DIY » Статьи » Теория, Обзоры, Размышления » Голофоническая запись

Голофоническая запись

Голофоническая запись или еще называется бинауральная запись. Об одном таком методе я делал статью “Звук запуска и посадки Falcon Heavy Space X”, где применен такой способ записи звука. Но здесь мы рассмотрим еще другие варианты. Включите его на своих АС (колонках):

Запись №1: Спички

http://ldsound.ru/wp-content/uploads/2019/09/matches.mp3

 

Прослушав звуковой фрагмент со звуком трясущегося спичечного коробка в движении вниз-вверх мы не слышим ничего особенного. Волшебство появляется не так, а когда начинаем прослушивать запись в наушниках. Для того, чтобы передать достоверно голофоническую запись, колонки не подходят, поскольку вносят искажения в звуковой план.

В этом аудио треке человек зажигает спичку, затем начинает трясти коробок, обходя слушателя вокруг, затем, трясет коробок, двигаясь вверх-вниз стоя перед слушателем и, повторяет это, стоя сзади и слева. и всё это отчётливо слышно в обычных стереонаушниках.

Голофоническая (Holophonic) запись получила известность благодаря аргентинскому учёному Хьюго Зукарелли (Hugo Zucarelli) в 1983 году. Принцип записи использует многие наработки в области голографического изображения (отсюда и название holophonic), что, в принципе, очевидно: если учёные смогли «обмануть» два глаза, воспринимающих световые волны, то почему бы не проделать то же самое с ушами и звуковыми волнами?

Зукарелли установил, что человеческое ухо – это не только приёмник звука, но и излучатель: согласно гипотезе, улитка уха распознаёт и анализирует звуковые образы так, если бы это была акустическая голограмма. Так, мозг обрабатывает эти данные и определяет направление источника звука.

Кстати, несколько учёных подвергали сомнению труды Хьюго, но его записи убедительнее любых слов. Далее, ещё одна запись, где женщина, шепчущая настолько близко к уху, что невольно ощущается её дыхание, присутствие её губ:

Запись№2: Шёпот

http://ldsound.ru/wp-content/uploads/2019/09/voice.mp3

 

Цифровой способ воспроизведения голофонической записи требует вычислений нескольких потоков записи с эффектом присутствия (Ambisonics), но детали процесса записи держатся в секрете, хотя, кое-какие догадки можно построить, проведя частотный/фазовый анализ этих примеров:

  1. множественные сигналы в противофазе и постоянное ощущение объема позволяют предположить, что запись ведётся в реальном помещении – это сделать значительно проще чем, скажем, программно моделировать естественную реверберацию.
  2. заметно много инфранизких звуков, вполне способных достоверно передать «движение» или «дыхание» источника. Вдобавок к этому – низкочастотная область панорамируется наряду с другими частотами (что идёт вразрез с одним из основных принципов сведения музыки – «низ в центре»). Естественно, подобное звучание не сможет передать ни одна 5.1 звуковая система с сабвуфером посередине и маленькими СЧ-ВЧ колоночками по углам.
  3. ещё одно предположение: вероятно микрофоны расположены так же, как и уши у человека. Это позволило бы создать звуковую картину, наиболее приближённую к естественному восприятию… Кстати, микрофонная пара Neumann KU100 Dummy Head, вероятно, неплохое решение как раз для таких записей:

^Нажмите для увеличения^
^Нажмите для увеличения^

Еще одна запись из парикмахерской:

 

 

Источник

14, 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Смотрите также:

  • Как сделать самому ветроэлектрический агрегат — Фатеев Е.М.Как сделать самому ветроэлектрический агрегат — Фатеев Е.М.
    ^Нажмите для увеличения^ Массовая радиобиблиотека (МРБ) выпуск 24 Как сделать самому ветроэлектрический агрегат Автор(ы): Фатеев Е.М. 1949 год В брошюре описано, как сделать самостоятельно ветроэлектрический агрегат. Книга предназначена для руководителей радиолюбительских кружков, преподавателей радиотехники различных курсов. Скачать книгу «Как сделать самому ветроэлектрический агрегат»     Источник 14, 1
  • 2-х полосная АС по типу «JBL 4312M»2-х полосная АС по типу «JBL 4312M»
    ^Нажмите для увеличения^ Технические характеристики: 2-х полосная АС с фазоинвертором Диапазон воспроизводимых частот: 80 – 20000 Гц Неравномерность АЧХ в диапазоне 100-20000 Гц ±3 дБ Мощность: 20 Вт Сопротивление: 5 Ом Используемые динамики: НЧ/СЧ: 130 мм (конусный, бумажный диффузор с резиновым подвесом) ВЧ: 28 мм (купольный, алюминиевый на тканевом подвесе) …
  • 10 акустических аксиом10 акустических аксиом
    Аксиома №1 Плохой акустики (кроме бракованной или изначально дефектной) не бывает в принципе — претензии любого рода к звучанию технически исправных АС проистекают исключительно от неудачного взаимодействия ее с тем помещением, где ведется прослушивание и неумением/нежеланием его скорректировать. Аксиома №2 Высказывание «я послушал акустику» полностью лишено всякого смысла. Нельзя послушать …
  • Триод 6С44ДТриод 6С44Д
    Триод 6С44Д 6С44Д Триод ^Нажмите для увеличения^   Обозначения: А — верхний вывод анода, С — верхний вывод сетки, К — верхний вывод катода, п — подогреватель катода.         Источник 68, 1
  • Усилитель ТриумвиратУсилитель Триумвират
    Усилитель «Триумвират». Схема. ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^   ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^   ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^ Читайте обсуждение этой статьи на нашем форуме >>> 984, 1