DIY » Статьи » Теория, Обзоры, Размышления » Об отличии лампового усилителя от транзисторного. Роль отрицательной обратной связи

Об отличии лампового усилителя от транзисторного. Роль отрицательной обратной связи

Принципиальным отличием хорошего лампового усилителя от транзисторного является отсутствие в нем ООС (обратная связь), которая не самым лучшем образом сказывается на звуке. В транзисторном усилителе не обойтись без ООС, так как для того, чтобы обеспечить даже скромные значения нелинейных искажений и приемлемое выходное сопротивление, усилитель на транзисторах должен как минимум иметь глубокие местные ООС. Каждый транзистор и усилитель в целом охвачены ООС. Каждый биполярный (или полевой) транзистор имеет последовательную ООС по току, которая образуется в результате падения части сигнала на внутреннем сопротивлении эмиттера (истока) транзистора.

Специалистам хорошо известно, что эффективных средств для уменьшения нелинейных искажений высших порядков нет. Применение ООС ухудшает положение, так как с ее помощью искажения низших порядков преобразуются в искажения более высоких порядков. Отсутствие ясности и чистоты баса — это то, что в итоге имеет владелец усилителя (неважно, лампового или транзисторного), выходное сопротивление которого имитируется с помощью ООС.

Присутствие музыкальном сигнале даже небольших по величине продуктов интермодуляции высших порядков вызывает у слушателя ощущение «металличности», жесткости, шероховатости, замутненности звучания, чаще всего такое звучание называют просто ненатуральным — все это свойственно транзисторным усилителям. На интуитивном уровне можно отдать предпочтение лампе, как вакуумному проводнику, перед имеющим кристаллическую структуру транзистором. Однако. кроме малоубедительных результатов прослушивания, данных, что транзистор при правильном его использовании звучит хуже, чем лампа, нет. В то же время среди разработчиков «хай-эндовых» усилителей постепенно сформировалось мнение, что дело вовсе не в транзисторах, а в ООС, без которой не обходится ни один усилитель на транзисторах. Стало ясно: ООС (отрицательная обратная связь) разрушает музыкальный сигнал.

Объяснение это пришло, когда выяснилось, что в петле ООС циркулируют запаздывающие копии сигнала. Причиной образования этих копий стали сложные физические явления в проводниках и других используемых в усилителе элементах. Как это ни парадоксально, вред от ООС в усилителях оказался большим, чем применение в них такого анахронизма, как выходной трансформатор. Главное, что отличает ламповый усилитель, — это выходной трансформатор, который служит для преобразования низкого сопротивления громкоговорителя в оптимальное сопротивление нагрузки выходных ламп.
В транзисторном усилителе оптимальное согласование возможно без применения трансформатора. Без трансформатора в ламповом усилителе трудно обойтись хотя бы потому, что с его помощью обеспечивается симметричная работа выходного каскада в режиме «тяни-толкай» (push-pull). В транзисторном усилителе этот режим может быть достигнут включением последовательно транзисторов разного типа проводимости. Лампу с противоположным типом проводимости, к сожалению, пока не изобрели. Если же усилитель на лампах выполнить в схемотехнике, близкой к транзисторным усилителям (то есть начать применять ООС), то преимущество ламп перед транзисторами будет сведено на нет.

Косвенным подтверждением этого можно считать постепенное исчезновение с аудиорынка сложных ламповых усилителей типа «OTL» (с бестрансформаторным выходом) по цене от 4 до 10 тысяч долларов и одновременное появление на нем простеньких усилителей на триодах с трансформаторным выходом по цене больше 200 тысяч долларов.

Дмитрий Авхимков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также:

  • 6Ж49П-Д — Пентод ВЧ6Ж49П-Д — Пентод ВЧ
    6Ж49П-Д — Пентод ВЧ ^Нажмите для увеличения^ Пентод 6Ж49П-Д применяется для усиления напряжения высокой частоты в широкополосных усилителях   Оформление — стеклянное миниатюрное Масса — 15 г. Цоколевка лампы 6Ж49П ^Нажмите для увеличения^   Основные параметры лампы 6Ж49П Параметр Значение Допуск Ток накала, мА 300 25 Ток анода, мА 14,3 …
  • 25 АС-328 Электроника – реставрация25 АС-328 Электроника – реставрация
    2-х полосные акустические системы 25 АС-328 “Электроника” с пассивным излучателем. Проведена полная реставрация АС с сохранением заводской схемы. Как можно увидеть по фото, корпус полностью изготовлен из фанеры, в том числе и лицевая декоративная накладка. Корпус и накладка фанерованы шпоном. Корпус был фанерован разными кусками шпона, дуба и бука. В …
  • Лампа 6П20С (Пентод)Лампа 6П20С (Пентод)
    ^Нажмите для увеличения^ Схема соединения электродов лампы 6П20C ^Нажмите для увеличения^ Корпус лампы 6П20C ^Нажмите для увеличения^ Октальный цоколь ламп Описание Пентод для работы в выходных каскадах строчной развертки цветных телевизоров. Оформление — в стеклянной оболочке, с октальным цоколем. Масса 75 г. Основные параметры при Uн = 6.3 В, Ua = 175 В, …
  • 1 ГД-4 VEF1 ГД-4 VEF
    Изготовитель: завод ВЭФ, г. Рига. Назначение: для применения во встроенных открытых акустических системах переносной бытовой аппаратуры первой группы сложности для работы в помещении и на открытом воздухе. Предшественник 1 ГД-4А, который внешне аналогичен 1 ГД-4. ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^ Технические характеристики: Диапазон частот: 100 – 10000 Гц Чувствительность: …
  • Массовые сетевые приемники — Комаров А.В.Массовые сетевые приемники — Комаров А.В.
    ^Нажмите для увеличения^ Массовая радиобиблиотека (МРБ) выпуск 68 Массовые сетевые приемники Автор(ы): Комаров А.В. 1950 год Книга содержит описание массовых радиовещательных приемников АРЗ-49, «Москвич» и «Салют», а также все установочные и эксплуатационные сведения об этих приемниках. Она рассчитана на радиослушателей, не имеющих радиотехнической подготовки. Одним из путей создания массовой аудитории …