АудиоПортал - D.I.Y. — Do It Yourself — Сделай Сам



Ламповый однотактный усилитель




Рубрики: Ламповые Усилители


 



Ламповый однотактный усилитель.

За основу принята схема «NEM 300B» Сергея Рубцова. С незначительными изменениями, схема приняла следующий вид:

 rp_80.gif
^Нажмите для увеличения^

 

 

Внешний вид усилителя:

Макет:

Благодаря макетированию удалось:
1) найти оптимальное расположение моточных изделий относительно друг друга;
2) макет позволял оперативно менять различные детали усилителя, определять их влияние на звучание;
3) на макете проверялась работоспособность усилителя и его звучание при различных режимах работы усилительных каскадов.
Конечно, непосредственно при сборке усилителя многие вещи пришлось делать по-другому, но общие наработки сохранились, это детали, их примерное расположение, а также режимы работы каскадов.

Источник анодного питания:

Для питания обоих каналов усилителя используется один трансформатор, который выполнен на железе ПЛ 20 х 45 (ТС-180) Bm = 0,75 Тл.; m = 4500; S сечения = 9 см2; S окна = 21,25 см2; Р габ. = 190 Вт. Количество витков на вольт = 6,9 витков /1В. На этом железе, при правильном расчёте и намотке, получается хороший трансформатор для блоков питания ламповых усилителей:
1) благодаря широкому каркасу, все обмотки располагаются ближе к сердечнику;
2) высокое значение магнитной индукции в точке, где величина магнитной проницаемости максимальна;
3) небольшое количество витков на вольт, при котором магнитная индукция составляет 0,75 Тл.;
4) доступность.

Для уменьшения индуктивности рассеяния вторичная обмотка разделена на четыре секции, по две секции на плечо. На каждой катушке намотана: четверть вторичной обмотки, экран, половина первичной обмотки, экран, четверть вторичной обмотки. Четверти вторичных обмоток соединены c катушки на катушку, таким образом, каждое плечо одновременно расположено на двух катушках. При намотке строго соблюдалось равенство количества витков в слое, разница напряжения на половинах не превышает ~ 0,25 В. Активное сопротивление вторичной обмотки = 110ом. + 110ом. Направление намотки на одной катушке произведено по часовой стрелке, на другой против часовой.

Сечение проводов расcчитывалось исходя из плотности тока в обмотках = 3,8А/кв.мм. Первичная обмотка — 1587 витков для 230В с отводом от 1518 витка, для 220В, диаметром 0,5 мм. Вторичная обмотка — 2 х 2640 витков, для 382В, с отводом от 2200 витка, для 319В, диаметром 0,35мм. Обмотка накала кенотрона состоит из 34 витков, двойным проводом, диаметром 1,0мм. Изоляция: межслойная = 0,08мм (бумага), между секциями = 0,34мм (бумага).





Трансформатор ничем не пропитывался. Ток холостого хода = 12 мА. Целесообразность использования одного трансформатора для питания обоих каналов усилителя продиктована конструкцией, а также (ссылка).

Примечание 1: всё трансформаторное железо, использованное в данном усилителе, предварительно измерено по методике Евгения Васильченко, на основании этих измерений произведены расчёты. Упрощённая методика измерения рассмотрена в статье «Выходной трансформатор — почти просто, но не дешево».

Примечание 2: мои измерения некоторых типов советского трансформаторного железа можно посмотреть здесь, при этом следует учесть, что формы тока, представленные на рисунках, в реальности будут лучше и более приближены к эллипсовидной форме, т.к. при измерениях использовался тороидальный латр, сердечник которого был близок к насыщению, и, как следствие, дополнительные искажения формы тока.

Схема выпрямителя анодного питания:

На макете проверялась работа источника питания с разными типами выпрямителей, сравнивались прямонакальные кенотроны 5ц3с, кенотроны косвенного накала 5ц4с и полупроводниковые Ultrafast, Soft Recovery Diode HFA08TB120.

В трансформаторе питания была предусмотрена возможность изменения выходного напряжения от 320 В. до 380 В. с градацией в 20 В., благодаря этому выставлялось одинаковое напряжение после разных выпрямителей, следовательно, эксперименты проводились достаточно корректные. Музыкальный материал также был одинаковый, использовались тестовые диски АМЛ Тест-CD1, Тест CD+ и Let ,s test от Audio Video; проигрыватель CD — американский ACURUS ACD-11.

Кенотрон 5ц4с даёт с одной стороны приятную, но в тоже время слащаво-навязчивую окраску звучания и к тому же значительно падает динамика. С диодами HFA08TB120 звучание становится приглушенным на СЧ и жёстким на ВЧ. Понравилось применение кенотрона 5ц3с, звучание без заметной окраски с отличной динамикой. К сожалению, конструкция не позволяла использовать два кенотрона 5ц3с в параллель, несомненно, это бы только улучшило общую картину. В усилителе использован кенотрон от «Светланы» с чёрным анодом выпуска 1958 г., хотя заметных отличий в звучании от применения кенотронов 5ц3с с серым анодом «Светланы» 1970 г. я не услышал. Конечно, это моя субъективная оценка, возможно, что такой эффект связан с особенностями данной конструкции, в другом усилителе, с этими выпрямителями, звучание будет другим.

Схема фильтра анодного питания:

Используется Г-фильтр, начинающийся с индуктивности. На макете проверялись два разных дросселя, индуктивность одного из них равна 12Гн, которая удовлетворяет условию критической индуктивности. Железо Ш 28 х 42, Bm = 0,62Тл.; m = 6000; Sс. = 11,5кв.см; Sо. = 13кв.см; Р габ. = 150 Вт.; 2937 витков, диаметром 0,5 мм, изоляция 0,08 мм. Зазор = 0,6 мм. Ra. = 65 ом. Второй дроссель намотан на другом железе, с похожими характеристиками, индуктивность 6Гн, 1847 витков диаметром 0,65мм, изоляция 0,08мм, Ra = 23ом. Окончательный выбор между ними был сделан уже в готовом усилителе и в итоге был использован второй дроссель. Хотя величина индуктивности равная 6 Гн не удовлетворяет теоретическому условию критической индуктивности, но форма тока проверенная с помощью осциллографа, подключенного к резистору, (1 ом) стоящему последовательно с нагрузкой источника питания, оказалась хорошей. Прослушивание также показало преимущества второго дросселя за счёт улучшения звучания НЧ. При выборе конденсаторов, во главу угла ставилась величина необходимой и достаточной ёмкости для работы в «Г» фильтре. Ставить 6 штук МБГЧ 160 х 500В, не позволял конструктив, на «BG» не хватало финансов, поэтому применены конденсаторы «Rubicon»и «Nichicon». Схема моделировалась в «PSU Designer-2» (в программу были добавлены данные на советские кенотроны).

Источник питания цепей накала и смещения:

Трансформатор выполнен на железе Ш 30 х 30 от усилителя «Кинап»; Bm = 0,6 Тл.; m = 5500 S сечения = 9кв.см; S окна = 8,64кв.см; Р габ. = 77 Вт. Количество витков на один вольт = 8 витков/В. Сечение проводов рассчитывалось исходя из плотности тока в обмотках = 4,5 А/кв.мм. Первичная обмотка содержит 1840 витков для 230 В, с отводом от 1760 витка для 220 В, диаметр провода 0,36 мм. Вторичных обмоток пять. Две обмотки со средней точкой (3,15 В. + 3,15 В.), предназначены для питания нитей накала входных ламп, намотаны бифилярно и имеют 26 витков, диаметром 0,69 мм. Две другие обмотки (6,3 В), предназначены для питания накала выходных ламп, имеют 54 витка, диаметром 0,75 мм. На макете накал выходных ламп питался от обмотки со средней точкой, с бифилярной намоткой, но величина фона имеющихся у меня ламп оставалась неприемлемой. Использовать интересное предложение по центровке прямых накалов я не стал по конструктивным причинам. Для устранения фона я использовал стандартное решение, где балансировка осуществлялась проволочным подстроечным резистором СП5-50а. R= 47 ом., мощностью 3 Вт. (уровень фона на выходе усилителя составил- 7 и 8 mV.) Пятая вторичная обмотка (80 В + 80 В) предназначена для цепей смещения выходных ламп и имеет 2 х 640 витков, диаметром 0,26 мм. Изоляция: межслойная = 0,08мм. (бумага), между 1 и 2 = 0,34мм. (бумага), далее = 0,26 мм. Трансформатор пропитывался чистым, пчелиным воском в течение трёх часов на водяной бане, т.е. до момента при котором появление пузырьков воздуха полностью прекратилось. Ток холостого хода = 5 мА.

Схема выпрямителя источника смещения:

В выпрямителе использованы диоды HFA08TB120, работу других типов диодов не проверял.

Схема фильтра источника смещения:

В питании цепей смещения используется индуктивный «Г»-фильтр. Индуктивность дросселя для цепей смещения составляет >20 Гн, такой индуктивности с запасом хватает для правильной работы схемы фиксированного смещения, ток потребления которой составляет 10ма. Это единственный из моточных узлов, который мне не пришлось мотать. В качестве дросселя применён ТВК-110-Л4, использована первичная обмотка, состоящая из 3000 витков ПЭВ-0,12 мм, рассчитанная на I = 20мА, U = 50 В, Ra = 600 ом. В фильтре использованы электролитические конденсаторы «Rubicon». Работа схемы моделировалась в «Power Supply Designer 2», а затем контролировалась в схеме. Общие вопросы по схеме источника смещения рассмотрены здесь.

Примечание 3: для ознакомления со спецификой изготовления источников питания можно посмотреть интересную статью Евгения Карпова «Источники питания для ламповой High-End аудио аппаратуры».

Межкаскадный трансформатор:

Железо Э-310 (1969г.) ШЛ 20 х 40; Bm = 0,76 Тл; m = 2450; ширина окна = 20 мм; S окна = 10 см2; высота окна = 50 мм; длина магнитной силовой линии = 17,1 см; S сечения = 8 см2; Р габ. = 80 Вт. Каркасы катушек изготовил из стеклотекстолита толщиной 1,5 мм.
Секционирование: первичная обмотка 2-4-8-4-2, вторичная 4-6-6-4.
Изоляция: межслойная = 0,08мм. (бумага), между секциями = 0,26мм. (бумага)
Намотка: диаметр провода = 0,29 мм. В каждый слой укладывал 152 витка.
Трансформатор 1:1, получается 20 слоёв первичной обмотки (3040 витков) и 20 слоёв вторичной обмотки (3040 витков). Каждый слой начинается и заканчивается, после намотки каждого слоя провод выводится наружу и следующий слой снова мотается слева направо, после намотки всех слоёв провода коммутируются снаружи. Концы проводов очищены от лаковой изоляции примерно на 15 мм., плотно скручены, а затем пропаяны супер-обычным припоем ПОС-61. Слои соединены последовательно, без зигзагов.

Подобная намотка применялась в трансформаторах Tango NC-20, но с простым секционированием, а именно, слои первичной обмотки (16 слоёв) чередуются со слоями вторичной обмотки (16 слоёв). О такой же намотке говорилось 25.10.01 00:01 Конечно, количество паек в такой конструкции увеличивается на порядок, но я решил попробовать, тем более, что сложно оценить их негативное влияние на звучание. Да, нарушена целостность проводника, появились вкрапления других веществ, входящих в состав припоя, наверное, для звука это плохо, но при этом значительно снизилась индуктивность рассеяния, значит, уменьшились вносимые трансформатором искажения на ВЧ, а для звука это уже хорошо. Следовательно, это компромиссный вариант и, если смотреть на проблему с позиции взаимосвязи этого трансформатора с другими деталями, то «голос» этого усилителя меня устраивает. И не факт, что если бы я намотал межкаскадный трансформатор «правильно», мне бы понравилось его звучание.

Под «правильным» трансформатором подразумевалось использование подобного секционирования, но каждая секция намотана неразрывным проводом, а коммутируются начала и концы секций. Трансформатор ничем не пропитывался. Зазор в сердечнике: 0,045 мм. Активное сопротивление: 202 ом. Индуктивность первичной обмотки: 45 Гн.

_

Полоса 20-30000 Гц (-3 дБ)

Данная АЧХ, как и все последующие, измерена в полностью собранной схеме, т.е. вторичная обмотка межкаскадного трансформатора подключена к выходной лампе 6с4с согласно схеме, нагрузкой выходного трансформатора является активная нагрузка R = 6 ом. Переменное напряжение на нагрузке соответствует номинальной выходной мощности.

Результат, учитывая невысокое качество трансформаторного железа, получился не плохой, да, это не 5 Гц (-3 дБ), а только 20Гц (-3 дБ), но с моими колонками это хорошее значение. Если принять во внимание внутреннее сопротивление драйверной лампы, о чём будет сказано ниже, то результат тем более хороший, а выбор лампы первого каскада обусловлен личными предпочтениями. Соединение межкаскадного трансформатора, где начало первичной обмотки соединено с плюсом анодного питания, а начало вторичной обмотки соединено с минусом источника смещения, выбрано таким так как, наверное, из-за особенностей изготовления межкаскадного трансформатора, при таком подключении полоса на ВЧ немного шире, а спад более плавный. Хотя в оригинальной схеме Сергея Рубцова именно из-за лучшей импульсной характеристики и полосы, применено обратное включение. В обоих случаях, фаза не инвертируется. Шунт во вторичной обмотке —отсутствует.

Примечание 4: статью Александра Соколова по намотке трансформаторов своими руками и результаты измерений можно посмотреть здесь.

Выходной трансформатор:

Ранее мной была приобретена пара выходных трансформаторов, которые я планировал использовать в данном усилителе, но после снятия АЧХ в реальной схеме на активной нагрузке для морального удовлетворения и по «совету друзей» было решено их перемотать. АЧХ этих трансформаторов до 20 кГц. была линейна, после этого значения на графике видны многочисленные высокочастотные резонансы, проявляющиеся в виде горбов. Их наличие связано с неверным способом секционирования или неверной конструктивной особенностью коммутации вторичной обмотки для получения коэффициента трансформации 24. Наверное, перекоммутировав вторичную обмотку и изменив коэффициент на 13 или 17, можно избежать резонансов, но это в свою очередь потребовало бы применения более высокоомной акустики, в отличие от имеющейся.

Не перемотанные выходные трансформаторы (1; 2). Полоса 20-30000 Гц (-3 дБ).


Перемотанный выходной трансформатор. Полоса 30-30000 Гц (-3 дБ).

На макете, в первом каскаде, для исследования изменения АЧХ, проверялась работа лампы с меньшим внутренним сопротивлением. Для чистоты эксперимента был выбран пентод 6ж9п в триодном включении имеющий похожие характеристики и режимы работы. На приведённом ниже графике видно, что за счёт меньшего внутреннего сопротивления (~ 3 ком, вместо ~ 4 ком у лампы 6ж4) частотный диапазон усилителя расширился.

Полоса 20-40000 Гц (-3 дБ) с входной лампой 6ж9п.

Далее приводятся параметры выходного трансформатора и особенности намотки.

Железо ШЛ 25 х 40; Bm = 0,9 Тл; m = 7000;
ширина окна =25мм; высота окна = 62,5 мм;
длина магнитной силовой линии = 21,3 см;
S сечения = 10 см2;
S окна = 15,63 см2;
Р габ. = 156 Вт.

Каркасы катушек изготовил из 1,5 мм. стеклотекстолита и 2-х мм. гетинакса. Секционирование первичной: 2-4-8-4-2 (5 секций, 20 слоёв). Диаметр провода для первичной обмотки вместе с лаковой изоляцией = 0,39 мм. В каждом слое по144 витка. Количество витков первичной обмотки составит 144 х 20 (слоёв) = 2880 витков, соединённых последовательно. Активное сопротивление первичной обмотки = 105 ом. Толщина набора первичной обмотки = 0,39мм х 20 (слоёв)= 7,8мм. Секционирование вторичной обмотки: 2-2-2-2 (4 секции, 8 слоёв) Диаметр провода для вторичной обмотки вместе с лаковой изоляцией = 0,98 мм. В каждом слое 58 витков. Каждые два слоя секции соединены последовательно, получается четыре секции по 116 витков. Затем эти секции соединяются параллельно. Толщина набора вторичной обмотки = 0,98 мм х 8 (слоёв) = 7,84 мм. Активное сопротивление вторичной обмотки = 0,2 ом. Объёмы, занимаемые первичной и вторичной обмотками -одинаковые. Изоляция, межслойная = 0,08 мм. (бумага); межсекционная = 0,25 мм. (бумага). Толщина изоляции составит: 19 х 0,08 = 1,52 мм; 8 х 0,25 = 2 мм. Общая толщина набора обмоток и изоляции: 7,8 мм + 7,84 мм + 1,52 мм. + 2 мм = 19,2 мм. Немагнитный зазор в сердечнике = 0,17 мм. Индуктивность первичной обмотки = 30 Гн. Трансформатор ничем не пропитывался. Половинки сердечника дополнительно не стягивались и удерживаются за счёт направляющих крепёжной конструкции трансформатора. Коэффициент трансформации: 2880 / 116 = 24,83 (25).

В данном трансформаторе не предусматривалась возможность коммутации обмоток для изменения коэффициента трансформации, да это и к лучшему, конечно, выходная мощность падает, но растёт коэффициент демпфирования и идёт выигрыш в качестве, так если использовать:
Rн. = 6 ом. то Ra. = 3,75 ком., Рном. = 2,8 Вт., Кд.= 3,5;
Rн. = 8 ом. то Ra. = 5 ком., Рном. = 2,1 Вт., Кд.= 4,7;
Rн. = 16 ом. то Ra. = 10 ком., Рном. = 1 Вт., Кд.= 9,4.
Где Кд. -коэффициент демпфирования, Ra.- приведенное в первичную обмотку сопротивление нагрузки, Rн. — сопротивление нагрузки (использовались полочные KEF Coda 7, Rн.= 6 ом.).

Цветовая маркировка выводов трансформатора соответствует: красный провод-начало первичной обмотки, синий провод-конец; розовый провод-начало вторичной обмотки, серый провод-конец.

Примечание 5: если сравнить представленные АЧХ, то видно, что у перемотанного выходного трансформатора частотный диапазон на НЧ сузился. Прослушивание усилителя с этим трансформатором, при неизменных составляющих остального тракта показало, что звучание изменилось, стало насыщенней, как будто расширилась «палитра красок», одновременно исчезла акцентированная детализация на ВЧ, а на НЧ явно слышался прирост, хотя АЧХ показывала обратное. Сравнительное прослушивание со вторым, не перемотанным трансформатором, подтвердили правильность выбранного пути. Данные трансформаторов сведены в таблицу, из которой видно, что значительно отличаются значения индуктивности первичной обмотки и активное сопротивление обмотки, при практически одинаковых остальных параметрах.

Таблица 1. Сравнение выходных трансформаторов.

Наимено- вание L, (Гн.) Ктр. Кол-во витков первичной обмотки. Диаметр провода первичной обмотки, (мм) Rн. приведен-ное в первичную обмотку, (ом.) Rакт. первич-ной обмотки, (ом.) Немагнит-ный зазор, (мм.)
Не перемо- танный тр-р 55 24 3400 0,31 3456 210 0,17
Перемо-танный тр-р 30 25 2880 0,39 3750 106 0,17

С чем же связано субъективное увеличение низких частот у перемотанного трансформатора, хотя не перемотанный трансформатор имеет практически вдвое большую индуктивность, значение которой отвечает за полосу воспроизводимых НЧ? Возможно, это связано с возросшим КПД нового, перемотанного трансформатора, в котором в 1,7 раза снизилось активное сопротивление первичной обмотки, за счёт использования провода большего диаметра. Думаю, что можно сопоставить полученные результаты с мнением Сергея Рубцова: «При одной и той же железяке и лампе трансформатор с кпд 85% и полосой, скажем, 5Гц.- 30кГц. всегда будет звучать хуже, чем трансформатор с кпд 95% и полосой 20Гц.- 30кГц.» Также уместно применить фразу Анатолия Марковича Лихницкого, как-то сказанную им на форуме audioworld, цитирую практически дословно: «То, что мы видим на экране осциллографа и то, что слышим — это разные вещи».

Конструкция и детали:

Все детали в основном советского производства, это железо трансформаторов, радио лампы, резисторы, провода и т.д. Из импортных комплектующих применены уже упоминавшиеся ранее электролитические конденсаторы, для регулировки громкости используется переменный резистор японской фирмы «Alps», панели для ламп тоже японские.

Для шасси усилителя использован алюминиевый корпус от измерителя сопротивлений 1957 г., который был распилен на две части, одна из которых после переделки и укрепления рёбрами жесткости приняла облик шасси усилителя. Габаритные размеры шасси без учёта деревянного основания составляют (длина х ширина х высота) — 385 х 235 х 102 мм. В качестве декоративных крышечек для трансформаторов использованы металлические кожуха, применявшиеся на релейных АТС. Округлые края крышечек гармонично вписались в общую концепцию открытого дизайна усилителя. Основание шасси изготовлено из фанеры, стальные никелированные накладки, прикрепленные к основанию, завершают симметричный рисунок верха и низа шасси. Резиновые ножки (d = 45 мм., h = 15 мм.) приклеены клеем для резины.

Монтаж:

При монтаже усилителе я придерживался «цветовой дифференциации штанов». Синие провода относятся к цепям переменного напряжения анодного трансформатора. По красным проводам подаётся питание к анодам ламп. Зелёный -земля. Розовый — напряжение смещения. Жёлтый — земля напряжения смещения. Белый — накал ламп. Конденсаторы крепятся при помощи силиконового клея. Все трансформаторы жёстко прикручены к шасси без всяких прокладок, так как выбранные при намотке правильные значения количества витков на вольт делают эти трансформаторы бесшумными.

_ _

_

Разводка цепей питания и земли:

_

Приведённое ниже описание разводки цепей питания и земли исключает одновременное протекание по одним проводам токов выходных и входных каскадов.

«Холодный» конец обмотки дросселя L1 является «главным плюсом» питания, от которого отдельно для каждого каскада усилителя отходят четыре питающих провода:
два провода подключены к +С1 и концу первичной обмотки Т3 правого и левого каналов.
два провода подключены к резисторам R6 правого и левого каналов.

Аналогично произведена разводка земляных цепей. Средняя точка трансформатора Т1 является «главным минусом 1», где сходятся несколько земляных проводов:
два провода подключены к минусам конденсаторов C1 правого и левого каналов.
два провода подключены к минусам конденсаторов C2; C3, на которых организуется звезда, где сходятся катод V5, земля накала V5, земля входного разъёма и земля регулятора громкости.
два провода подключены к концу вторичной обмотки выходного трансформатора Т3.
один провод подключен к «главному минусу 2». один провод соединён с экранной обмоткой трансформатора Т1.
один провод соединён с корпусом в точке минимального фона.

Цепи фиксированного смещения:
два провода от дросселя L2 соединены с R3, C4 соответственно правого и левого каналов.

Средняя точка обмотки смещения трансформатора Т2 является «главным минусом 2», где сходятся несколько земляных проводов:
два провода подключены к плюсам конденсаторов C4, C5 и R5 правого и левого каналов.
два провода подключены к ползунку балансировочного резистора R2.
один провод соединён с «главным минусом 1» трансформатора Т1.
один провод соединён с экранной обмоткой трансформатора Т2.
(ссылка по теме).

Покраска шасси или сказка о потерянном времени:

После того как были закончены все механические работы и просверлены все технологические отверстия, настал черёд окрасочных работ. Я придерживался концепции того, что все процессы связанные с изготовлением усилителя, можно осуществить в домашних условиях и получить при этом хороший результат, что из этого получилось, вы узнаете ниже.

В начале двухкомпонентной полиэфирной шпатлёвкой были заделаны все неровности и дефекты шасси. Эта шпатлёвка быстро сохнет (30 мин.), хорошо шлифуется, жаростойкая. После шлифовки и обезжиривания, корпус был покрыт красно-коричневой грунтовкой ГФ-021, обладающей хорошей адгезией с алюминием. Грунтовка полностью высыхает через 24 часа при комнатной температуре, или 35 минут при температуре 100-110оС. Нужная температура была получена в духовке на малом газе. Красил кистью, в два слоя, с промежуточным шлифованием. Затем корпус был покрашен алкидной глянцевой эмалью Tikkurila-Miranol чёрного цвета в два тонких слоя с промежуточным шлифованием. Выбор этого типа краски был обусловлен её ударопрочностью и тиксотропностью.

_

_

После завершения отделочных работ, глядя на поверхность, я не испытывал чувства полного удовлетворения от результатов труда, а причина была проста — покраска носила явный отпечаток низкопробной кустарной работы. И главная проблема в том, что я решился красить кистью, уповая на то, что краска обладает тиксотропным свойством, т.е. желеобразная консистенция разглаживается после покраски кистью, это хорошо получается при окраске дверей, но не в радиоаппаратуре, где каждый сантиметр поверхности «притягивает» взгляд и каждый дефект становится заметен. И хотя я использовал хорошие кисти, избежать волн не удалось, а, следовательно, отражения предметов от поверхности шасси было искривлённым.

Вывод простой — для получения высокого качества поверхности нужно пользоваться распылителем. Поэтому верхний, покрашенный кистью слой, с помощью шлифка, был тщательно зашлифован по мокрому. Если шлифовать обычным способом, то краска моментально налипает на наждачку и на поверхности появляются ненужные полосы, к тому же, при одинаковом абразиве, с использованием влагостойкой бумаги с водой, зашлифованная поверхность получается равномерно матовой и без полос, в отличие от обычной бумаги, когда имеют место отдельные рисочки. После шлифовки, при помощи распылителя был нанёсён один слой краски. Использовался советский распылитель, в котором нагнетание воздуха осуществлялось бескамерным, поршневым способом за счёт прерывистой работы электромагнита, в результате поток распылённой краски был неравномерен и содержал крупные капли. В любом случае результат был гораздо лучше, чем после покраски кистью, поверхность получилась ровнее, но опять же, это не ровная поверхность, а шасси усилителя, которое мало того, что имеет округлые края, но и которое нужно умудриться равномерно вращать, при этом не перекрывая только что нанесённый слой, распылитель при этом должен всегда находиться в вертикальном положении. В общем, после нескольких предварительных тренировок с бумажной коробкой, я уже уверенно и с хорошим результатом покрасил шасси и крышечки. Но проблемы на этом не закончились, хотя я и предпринял качественные усилия по обеспыливанию помещения сушки, но всё равно мельчайшие пылинки оказались на поверхности, но это было не так страшно, хуже было то, что если верхняя часть шасси высохла и поверхность была идеально ровная, то с боков, местами, были видны не слишком красивые наплывы краски. Этого дефекта можно было бы избежать, воспользуйся я нитро или акриловой краской, там можно было бы подержать изделие несколько минут в нужном положении до высыхания, но с алкидом, который до отлипа высыхает 6 часов, а полное высыхание происходит через 24 часа, это не пройдёт. Конечно, можно было красить поэтапно, просушивая каждую из пяти плоскостей шасси горизонтально, но сколько бы это отняло времени? Поэтому я решил заполировать шасси и декоративные крышечки при помощи пасты «гои» тем самым убив двух зайцев- избавившись от наплывов краски и пылинок. Наплывы краски были зашлифованы после чего произведена полировка, конечно полировать алкидную поверхность, это не тоже самое, что полировать нитро краску, поверхность покрашенная нитро краской и отполированная всегда будет смотреться эффектней, тем более, что после полировки на нитро краску из пульверизатора наносится разравнивающая жидкость для окончательного устранения мельчайших царапин, в любом случае, алкидную поверхность тоже можно заполировать и получить хорошую поверхность с мягким, атласным блеском. В конце всех этих манипуляций, в вымытом с хозяйственным мылом шасси, я увидел довольное отражение своей физиономии.

_

Но довольной моя физиономия была не долго, дело в том, что во время полировки кое-где краска протёрлась до слоя грунтовки, а местами и до самого металла, это чётко видно на фотографиях. В начале я расстроился, так как это был явный дефект, и я уже было собрался бросить это грязное дело, но, поразмыслив, решил, что не всё так плохо, случайно получилось, что поверхности искусcтвенно состарились, и внешний вид усилителя с его плавными изгибами корпуса, и лёгкими потёртостями краски создавали ощущение, что он изготовлен в те времена, когда лампа главенствовала в радио мире.

Но душа художника томилась, и по прошествии времени «ощущение старины» утихло и терзавшая мысль, что всё выглядит топорно, вырвалась наружу. Это на фотографии дефекты не столь заметны, воочию мне это нравилось гораздо меньше. Уже можно догадаться каким был мой следующий шаг, конечно, я купил автомобильную смывку для краски и за полчаса смыл в ванне результаты всей предыдущей деятельности. Эта смывка оказалась настолько едкой, что прихватила даже тонкие слои полиэфирной шпатлёвки, в результате, мне заново пришлось шпаклевать мелкие царапины, а потом на мокрую их шлифовать. Преимущества мокрой шлифовки в том, что абразивная кашица делает идеальным переход от поверхности шпатлёвки до металла. Но, дурака работа любит, и я решил продолжить эксперименты, в результате в моих руках оказался баллончик аэрозольной, акриловой краски. Уже уверенной рукой я покрасил обезжиренные крышечки, но вовремя остановился и не стал красить шасси. Конечно, результат был очень хороший, крышечки были блестящие и гладкие, но механическая стойкость этих красок очень низкая, хотя и написано, что она достаточная, но достаточная для чего? Конечно, ногтем она не карябается, но, не сильно надавив отверткой, краска тут же отлетела. И дело тут не в отсутствии грунтовочного слоя, на баллончике написано, что у краски отличная адгезия с металлом, дело в предназначении (косметический ремонт) и соответственно качестве самой краски, например, вы вряд ли отыщите краску Duxon в аэрозольном баллоне. Следовательно, аэрозольная краска удачно подойдёт для изделий к которым не будут прикладываться механические усилия, но, представив, что было бы, покрась я шасси, к которому нужно будет крепить много деталей, а потом ещё неоднократно переворачивать во время распайки и т.д., и что бы я потом делал с этими царапинами? Правильно, поэтому я удалил смывкой краску с крышечек, зашпаклевал неровности, оделся, сходил в ближайшую мастерскую и уже через два часа вернулся с шасси и крышечками, покрашенными полимерной краской цвета чёрная шагрень, заплатив за это 200 рублей.

_

Итак, какие плюсы покраски вне дома? Во-первых, вы избавляетесь от многодневной канители, грязи, противных запахов и приобретаете красивое изделие с твёрдым покрытием. Минусы такие, наверное, нужно было получше проштудировать рынок предоставляемых услуг и выбрать ту мастерскую где используется порошковая краска, наносящаяся в электростатическом поле, если я ничего не путаю, в ней, наверное, слой краски будет идеально ровным, а в моём случае всё зависело от квалификации мастера, ибо процесс заключается в следующем: маляр наносит порошковую краску из специального пульверизатора, порошок прилипает к поверхности, после чего изделие помещают в печь с температурой 180оС, где происходит полимеризация порошка. От квалификации маляра зависит равномерность нанесения слоя порошка и соответственно меняется текстура поверхности. Не сомневаюсь, что хороший результат можно получить, договорившись покрасить в автосервисе, но это будет дороже, т.к. придётся покупать краску и грунт. Хорошие краски стоят дорого, к тому же они не продаются на разлив и придётся покупать стандартную тару, плюс оплата за работу.

Что тут можно сказать, конечно, любой опыт даже с отрицательным результатом имеет свои положительные стороны, можно хорошо покрасить и в домашних условиях, но, сколько при этом придётся «наломать дров?» Скорей всего, проблем было бы меньше, если бы я начал эксперименты, воспользовавшись нитро краской, она быстро сохнет, и я бы раньше сделал правильные выводы. Вывод: если заниматься всем в подряд, можно стать универсалом, но профессионалом — вряд ли!

Измерительные приборы:

Ламповый генератор низкой частоты ГЗ-33, ламповый вольтметр В3-13, осциллограф С1-94, полупроводниковый вольтметр В3-44, авометр Ц-4323.

Примечание 6: помимо измерений, много внимания и времени было уделено прослушиванию усилителя. Экспертом выступала моя жена, она слушала музыку, и её абсолютно не интересовало, чего я там накрутил и какие деталюшки воткнул на этот раз. Важен ещё один момент, как говорит мой товарищ: «Я достиг большего прогресса, отказавшись от измерений и доверившись слуху», но нужно понимать, что параметры усилителя и субъективная оценка при прослушивании находятся в некоторой пропорции, и я очень сомневаюсь, что усилитель, АЧХ которого горбатит, например, уже с 1 кГц, способен приемлемо звучать.

Примечание 7: при снятии АЧХ, входное напряжение контролировалось ламповым вольтметром, входящим в состав генератора ГЗ-33, выходное напряжение контролировалось ламповым вольтметром В3-13. Все измерения АЧХ производились при номинальной выходной мощности на активной нагрузке. Используя для измерений современные цифровые мультиметры, нужно следить, чтобы они имели высокое входное сопротивление (~ 1мОм) во всём измеряемом диапазоне частот, в противном случае измеренная АЧХ, будет гораздо лучше, чем она есть на самом деле!

Примечание 8: в статье дано достаточно подробное описание характеристик трансформаторного железа, особенностей намотки трансформаторов и т. д., использованных в усилителе, и хотя вероятность того, что у кого-то найдётся именно такое же железо — мала, но, надеюсь, приведённые данные будут интересны при сравнении с результатами своих собственных расчётов и измерений.

Примечание 9: работы по изготовлению усилителя, кроме покраски, произведены в домашне-кухонных условиях.

Звучание усилителя:

Что касается звучания в целом, то я не хочу описывать это словами, всё очень субъективно и «Каждый кулик своё болото хвалит». Другое дело, что совокупность использованного схемного решения и, надеюсь, правильная реализация вселяют надежду, что данный усилитель вносит в тракт воспроизведения минимум искажений и доносит максимум музыки!

Примечание 10: В чем, собственно говоря, смысл этой статейки? Может, я надеялся, что собранный из ширпотребных деталей, этот усилитель переиграет прототип? Нет, конечно, я никого не хотел победить, мне было интересно его делать, вот я и рассказал, как схема превратилась в усилитель.

Благодарность:

При изготовлении усилителя мне пришлось столкнулся с массой проблем, которые мне приходилось решать. Я познакомился с интересными людьми, узнал много нового и полезного. Практическая реализации данного усилителя стала возможна благодаря помощи Александра Соколова, Сергея Рубцова, Валерия Пантелеева, Евгения Васильченко, а так же других участников форума, чьи советы я использовал при его изготовлении. Ну и, конечно же, особая благодарность моей жене за терпение и доброжелательное отношения к моему увлечению.

Всем спасибо!

Игорь Демченков

2 108, 1


 


Метки:, ,   Рубрики: Ламповые Усилители



Комментарии:


Смотрите также:




  • ГРАФОАНАЛИТИКА НА КОМПЬЮТЕРЕГРАФОАНАЛИТИКА НА КОМПЬЮТЕРЕ
    Конструирование высококачественных ламповых усилителей немыслимо без тщательных графоаналитических исследований, которые следует производить ещё на этапе выработки концепции будущего изделия. Причём данные изыскания должны предшествовать разработкам схем и компоновок. Весьма полезно не ограничиваться построением одного «понравившегося» (или рекомендованного) режима, а провести исследование предполагаемого поведения лампы на всех ВАХ-ах при различных нагрузках, с целью выявления как локальных, […]
  • Магнитная экранировкаМагнитная экранировка
    Магнитная экранировка акустических систем — в поисках магнитного монополя… Большинство колонок, специально предназначенных для центрального канала, — экранированы от магнитного воздействия, но, при попытке использовать для центра неэкранированные колонки или полнодиапазонную напольную акустику, можно легко столкнутся с проблемой «цветных пятен» на экране телевизора. Возможен этот эффект и при слишком близком расположении фронтальных колонок от телевизора. […]
  • И снова ламповый, однотактныйИ снова ламповый, однотактный
    И снова ламповый, однотактный. Цель этой статьи — продолжение разговора, начатого в моей статье, опубликованной в журнале «Радиолюбитель» №9 за 2003 год. В ней было приведено описание и дана схема относительно простого лампового высококачественного однотактного усилителя мощности конструкции А.Манакова. Судя по отзывам, радиолюбители, построившие этот усилитель, хотели бы продолжить свое знакомство с ламповыми конструкциями, систематизировать […]
  • Многополосные усилителиМногополосные усилители
    У любителей хорошего звука часто возникают вопросы о применении двух, трехполосных усилителей. Идеальным вариантом можно считать один широкополосный динамик, но… Такие динамики если и существуют, то стоят очень дорого. И даже они не позволяют хорошо отыграть бас. К тому же многие акустические системы имеют раздельные входы для нч и сч-вч динамиков для подключения по схеме […]
  • «Маэстро Микро» на связке триодов 6Н26П/6С19П«Маэстро Микро» на связке триодов 6Н26П/6С19П
    Мои первые опыты с наращиванием емкостей по рекомендациям Юрия Макарова были весьма успешны. Но всегда хочется чего то лучшего, поэтому был разработан простой и весьма малогабаритный усилитель при постройке которого соблюдены и некоторые другие рекомендации Юрия Макарова. Тем более, что хотелось собственными ушами услышать разницу между усилителями в которых все питающие напряжения стабилизированы и не […]

Поиск только по статьям

Смотрите также:

  • Стабилизация анодного питания ламповых усилителейСтабилизация анодного питания ламповых усилителей
    Схемотехника ламповых усилителей очень многообразна. Некоторые из них, в которых применена гальваническая связь между каскадами, требуют стабилизированного анодного питания. В литературе описано достаточно много различных схемных решений и конструкций стабилизаторов, …

.

.