DIY » Статьи » Теория, Обзоры, Размышления » Кусевицкий — это Hi-End

Кусевицкий — это Hi-End

Кусевицкий — это Hi-End!!!

Не менее сорока лет я хранил два комплекта грампластинок на 78 об/мин. Это — 6-я “патетическая” симфония Чайковского и 3-я “героическая” симфония Бетховена в исполнении Бостонского и, соответственно, Лондонского оркестров под управлением Сергея Кусевицкого (1874 –1951). В комплекте Бетховена один диск был утерян, и вот, не поверите, повезло! Неожиданно я обнаружил недостающую пластинку у 90-летней старушки. Счастливая случайность сподвигла меня на решительные действия. Я захотел, во что бы то ни стало, издать 3–ю симфонию Бетховена. Нескромно об этом говорить, но у меня действительно обнаружились способности к гипнозу, так как разорвавший со мной отношения “АудиоМагазин” вдруг согласился издать любимого мной Кусевицкого, несмотря на то, что коммерческая перспектива 3- ей симфонии весьма сомнительна. Но даже если не думать о коммерческой стороне дела, то сам выбор интерпретации русским дирижером Бетховена у многих вызовет недоумение.

О моем пристрастии к Сергею Кусевицкому многие помнят по статье, опубликованной в журнале “АудиоМагазин” №3(8)’96 c.75-76, однако, почему был предложен для издания именно его Бетховен, а не 6-я Чайковского? Поверить в то, что Кусевицкий смог победить Фурвенглера и Тосканини в интерпретации 6-ой симфонии можно. Русскому ведь много легче сыграть русскую музыку, чем немцу или итальянцу. Но ведь 3-я симфония Бетховена — это чисто немецкая музыка. Тем более что ее в начале ХХ века блистательно исполняли супер-дирижеры, такие, как: Вейнгартнер, Менгельберг и Фуртвенглер. Почему же я обратился к интерпретации этой симфонии Кусевицким? Дело в том, что по масштабу музыкального мышления и мощи духа Кусевицкий поднялся выше всех перечисленных мной великих маэстро. К тому же его Бетховен оказался вовсе не русским и не немецким. Он абсолютно интернационален. Признать эту способность за Кусевицким можно, если послушать записи, в которых он потрясающе справляется с музыкой Баха, Вивальди, Брамса, Дебюсси, Мендельсона, Равеля, Рихарда Штрауса, Прокофьева, Скрябина, Онеггера, Стравинского. Я это знаю не понаслышке, поэтому не сужу его свысока, как это делают некоторые “искусствоведы в штатском”, — я его слушал на оригинальных грампластинках, причем с детства. Кстати, тогда о нем знали многие советские меломаны.

И все-таки и тогда, и теперь слава Кусевицкого за рубежом превосходила его известность на родине. В 1930 гг. в Америке о Кусевицком писали: “…Его Бетховен — грандиозен, его Брамс – глубок, его Чайковский – захватывающий. Позже английский музыковед Э.Ньюмен писал: “Чем больше артист воспламеняется, тем холоднее должна быть его голова и рука, которая управляет этим огнем. Кусевицкий обладал этим “центральным льдом” в высшей степени. Я думаю, что почти невозможно довести некоторые произведения до более острой кульминации нервного накала, чем это делает он…Но нервозность никогда не захватывает его руку. Она – слуга Кусевицкого, а не его хозяин. Волнение у него всегда полностью контролируется; одна большая пластическая линия пронизывает все исполнение от начала до конца”.

В 1943 г. газета “Бостон Глоб” написала: “19 лет назад великий русский, ставший и великим американцем, Кусевицкий принял в свои руки Бостонский оркестр, и все эти годы неуклонно вел его к той высоте, на которой сейчас стоит впереди всех оркестров Америки”.

У меня возникает недоумение, почему признанный всем миром великий русский дирижер не известен в России. Ведь его ученика Леонарда Бернстайна, гораздо менее одаренного, знают у нас практически все. Думаю, что виноваты в этом искусствоведы с консерваторским образованием, которые, не прослушав ни одной записи Кусевицкого, или прослушав их в формате МР3, кусают его и обклеивают музыковедческими ярлыками, такими, как: “переиначивание музыкальных произведений, а также эклектичность или культурные аномалии в стиле дирижирования”.

Анатолий Лихницкий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также:

  • YAMAHA NS-20MYAMAHA NS-20M
    Производитель: Япония, с 1983 года. ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^ Технические характеристики: 3-х полосная АС закрытого типа Диапазон воспроизводимых частот: 50 – 40000 Гц Чувствительность: 91 дБ/Вт/м Номинальная мощность: 80 Вт Максимальная мощность: 160 Вт Сопротивление: 6 Ом Используемые динамики: НЧ: 230 мм, конусный (JA2301) СЧ: 47 мм, купольно-конусный …
  • 25 ГДШ-83-4 «Ноэма»25 ГДШ-83-4 «Ноэма»
    Изготовитель: Россия, г. Новосибирск, noema.ru ^Нажмите для увеличения^ Технические характеристики: Диапазон частот: 150 – 20000 Гц Чувствительность: 87 дБ/Вт/м Сопротивление: 4 Ом Шумовая мощность: 25 Вт Габаритные размеры: 100х100х51 мм Вес: 0,6 кг ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^ Описание: Диффузор сделан из композитной целлюлозы. Подвес из пенополиуретана синусоидальной формы. Центрирующая …
  • Триод П-7Триод П-7
    Триод П-7 П-7 Триод ^Нажмите для увеличения^   Обозначения: А — анод, С — управляющая сетка, Н — накал.         Источник
  • Двухтактный усилитель на 6П43П-Е и 6Н1ПДвухтактный усилитель на 6П43П-Е и 6Н1П
    При построении стереоусилителей с целью уменьшения габаритов часто используют в качестве силовых трансформаторов тороидальные. К построению лампового усилителя ЗЧ я подошел весьма радикально и все моточные компоненты нижеописанного аппарата в основе своей имеют тороидальный магнитопровод. Это пара выходников, пара дросселей и силовой трансформатор. Структурно схему устройства можно поделить на два …
  • Электронные приборы для измерения неэлектрических величии: Радиолюбители — народному хозяйству (подЭлектронные приборы для измерения неэлектрических величии: Радиолюбители — народному хозяйству (под
    ^Нажмите для увеличения^ Массовая радиобиблиотека (МРБ) выпуск 520 Электронные приборы для измерения неэлектрических величии: Радиолюбители — народному хозяйству (под Автор(ы): 1964 год В первой главе сборника освещены основные вопросы конструирования указанных приборов, рассмотрены физические основы преобразования неэлектрических величин в электрические и принципы действия основных измерительных устройств. В последующих главах приводятся …