DIY » Статьи » Теория, Обзоры, Размышления » Об отличии лампового усилителя от транзисторного. Роль отрицательной обратной связи

Об отличии лампового усилителя от транзисторного. Роль отрицательной обратной связи

Принципиальным отличием хорошего лампового усилителя от транзисторного является отсутствие в нем ООС (обратная связь), которая не самым лучшем образом сказывается на звуке. В транзисторном усилителе не обойтись без ООС, так как для того, чтобы обеспечить даже скромные значения нелинейных искажений и приемлемое выходное сопротивление, усилитель на транзисторах должен как минимум иметь глубокие местные ООС. Каждый транзистор и усилитель в целом охвачены ООС. Каждый биполярный (или полевой) транзистор имеет последовательную ООС по току, которая образуется в результате падения части сигнала на внутреннем сопротивлении эмиттера (истока) транзистора.

Специалистам хорошо известно, что эффективных средств для уменьшения нелинейных искажений высших порядков нет. Применение ООС ухудшает положение, так как с ее помощью искажения низших порядков преобразуются в искажения более высоких порядков. Отсутствие ясности и чистоты баса — это то, что в итоге имеет владелец усилителя (неважно, лампового или транзисторного), выходное сопротивление которого имитируется с помощью ООС.

Присутствие музыкальном сигнале даже небольших по величине продуктов интермодуляции высших порядков вызывает у слушателя ощущение «металличности», жесткости, шероховатости, замутненности звучания, чаще всего такое звучание называют просто ненатуральным — все это свойственно транзисторным усилителям. На интуитивном уровне можно отдать предпочтение лампе, как вакуумному проводнику, перед имеющим кристаллическую структуру транзистором. Однако. кроме малоубедительных результатов прослушивания, данных, что транзистор при правильном его использовании звучит хуже, чем лампа, нет. В то же время среди разработчиков «хай-эндовых» усилителей постепенно сформировалось мнение, что дело вовсе не в транзисторах, а в ООС, без которой не обходится ни один усилитель на транзисторах. Стало ясно: ООС (отрицательная обратная связь) разрушает музыкальный сигнал.

Объяснение это пришло, когда выяснилось, что в петле ООС циркулируют запаздывающие копии сигнала. Причиной образования этих копий стали сложные физические явления в проводниках и других используемых в усилителе элементах. Как это ни парадоксально, вред от ООС в усилителях оказался большим, чем применение в них такого анахронизма, как выходной трансформатор. Главное, что отличает ламповый усилитель, — это выходной трансформатор, который служит для преобразования низкого сопротивления громкоговорителя в оптимальное сопротивление нагрузки выходных ламп.
В транзисторном усилителе оптимальное согласование возможно без применения трансформатора. Без трансформатора в ламповом усилителе трудно обойтись хотя бы потому, что с его помощью обеспечивается симметричная работа выходного каскада в режиме «тяни-толкай» (push-pull). В транзисторном усилителе этот режим может быть достигнут включением последовательно транзисторов разного типа проводимости. Лампу с противоположным типом проводимости, к сожалению, пока не изобрели. Если же усилитель на лампах выполнить в схемотехнике, близкой к транзисторным усилителям (то есть начать применять ООС), то преимущество ламп перед транзисторами будет сведено на нет.

Косвенным подтверждением этого можно считать постепенное исчезновение с аудиорынка сложных ламповых усилителей типа «OTL» (с бестрансформаторным выходом) по цене от 4 до 10 тысяч долларов и одновременное появление на нем простеньких усилителей на триодах с трансформаторным выходом по цене больше 200 тысяч долларов.

Дмитрий Авхимков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также:

  • Питание от сети переменного токаПитание от сети переменного тока
    Питание радиоустановок от сети переменного тока требует выпрямления для (питания анодов, а нажал ламп обычно может питаться непосредственно переменным током, так как лампы имеют подогрев катода или имеют толстую нить (выходные). Из всех типов анодных выпрямителей наибольшее распространение среди радиолюбителей имеют кенотронные. Нормальная схема простого двухполупериодного кенотронного выпрямителя приведена на …
  • Нестеров Р.В.Нестеров Р.В.
    Почините телевизор сами В книге рассказано об устранении простейших неисправностей в телевизорах в унифицированных ламповых телевизорах 2 и 3 класса.     Источник
  • 10 АС-222 «Radiotehnika S-30»10 АС-222 «Radiotehnika S-30»
    Изготовитель: Рижский радиозавод им. А.С. Попова, г. Рига. Назначение: для высококачественного воспроизведения музыкальных или речевых программ, в составе бытового усилительного радиокомплекса. ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^ Технические характеристики: Диапазон воспроизводимых частот: 50 (-8 дБ) – 18000 Гц Чувствительность: 84 дБ Характеристическая чувствительность: 0,317 Па/√Вт Номинальное звуковое давление: 1,2 Па …
  • 6 ГДВ-15-86 ГДВ-15-8
    Изготовитель: Северодонецкий завод сопротивлений. ^Нажмите для увеличения^ Описание: Излучатели были выпущены экспериментально. Динамики входили в акустическую систему “100 АС-001 Электроника” в качестве ВЧ излучателя. Чувствительность 90 дБ, сопротивление по постоянному току 7 Ом. Магнитная система построена на неодимовых магнитах. Передняя и задняя панели изготовлены из алюминия. Задняя панель имеет игольчатый …
  • Андреев И.В.Андреев И.В.
    Внешнее оформление приемника В брошюре рассматриваются вопросы внешнего оформления приемников, на основе отечественного и зарубежного опыта излагаются принципы конструктивного и архитектурного построения, выбор акустических систем и определение акустических параметров футляра. Брошюра рассчитана на радиолюбителя-конструктора. В брошюре описан самодельный одиннадцатиламповый телевизор с кинескопом ЗЗЛК2Б. Изготовление телевизора доступно подготовленному радиолюбителю, имеющему опыт …