Для поиска необходимой информации - введите запрос в блоке "Поиск DIY".

Акустические кабели и их значение в звуке

В конференции iXBT часто поднимаются разговоры об акустических кабелях и их влиянии на звук. Я попытаюсь изложить свое скромное мнение по этому насущному 🙂 для многих вопросу.

Вопрос: «Имеет ли большое значение качество акустического кабеля?»

    Качество кабеля в аудиофильском смысле этого слова, как правило, имеет некоторое значение на качественной же аппаратуре.

Но именно качество, а не цена. Имеет значение собственно проводник, навивка жил в случае комбинированной конструкции кабеля… Тем, кто считает, что «чем толще кабель, тем лучше», я отвечу, что лучше именно разумный здоровый оптимум, а емкостные и индуктивные свойства кабелей меняются при значительном увеличении диаметра. Если считать кабель линейным элементом цепи, то, конечно, все в порядке, но все же акустический кабель точнее будет считать четырехполюсником, фильтром с распределенными параметрами. Скептикам, справедливо вспоминающим при этом о спутниковых кабелях с низкими потерями и о соответствующих частотных диапазонах, где эти потери являются значимыми, будет интересно узнать и о некоторых особенностях физиологии слухового аппарата — он способен уловить смещение барабанной перепонки на глубину, меньшую, чем диаметр водородного ядра! Интересно и то, что зачастую слушатель, с одной стороны, способен проигнорировать очень высокие уровни искажений исходного сигнала (гармонические низших порядков), с другой — способен уловить их при значениях, зачастую недоступных приборам, в отличие, скажем, от видео. Если говорить об органах чувств, то динамический диапазон, доступный уху — 135 дБ — можно сравнивать только с обонятельным аппаратом, настолько же чувствительным.

А вот длина кабеля действительно, чем меньше, тем лучше — при этом и индуктивность и емкость кабеля снижаются, меньше влияние на звук, легче работать усилителю, меньше потерь. Многие изысканные очень дорогие кабели с большой толщиной (или ленточные) могут заметно искажать звуковой сигнал, поэтому иногда с такой же вычурной аппаратурой для снобов они могут давать различные интересные эффекты, которые могут быть приняты иногда и за заметное улучшение — «звук заметно изменился -> стал другим -> если это связано с установкой очень дорогого кабеля, то, наверное, улучшился». Простой расчет на психологию покупателя 🙂

Кабели с минимальным влиянием на сигнал чаще всего стоят относительно недорого, но все же цена заметно отличается от стоимости трансформаторных или проводов от стиральных машин. Для ВЧ-громкоговорителей, как правило, лучше подойдет одножильный, относительно тонкий OFC (можно и серебрянный, хотя в смысле проводимости разница копеечна, чего не скажешь о стоимости) провод (например, 0,5-1 мм^2), здесь важна равномерность кристаллической решетки, для НЧ-диапазона достаточно толстый и, скорее всего, многожильный (меньше нарушается при изгибах кристаллическая решетка, меньше неоднородность, меньше нагрев) кабель (например, сечением 2-3 мм^2 или чуть больше, для передачи тока, допустим, до 5А и нижней эффективной частоте 30 Гц), для СЧ же лучше выбрать золотую середину. Все это имеет большое значение при подключении Bi-Amping, когда между выходными клеммами усилителей и самими динамиками ничего нет, а усилитель используется многополосный с кроссовером на входе. В случае использования пассивных фильтров между усилителем и многополосной акустической системой (типовая схема подключения) влияние акустических кабелей становится мизерным — фильтры вносят намного больший вклад в искажения сигнала, особенно, если эти фильтры высоких порядков, хотя характер искажений и различается.

Также, по моему мнению, имеет смысл избегать использования кабелей из неоднородного материала, например, медных посеребренных кабелей, хотя кому-то нарочитое подчеркивание высших звуковых частот (обычно возникающее в таком случае) может показаться пикантным (тем более, если АС исходно «глуховаты»). Но мы говорим именно о снижении влияния этого звена тракта на звук. Лучше, если кристаллическая решетка является однородной.

Стоит помнить и о том, что даже качество соединений (не забываем про значительные токи в выходном звене тракта) обычно является уже более критичным, чем сам кабель. Кроме того, на выходе недорогих усилителей (например, в составе музыкальных центров) могут стоять дополнительные элементы для повышения стабильности работы усилителя и препятствующие выходу усилителя в нештатный режим или из строя — небольшая, включенная последовательно выходу индуктивность (снижающая риск самовозбуждения) и/или параллельно выходу небольшая емкость, шунтирующая выходные цепи. Эти элементы также могут нивелировать зависимость от акустических кабелей.

Наверное, поэтому не стоит искать черную кошку в черной комнате и вдаваться в крайности -подключать акустические системы проводом, оторванным от куска старой электрической проводки или наоборот, вычурным кабелем стоимостью в килобакс за метр — потратьте ваши деньги лучше на хорошую акустику, усилитель или на любимые мелодии. Может быть, вы вспомните о помещении, где вы слушаете музыку — скорее всего, обычный ковер или тяжелые плотные шторы могут дать куда больший эффект, чем самые дорогие провода в мире. Или просто купите себе массивное кресло, в котором вы сладко утонете под звуки любимой мелодии.

Написано     15.06.2001
Игорь Илларионов

14, 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также:

  • 1F1 — Пентод1F1 — Пентод
      1F1 Пентод (Vacuum Pentode) ^Нажмите для увеличения^   Схема соединения электродов лампы 1F1 с выводами: g2 — экранирующая сетка; g1 — управляющая сетка; f-f,g3 — катод прямого накала, защитная сетка; a — анод  Общие данные Производство: Год выпуска: Аналоги: DF96 Возможная замена (другой накал): Цоколь: Miniatur-7-Pin-Base B7G ^Нажмите для …
  • Судравский Д.Д.Судравский Д.Д.
    Цветной любительский телевизор «Цвет-2» Описываются приборы и методы исследования, применяемые в космической медицине. Даны краткие сведения о принципах действия и устройстве датчиков, усилительной и другой аппаратуры, предназначенных для использования на космических кораблях. Брошюра предназначена для радиотехников, медиков и радиолюбителей-конструкторов.     Источник 2, 1
  • Сабвуфер на динамике MagnatСабвуфер на динамике Magnat
    История этого динамика, началась давно. Ко мне MagnatPowerBullReflex 301 попал из рук друга, у которого он перестал работать. Отдав его мне, сказал, что если починю, то могу оставить себе, что собственно и произошло. Вот с него и началось моё бурно увлечение автозвуком. Сначала я смастерил “наобум” под него фазоинвертерный корпус …
  • Барсуков Ф.И.Барсуков Ф.И.
    Генераторы и селективные усилители низкой частоты Рассмотрены принципы построения генераторов и селективных усилителей низкой частоты Приводятся практические схемы и ориентировочные расчеты. Кратко излагаются методы настройки и регулировки. Книга рассчитана на подготовленных радиолюбителей, интересующихся вопросами генерирования и селекции сигналов низкой частоты. Брошюра рассчитана на подготовленных радиолюбителей, интересующихся применением электроники в биологии …
  • 25A6 Пентод — Электронная лампа, Радиолампа25A6 Пентод — Электронная лампа, Радиолампа
      25A6 Пентод (Vacuum Pentode Power/Output) ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^   Схема соединения электродов лампы 25A6 с выводами: f-f — подогреватель катода; k, g3 — катод, защитная сетка; a — анод; g2 — экранирующая сетка; g1 — управляющая сетка;  Общие данные Производство: Год выпуска: Аналоги: Возможная замена: 25A6G; …