Миф первый: качество CD лучше «аналога».
Наверное, некоторым читателям будет смешно и непонятно читать данную статью об аналоговой звукозаписи на магнитную ленту в век стремительного захвата нашего бытия цифровыми системами и носителями звука, однако это было бы смешно, если бы не было так грустно. Производители цифровой звуковой аппаратуры всеми силами пытаются изжить в нас любовь к старому аналоговому звучанию путём замены его на суррогатный цифровой звук, а также выбить из меломанов лишние денежки путём постоянного якобы «совершенствования» и смены цифровых форматов звукозаписи, которые на самом деле являются топтанием на месте — переиграть хороший аналоговый тракт не удалось ещё ни одной цифровой системе. Я лично занимаюсь усовершенствованием цифровых систем воспроизведения (внешних ЦА-конвертеров и стационарных проигрывателей компакт-дисков) с 1993 года, но ни от одной цифровой системы (даже очень дорогой) не слышал того проникновенного и эмоционального звучания, свойственного хорошему аналоговому тракту.
Конечно, чтобы почувствовать разницу в звучании аналогового и цифровых трактов нужно иметь достаточно высококлассную аналоговую аппаратуру. Ни о каких переносных кассетниках и пластмассовых «проигрывателях» винила с кривыми иголками, «убивающими» пластинки, которыми пичкали нас «братья» из Китая не может быть и речи. Я бы сказал, что этими изделиями они дискредитировали и практически уничтожили представление о нормальной аппаратуре аналоговой записи-воспроизведения у молодого поколения, выросшего на компьютерах и CD-ROM’ах, призванных хранить информацию, но не воспроизводить музыку, что хитрый производитель заставил их делать «по совместительству».
Наше поколение (тем кому от 30) прекрасно помнит могучие бобинники и прекрасные стационарные кассетники. В то время одно лишь слово «Nakamichi» или «AKAI» приводило в трепет меломанов и сочувствующих, а упоминание «Tandberg» просто заставляло упасть ниц :))). Отсюда вновь возникший интерес к аналоговым носилям звуковой информации: магнитной ленте и виниловым пластинкам, а также устройствам для их воспроизведения — магнитофонам и проигрывателям. Но легенды легендами, а что же всё таки заставляет нас искать и потом с упоением слушать Vintage технику? А вот что: недостижимые для «цифры» возможности аналогового оборудования донести до нас эмоциональные переживания музыкантов в момент сессии записи, саму атмосферу «живых» концертов, пространство и объём зала. Недаром история хранит такие факты: многие музыканты, впервые «записавшиеся» на компакт-диски были жестоко разочарованы в качестве и разнице звучания «цифры» и студийной аналоговой мастер-ленты, которая являлась исходным материалом для производства компактов. Конечно, с того времени много воды утекло и «цифра» сделала огромный шаг вперёд, но всё таки, всё таки…
А что же аналог? Аналоговый сигнал представляет собой непрерывный сигнал во времени — именно так он и записывается, и воспроизводится. Конечно, аналоговым аппаратам свойственны свои искажения сигнала (идеала нет и не будет), но эти искажения совершенно другого свойства и не так болезненно воспринимаются ухом. Хороший бобинник записывает и воспроизводит частоту до 25-28кГц, а хорошие «виниловые» головки имеют полосу вплоть до 50кГц — столько, конечно, не надо, но всё таки — факт остаётся фактом.
Теперь об аналоговых носителях — мои друзья и я имеем для коллекции шеллачные пластинки производства начала века. Например, у меня есть пластинки выпуска аж 1912 года-так вот хотите верьте, хотите нет — они даже не покороблены. Да что так далеко ходить, многие имеют «винил» выпуска 50-ых годов, с которым за полвека абсолютно ничего не произошло, естественно, если он не выкладывался на солнышко и их не царапали металлическими предметами :).
А студийные мастер-ленты, которые при должном хранении до сих пор используются при производстве матриц для компакт дисков — за 30-40 лет они не потеряли своего качества. Опять таки, могу развенчать ещё один из мифов ухудшения качества магнитных лент после нескольких проигрываний — этот миф навеян отвратительным качеством выпускавшихся советских лент «Свема» и «Тасма» — они и без установки на магнитофон осыпались, а после прогона создавалось такое ощущение, что магнитофон вываляли в грязи :))). Поэтому советую применять ленты фирм «Ampex», «Basf», «Agfa», которые выпускаются и по сей день для студийных целей, конечно, не в таком массовом количестве как раньше. Также, при применении импортных лент Вы будете избавлены от «дурной» привычки менять головки на аппарате раз в полгода — они совершенно не абразивны и обладают отличным качеством полировки, поэтому изнашивают головки очень слабо, в отличие от отечественных «наждачных бумаг» :)). Для примера, последним своим полностью переделанным «Олимпом-005» я пользуюсь уже 4 года, так вот «головы» там ещё стоят родные — пользуюсь только лентой «Ampex». Конечно, это дорогое удовольствие, но поверьте — оно стоит того. Вы будете избавлены от постоянной чистки ЛПМ, изводя на это литры спирта; выпадения сигнала при перезаписи перестанут Вас мучать и в ярости прерывать процесс записи для повтора, перестанет домогать неровная намотка на катушки вследствие косо нарезанной ленты и т.д. Единственной достойной лентой на данный момент осталась профессиональная «Свема» тип А4620-6Р, 3 км которой мне попалось по случаю. Единственное неудобство — она продаётся в размотке 1000 метров на бобышке и её нужно перематывать на пустые катушки, которые сейчас довольно сложно найти. Кстати, о катушках. Советские пластмассовые катушки подвержены короблению и лента при сходе с неё задевает её краями, что негативно сказывается на сроке службы ленты, поэтому рекомендую использовать катушки либо «Славич» (из жёсткой пластмассы), либо импортные металлические (что я и делаю). Единственное но при использовании металлических катушек, необходимость иметь NAB-адаптеры — к сожалению, довольно редкая вещь.
С тёплым приветом ко всем «магнитофонщикам»
Гладышев Николай
31.01. 2002