DIY » Статьи » Теория, Обзоры, Размышления » Немного о мощности акустических систем

Немного о мощности акустических систем

Когда речь заходит о мощности акустических систем, нужно четко представлять себе, что, собственно, имеется ввиду. Применительно к акустическим системам можно говорить о пяти «разновидностях» мощностей. Перечислю их в порядке убывания.

Максимальная кратковременная мощность (МКМ) — это электрическая мощность специального шумового сигнала в заданном диапазоне частот, которую АС выдерживает без необратимых механических повреждений в течение 1 секунды (испытания повторяют 60 раз с интервалом в 1 минуту).

Максимальная долговременная мощность (МДМ) — это электрическая мощность специального шумового сигнала в заданном диапазоне частот, которую АС выдерживает без необратимых механических повреждений в течение 1 минуты (испытания повторяют 10 раз с интервалом в 2 минуты)

Максимальная синусоидальная мощность (МСМ) — это электрическая мощность непрерывного синусоидального сигнала в заданном диапазоне частот, которую АС длительно выдерживает без тепловых и механических повреждений.

Максимальная шумовая мощность (МШМ) — это электрическая мощность специального шумового сигнала в заданном диапазоне частот, которую АС длительно выдерживает без тепловых и механических повреждений.

Номинальная мощность (НМ) — это заданная электрическая мощность, при которой нелинейные искажения АС не должны превышать требуемые.

Теперь несколько простейших соотношений, проверенных на практике:

  1. МСМ ~ МКМ/4
  2. МШМ ~ МКМ/16
  3. НМ << МШМ

МШМ является фактически той самой мощностью, на которой можно в пределе прослушивать плотную, спектрально насыщенную музыку, не опасаясь за то, что колонки попросту «сгорят». Как видите, эта мощность в 16 раз меньше МКМ. Угадайте теперь, какую мощность обычно приводит производитель? Правильно — МКМ, она ведь самая большая (численно). Это как раз та самая мощность, которую обычно пишут на шильдике позади АС, снабжая надписью, например, «300 W Music», «400W PMPO» или просто скромно «200 W». Если в паспорте на АС нет точной расшифровки, какая именно это мощность, а просто указана цифра, можете быть уверены, что это МКМ. Т.е. это, грубо говоря, такая мощность, на которой можно 1 раз в жизни послушать 1 громкий звук в течение 1 секунды. После этого АС самоликвидируется.

Предельная мощность, на которой можно продолжительно слушать реальную музыку, составляет от 1/16 (для спектрально плотной) до 1/10 (для спектрально разреженной) МКМ. Если за среднюю МКМ принять 150 Вт, каковые указаны, например, в паспорте на ProAC Studio 100:

^Нажмите для увеличения^

то на практике это означает, что максимальная продолжительная мощность, которую выдерживают эти АС, составляет всего-навсего 10-15 Вт (электрических, разумеется — тех, что «идут» от усилителя мощности).

Какое же звуковое давление смогут развить такие АС при работе в предельном режиме? На этот случай существует формула для оценки звукового давления на расстоянии 1 метра от пары АС:

SPL (в 1 м)= [чувствительность АС] + [10 х log(МШМ)] + 3, дБ

Если взять АС со средней (реальной) чувствительностью 87 дБ, то в самом предельном случае, такая акустика (см. выше) сможет обеспечить в 1 метре от стереопары звуковое давление не более 100 дБ. Но, во-первых, так близко к АС не сидит никто. Во-вторых, реальные жилые комнаты характеризуются существенной поглощающей способностью. А в-третьих, если АС не рупорная, то рассеяние звука, излучаемого АС, существенно велико, что дополнительно увеличивает потери. Поэтому в реальных условиях на расстоянии 2-3 метров от типовой стереопары звуковое давление даже в предельном случае едва ли превысит 90 дБ. В помещении большого размера такая акустика будет звучать так же жалко и мелко, как звучит в комнате радиоприемник-хрипунок среднего размера.

В наши дни тенденция колонкостроения такова, что акустика выпускается преимущественно крайне низкочувствительная — 82-86 реальных дБ/Вт/м, а в среднем 84. Даже если взять такие АС, как ATC SCM20SL:

^Нажмите для увеличения^

с паспортной МКМ 300 Вт и реальной чувствительностью 83 дБ, то максимальное звуковое давление, которое пара таких АС сможет, не сгорев, длительно развивать в реальных условиях прослушивания, составит все те же 90 дБ.

Для сравнения рупорные АС Technics SB-660, имеющие МКМ всего 70 Вт, но чувствительность (реальную) 95 дБ, легко обеспечивают в аналогичных условиях звуковое давление более 100 дБ:

^Нажмите для увеличения^

Если же рассмотреть относительно классические нерупорные АС вроде Technics SB-8000 (реальная чувствительность 92  дБ, МКМ = 200 Вт):

^Нажмите для увеличения^

Или полу-рупорные Technics SB-G920 (реальная чувствительность 98 дБ, МКМ = 380 Вт), то можно легко и непринужденно получить звуковое давление в 97 дБ или 110 Вт соответственно:

^Нажмите для увеличения^

Такая акустика звучит нормально даже в помещении объемом 200 м3 (комната площадью 50 м2 с потолками 4 м).

В заключение приведу две удобные (отчасти эмпирические) формулы, позволяющие оценивать максимальное звуковое давление, которое может развить пара АС в условиях реальной жилой комнаты среднего размера (от 15 до 25 м2, потолки 2,5-3 метра) и наполнения (комната не сильно забита мебелью) на расстоянии 2-3 метров от нее (типовое расстояние прослушивания).

Для классической акустики:

SLP(реал.) = [реал. чувствительность АС] + [10 х log(МКМ/13)] — 7, дБ

Для рупорной акустики:

SLP(реал.) = [реал. чувствительность АС] + [10 х log(МКМ/13)] — 1, дБ

Напоминаю, что МКМ — это то, что написано на шильдике АС, или максимальная цифра мощности, указанная в паспорте или технических характеристиках.

 

 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также:

  • Бесконтактные переключающие устройства (3-е изд.) — Мартынов Е.М.Бесконтактные переключающие устройства (3-е изд.) — Мартынов Е.М.
    ^Нажмите для увеличения^ Массовая радиобиблиотека (МРБ) выпуск 749 Бесконтактные переключающие устройства (3-е изд.) Автор(ы): Мартынов Е.М. 1970 год В книге изложены принципы работы бесконтактных переключающих устройств на транзисторах, газоразрядных приборах и ферритовых сердечниках с прямоугольной петлей гистерезиса. Приведены практические схемы, даны рекомендации и формулы для расчета. Книга рассчитана на подготовленных …
  • Шестнадцать радиолюбительских схем (2-е изд.) — Енютин В.В.Шестнадцать радиолюбительских схем (2-е изд.) — Енютин В.В.
    ^Нажмите для увеличения^ Массовая радиобиблиотека (МРБ) выпуск 129 Шестнадцать радиолюбительских схем (2-е изд.) Автор(ы): Енютин В.В. 1951 год В брошюре приводятся схемы и краткие описания наиболее популярных радиолюбительских приемников и усилителей низкой частоты. Описания содержат краткие пояснения к схемам, данные самодельных деталей и некоторые конструктивные данные. В конце брошюры даются …
  • 1C3 — Электронная лампа, Радиолампа1C3 — Электронная лампа, Радиолампа
      1C3 Пентагрид (Pentagrid-Converter (Heptode)) ^Нажмите для увеличения^   Схема соединения электродов лампы 1C3 с выводами: g1 — управляющая сетка; f-f- катод прямого накала; g3,g5 — экранирующие сетки; a — анод; g4 — управляющая сетка; g2 — защитная сетка;      Общие данные Производство: Год выпуска: Аналоги: DK96 Возможная замена …
  • Technics SB-F2(K)Technics SB-F2(K)
    Изготовитель: Япония, в 1978 году. Цена на момент выпуска 22500 йен. ^Нажмите для увеличения^ Технические характеристики: 2-х полосная полочная АС закрытого типа Чувствительность: 88 дБ/Вт/м Максимальная (предельная) синусоидальная мощность: 35 Вт Музыкальная мощность: 60 Вт НЧ: 120 мм, конусный, ВЧ: 20 мм, рупорный Сопротивление: 6 Ом Частота раздела фильтра: 3500 …
  • Триод УБ-132Триод УБ-132
    Триод УБ-132 УБ-132 Мощный триод ^Нажмите для увеличения^   Обозначения: А — анод, С — управляющая сетка, Н — накал.         Источник