DIY » Статьи » Теория, Обзоры, Размышления » Однотактный усилитель мощности на 300В — Модель WE 91 для 90-х годов

Однотактный усилитель мощности на 300В — Модель WE 91 для 90-х годов

В далекие 30-е годы американская публика в кинотеатрах впервые познакомилась с широкополосным звуковоспроизведением. Впоследствии приемники и проигрыватели на 78 об/м стали общедоступными, и первоначальное изумление от «говорящих ящиков» сошло на нет. Вероятно, радиоприемники тех лет звучали вполне сносно, но именно кинотеатр стал приютом первых настоящих аудиосистем.

Тогда звукотехника была на переднем крае инженерии, и ведущие компании вкладывали значительные средства в исследование и развитие этой молодой и доход¬ной отрасли. В результате кинотеатр стал ареной жесткой конкуренции среди ведущих представителей электронной промышленности, ведь оснащение Голливуда и десятков тысяч кинотеатров в стране и за ее пределами сулило большие прибыли.

Фундаментальные исследова¬ния, произведенные американски¬ми корпорациями, подарили нам большинство базовых знаний о зву¬ке и его восприятии. Результаты, достигнутые хорошо оплачи¬ваемыми учеными, использова¬лись не только в технике кино, но и при усовершенствовании систем связи и всей информационной ин¬дустрии вообще.

Двумя основными силами на рынке звукового кино в 30-е годы стали фирмы RCA (система Photo-phone) и Western Electric (система Mirrophonic). Обе корпорации разработали полные системы записи и воспроизведения звука — от микрофонов в студии до громкоговорителей на сцене. Логотипы этих фирм часто можно увидеть в титрах фильмов того периода…

В наше время поклонники старого аудио во всем мире высоко ценят оборудование кинотеатров «золотого века кино» и в «частности» Western Electric Mirrophonic. Полный комплект усилителей и громкоговорителей WE стоит при¬мерно столько же, сколько и новый автомобиль — если, конечно, вы найдете этот комплект. Высокая цена аппаратуры Mirrophonic частично объясняется тем, что система считается редкой, коллекционной. Она, без сомнения, оказала огромное влияние на техническое развитие и общественный статус аудиотехники. Эта система пользуется популярностью как за способность обеспечивать ошеломляющее звучание, так и за свою репутацию музейной редкости.

Типовые системы для кинотеатров того периода оснащались весьма маломощными, по современным представлениям, усилителями и исключительно чувствительными акустическими системами. Зачастую в этих АС использовались электродинамические головки , так как магнитная катушка была способна создать более сильное магнитное поле в зазоре, чем постоянные магниты тех лет.

Для приличной громкости в помещении крупного кинотеатра хватало десятка ватт выходной мощности усилителя.

В системе WE Mirrophonic применялись два типа усилителей: модель 86 и модель 91. Модель 86 — двухтактный полностью триодный усилитель; в нем использовались три лампы WE262 для усиления напряжения. Межкаскадный трансформатор связывал драйвер с выходным двухтактным каскадом на паре триодов 300В. Выходная мощность — 15 Вт.

Модель 91 — однотактный, с вдвое меньшей выходной мощностью. На выходе — один триод 300В; в каскадах усиления напряжения использовались пентоды WE310A (2 шт.). Обе модели усилителей обеспечивали значительное (>95 дБ)усиление,требуемое для работы со слабыми сигналами от фотоэлемента кинопроектора. Эти усилители являлись специализированными аппаратами, предназначенными для использования в системе звукового кино Mirrophonic, и обладали исключительными производственными показателями.

91-й может рассматриваться как экономичная модель усилителя системы Mirrophonic. В нем применено минимальное количество моточных изделий (нет переходного трансформатора и дросселей), что существенно снижает себестоимость. Кстати, WE не продавал это оборудование, а сдавал в аренду кинотеатрам, как Ma Bell обычно сдавал в аренду телефон. К 1992 г.
цены на модели 86 и 91 существенно сблизились. Поиск недорогого аудио следовало организовывать, когда WE сходил с арены озвучивания кино. Говорят, что демонтированная система продавалась владельцу кинотеатра всего за 1$ только для того, чтобы закрыть договор аренды.

Заявленные технические данные на 91-й по сегодняшним меркам не особо впечатляют. В паспорте на модель диапазон частот составляет 50Гц-8000Гц при выходной мощности 8 Вт и нелинейных искажениях в несколько процентов. Весьма скромные параметры, которые несложно превзойти в усилителях на микросхеме LM383 за пару долларов. Но, как это часто бывает, параметры не скажут вам всей правды. При работе с соответствующими АС звучание 91-го просто дух захватывает. Плавный, детальный, естественный, гармонически правильный звук, богатый, но не вялый — величественное и привлекательное представление. Ну, а микросхема выдаст вам звучание, приемлемое лишь для автомобильного приемника АМ/ЧМ…

На самом деле далеко не все оборудование WE являлось столь желанным для аудиофилов. Некоторые аппараты проектировались под уровень для озвучивания залов «бинго» — и звучали соответственно. Другие же модели усилителей и громкоговорителей «общего назначения» пользовались повсеместным успехом — от радиостанций и студий до школьных радиовещательных систем. Одно время я в своей домашней системе использовал усилители 124-й мо¬дели (12 Вт, двухтактный на лампах 6L6) из обувного магазина в Мичигане и громкоговорители 755А из Кембриджа. Все это было достаточно сложно объяснить моим клиентам, приходившим в магазин Excalibur Audio, где продавались кабели за 1000$. Забавно, но на мой взгляд, домашняя система звучала лучше, чем большинство аппаратов в магазине.

Об аппаратуре WE я впервые услышал от знакомых аудиофилов, увлеченных звуком с начала 50-х. В тот период WE был вынужден уйти из сферы торговли звуковой техникой из-за антимонопольных судебных решений. И выброшенные на рынок нереализованные громкоговорители с постоянными магнитами по сходной цене раскупили различные типы с «золотыми ушами». Эти громкоговорители можно встретить на Harvey Radio с начала 50-х. Электродинамические громкоговорители WECO высоко ценились в кругах первых разработчиков Hi-Fi. Компрессионные драйверы WE были применены в первых Klipschhorn в 1948/49 гг. Электродинамические громкоговорители WE у себя дома применял Avery Fisher, а он, бесспорно, мог позволить себе самое лучшее…

WE достойно занимает почетное место в среде аудиофилов. И одна из наиболее интригующих и хорошо звучащих разработок WE — это, несомненно, модель 91. Если вас привлекают однотактные три-одные усилители — как историческая реликвия либо как современная концепция хорошего звука, — приглядитесь к 91-му, ведь он определяет этот стиль.


УСИЛИТЕЛЬ НА 300В
Очарование однотактных триодных усилителей покоряет сердца аудиофилов во многих странах. Эти усилители, конечно, не представляют собой основного направления в мире аудио, но их многочисленные модели можно найти и в Японии, и в Европе как в виде наборов DIY , так и вышедших из употребления аппаратов. Рекламу усилителей на 300В можно найти в любом японском или европейском аудиожурнале.

Уже многие годы триод 300В окружен неким ореолом загадоч¬ности. Он создан в 1935 г. в лабораториях Bell Labs Record в варианте ЗООА. Вариант ЗООВ отличается от А только тем, что направляющий штырек на боку цоколя развернут на несколько градусов. ЗООА/В разрабатывались для замены больших модуляторных триодов в изделиях звуковой техники, позволяя получать боль¬шую выходную мощность при меньших напряжениях анода и накала.

Прямой замены этому триоду с катодом прямого накала нет. По характеристикам, за исключением напряжения накала, он сходен с ранними RCA50, но существенно лучше последних по механической прочности и надежности — настоящая «рабочая машина».

Первоначально лампы ЗООВ предназначались для звуковой аппаратуры, но зачастую их можно встретить в регулируемых источниках питания (какое расточительство!). В усилителях WE эти лампы применяются только в моделях 86, 91, 92 и части 46-х. Единственным коммерческим усилителем на ЗООВ, по моим данным, была модель Brook 10C, накальный трансформатор которой кроме 5В (для ламп ЗООВ), имел отводы на 2,5В (для ламп 2АЗ).

С тех пор, как повсеместно запасы WECO91 были исчерпаны и их стало сложно достать, схемы усилителей на ЗООВ превратились в любимый объект для самодельщиков. Трансформаторы для выходного каскада на ЗООВ сегодня производятся Сагу Audio, Partridge, Tango, Tamura и другими компаниями. Этими изделиями заполнилась небольшая экономическая ниша производства ламповой техники.

Кажется, что после шести десятков лет с момента появления на свет усилители на ЗООВ возвращаются в родные края, и различные варианты их производятся Сагу Audio, a Mike La Fevre на Magne Quest/Peerless воспроизводит старые разработки и проектирует новые варианты применения этой легендарной лампы. Идея построения усилителя с выходной мощностью в пределах десятка ватт неожиданно стала захватывающим делом для некоторых решительных аудиофилов.

Возможно, что эта тенденция есть дальнейшее распространение идеи «возрождения триода» в нынешнем американском high end, наблюдаемой на примерах VTL, ARC и других фирм, производящих триодные усилители. Выпуск № 79 Absolute Sound отметил усилители Ongaku на 211-х триодах стоимостью 67000$. Кто следующий?

С начала 50-х годов и до недавнего времени ассортимент триодных усилителей был представлен в основном лишь моделями Brook 10С, Fisher 50A и Craftsmen 500. Даже в прежние времена выходные каскады на триодах считались диковинкой. Лишь усилители Brook использовали настоящие трехэлектродные лампы 2АЗ или 300В, а такие модели как Bell 2145, Sun Radio CR-1O и Goodall ATB-3, раз¬работанные под триоды 6В4 G (октальный вариант 2АЗ с накалом 6,3 V) использовали и триоды, и лучевые тетроды 6L6.

Большинство же «триодных» усилителей как раньше, так и сейчас, для того, чтобы получить несколько дополнительных ватт выходной мощности, использовали КТ66, EL37 или подобные лучевые тетроды в триодном включении. Зачастую в пентодных усилителях есть функция создания «триодной» схемы выходного каскада путем присоединения экранной сетки к аноду через резистор в 100 Ом.

Увы, но триодные усилители, несмотря на все свои технические и звуковые достоинства, не обеспечивают высокого соотношения мощность/стоимость, а ведь легче всего продавать именно мощность. По сравнению с триодом, пентод при одинаковых затратах отдает двойную мощность. В тридцатые годы триоды были вытеснены с рынка пентодами, как впоследствии, в шестидесятые, лампы — транзисторами. Однотактные усилители пали первыми жертвами войн технологий и мощностей.

Лучшие технические характеристики (или большая мощность) за те же деньги стали смертным приговором старой технологии, а субъективные оценки, существенные лишь для «чудаков», не могли повлиять на общую картину.

Современное high-end аудио в некоторой степени раздвигает строгие экономические рамки, но все равно и эта отрасль должна действовать в контексте увеличения предложения и прибыли, который весьма чувствителен к изме¬нениям на потребительском рынке. Например, в 60-е годы вы могли купить лампы 6550 едва ли не в ближайшей аптеке, а выходной трансформатор в нескольких мага¬зинах города. А кто станет утверждать, что лампы и другие детали сегодня лучше, чем в те годы, когда в ламповую технологию вкладывали миллионы? В уходящей ламповой технологии был достигнут уровень искусства, и качество аппаратов может поставить рамки возможного в современной ламповой технике.

Сборка усилителей на 300В нигде в мире не бывает дешевой, хотя детали для них общедоступны у поставщиков электронных элементов. Сегодня цены на триоды 300В до 200$ за штуку, а комплект посредственных трансформаторов современного производства обойдется еще в пару сотен долларов. Изготовление стереокомплекта усилителей высшего качества обойдется вам в сумму немногим более 1000$. Правда, это не мно¬гие тысячи, за которые только и можно купить «родной» WE91. Хорошо еще, что в усилителе всего лишь по одной дорогой лампе на канал.

Забудьте про ценник, умеренный по современным понятиям high-end, если только вы не исходите при покупке из соотношения количества ватт на выходе к доллару. Цену за 300В сложно уместить в пределы среднего достатка, а выходная мощность вполне достаточна для одной лампы. Зато вы сможете стать обладателем лучшего 8-ваттного усилителя в городе по цене скромного набора аппаратуры hi-fi.

По нескольким причинам усилитель на 300В является прекрасной конструкцией для начинающих: во-первых, это простая схема с небольшим количеством элементов; во-вторых, нет необходимости в подборе ламп и деталей, настройке и балансировке. Стоит только измерить напряжения в контрольных точках — и все готово. Я знаю нескольких любителей, прежде никогда ничего не делавших, но с успехом собравших описываемый усилитель. Увлечение 300В — великая сила, которая превращает слепых последователей «Списка рекомендуемых компонентов» в бесстрашных экспериментаторов.

На мой взгляд, главное заключается в том, что если вы хотите услышать усилитель на 300В, то вы просто обязаны собрать его своими руками — и именно поэтому я также собирал его сам. Фактор увлеченности отсутствует при сборке двухтактного пентодного варианта. Я убежден, что в течение трех недель напряженного труда по сборке Stereo 70* проявится значи¬тельно меньше энтузиазма.

Dynaco Stereo 70 — один из ти¬повых двухтактных пентодных усилителей с глубокой ООС.

^Нажмите для увеличения^

R1 — 50К 25 Вт проволочный R2 — 270К 2 Вт R3 — 20К 2 Вт
R4 — 0,88К 50 Вт проволочн.
R5 — 220К 2 Вт
R6 — 1,2К 2 Вт
R7 — ЗОК 5 Вт проволочный
R8 — 75К 5 Вт проволочный
R9 — 91К 2 Вт R10 — 390К 2 Вт R11 — 27К 10 Вт проволочн. Все 2 Вт резисторы Композитные (угольные), 5% или по вашему усмотрению. С1 — С2 — 15 мкФ х 1000 В, мас-лонаполненныйСЗ — 50 мкФ х 100 в, эл-лит С4 — С5 — 16 мкФ маслонаполненный или пленочный (>75 В) С6 — 8 мкФ х 200 В, маслонаполненный или пленочный С7 — 0,1 мкФ х 600 В
С8 — 15 мкФ х 1000 В толь¬ко маслонаполненный Т1 — 375-0-375 В / 125 мА 5 В / 2 А
Т2 — 10 В / 500 мА ТЗ — 5 В / 1,2 А L1 — 10 Гн / 125 мА

Автор:  Joe Roberts, Sound Practices (Журнал «Вестник АРА»)  http://www.heavil.ru

 

 

 

 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также:

  • Двухтактный (РР) усилитель начального уровняДвухтактный (РР) усилитель начального уровня
    Выполнен на доступных лампах с выходным трансформатором  ТВЗ-1-6 от лампового Ч/Б ТВ первого класса, или любого лампового радиоприёмника с РР выходным каскадом. Первый каскад — самобалансирущийся фазоинвертор, второй — двухтактный выходной каскад с автосмещением. Первый каскад настраивается подбором катодного резистора R4 по падению напряжения на нём порядка 1,5В. Второй  каскад …
  • Полная замена конденсаторов в фильтре Grundig Box 1600bПолная замена конденсаторов в фильтре Grundig Box 1600b
    ^Нажмите для увеличения^ В акустической системе Grundig Box 1600b стоят конденсаторы электролиты. Аудиофилы говорят, что это для звука самое плохое, что можно только поставить. Но я сделал замену не по этому. Дело в том, что конденсаторы ставились по принципу, что написано то и поставили. А то что там реально есть это …
  • Осипов К.Д.Осипов К.Д.
    Ламповый вольтметр В брошюре кратко излагаются принципы использования электронных ламп для измерений напряжений переменного и постоянного тока. Рассматриваются схемы ламповых вольтметров и даются практические указания и советы об измерениях. Приводятся сведения о ламповых ампервитках, омметрах, универсальном ламповом приборе. Электронно-лучевой осциллограф В брошюре кратко излагаются сведения об устройстве и принципе работы …
  • 1D5GP — Пентод1D5GP — Пентод
      1D5GP Пентод (Vacuum Pentode) ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^   Схема соединения электродов лампы 1D5GP с выводами: f-f,g3 — катод прямого накала, защитная сетка; g2 — экранирующая сетка; g1 — управляющая сетка; a — анод  Общие данные Производство: Год выпуска: Аналоги: 1D5G, 2К2, CV705, 1D5_octal Возможная замена (другой …
  • 14W7, Пентод — Электронная лампа, Радиолампа14W7, Пентод — Электронная лампа, Радиолампа
      14W7 Пентод (Pentode) ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^   Схема соединения электродов лампы 14W7 с выводами: a — анод; g1 — управляющая сетка; g2 — экранирующая сетка; g3 — защитная сетка; k — катод; f-f — подогреватель катода;  Общие данные Производство: Год выпуска: Аналоги: Возможная замена: Цоколь: Loctal-8, …