для всех. Мы чувствуем, что цивилизация наша очень хрупкая. Такая же хрупкая как жизнь. Совсем немного нужно разных обстоятельств, чтобы что-то исчезло. Это непостижимо, но возможно. Вдруг исчезло. Можно этому поверить. Стоит только включить радио».
25 октября 2007 года от Рождества Христова
1.Люк де Клапье де Вовенарг, «Введение в познание человеческого разума», Ленинград Издательство «НАУКА», Ленинградское отделение 1988.
Инженер из Москвы
Александр Мишуков
e-mail: IE_Lab @mail.ru
Читайте обсуждение этой статьи на нашем форуме >>>