АудиоПортал - D.I.Y. — Do It Yourself — Сделай Сам



Двухтактный ламповый усилитель на EL34 — 6П3С




Рубрики: Ламповые Усилители, Статьи и разработки Анатолия Манакова


 



Отличительная особенность данного усилителя в простой конструкции, легкой повторяемости и работе выходного каскада в двух режимах – ультралинейном и триодном. Автор данной схемы — Анатолий Манаков.Входной каскад усилителя построен на лампе 6Н9С, выходной – на лампах EL34 или 6П3С. Выходная мощность усилителя с лампами EL34 составляет 16 Вт в ультралинейном включении и 8 Вт в триодном включении. С лампами 6П3С мощность усилителя меньше и составляет 12 Вт и 6 Вт в ультралинейном и триодном включении соответственно. Коэффициент нелинейных искажений менее 0,5 %. Чувствительность усилителя по входу составляет порядка 0,65 В.

Схема одного из каналов усилителя представлена на рис.1.

1
^Нажмите для увеличения^
Рис.1. Принципиальная схема двухтактного лампового усилителя на EL34/6П3С

Входной сигнал поступает через регулятор громкости на сетку левого по схеме триода VL1 типа 6Н9С, снимается с его анода и поступает на управляющую сетку лампы выходного каскада и одновременно через делитель напряжения поступает на сетку правого триода 6Н9С, переворачивается по фазе и поступает на управляющую сетку второй лампы выходного каскада. Данная схема фазоинвертора отличается от других видов фазоинверторов с резистивной нагрузкой большим коэффициентом усиления и лучшим звучанием.

С выхода фазоинвертора сигнал через разделительные конденсаторы и «антизвонные» резисторы, предотвращающие самовозбуждение выходного каскада, поступает на сетки выходных ламп.

Выходной каскад усилителя выполнен с фиксированным смещением. Напряжение смещения подается с отдельной обмотки трансформатора питания через регулируемые делители напряжения.

На выходной трансформатор сигнал поступает с анодов выходных ламп EL34/6П3С, а с него — в нагрузку. Переключателем П1 осуществляется выбор режима работы выходного каскада – ультралинейный либо триодный. Вторая сетка выходной лампы в ультралинейном режиме соединяется с отводом выходного трансформатора, а в триодном режиме – с анодом выходной лампы.

Схема блока питания лампового усилителя представлена на рис.2.

 

2
^Нажмите для увеличения^
Рис.2. Принципиальная схема блока питания двухтактного лампового усилителя на EL34/6П3С

Детали. Лампы выходного каскада EL34/6П3С желательно подобрать попарно. Лампы входного каскада 6Н9С также желательно подобрать по минимальному расхождению падения напряжений на анодах триодов.





Разделительные конденсаторы C2-C4 использованы серии К78-2 на 250 вольт. Шунтирующий конденсатор C11 емкостью 4 мкФ — бумажный или пленочный на напряжение 400 В. Остальные шунтирующие конденсаторы — плёночные серии К73-17. Электролитические конденсаторы можно применить фирм “Samsung”, “Rubicon”, «Elna».

Резисторы в цепях анодов и управляющих сеток желательно применить серии ВС, остальные — серии МЛТ, подстроечные резисторы — серии СП. Регулятор громкости — фирмы Alps.

В качестве выходных трансформаторов применены трансформаторы от радиолы «Симфония». Также можно применить и другие выходные трансформаторы, рассчитанные на применение ламп EL34 или 6П3С, например, Hammond 1620.

В качестве силовой трансформатор использован ТАН107. В место него можно использовать другие трансформаторы из серии ТАН или ТС. При выборе трансформатора питания надо руководствоваться тем, что трансформатор должен выдавать переменное напряжение на анодной обмотке 250-270 вольт, при токе не менее 0,3 А для ламп 6П3С и не менее 0,4 А для ламп EL34. Для напряжения смещения обмотка трансформатора должна выдавать переменное напряжение в 40-50 вольт. В случае использования ламп 6П3С накальные обмотки трансформатора должны быть рассчитаны на ток не менее 3 А, а для ламп EL34 — не менее 4 А.

Выпрямители блока питания выполнены на диодах по мостовой схеме. Диоды шунтированы пленочными конденсаторами (на схеме не показаны). Для анодных выпрямителей использованы конденсаторы 10 нФ х 400 В, а для смещения — 1,5 нФ х 160 В.

Дроссели фильтра питания использованы от телевизоров УЛПЦТ. Также можно использовать унифицированные дроссели серии Д.

Настройка усилителя. Настройка усилителя производиться в режиме молчания. При этом вторичную обмотку выходного трансформатора усилителя необходимо нагрузить на активное сопротивление достаточной мощности, близкое к номиналу акустической системы.

Входной каскад настраивается установкой напряжения в контрольной точке КТ1 в 1,8-2 вольта путем подбора номинала резистора R4.

Для выходного каскада путём регулировки напряжения смещения резисторами R10 и R12 на управляющих сетках устанавливается напряжение 0,035-0,04 вольта (в контрольных точках КТ1 и КТ2). Такое падение напряжения на катодных резисторах R17 и R18 соответствует току анода каждой выходной лампы 35-40 мА.

Фазоинверсный каскад по переменному напряжению настраивается установкой одинакового по величине переменного напряжения на анодах входной лампы 6Н9С регулировкой резистором R7 при подаче переменного напряжения около 0,5 В с частотой 3 кГц на сетку левого триода лампы 6Н9С. Для измерения необходим вольтметр с входным сопротивлением не менее 1 мОм.

4 629, 4


 


Метки:, , , , ,   Рубрики: Ламповые Усилители, Статьи и разработки Анатолия Манакова



Комментарии:


Смотрите также:




  • Авторская страница Алексея ШалинаАвторская страница Алексея Шалина
    Алексей Шалин (Пользователь: Алексей Шалин) Статьи и разработки Алексея Шалина Всем привет! Живу в Воронеже. Музыку слушаю с появления первых проблесков сознания 🙂 Начинал, как и многие, с детекторных приёмников, затем постепенно пришёл к усилителям. Как и многим, хотелось заиметь чемпионский аппарат, но на то, что нравилось, сначала не было средств, а когда они появились, […]
  • Рупорные АС на 25гдн4 или 4а32Рупорные АС на 25гдн4 или 4а32
    Большой динамический диапазон, это преимущество высокочувствительных рупорных систем. Широкая и линейная (АЧХ) акустических систем — важный аспект конструкции громкоговорителя. Если динамики акустических систем имеют большие пики и падения в кривой (АЧХ), то некоторые частоты воспроизведённые громкоговорителями будут звучать громче, чем другие. Это субъективно воспринимается, как нарушение тонального баланса звучания деревянных духовых и струнных инструментов, кажущиеся […]
  • Однотактный высококачественный ламповый усилитель мощностиОднотактный высококачественный ламповый усилитель мощности
    Однотактный высококачественный ламповый усилитель мощности Эта статья продолжает наш разговор об однотактных усилителях мощности. Как вы видите, схема усилителя почти ничем не отличается от схемы усилителя, опубликованной в моей статье в журнале «Радиолюбитель» №9 за 2003 год. Автор схемы, А.И.Манаков, построил усилитель на двух пальчиковых лампах 6Н2П и 6П43П. Многие радиолюбители, повторившие этот усилитель, были […]
  • Сборник замеров АЧХ динамиков и готовых АС. Часть2.Сборник замеров АЧХ динамиков и готовых АС. Часть2.
    Продолжение сборника РЕАЛЬНЫХ замеров АЧХ различных динамиков в различных оформлениях и иногда без оформлений (в зависимости от поставленной задачи). Итак, поехали. Начнём с легендарного Клангфильма-Kl-307 Осевая ачх динамика в щите 750 на 750мм и вне оси 30 град   ^Нажмите для увеличения^   Это KL-307 но в щите побольше, метр по оси.   ^Нажмите для […]
  • Стабилизация анодного питания ламповых усилителейСтабилизация анодного питания ламповых усилителей
    Схемотехника ламповых усилителей очень многообразна. Некоторые из них, в которых применена гальваническая связь между каскадами, требуют стабилизированного анодного питания. В литературе описано достаточно много различных схемных решений и конструкций стабилизаторов, но в основном это устройства, в которых регулируемый элемент включен последовательно с нагрузкой. Достоинством таких решений является простота и хорошие электрические параметры. Однако по мнению […]

Поиск только по статьям

Смотрите также:

  • Мой ламповый бумбокс SonyMakМой ламповый бумбокс SonyMak
    Мой ламповый бумбокс SonyMak Вот уже год у меня на кухне работает этот аппаратик. Надо сказать, очень нужная оказалась вещь. За год он прогрелся, приигрался, теперь можно про него поговорить. …

.

.