АудиоПортал - D.I.Y. — Do It Yourself — Сделай Сам



Двухтактный УНЧ 6П3С, EL34




Рубрики: Ламповые Усилители, Статьи и разработки Анатолия Манакова


 



Данный усилитель проектировался по просьбе А.Шевченко из Киева, чем обусловлена его схема, применение типов ламп и трансформаторов.

1
^Нажмите для увеличения^

 2
^Нажмите для увеличения^

 3
^Нажмите для увеличения^

Усилитель выполнен с фиксированным смещением  ламп выходного каскада.
Сигнал через регулятор громкости поступает на сетку левого триода лампы 6Н9С, снимается с его анода на управляющую сетку лампы выходного каскада и одновременно через делитель напряжения поступает на сетку правого триода 6Н9С, переворачивается по фазе и поступает на управляющую сетку второй лампы выходного каскада. Выбор данной схемы фазоинвертора обусловлен лучшим звучанием и бОльшим коэффициентом усиления этой конструкции по сравнению с другими конструкциями фазоинверторов с резистивной нагрузкой.
Сигнал на сетки ламп выходного каскада поступает через разделительные конденсаторы и “антизвонные” резисторы, которые служат для предотвращения самовозбуждения выходного каскада при некорректном монтаже.
На управляющие сетки ламп выходного каскада также подаётся напряжение смещения с регулируемых делителей напряжения, выполненных на подстроечных резисторах.
С анодов выходных ламп сигнал поступает на выходной трансформатор, с него – в нагрузку. Выходные лампы могут работать в двух режимах–триодном, ультралинейном.
Выбор режима осуществляется с помощью сдвоенного переключателя П1.
Схема второго канала полностью идентична схеме первого.





 4
^Нажмите для увеличения^

Настройка усилителя:
Первый каскад настраивается по падению постоянного напряжения 1,8-2В в контрольной точке на катодном резисторе подбором номинала этого резистора.
Второй каскад настраивается по падению постоянного напряжения в контрольных точках на катодных резисторах 1 Ом ламп выходного каскада, путём регулировки напряжения смещения на управляющих сетках этих ламп. Падение напряжения на них должно быть 0,35-0,4В, что соответствует току анода каждой лампы 35-40мА. Наиболее “экономные” могут снизить токи выходных ламп до 25-30мА. Я думаю,  излишне напоминать о том, что все эти настройки нужно производить в режиме молчания.
По переменному напряжению фазоинверсный каскад настраивается при подаче переменного напряжения около 0,5В с частотой 3кГц на сетку левого триода лампы 6Н9С, подстроечным резистором в цепи сетки правого триода лампы выставляется одинаковое по величине переменное напряжение на анодах лампы. При этом нужно пользоваться вольтметром с входным сопротивлением не менее 1мегОм.
При настройке вторичную обмотку выходного трансформатора усилителя необходимо нагрузить на активное сопротивление, близкое к номиналу акустической системы.
Излишне напоминать, что это сопротивление должно быть достаточной мощности.
Трансформатор  питания этого усилителя выдаёт переменного напряжения на анодной обмотке 250-270В, при токе не менее 0,3А для ламп 6П3С и не менее 0,4А для EL34. Обмотка напряжения смещения должна быть 40-50В переменного напряжения.
Накальные обмотки должны быть не менее 3А для питания накалов 6П3С и не менее 4А для питания накалов EL34.
Выпряимтели-мостовые, диоды анодного выпрямителя шунтированы плёночными конденсаторами, анодные 10нФх400В, смещения 1,5нФх160В.
Дроссели ДР-0,4-0,34 от телевизоров УЛПЦТ  имеют 750витков провода 0,31 на железе Ш16 х 21, активное сопротивление 16 Ом, служат для фильтрации анодного напряжения и дополнительной развязки между каналами по анодному напряжению, желающие могут их не применять, если результат не важен, или нужна наименьшая стоимость, экономия на них будет примерно 2$.

 5
^Нажмите для увеличения^

Применямые детали:
Выходные лампы предварительно подобрать попарно, желательно подобрать четыре близких между собой по току анода. 6Н9С тоже желательно подобрать по минимальному расхождению падения напряжений на анодах триодов.
Разделительные конденсаторы 0,22 и 0,5мкФ  х 250В  К78-2,  или К71-7, шунтирующий конденсатор 4мкФ в средней точке выходного трансформатора  – бумажный на напряжение 400В, можно применить плёночный на это напряжение, остальные шунтирующие конденсаторы — плёночные К73-17.
Электролитические можно применить “Samsung”, “Treс”, или другие.
Резисторы в цепях анодов, управляющих сеток желательно применить ВС, остальные – МЛТ, подстроечные резисторы – СП, СПО. Регулятор громкости — самый лучший, что сможете приобрести, можно применить два раздельных.
Выходные трансформаторы  от радиолы «Симфония», можно применить другие  РР, не меньшей мощности, силовой трансформатор – ТАН107,  или другие, подобные ему,   немного большей мощности.
Чувствительность усилителя порядка 0,65В.

Для уменьшения чувствительности до 1,5В:
В фазоинверторе  применить лампу  6Н7С, резисторы в анодах заменить на номинал 33-36к 2Вт, в катоде 250-270 Ом падение напряжения на нём следует подобрать порядка 2,5В.
Резистор фильтра в цепи анодного питания уменьшить до 1-1,3к.
Следует увеличить ёмкость межкаскадных конденсаторов до 1мкФ, уменьшить номинал резисторов утечки в цепях сеток выходного каскада до 110-130к.

 6
^Нажмите для увеличения^

Выходная мощность усилителя с подобранными лампами лампами 6П3С в триодном включении 6Вт при КНИ порядка 0,3%, в ультралинейном около 12Вт при КНИ  0,5%.
При применении EL34 выходная мощность возрастёт в 1,4 раза.
Возможно применение в выходном каскаде ламп 6П6С и Ф6С, при этом ток покоя выходных ламп 25-30мА, выходная мощность в сравнении с 6П3С снизится примерно в 1,5 раза.

Удачи и хорошего звука!

Отзыв:

>Анатолий, у меня праздник. Запустил усилитель.
>Я знал, что будет хорошо, но я не ожидал, что на столько.
>Эмоции переполняют.
>Праздник ДВОЙНОЙ. Колонки выдали такое звучание!
>А я уже собирался потихоньку от них избавляться.
>Слушаю усилитель.
>Работает без всякого намека на ламповый окрас старой Симфонии. Каких-либо >искажений я не услышал. Чувствуется большой запас.
>Существенно добавилось низких. Улучшилась атака, четкость.
>Динамик 2А-12 стал как бы более контролируемым.
>Увеличилось послезвучие, это когда например, звуки-ноты дольше висят в воздухе.
>Нет никакого желания паять темброблок.
>Разница между ультралинейным режимом и триодным существенна.
>Поначалу кажется, что лучше ультралинейный. Больше напора, драйва, баса.
>При переключении в триодный режим через несколько минут отмечаешь, что баса
>достаточно и его нисколько не уменьшилось.
>А вот слух меньше напрягается, триодный звук более приятный.
>Звучание стало упругим, буквально  пружина.
>Ультралинейный со временем утомляет и просится переключиться на триод.
>Ультралинейный режим будет хорош для рок — музыки.

>Alexander Shevchenko

<sashashev(dog)list.ru >

Читайте обсуждение этой статьи на нашем форуме >>>

 

9 372, 7


 


Метки:, , ,   Рубрики: Ламповые Усилители, Статьи и разработки Анатолия Манакова



Комментарии:


Смотрите также:




  • Amun-RaAmun-Ra
    «Amun-Ra» ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^ ^Нажмите для увеличения^ _ _ _ _ _ Гладышев Николай ака ReanimatoR, 2006г. 578, 1
  • Двухтактный усилитель на базе Прибоя на лампах 6н1п и 6п36сДвухтактный усилитель на базе Прибоя на лампах 6н1п и 6п36с
    Наконец закончились у меня лампы 6р3с (не самые лучшие для звука), и я решил попробовать собрать на трансах Прибоя усилитель на лампах 6п36с. Результатом доволен.   ^Нажмите для увеличения^ Мощность на нагрузке 8 Ом (подключено к 4 омному выходу)- не менее 20 ватт, при входном напряжении-0,7 вольт. С трансами Прибоя лучше использовать колонки на 16 […]
  • 3-х ваттный усилитель3-х ваттный усилитель
    Выходная мощность 3 Вт, коэффициент нелинейных искажений не более 1,5 %, чувствительность 100 мВ.Усилитель имеет раздельные регуляторы тембра, диапазон регулировок на частоте 100 Гц равен +/- 16 дБ и на частоте 10 кГц +/- 14 дБ.     ^Нажмите для увеличения^ Рис.1. Принципиальная схема усилителя Регулировка тембра осуществляется с помощью частотно-зависимой ООС, благодаря которой частотная […]
  • Акустика TQWT — труба Войта на 4а-28Акустика TQWT — труба Войта на 4а-28
    Музыка сопровождала меня всегда. Вначале это была «Весна-202»; позже «Олимп-004», «Амфитон-002», «S-90». Потом — долгая пауза и «Panasonic RX-DT 30». И вот — новая волна «тоски по ностальгии». По производственным делам занялся автомобильной акустикой. Пришлось много полазить по инету, чтобы восплонить пробелы в информации. Везде были ссылки на сайты, описывающие в самых розовых тонах достоинства […]
  • «Маэстро Микро» на связке триодов 6Н26П/6С19П«Маэстро Микро» на связке триодов 6Н26П/6С19П
    Мои первые опыты с наращиванием емкостей по рекомендациям Юрия Макарова были весьма успешны. Но всегда хочется чего то лучшего, поэтому был разработан простой и весьма малогабаритный усилитель при постройке которого соблюдены и некоторые другие рекомендации Юрия Макарова. Тем более, что хотелось собственными ушами услышать разницу между усилителями в которых все питающие напряжения стабилизированы и не […]

Поиск только по статьям

Смотрите также:

  • Контрапертурная акустика в системах Hi-Fi, Hi-EndКонтрапертурная акустика в системах Hi-Fi, Hi-End
    Контрапертурная акустика в системах Hi-Fi, Hi-End и домашнем кинотеатре. Как бы ни развивался процесс звуковоспроизведения, от моно до стерео и многоканального звука, самое главное остается неизменным. Это -получение высокого качества …

.

.