АудиоПортал - D.I.Y. — Do It Yourself — Сделай Сам



Магнитная запись: мифы и реальность.




Рубрики: Статьи и разработки Николая Гладышева, Теория, Обзоры, Размышления


 



Магнитная запись: мифы и реальность.
Миф первый: качество CD лучше «аналога».

     Наверное, некоторым читателям будет смешно и непонятно читать данную статью об аналоговой звукозаписи на магнитную ленту в век стремительного захвата нашего бытия цифровыми системами и носителями звука, однако это было бы смешно, если бы не было так грустно. Производители цифровой звуковой аппаратуры всеми силами пытаются изжить в нас любовь к старому аналоговому звучанию путём замены его на суррогатный цифровой звук, а также выбить из меломанов лишние денежки путём постоянного якобы «совершенствования» и смены цифровых форматов звукозаписи, которые на самом деле являются топтанием на месте — переиграть хороший аналоговый тракт не удалось ещё ни одной цифровой системе. Я лично занимаюсь усовершенствованием цифровых систем воспроизведения (внешних ЦА-конвертеров и стационарных проигрывателей компакт-дисков) с 1993 года, но ни от одной цифровой системы (даже очень дорогой) не слышал того проникновенного и эмоционального звучания, свойственного хорошему аналоговому тракту.
Конечно, чтобы почувствовать разницу в звучании аналогового и цифровых трактов нужно иметь достаточно высококлассную аналоговую аппаратуру. Ни о каких переносных кассетниках и пластмассовых «проигрывателях» винила с кривыми иголками, «убивающими» пластинки, которыми пичкали нас «братья» из Китая не может быть и речи. Я бы сказал, что этими изделиями они дискредитировали и практически уничтожили представление о нормальной аппаратуре аналоговой записи-воспроизведения у молодого поколения, выросшего на компьютерах и CD-ROM’ах, призванных хранить информацию, но не воспроизводить музыку, что хитрый производитель заставил их делать «по совместительству».
Наше поколение (тем кому от 30) прекрасно помнит могучие бобинники и прекрасные стационарные кассетники. В то время одно лишь слово «Nakamichi» или «AKAI» приводило в трепет меломанов и сочувствующих, а упоминание «Tandberg» просто заставляло упасть ниц :))). Отсюда вновь возникший интерес к аналоговым носилям звуковой информации: магнитной ленте и виниловым пластинкам, а также устройствам для их воспроизведения — магнитофонам и проигрывателям. Но легенды легендами, а что же всё таки заставляет нас искать и потом с упоением слушать Vintage технику? А вот что: недостижимые для «цифры» возможности аналогового оборудования донести до нас эмоциональные переживания музыкантов в момент сессии записи, саму атмосферу «живых» концертов, пространство и объём зала. Недаром история хранит такие факты: многие музыканты, впервые «записавшиеся» на компакт-диски были жестоко разочарованы в качестве и разнице звучания «цифры» и студийной аналоговой мастер-ленты, которая являлась исходным материалом для производства компактов. Конечно, с того времени много воды утекло и «цифра» сделала огромный шаг вперёд, но всё таки, всё таки…





 

Миф второй: полоса частот CD шире «аналога».
     Отойдём от субъективизма и рассмотрим вопрос с формальной точки зрения: разница в звучании связана с тем, что цифровой аудиосигнал по сути своей является дискретной функцией, причём жёстко уложенной в тиски математики (теорема Котельникова), т.е. для определённой частоты дискретизации существует формула: Fвер. = 1/2 Fдискр, где Fвер. является верхней теоретически записываемой частотой. По русски говоря, цифровой стандарт укладывает нас при 16 битах (реально 13-15 бит, а в CD-ROM’ах — 10-12бит) и частоте дискретизации 44.1кГц (наиболее распространённый бытовой формат) в полосу до 20кГц (что в принципе маловато для полной звуковой картины — подтверждено многочисленными психоакустическими экспериментами) и чем выше частота звукового сигнала, тем меньше отсчётов приходится на неё, говоря другими словами, точность восстановления звукового сигнала с ростом частоты падает-отсюда ярко выраженное жёсткое и утомительное звучание цифровых «верхов». Чтобы улучшить точность, применяется дополнительная передискретизация сигнала, которая вносит свои специфические искажения, неприятно влияющие на слух.
А что же аналог? Аналоговый сигнал представляет собой непрерывный сигнал во времени — именно так он и записывается, и воспроизводится. Конечно, аналоговым аппаратам свойственны свои искажения сигнала (идеала нет и не будет), но эти искажения совершенно другого свойства и не так болезненно воспринимаются ухом. Хороший бобинник записывает и воспроизводит частоту до 25-28кГц, а хорошие «виниловые» головки имеют полосу вплоть до 50кГц — столько, конечно, не надо, но всё таки — факт остаётся фактом.

 

Миф третий: долговечность CD выше «аналога».
     Одним из главных преимуществ CD производители указывают простоту использования и долговечность этого носителя. Если с первым сложно спорить, то второе явно наврано. В зависимости от фирмы-изготовителя (а конкретно — чистоты производства) срок службы компакт дисков составляет 20-25лет до момента окисления алюминиевой подложки, запрессованной внутрь. Срок службы перезаписываемых болванок и того меньше. Опять таки,на время службы влияют температура и влажность — наверно многие видели, что становится с компактом, случайно забытым на солнце или перегретым внутри какого-либо китайского авторесивера «Pioneer».
Теперь об аналоговых носителях — мои друзья и я имеем для коллекции шеллачные пластинки производства начала века. Например, у меня есть пластинки выпуска аж 1912 года-так вот хотите верьте, хотите нет — они даже не покороблены. Да что так далеко ходить, многие имеют «винил» выпуска 50-ых годов, с которым за полвека абсолютно ничего не произошло, естественно, если он не выкладывался на солнышко и их не царапали металлическими предметами :).
А студийные мастер-ленты, которые при должном хранении до сих пор используются при производстве матриц для компакт дисков — за 30-40 лет они не потеряли своего качества. Опять таки, могу развенчать ещё один из мифов ухудшения качества магнитных лент после нескольких проигрываний — этот миф навеян отвратительным качеством выпускавшихся советских лент «Свема» и «Тасма» — они и без установки на магнитофон осыпались, а после прогона создавалось такое ощущение, что магнитофон вываляли в грязи :))). Поэтому советую применять ленты фирм «Ampex», «Basf», «Agfa», которые выпускаются и по сей день для студийных целей, конечно, не в таком массовом количестве как раньше. Также, при применении импортных лент Вы будете избавлены от «дурной» привычки менять головки на аппарате раз в полгода — они совершенно не абразивны и обладают отличным качеством полировки, поэтому изнашивают головки очень слабо, в отличие от отечественных «наждачных бумаг» :)).
Для примера, последним своим полностью переделанным «Олимпом-005» я пользуюсь уже 4 года, так вот «головы» там ещё стоят родные — пользуюсь только лентой «Ampex». Конечно, это дорогое удовольствие, но поверьте — оно стоит того. Вы будете избавлены от постоянной чистки ЛПМ, изводя на это литры спирта; выпадения сигнала при перезаписи перестанут Вас мучать и в ярости прерывать процесс записи для повтора, перестанет домогать неровная намотка на катушки вследствие косо нарезанной ленты и т.д. Единственной достойной лентой на данный момент осталась профессиональная «Свема» тип А4620-6Р, 3 км которой мне попалось по случаю. Единственное неудобство — она продаётся в размотке 1000 метров на бобышке и её нужно перематывать на пустые катушки, которые сейчас довольно сложно найти. Кстати, о катушках. Советские пластмассовые катушки подвержены короблению и лента при сходе с неё задевает её краями, что негативно сказывается на сроке службы ленты, поэтому рекомендую использовать катушки либо «Славич» (из жёсткой пластмассы), либо импортные металлические (что я и делаю). Единственное но при использовании металлических катушек, необходимость иметь NAB-адаптеры — к сожалению, довольно редкая вещь.

С тёплым приветом ко всем «магнитофонщикам»
Гладышев Николай
31.01. 2002

327, 1


 


Метки:, , , ,   Рубрики: Статьи и разработки Николая Гладышева, Теория, Обзоры, Размышления



Комментарии:


Смотрите также:




  • ONG 1 — Усилитель Пронина ОЭНГЭ на большом трансформатореONG 1 — Усилитель Пронина ОЭНГЭ на большом трансформаторе
    начало обсуждения было тут ……..создатель усилителя должен прислушиваться  сначала к себе и собственному усилителю,а не к справочникам и авторитетам. Сусуму Сакума И именовал я его ONG…… 1         Осень и начало зимы в этом году протекали как обычно. Денек сменял ночь, ночь денек и ничего не сулило оборотного. Жители палаты «лампы и навсегда», лечебницы «Аудиопортал», […]
  • Трехполосная АСТрехполосная АС
    Предлагаемая вниманию радиолюбителей АС не имеет многих недостатков, присущих промышленным образцам. Особое внимание уделено внешнему акустическому оформлению громкоговорителей АС, от которого, как известно, в немалой степени зависят такие важные параметры, как диаграмма направленности и неравномерность АЧХ. Основные технические характеристики: Номинальная (максимальная шумовая) мощность, Вт…………………………. 35 (100) Номинальное электрическое сопротивление, Ом……………………………………… 4 Номинальный диапазон воспроизводимых частот, […]
  • Прямонакальный, трансформаторный 4П1Л+ГУ15Прямонакальный, трансформаторный 4П1Л+ГУ15
      Лампочки лежали около 6 лет, пробовал в триоде(увлечение, стремительно проходящее), но так и не заценил их . Идея крутилось около пентода , но лень, которая родилась ранее меня, не давала движения. Года два вспять смутные представления о реализации начали давать ростки, в виде того, что достану из коробки, посмотрю…и вспять . Так протекало время, […]
  • Обзор ламповых усилителей российских производителейОбзор ламповых усилителей российских производителей
    Вы когда-либо задумывались над тем, может ли аудиотехника звучать без сигнала, просто так? Нет, я вовсе не имею в виду недостатки — сетевой фон, шум входных каскадов усилителей или каких-либо воспроизводящих механизмов, коммутационные или радиочастотные помехи и все прочие, нарушающие тишину комнаты прослушивания бесцеремонные «признаки» включенного состояния аппаратуры. Я говорю о других звуках — тех, […]
  • Авторская страница Александра РезвогоАвторская страница Александра Резвого
    Александр Резвой (Пользователь: Rezvoy) Краткая биография… Статьи Александра Резвого: Предварительный усилитель-драйвер Желание упростить себе жизнь привело к разработке предварительного усилителя который может работать как на оконечные усилители традиционной конструкции , так и в качестве драйверного каскада широкого применения , а так-же для работы на низкоомные наушники и даже акустические системы достаточной чувствительности в качестве усилителя […]

Поиск только по статьям

Смотрите также:

.

.