DIY » Статьи » Теория, Обзоры, Размышления » Ламповый усилитель Magnat RV2

Ламповый усилитель Magnat RV2

^Нажмите для увеличения^

Три года назад у Magnat появился ламповый первенец — усилитель RV1, причём вопреки желанию маркетологов компании. Они настаивали на создании компонентов более продвинутых, привлекательных для широкой аудитории. Но рынок непредсказуем: модель стала мостиком через generation gap, зазор между двумя поколениями любителей музыки. Старшие получили классический двухтактник в высокотехнологичном исполнении, а молодёжь — шанс приобщиться к ламповому звучанию на современной акустике.

Проект оказался настолько удачным, что в конце прошлого года публике была представлена ещё одна модель лампового интегральника Magnat — RV2. Причём это не рестайлинг, а принципиально иная разработка, отличающаяся и дизайном, и конструкцией, и схемотехникой.

^Нажмите для увеличения^

Впервые я увидел этот усилитель на открытии московской галереи AVcustom, но послушать его по понятным причинам не удалось. Зато удалось поговорить с Марио Лоде, который в концерне Audiovox (к нему, в числе прочих брэндов, относится Magnat) не только отвечает за продажи, но и участвовал в разработке ламповой линейки. Начинаю с провокации:

— Марио, почему в эпоху Blu-ray и iPhone компания решила выпускать ламповые усилители? Ведь сделать хороший интегральник на лампах намного труднее и дороже, чем на транзисторах. Одного железа вон сколько надо, не говоря уж обо всём остальном.

— Если стремиться сделать попроще и подешевле, тогда, конечно, транзисторам альтернативы нет. Если же в первую очередь думать о звуке, точнее о музыке, не будет альтернативы лампам. А трансформаторы, высоковольтные конденсаторы и прочие неудобные вещи — неизбежная плата за качество звучания. При грамотной реализации ламповые схемы намного линейнее, да и спектр гармоник у них короче. А самое главное, что высоких объективных показателей можно добиться без использования глубокой обратной связи. К сожалению, репутация ламповых усилителей в последнее время была подорвана — многие производители, делая ставку исключительно на внешний эффект, старались сэкономить на конструкции и начинке. Я имею в виду все эти азиатские штучки с обилием серебра, хрома и яркой голубой подсветкой.

— Расскажите поподробнее о конструкции RV2.

— Над проектом работала группа, в которую входили специалисты из Англии и Германии, прекрасно знакомые с классическими ламповыми схемами 50 — 60-х гг. прошлого века. Перед ними стояла задача создать усилитель с максимально высоким качеством звучания, надёжный и, о чём сейчас часто забывают, способный работать с современной акустикой. В частности, фонокорректор проектировал известный немецкий аудиоинженер Вальтер Фукс. Поскольку вибрация корпуса негативно влияет на звучание, шасси выполнено из толстой листовой стали и усилено внутренними стяжками. Конструктивно аппарат разделён на четыре части с собственными экранами: каскады предварительного усиления, драйвер, оконечник и источник питания. В схеме использованы резисторы и плёночные конденсаторы с минимальными допусками. Регулятор громкости — настоящий моторизованный ALPS. Ламповые панельки изготовлены по заказу из керамики с цанговыми контактами. И конечно, главное звено, определяющее звучание всего усилителя — выходные трансформаторы. В них используются не дешёвые тороидальные сердечники, а набор ламинированных EI пластин (у нас такие сердечники называются Ш) из стали с ориентированными кристаллами. Все трансформаторы, включая и силовой, пропитываются в вакууме.

— Разумеется, вы испытывали усилитель с акустикой Magnat. А какую ещё можете посоветовать для совместной работы?

— Да любую, главное, чтобы чувствительность была не ниже 88 дБ. Хотя для полного раскрытия динамического потенциала я бы посоветовал где-то от 90 дБ.

— А как насчёт акустических кабелей, их нужно подбирать?

— Не стоит преувеличивать значение кабелей — их влияние на звук очень незначительно. Чем покупать дорогие провода, лучше вложите эти деньги в источник или акустику, эффект будет намного заметнее.

^Нажмите для увеличения^

* * *

^Нажмите для увеличения^
Теперь о личных впечатлениях от аппарата и о том, что не рассказал Марио. Во внешности усилителя сочетаются основательность и изящество. Он довольно тяжёлый, 23 кг, и основная масса приходится на заднюю часть, где расположены три внушительных трансформатора в экранирующих коробах. Сетчатый защитный кожух настолько тонкий, что кажется прозрачным. В RV1, если помните, использовались выходные тетроды EL34, способные отдать в двухтактном включении не более 35 Вт, применение же более солидных баллонов 6550 позволило повысить мощность каждого канала до 50 Вт. Все лампы российские, из Саратова, подбираются на заводе в пары после 60-часового прогрева. В предварительном усилителе на двойных триодах 12AX7 (европейское название ECC83), прошедших отбор по минимуму шумов, реализована схема SRPP (Shunt Regulated Push Pull). Такой двухэтажный каскад отличается высокой линейностью и малыми искажениями, поэтому часто применялся в классических усилителях, например, в легендарном Audio Note Ongaku. В драйвере разработчики предпочли двойные триоды 12AU7 (ECC82) с малой анодной нагрузкой.

Magnat RV2 рассчитан на работу с головками ММ и МС (в RV1 был только вход для ММ). Поскольку получить приемлемое отношение сигнал/шум для МС-картриджей с низким выходом на лампах без дорогого повышающего трансформатора крайне сложно, фонокорректор построен на малошумящих операционных усилителях.

Коммутация шести источников осуществляется с помощью сигнальных реле Takamisawa, установленных рядом с входными гнёздами. Предусмотрены регулировка баланса и контроль записи с любого входа. Огромную выточенную из алюминия ручку громкости можно вращать дистанционно, с помощью пульта — тяжёлого металлического бруска. С него активируется также режим Mute.

Усилитель имеет раздельные выходные клеммы для акустики сопротивлением 8 и 4 Ом, все они реальные WBT с акриловой зажимной гайкой.

Перед прослушиванием я около двух часов погонял усилитель на приличной громкости, поставив в проигрыватель диск Dream Theatre [1]. Благодаря плотному и жёсткому спектру такая музыка, кроме всего прочего, может служить неплохим прогревочным материалом. Звучание за это время не претерпело заметных изменений — явное свидетельство продуманной схемотехники и грамотной её реализации.

Как правило, ламповый усилитель можно сразу узнать по характеру баса — из-за относительно высокого выходного сопротивления трансформаторного каскада он редко бывает таким же чётким и рельефным, как у транзисторных. Эту проблему инженерам Magnat удалось решить ещё в модели RV1, а с выходными лампами 6550 результат получился ещё интереснее. В партии бас-гитары начали различаться нюансы исполнения из-за того, что она перестала сливаться с общим звуковым фоном. Кстати, мне неоднократно приходилось слышать, что тетроды 6550 и близкие к ним по конструкции KT88 очень любят металлисты, как раз за разборчивость в нижнем регистре.

^Нажмите для увеличения^

Ещё одна особенность этих ламп, которую можно заметить и в звучании RV2 — они делают средний регистр немного ярче, но это не окраска, не жёсткость и не акцент. Струнные инструменты приобретают настоящий блеск, а медные звучат празднично, с искрой. При этом ни музыкальный баланс, ни общая гармония оркестра [2] не нарушается, ни одна группа не выделяется.

В звуковой сцене идеально позиционируются мнимые источники с высоким спектром: треугольник, тарелки, трубы и др. А вот деревянные духовые немного стянуты к середине и слегка выдвинуты вперёд. Но по естественности звучания им нет равных, малейшие тембральные оттенки усилитель передаёт с изумительной достоверностью и настоящей ламповой теплотой. Характером RV2 напоминает классические однотактники, но по мощности, скорости и динамике явно превосходит любой из них.

Камерные жанры в нашем случае здесь просто вне конкуренции. На некоторых записях Chesky Records [3] задник сцены уходит на несколько метров за линию колонок, а в паузах возникает абсолютно чёрный фон. Дэйвид Чески как-то рассказывал мне на CES в Лас-Вегасе, что они специально добиваются такого эффекта при записи, используя ламповые микрофоны и пульты. Тем не менее почувствовать реальное 3D при воспроизведении обычного компакт-диска как-то не доводилось.

Переключаемся на вход Phono ММ. На обычной громкости шум корректора незаметен, он появится, лишь если выкрутить регулятор громкости до предела и только в пищалках. Звучание в меру динамичное, сбалансированное по частотному диапазону и контрастное. Ничто не отвлекает от самой музыки, хотя треск подпиленных пластинок может показаться резковатым. Но это всегда компромисс: если корректор склонен маскировать артефакты, скорее всего, у него проблемы либо с перегрузочной способностью, либо с быстродействием. В целом же симбиоз микросхем с лампами дал любопытный результат — тракт не страдает маниакальным вниманием к деталям, но при этом выкладывает, словно на блюдечке, всю музыкальную информацию, имеющуюся в записи. Конечно, многое зависит от проигрывателя и головки, но характер усилителя проявился и с нашим скромным редакционным комплектом.

^Нажмите для увеличения^

КОМПОНЕНТЫ

  • CD-проигрыватель Bryston BCD1 ($4186)
  • Виниловый проигрыватель Pro-Ject 1 Xpression со звукоснимателем MM Pro-Ject K4 (?410).
  • Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
  • — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)
  • — акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.)
  • — сетевые Silent Wire AC16 1,5 м (25953 руб.)
  • Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
  • Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (?52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

CD

  • 1. Dream Theatre, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997. Плотный и сложно выстроенный саунд, хорошая проверка тракта на разборчивость воспроизведения
  • 2. «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись симфонических произведений известных композиторов
  • 3. «20th Anniversary of Chesky Records». 2 CD, Chesky Records, 2006. Сборник аудиофильских записей, сделанных на аналоговом оборудовании и оцифрованных с 128-кратным оверсэмплингом

LP

  • 1. Tom Waits, «Blue Valentine». Asylum Records, 1978. Массовый коммерческий релиз с мощной эмоциональной составляющей. Как раз тот случай, когда слушаешь не звук, а музыку
  • 2. «The Music Collection Vol.1». Naim Audio, 2003. Известный аудиофильский сборник Naim, изданный на виниле. Качественная запись, отличный пресс

^Нажмите для увеличения^

Амплитудно-частотная характеристика Magnat RV2

На мощности, близкой к номинальной, АЧХ усилителя с входа CD/Aux/Tuner/Tape абсолютно линейна в пределах наших измерений (10 Гц — 20 кГц) и поэтому не приводится.

Характеристика фонокорректора от 20 до 30 Гц проходит между стандартными кривыми RIIA (зелёная) и МЭК (красная). На более низких частотах сказывается действие активного рокот-фильтра с крутизной 12 дБ/окт., ослабляющего инфранизкую составляющую при проигрывании коробленых пластинок. На средних и высоких частотах АЧХ полностью соответствует рекомендациям обоих стандартов.

Клиппировать корректор начинает при амплитуде сигнала 49 мВ на входе MM, т.е. при превышении номинальной чувствительности в 17,5 раз. Такой перегрузочной способности (около 25 дБ) удалось добиться благодаря использованию операционных усилителей. Напомним, что фонокорректор усилителя RV1 на триодах 12AX7 выдерживал лишь шестикратную перегрузку.

^Нажмите для увеличения^

Зависимость КНИ от выходной мощности Magnat RV1

Коэффициент искажений линейно растёт от минимального значения 0,07% на мощности 0,01 Вт до 0,8% на 10 Вт, а потом остаётся постоянным и даже немного падает после 20 Вт. Затем происходит резкий рост гармоник, и номинальное значение 1% достигается при 31 Вт. Это меньше заявленной мощности усилителя, не исключено, что выходные каскады просто недостаточно хорошо сбалансированы. Как показывает опыт, через 50 — 70 часов работы выходные каскады могут выйти на расчётный режим.

^Нажмите для увеличения^

Спектр гармоник Magnat RV2

Спектр гармоник снимался при 1/5 от номинального, т.е. на 7,2 Вт. КНИ при этом был 0,5% и складывался в основном из составляющих низшего порядка. Обратите внимание — амплитуда 2-й и 3-й гармоник одинакова, что подтверждает предположение о неоптимальной балансировке двухтактного выходного каскада. В спектре присутствуют комбинационные составляющие, но на слух тон от генератора звучит очень чисто. Возможно, проблема с «землями» при подключении цифрового измерительного комплекса. Клиппирует аппарат мягко, что вообще характерно для ламповых усилителей.

^Нажмите для увеличения^

Заявленные характеристики усилителя Magnat RV2

  • Номинальная выходная мощность в диапазоне 20 — 20000 Гц, Вт
  • — на нагрузке 4 Ом, THD <1% 2 x 50
  • — на нагрузке 8 Ом, THD <1% 2 x 50
  • Полоса воспроизводимых частот, Гц
  • — с линейных входов (-3 дБ) 5 — 45000
  • — с линейных входов (-0,5 дБ)
    20 — 20000
  • — со входа Phono (-1 дБ) 20 — 20000
  • Отношение сигнал/шум, дБ
  • — с линейных входов 95
  • — со входа Phono MM 80
  • — со входа Phono MC 70
  • Входная чувствительность/
    сопротивление, мВ/кОм
  • — линейных входов 500/100
  • — входа Phono MM 2,8/47
  • — входа Phono MC 0,3/0,47
  • Габариты, мм 403 x 190 x 325
  • Масса, кг 23
  • Максимальная потребляемая
    мощность, ВА 280
  • Цена, руб. 125000

Николай ЕФРЕМОВ
www.salonav.com

 

 

Источник

47, 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также:

  • Радиолампа VR90 — Электронная лампаРадиолампа VR90 — Электронная лампа
    ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^     Источник 60, 1
  • Синхронизация и развертка в транзисторном телевизоре — Тихомиров В.С.Синхронизация и развертка в транзисторном телевизоре — Тихомиров В.С.
    ^Нажмите для увеличения^ Массовая радиобиблиотека (МРБ) выпуск 704 Синхронизация и развертка в транзисторном телевизоре Автор(ы): Тихомиров В.С. 1970 год Рассмотрены особенности работы развертывающих и синхронизирующих устройств транзисторных телевизоров, дан краткий анализ, приведены основные расчетные соотношения и практические схемы. Книга предназначена для подготовленных радиолюбителей конструкторов, знакомых с основами телевидения и транзисторной …
  • Diatone DS-900EXDiatone DS-900EX
    Изготовитель: Япония, выпуск с 1995 года. ^Нажмите для увеличения^ Технические характеристики: 3-полосная АС закрытого типа Диапазон частот воспроизведения: 39 – 32000 Гц Чувствительность: 90 дБ/Вт/м Номинальное сопротивление: 6,3 Ом Максимальная мощность (EIAJ): 150 Вт Частота раздела кроссовера: 600 Гц и 4000 Гц Используемые динамики: НЧ: 300 мм, конусный (арамидный диффузор) …
  • Technics SB-8000Technics SB-8000
    Изготовитель: Япония, 1979 год. ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^ Технические характеристики: 4-х полосная фазолинейная АС с резонатором Диапазон частот: 30 – 125000 Гц Сопротивление: 8 Ом Чувствительность: 93 дБ/Вт/м Мощность (DIN RMS): 100 Вт Музыкальная мощность: 200 Вт Используемые динамики: НЧ: 360 мм, конусный мидбас: 160 мм, конусный СЧ: …
  • Слуховые аппараты и аудиометры — Эфрусси М.М.Слуховые аппараты и аудиометры — Эфрусси М.М.
    ^Нажмите для увеличения^ Массовая радиобиблиотека (МРБ) выпуск 901 Слуховые аппараты и аудиометры Автор(ы): Эфрусси М.М. 1975 год В книге описываются аудиометры — электроакустические приборы для измерения остроты слуха и исследования слуховой функции — и слуховые аппараты — миниатюрные звукоусилительные устройства, предназначенные для лиц с пониженным слухом. Приводятся схемы, электрические и …