DIY » Статьи » Теория, Обзоры, Размышления » Ламповый усилитель PrimaLuna Prologue Two

Ламповый усилитель PrimaLuna Prologue Two

^Нажмите для увеличения^

Как сказал один знакомый аудиофил, транзисторы приходят и уходят, а лампы остаются. В том смысле, что многие любители музыки, перебрав солидное количество «каменных» усилителей, в итоге останавливаются на каком-нибудь невзрачном пентоднике времён покорения Крыма.

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

  • 1. «Burmester Vorfuhrungs CD III». GEMA, 1996. Набор композиций различных жанров, записанных с образцовым качеством. Позволяет выявить особенности звучания любого тракта
  • 2. «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись с широким динамическим и частотным диапазоном
  • 3. Dream Theatre, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997. Плотный и сложно выстроенный саунд, хорошая проверка тракта на разборчивость воспроизведения

КОМПОНЕНТЫ

  • CD-проигрыватель Bryston BCD-1 ($4186)
  • Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
  • Межблочные кабели: Accuphase Super Refined SL-10G (небалансные) ($600)
  • Акустический кабель Legacy TL Speaker 2,5 м ($515)
  • Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
  • Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (?52), Eraudio Steel Cones ($35) Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)

Но винтаж не единственный выход в такой ситуации. Некоторые производители, как правило, весьма серьезные, не прекращали выпускать ламповую технику, другие же начали с нуля на новой волне спроса. И должен заметить, что в последнее время удачные конструкции стали появляться с очень даже гуманными ценниками.

Голландская компания PrimaLuna дебютировала на рынке в 2003-м, причём сразу с двумя интегральниками — Prologue One и Prologue Two. Автор обоих проектов — Марсель Крез (Marcel Croese), известный аудиоинженер, ранее возглавлявший команду разработчиков в швейцарской компании Goldmund. После того как компания в лице Кевина Дила нашла преданного дистрибьютора в США, её дела пошли на лад.

Честно говоря, я и сам довольно скептически отношусь к попыткам придумать что-нибудь новое в ламповой схемотехнике, но в случае с Крезом оказался сильно неправ. Он изобрел уникальную систему AutoBias, автоматически устанавливающую оптимальное смещение выходных ламп. Это избавляет производителя от необходимости подбирать их в пары или четверки, а владельца усилителя — регулярно выравнивать анодные токи в процессе эксплуатации. За счёт поддержания оптимальных режимов снижаются искажения, увеличивается срок службы ламп и надёжность конструкции в целом. И ещё — в оконечный каскад PrimaLuna Prologue Two вместо штатных KT88 можно ставить практически любые пентоды и лучевые тетроды с октальным цоколем — 6550, KT90, EL-34, KT77, 6CA7, 6L6GC, KT66, 7581, EL37 и т.д. — без какого-либо вмешательства в схему. Согласитесь, это поистине безграничные возможности для твикинга, ведь каждая из перечисленных ламп обладает индивидуальным звуковым почерком. Блюзовые гитаристы, например, заказывают комбики на EL34, а апологеты Heavy Metal предпочитают KT88.

^Нажмите для увеличения^

Кстати, с пары 88-х легко можно снять и 100 Вт мощности, а у Prologue Two заявлено всего 40. Скорее всего, выходные каскады работают либо в ультралинейном режиме близко к классу А, либо в триодном. В любом случае количественные показатели при проектировании были отнюдь не главными.

Каскады предварительного усиления построены на двойных триодах 12AX7, а драйверы — на более мощных 12AU7. В исходном варианте все лампы российского производства (Sovtek), но с логотипом PrimaLuna, что считается своеобразным клеймом ОТК. При желании со временем их можно будет сменить на GE, Mullard, Telefunken (особенно хороши на вход) или ещё что-нибудь из заветного перечня.

Конструкция выходных трансформаторов — а это сердце усилителя — также разработана Марселем Крезом. При расширенной рабочей полосе, особенно в сторону баса, удалось добиться очень малых потерь. Для снижения фона и вибраций они помещены в экраны и залиты специальным компаундом. Усилитель собирается вручную методом навесного монтажа. Компания применяет исключительно качественные комплектующие: керамические ламповые панельки с серебряными контактами, конденсаторы Nichicon и Solen, а также позолоченные разъёмы — входные RCA и акустические WBT.

^Нажмите для увеличения^

Шасси изготовлено из толстой листовой стали, методы покраски и полировки те же, что и в автомобильной промышленности. Кожух с вентиляционными прорезями, закрывающий лампы, легко снимается.

На массивной лицевой панели всего две ручки — регулятор громкости и селектор линейных входов на четыре положения. Для подключения нагрузки 4 и 8 Ом предусмотрены раздельные клеммы. При довольно скромных размерах масса усилителя более чем внушительная — 16 кг.

Усилитель прогревается очень быстро — уже минут через десять после включения его можно слушать. Не в пример некоторым транзисторным, которым нужно не менее двух часов на полной громкости, чтобы расслабиться. Сетевой трансформатор не гудит, соответственно, не ощущаются и вибрации корпуса.

Наши довольно тугие Monitor Audio Gold Reference 20 не вызвали каких-либо затруднений — бас контролировался уверенно, но без чрезмерного усердия. Некоторые усилители с глубокой обратной связью склонны излишне демпфировать диффузоры, подавляя свободу перемещения. Здесь же удар не затянут, атака мгновенная, а реверберации стихают плавно вплоть до шумового порога.

Нижний регистр совсем не «ламповый» — подвижный, глубокий и разборчивый. А вот середина тёплая, комфортная, именно за такую и любят пентодные двухтактники. Ещё одна характерная особенность Prologue Two — необыкновенно точная прорисовка деталей второго плана. Например, на записи Джона Ли Хукера «Early One Morning» [1], где основу составляют гитара и вокал, вы наверняка обратите внимание и на тарелки — звонкие, рассыпчатые, с очень короткими послезвучиями. Слышно, что после удара их придерживают рукой. На симфонической музыке [2] это может быть атмосфера зала, своеобразный фон, на котором происходят главные музыкальные события. Флейта на заднем плане прорисована так же отчетливо, как и первая скрипка.

^Нажмите для увеличения^

Но если нужно, усилитель способен обрушить на слушателя шквал звука. Динамический диапазон охвачен полностью, на мощных tutti усилитель не комкает картину, хотя тембральная разборчивость несколько снижается. Это заметно и на других жанрах с насыщенным спектром [3]. Всё-таки лампам нужна акустика полегче, почувствительней, особенно если вы предпочитаете громкую музыку. И это, пожалуй, единственное замечание, впрочем, справедливое для любого лампового усилителя ценой до $10000.

Заявленные характеристики PrimaLuna Prologue Two

  • Номинальная выходная мощность
    каждого канала, Вт 40
  • Полоса воспроизводимых
    частот (+/-1 дБ), Гц 20 — 30000
  • Коэффициент искажений при
    номинальной выходной мощности, % 1
  • Входная чувствительность, мВ RMS 300
  • Отношение сигнал/шум, дБ 89
  • Входное сопротивление, кОм 100
  • Оптимальное сопротивление нагрузки, Ом 4/8
  • Габариты, мм 380 х 290 х 310
  • Масса, кг 16
  • Цена, $ 2290

7 раз отмерь

^Нажмите для увеличения^

Амплитудно-частотная характеристика усилителя PrimaLuna Prologue Two

Усилитель имеет довольно широкую полосу мощности (измерения проводились на 10 Вт), спады на краях диапазона незначительны: -1 дБ на 10 Гц и -1,2 дБ на 20 кГц.

^Нажмите для увеличения^

Зависимость КНИ от выходной мощности PrimaLuna Prologue Two

Коэффициент искажений линейно растёт от минимального значения 0,023% на мощности 0,005 Вт до 1 % на 29 Вт. После этого происходит резкий рост гармоник, свидетельствующий о начале клиппинга. Это небольшая мощность для усилителя на KT88, по всей видимости, выходные каскады работают очень близко к классу А.

^Нажмите для увеличения^

Спектр гармоник усилителя PrimaLuna Prologue Two

Измерения проводились при выходной мощности, 1/10 от максимума, т.е. при 3 Вт, КНИ при этом был 0,28%. Обратите внимание, что 2-я гармоника доминирует, это говорит о стремлении получить тёплое звучание, характерное для однотактных усилителей. В спектре только четыре гармоники, что обещает чистый верхний диапазон без жёсткости.

Клиппирует Prologue Two очень мягко, что характерно для ламповых усилителей.

^Нажмите для увеличения^

Форма прямоугольного сигнала PrimaLuna Prologue Two на активной нагрузке (20 кГц)

Картина, конечно, не образцовая, но типичная для лампового усилителя. На 20 кГц меандр почти превращается в синусоиду, что говорит о не слишком высоком быстродействии схемы. Но есть и явный плюс — отсутствие колебательного процесса, обусловленного индуктивностью вторичной обмотки выходного трансформатора.

^Нажмите для увеличения^

Форма прямоугольного сигнала PrimaLuna Prologue Two на ёмкостной нагрузке (20 кГц)

Не возникают колебания и при подключении параллельно эквиваленту нагрузки конденсатора 0,33 мкФ. Это свидетельствует о нечувствительности усилителя к реактивной (т.е. реальной) нагрузке и длине акустического кабеля. Таким образом, проблем с выбором колонок будет значительно меньше.

Антон КОЛОМИЙЦЕВ
www.salonav.com

 

 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также:

  • В помощь радиолюбителю выпуск 2В помощь радиолюбителю выпуск 2
    ^Нажмите для увеличения^ Сетевой приемник 1-V-1 С.Воробьев Питание батарейных приемников от сети переменного тока Б.Левандовский Самодельные катушки для любительских приемников А.Нефедов Лентопротяжный механизм любительского магнитофона Б.Корольков Катушки с броневыми сердечниками в приемниках Р.Сворень Скачать книгу «В помощь радиолюбителю выпуск 2»     Источник
  • Visaton G 50 FFLVisaton G 50 FFL
    Изготовитель: Германия. ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^ Характеристики: Полоса пропускания: 300 – 12000 Гц Среднее значение уровня звукового давления 90 дБ/Вт/м Номинальная мощность 120 Вт Максимальная мощность 180 Вт Сопротивление 8 Ом Номинальная мощность при 800 Гц с фильтром 12 дБ/окт: 120 Вт Пиковая мощность при 800 Гц с …
  • Антенны портативных приемников — Васильев В.А.Антенны портативных приемников — Васильев В.А.
    ^Нажмите для увеличения^ Массовая радиобиблиотека (МРБ) выпуск 820 Антенны портативных приемников Автор(ы): Васильев В.А. 1973 год В книге описываются назначение, устройство и применение антенн портативных приемников. Обсуждаются особенности конструкций и методы включения штыревых, рамочных в ферритовых антенн, приводится методика их расчета с примерами. Даются практические рекомендации по включению дополнительных антенн. …
  • Восстановление колонок Radiotehnika S30Восстановление колонок Radiotehnika S30
    ^Нажмите для увеличения^ Достались мне как-то советские колонки S-30. Состояние у них было плачевное: у них не работали динамики (оборвались от старости проводки). В последствии я их сделал, временно подцепив их маленькими проводками. Они у меня работали недели 2-3 в составе дом. кинотеатра, и в один прекрасный день я загорелся …
  • 30P4MR Лучевой тетрод — Электронная лампа, Радиолампа30P4MR Лучевой тетрод — Электронная лампа, Радиолампа
      30P4MR Лучевой тетрод (Beam Power Tube)   ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^   Общие данные   Производство: Год выпуска: Аналоги: Возможная замена: 30P4; N389 Цоколь: Octal (Int.Octal, IO) K8A Datasheet 30P4MR.gif   Источник