Написать данную статью меня побудило наличие достаточно большого количества данных аппаратов у населения, которое не хочет расставаться с катушечником по многим причинам. Одна из причин — это ностальгия по своему бурному прошлому, но есть и еще одна, незначительная на первый взгляд, причина — это звучание катушки по сравнению с компакт-диском.
Есть еще одна достаточно редкая причина — это большая фонотека на катушках, но об этом потом. Итак, попало ко мне два совершенно замечательных магнитофона: один — это «Олимп-005» , второй -Электроника 004 , да еще и со схемами в придачу.
Немного изучив схемотехнику, выяснилось, что Олимп 005 , это не «рожденный в СССР», а, скорее, «мёртворожденный».
Глядя на схемотехнику «Олимпа», я просто диву давался ширине технической глупости, которая в нем представлена, а именно: при наличии в стране огромного количества металлургических комбинатов изолировать звуковые платы от цифровых металлической перегородкой никому не пришло в голову.
В питании применили общий стабилизатор, как для цифры, так и для звука, но и это не все — для операционных усилителей 157 серии, у которых номинал питания 15 вольт, питание подали почему-то 13 вольт.
На входе поставили известный по аппаратам 2 и 3 групп сложности операционный усилитель УЛ, и все это на моноплатах, в общем, отстой полный, сделать конфетку можно, но достаточно большими усилиями.
В то же время, схемотехника и просто конструктивные решения, примененные в «Электронике -004», просто радовали своим качеством и удобством, а это:
1. в управлении минимум микросхем,
2. индикатор, хоть и уродливый, зато «не фонит», как в «Олимпе»,
3. все блочно-модульное, то есть, хочешь сделать изменения в каком либо блоке -выдергивай и изменяй, надоело — просто вставил, и все. Удобно!
Вдоволь налюбовавшись, я решил, что переделывать буду «Электронику- 004» , причем задался целью — переделки свести к минимуму финансовых затрат.
В итоге получилось весьма замечательное звучание, которое меня устраивает даже больше, чем «Akai 646» , как по звуку, так и по обращению с пленкой. «Электроника» с пленкой обращается нежно, а у «Akai» с этим делом погрубее будет.
Итак, все, у кого есть данный аппарат, есть желание улучшить его звук минимум вдвое — берите в руки его схему и читайте, заглядывая в нее, все обозначения я буду приводить по оригинальной схеме.
Во-первых, это — механика, тут ничего сложного, просто почистить и смазать, но не просто смазать, а хорошим маслом.
На сегодняшний день лучшее масло моторов — это автомобильное масло, которое максимально защищает автомобиль при холодном пуске (кажется, торговое название «Магнетик»).
После того, как все вычищено и смазано — регулировка головок.
Здесь все просто, если есть лента ЧВН, если нет, то сойдет запись на заведомо отстроенном магнитофоне.
Теперь о самом главном — о звуке.
Самое дорогое — это поменять все электролитические конденсаторы на иностранные, причем, если конденсатор стоит по питанию, смело ставьте на вдвое-трое большую емкость, если звук — на удвоенное рабочее напряжение, чем больше рабочее напряжение, тем меньше утечка.
Далее по порядку:
— усилитель воспроизведения.
Если есть деньги, меняйте родной к553уд2 на LM301A — выигрыш почувствуете сразу, тем более что он — полный аналог нашей микросхеме, вот только по шумам, входному сопротивлению и скорости нарастания во много раз лучше.
Далее вместо катушки фильтра-пробки устанавливаем перемычку.
Конденсатор с21 меняем на 100-150 пф. С22,С23 и С24 просто выпаиваем и выкидываем.
После этого вы начинаете слышать много нового со своих старых записей.
Если есть время и желание, подберите конденсатор, включенный параллельно головкам, если нет времени -ставьте 47пф, не ошибетесь.
Теперь ваш УВ воспроизводит с легкостью частоту примерно до 35 кгц.
Однако после слепых тестов выявилась некоторая зажатость звука по сравнению с «Akai». Причина была найдена, и ею являлась микросхема — коммутатор каналов, она заметно снижает динамический диапазон тракта.
Итак, если нет денег и не нужен реверс — коммутатор долой, вместо него перемычку. Если деньги есть, покупаете реле РЭС49 на 12 вольт и ставите вместо коммутатора, включив реле в цепь коллектора соответствующего транзистора, при этом заменив КТ315 на более мощный транзистор.
— усилитель выходной.
Тут тоже все просто: надо кое-что просто выкинуть. Выкусываем D1, R1, R2, C2, VD1, зачем оно надо, я так и не понял, а то, что звук стал прозрачнее, заметно.
Еще можно выкусить диоды, которые стоят по питанию транзисторов усилителя линейного выхода — назначение их тоже непонятно, хотя на звуке никак не отразится.
— процессор противошумный.
На ваше усмотрение поменяйте убогие керамические конденсаторы на что-либо пленочное.
— усилитель записи предварительный.
Вот это — самое главное в магнитофоне, что портит звук. Если вам не нужен микрофонный усилитель, а 99,99% населения он не нужен, то его выкидываем, попутно выкидывая микшер и все, что к нему относится.
Выкусываем A1,A2,A3,A4 вместе с их обвязкой. Выкусываем VT1,2 и их обвязку. В итоге у вас осталось А5 А6 С18-19 С15,С17, R23-24 R25-26 , ну и конденсаторы по питанию. Сигнал от регулятора уровня теперь надо подать на R23 24, при этом вместо R 20 и 22 — поставить перемычки. Микросхемы также меняем на LM301.
Теперь меняем сопротивления, которые припаяны на входной разъем. Вместо них ставим 100Ком.
То, что вы теперь услышите, поразит вас своей прозрачностью, незажатостью и легкостью. Кстати, звук конкретно портили входные микросхемы, которые являлись фильтрами высоких частот (А1-4)
— блок управления.
На шины питания напаяйте несколько электролитических конденсаторов 10-47мкф — это навсегда обезопасит вас от сбоев логики.
— блок управления двигателем.
Тут все нормально, только регулирующие транзисторы установите на термопасту, а то радиатор не совсем ровный.
Вот и все ! Затраты — копеечные, а эффект — поразительный! Успехов!
Елфимов Павел