DIY » Статьи » Теория, Обзоры, Размышления » Голофоническая запись

Голофоническая запись

Голофоническая запись или еще называется бинауральная запись. Об одном таком методе я делал статью “Звук запуска и посадки Falcon Heavy Space X”, где применен такой способ записи звука. Но здесь мы рассмотрим еще другие варианты. Включите его на своих АС (колонках):

Запись №1: Спички

http://ldsound.ru/wp-content/uploads/2019/09/matches.mp3

 

Прослушав звуковой фрагмент со звуком трясущегося спичечного коробка в движении вниз-вверх мы не слышим ничего особенного. Волшебство появляется не так, а когда начинаем прослушивать запись в наушниках. Для того, чтобы передать достоверно голофоническую запись, колонки не подходят, поскольку вносят искажения в звуковой план.

В этом аудио треке человек зажигает спичку, затем начинает трясти коробок, обходя слушателя вокруг, затем, трясет коробок, двигаясь вверх-вниз стоя перед слушателем и, повторяет это, стоя сзади и слева. и всё это отчётливо слышно в обычных стереонаушниках.

Голофоническая (Holophonic) запись получила известность благодаря аргентинскому учёному Хьюго Зукарелли (Hugo Zucarelli) в 1983 году. Принцип записи использует многие наработки в области голографического изображения (отсюда и название holophonic), что, в принципе, очевидно: если учёные смогли «обмануть» два глаза, воспринимающих световые волны, то почему бы не проделать то же самое с ушами и звуковыми волнами?

Зукарелли установил, что человеческое ухо – это не только приёмник звука, но и излучатель: согласно гипотезе, улитка уха распознаёт и анализирует звуковые образы так, если бы это была акустическая голограмма. Так, мозг обрабатывает эти данные и определяет направление источника звука.

Кстати, несколько учёных подвергали сомнению труды Хьюго, но его записи убедительнее любых слов. Далее, ещё одна запись, где женщина, шепчущая настолько близко к уху, что невольно ощущается её дыхание, присутствие её губ:

Запись№2: Шёпот

http://ldsound.ru/wp-content/uploads/2019/09/voice.mp3

 

Цифровой способ воспроизведения голофонической записи требует вычислений нескольких потоков записи с эффектом присутствия (Ambisonics), но детали процесса записи держатся в секрете, хотя, кое-какие догадки можно построить, проведя частотный/фазовый анализ этих примеров:

  1. множественные сигналы в противофазе и постоянное ощущение объема позволяют предположить, что запись ведётся в реальном помещении – это сделать значительно проще чем, скажем, программно моделировать естественную реверберацию.
  2. заметно много инфранизких звуков, вполне способных достоверно передать «движение» или «дыхание» источника. Вдобавок к этому – низкочастотная область панорамируется наряду с другими частотами (что идёт вразрез с одним из основных принципов сведения музыки – «низ в центре»). Естественно, подобное звучание не сможет передать ни одна 5.1 звуковая система с сабвуфером посередине и маленькими СЧ-ВЧ колоночками по углам.
  3. ещё одно предположение: вероятно микрофоны расположены так же, как и уши у человека. Это позволило бы создать звуковую картину, наиболее приближённую к естественному восприятию… Кстати, микрофонная пара Neumann KU100 Dummy Head, вероятно, неплохое решение как раз для таких записей:

^Нажмите для увеличения^
^Нажмите для увеличения^

Еще одна запись из парикмахерской:

 

 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также:

  • Technics SB-MX200Technics SB-MX200
    Изготовитель: Япония, 1988 – 1989 года. ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^ Технические характеристики: 3-х полосная АС с фазоинвертором Диапазон частот по уровню -16 дБ: 25 – 45000 Гц Чувствительность: 88 дБ/Вт/м Сопротивление: 6 Ом Максимальная (предельная) синусоидальная мощность: 125 Вт Музыкальная мощность: 250 Вт Используемые динамики: НЧ: 270 мм, …
  • Корвет 100УМ-048С – фотографииКорвет 100УМ-048С – фотографии
    ^Нажмите для увеличения^ Корвет 100УМ-048С – усилитель высшего класса, позволяет подключить в качестве источника программы любой предварительный усилитель или эквалайзер. Здесь представлены фото усилителя крупным планом, без верхней крышки. Основную информации можно посмотреть по ссылке выше. ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для …
  • Разговор О КабеляхРазговор О Кабелях
    Hачиная с середины 80-х годов, на рынке звукотехники появились кабели, совсем не похожие на своих предшественников. Это были уже не те невзрачные куски провода неизвестных производителей, скорее напоминающие осветительные и силовые. Если раньше такому кабелю приписывали как достоинство высокую гибкость и большое сечение проводника, внешний вид и стойкость к нагреву …
  • Преобразователи постоянного напряжения на транзисторах — Журавлев А.А., Мазель К.Б.Преобразователи постоянного напряжения на транзисторах — Журавлев А.А., Мазель К.Б.
    ^Нажмите для увеличения^ Массовая радиобиблиотека (МРБ) выпуск 357 Преобразователи постоянного напряжения на транзисторах Автор(ы): Журавлев А.А., Мазель К.Б. 1960 год В брошюре рассматриваются наиболее употребительные схемы преобразователей постоянного напряжения на транзисторах, приводятся примеры расчета таких схем и описываются некоторые специальные схемы преобразователей на транзисторах. Брошюра рассчитана на подготовленных радиолюбителей, знакомых …
  • Сельская радиопередвижка — Баумгартс В.Ф.Сельская радиопередвижка — Баумгартс В.Ф.
    ^Нажмите для увеличения^ Массовая радиобиблиотека (МРБ) выпуск 137 Сельская радиопередвижка Автор(ы): Баумгартс В.Ф. 1952 год В брошюре описываются схема и конструкция батарейной сельской радиопередвижки на пальчиковых лампах в расчете на ее самостоятельное изготовление радиолюбителями. Дани указания по налаживанию и регулировке приемника передвижки и приведены сведения, относящиеся к работе с передвижкой …