Как сказал один знакомый аудиофил, транзисторы приходят и уходят, а лампы остаются. В том смысле, что многие любители музыки, перебрав солидное количество «каменных» усилителей, в итоге останавливаются на каком-нибудь невзрачном пентоднике времён покорения Крыма.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «Burmester Vorfuhrungs CD III». GEMA, 1996. Набор композиций различных жанров, записанных с образцовым качеством. Позволяет выявить особенности звучания любого тракта
- 2. «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись с широким динамическим и частотным диапазоном
- 3. Dream Theatre, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997. Плотный и сложно выстроенный саунд, хорошая проверка тракта на разборчивость воспроизведения
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 ($4186)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- Межблочные кабели: Accuphase Super Refined SL-10G (небалансные) ($600)
- Акустический кабель Legacy TL Speaker 2,5 м ($515)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
- Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (?52), Eraudio Steel Cones ($35) Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)
Но винтаж не единственный выход в такой ситуации. Некоторые производители, как правило, весьма серьезные, не прекращали выпускать ламповую технику, другие же начали с нуля на новой волне спроса. И должен заметить, что в последнее время удачные конструкции стали появляться с очень даже гуманными ценниками.
Голландская компания PrimaLuna дебютировала на рынке в 2003-м, причём сразу с двумя интегральниками — Prologue One и Prologue Two. Автор обоих проектов — Марсель Крез (Marcel Croese), известный аудиоинженер, ранее возглавлявший команду разработчиков в швейцарской компании Goldmund. После того как компания в лице Кевина Дила нашла преданного дистрибьютора в США, её дела пошли на лад.
Честно говоря, я и сам довольно скептически отношусь к попыткам придумать что-нибудь новое в ламповой схемотехнике, но в случае с Крезом оказался сильно неправ. Он изобрел уникальную систему AutoBias, автоматически устанавливающую оптимальное смещение выходных ламп. Это избавляет производителя от необходимости подбирать их в пары или четверки, а владельца усилителя — регулярно выравнивать анодные токи в процессе эксплуатации. За счёт поддержания оптимальных режимов снижаются искажения, увеличивается срок службы ламп и надёжность конструкции в целом. И ещё — в оконечный каскад PrimaLuna Prologue Two вместо штатных KT88 можно ставить практически любые пентоды и лучевые тетроды с октальным цоколем — 6550, KT90, EL-34, KT77, 6CA7, 6L6GC, KT66, 7581, EL37 и т.д. — без какого-либо вмешательства в схему. Согласитесь, это поистине безграничные возможности для твикинга, ведь каждая из перечисленных ламп обладает индивидуальным звуковым почерком. Блюзовые гитаристы, например, заказывают комбики на EL34, а апологеты Heavy Metal предпочитают KT88.
Кстати, с пары 88-х легко можно снять и 100 Вт мощности, а у Prologue Two заявлено всего 40. Скорее всего, выходные каскады работают либо в ультралинейном режиме близко к классу А, либо в триодном. В любом случае количественные показатели при проектировании были отнюдь не главными.
Каскады предварительного усиления построены на двойных триодах 12AX7, а драйверы — на более мощных 12AU7. В исходном варианте все лампы российского производства (Sovtek), но с логотипом PrimaLuna, что считается своеобразным клеймом ОТК. При желании со временем их можно будет сменить на GE, Mullard, Telefunken (особенно хороши на вход) или ещё что-нибудь из заветного перечня.
Конструкция выходных трансформаторов — а это сердце усилителя — также разработана Марселем Крезом. При расширенной рабочей полосе, особенно в сторону баса, удалось добиться очень малых потерь. Для снижения фона и вибраций они помещены в экраны и залиты специальным компаундом. Усилитель собирается вручную методом навесного монтажа. Компания применяет исключительно качественные комплектующие: керамические ламповые панельки с серебряными контактами, конденсаторы Nichicon и Solen, а также позолоченные разъёмы — входные RCA и акустические WBT.
Шасси изготовлено из толстой листовой стали, методы покраски и полировки те же, что и в автомобильной промышленности. Кожух с вентиляционными прорезями, закрывающий лампы, легко снимается.
На массивной лицевой панели всего две ручки — регулятор громкости и селектор линейных входов на четыре положения. Для подключения нагрузки 4 и 8 Ом предусмотрены раздельные клеммы. При довольно скромных размерах масса усилителя более чем внушительная — 16 кг.
Усилитель прогревается очень быстро — уже минут через десять после включения его можно слушать. Не в пример некоторым транзисторным, которым нужно не менее двух часов на полной громкости, чтобы расслабиться. Сетевой трансформатор не гудит, соответственно, не ощущаются и вибрации корпуса.
Наши довольно тугие Monitor Audio Gold Reference 20 не вызвали каких-либо затруднений — бас контролировался уверенно, но без чрезмерного усердия. Некоторые усилители с глубокой обратной связью склонны излишне демпфировать диффузоры, подавляя свободу перемещения. Здесь же удар не затянут, атака мгновенная, а реверберации стихают плавно вплоть до шумового порога.
Нижний регистр совсем не «ламповый» — подвижный, глубокий и разборчивый. А вот середина тёплая, комфортная, именно за такую и любят пентодные двухтактники. Ещё одна характерная особенность Prologue Two — необыкновенно точная прорисовка деталей второго плана. Например, на записи Джона Ли Хукера «Early One Morning» [1], где основу составляют гитара и вокал, вы наверняка обратите внимание и на тарелки — звонкие, рассыпчатые, с очень короткими послезвучиями. Слышно, что после удара их придерживают рукой. На симфонической музыке [2] это может быть атмосфера зала, своеобразный фон, на котором происходят главные музыкальные события. Флейта на заднем плане прорисована так же отчетливо, как и первая скрипка.
Но если нужно, усилитель способен обрушить на слушателя шквал звука. Динамический диапазон охвачен полностью, на мощных tutti усилитель не комкает картину, хотя тембральная разборчивость несколько снижается. Это заметно и на других жанрах с насыщенным спектром [3]. Всё-таки лампам нужна акустика полегче, почувствительней, особенно если вы предпочитаете громкую музыку. И это, пожалуй, единственное замечание, впрочем, справедливое для любого лампового усилителя ценой до $10000.
Заявленные характеристики PrimaLuna Prologue Two
- Номинальная выходная мощность
каждого канала, Вт 40 - Полоса воспроизводимых
частот (+/-1 дБ), Гц 20 — 30000 - Коэффициент искажений при
номинальной выходной мощности, % 1 - Входная чувствительность, мВ RMS 300
- Отношение сигнал/шум, дБ 89
- Входное сопротивление, кОм 100
- Оптимальное сопротивление нагрузки, Ом 4/8
- Габариты, мм 380 х 290 х 310
- Масса, кг 16
- Цена, $ 2290
7 раз отмерь
Амплитудно-частотная характеристика усилителя PrimaLuna Prologue Two
Усилитель имеет довольно широкую полосу мощности (измерения проводились на 10 Вт), спады на краях диапазона незначительны: -1 дБ на 10 Гц и -1,2 дБ на 20 кГц.
Зависимость КНИ от выходной мощности PrimaLuna Prologue Two
Коэффициент искажений линейно растёт от минимального значения 0,023% на мощности 0,005 Вт до 1 % на 29 Вт. После этого происходит резкий рост гармоник, свидетельствующий о начале клиппинга. Это небольшая мощность для усилителя на KT88, по всей видимости, выходные каскады работают очень близко к классу А.
Спектр гармоник усилителя PrimaLuna Prologue Two
Измерения проводились при выходной мощности, 1/10 от максимума, т.е. при 3 Вт, КНИ при этом был 0,28%. Обратите внимание, что 2-я гармоника доминирует, это говорит о стремлении получить тёплое звучание, характерное для однотактных усилителей. В спектре только четыре гармоники, что обещает чистый верхний диапазон без жёсткости.
Клиппирует Prologue Two очень мягко, что характерно для ламповых усилителей.
Форма прямоугольного сигнала PrimaLuna Prologue Two на активной нагрузке (20 кГц)
Картина, конечно, не образцовая, но типичная для лампового усилителя. На 20 кГц меандр почти превращается в синусоиду, что говорит о не слишком высоком быстродействии схемы. Но есть и явный плюс — отсутствие колебательного процесса, обусловленного индуктивностью вторичной обмотки выходного трансформатора.
Форма прямоугольного сигнала PrimaLuna Prologue Two на ёмкостной нагрузке (20 кГц)
Не возникают колебания и при подключении параллельно эквиваленту нагрузки конденсатора 0,33 мкФ. Это свидетельствует о нечувствительности усилителя к реактивной (т.е. реальной) нагрузке и длине акустического кабеля. Таким образом, проблем с выбором колонок будет значительно меньше.
Антон КОЛОМИЙЦЕВ
www.salonav.com