АудиоПортал - D.I.Y. — Do It Yourself — Сделай Сам



Предварительный усилитель на трех деталях на лампе 6э5п




Рубрики: Ламповые Усилители, Статьи и разработки Алексея Шалина


 



Иногда позарез необходим предварительный усилитель. Ну, скажем, если у вас три или, не дай Бог, пять ( ! ) источников сигнала. Да ещё все они имеют разный уровень выходного напряжения. От 0,25 до двух вольт. Вот тут-то и нужен пред с функцией «нормирующего усилителя».

Однако любой дополнительный каскад усиления ухудшает звук. Следовательно, наша задача: в минимальной степени испортить (окрасить) звук, максимально оправдав необходимость предварительного усилителя в системе.

Сначала одно лирическое отступление. Оно касается регулятора громкости. Дело в том, что использование регуляторов с сопротивлением 50 и более килоом на мой взгляд недопустимо в высококачественной аппаратуре. Не имея никаких формальных противопоказаний, применение резистора, к примеру, в 250 ком делает звук излишне мягким, округлым, аморфным. Замена такого регулятора на десятикилоомный увеличивает динамику, чёткость, ясность, детальность. Идеальным видится использование регулятора громкости в 100-500 ом, но, естественно, это требует гораздо большего тока от источника, нежели в случае применения резистора в 50 ком. Выходное сопротивление источника сигнала ограничивает использование низкоомных регуляторов громкости. Поэтому давайте сразу зададимся Rвых преда 10-20 ом, чтобы смело ставить низкоомные регуляторы, не нагружая при этом выходной каскад.

Итак, посмотрим на схему этого устройства.

6e5p
^Нажмите для увеличения^

 

Хм… Деталей, мягко говоря, немного. Значит, мы можем озадачиться их максимальным качеством.
Резистор R1 — ПТМН 24 ком, а лучше МРХ, если найдёте, конечно.
Батарейка, задающая смещение входной лампы — Panasonic CR2032, причём лучше бы её не паять, а варить, но даже и пайка припоем ПСР-4 вполне подойдёт.

Лампа 6Э5П не меняется ничем. Достаньте именно эту её версию, не используйте 6Э5П-И или 6Э6П, поскольку они более низковольтные. При монтаже не забывайте, что цоколёвка у 6Э5П — абсолютно индивидуальная и неповторимая: накал подаётся на первую и шестую ножки! Вторую сетку можно подключить на анод непосредственно, но, если хотите перестраховаться, поставьте резистор ПТМН-0,5 на 50 ом, чтобы вторая сетка чувствовала себя поувереннее.

Напряжение на аноде 6Э5П — 225 вольт. Это для лампы абсолютно нормальный режим при токе 35-37 ма. Если ток оказывается более 40-42 ма, вам придётся подобрать другую лампу. Больше девяти ватт мощности на аноде 6Э5П высаживать не желательно.





Выходной трансформатор имеет коэффициент трансформации 11:1, что даёт нам общее усиление преда ровно в три раза. Этого оказывается достаточно, чтобы раскачать на полную катушку оконечный усилитель с любого источника: кассетной деки, винилового корректора, DVD-audio и прочих неожиданных устройств, которыми балуют нас ежегодно производители аудиотехники.

Теперь мы подобрались к выходному трансформатору для данного предварительного усилителя. Ну что ж, он должен быть немаленьким. Железо от ОСМ-0,1 (ШЛ25 х 40) нас вполне устроит.

Первичка такого трансформатора содержит 2394 витка провода ПЭВ-2 диаметром 0,25 мм. Секций четыре — 3+6+6+3 — всего 18 слоёв по 133 витка в слое.

Вторичка состоит из трёх запараллеленных секций по 219 витков ( три слоя по 73 витка в слое) провода ПЭВ-2 диаметром 0,5 мм.

Межслойная изоляция — 0,1 мм, межсекционная — 0,5 мм (0,1 мм бумага + 0,3 мм фторопласт + 0,1 мм бумага).

Толщина немагнитной прокладки — 0,03 мм.

Когда будете собирать железо, старайтесь не перетягивать его. Железо не должно быть слишком зажато, иначе таким же зажатым будет и звук.

Блок питания особенностей не имеет.
Силовой трансформатор на железе от ТС180 (не забыли про пять и более витков на вольт?), имеющий две анодные обмотки по 200 вольт и четыре накальных, кенотроны типа 6Ц5С, 5Ц4С, довольно увесистые анодные дроссели, две пары хороших конденсаторов — вот и всё, что потребуется нам для обретения аудиосчастья!

Организация накалов — дело личного выбора. Можете просто заземлить накал 6Э5П через виртуальную среднюю точку, можете оторвать его на 30-40 вольт — фона не будет ни в первом , ни во втором случае. Поэтому делайте первый вариант, там деталей меньше!

Что же мы получили в итоге всего этого?

Немало! Напряжение сигнала возросло в три раза, а выходное сопротивление предварительного усилителя составляет всего лишь 12,5 ом.

Регулятор громкости можно теперь запросто собрать из проволочного переменного резистора (СП5-20ВБ, СП5-21, ПЛП) сопротивлением 1 ком, зашунтированного постоянным резистором ПТМН 130 ом, и вот тогда-то мы поймём, что не слышали и половины из того, что, оказывается, всегда было в звуке, и что без остатка сжирали пятидесятикилоомные Альпсы!

Итак, друзья, вот вам низкоомный предварительный усилитель, почти не содержащий ухудшающих качество звука деталей, зато реально улучшающий качество звука вашей системы.

Удачного повторения!

Алексей Шалин, 19 января 2006 года.

PS: О моих дальнейших экспериментах с предварительными усилителями с целью получения выходного сопротивления около 0,6 ома, и о том, что из этого получилось, вы узнаете позже. Продолжение следует…

Читайте обсуждение этой статьи на нашем форуме >>>

 

1 786, 1


 


Метки:, , , , , ,   Рубрики: Ламповые Усилители, Статьи и разработки Алексея Шалина



Комментарии:


Смотрите также:




  • Усилитель в стиле «РЕТРО»Усилитель в стиле «РЕТРО»
    Усилитель выполнен по традиционной схеме с автосмещением на лампах: Выходные — AL5, драйверы — 6Г7, кенотрон — AZ1. ^Нажмите для увеличения^ С регулятора громкости сигнал приходит на сетку 6Г7, усиливается, и с анода этой лампы через разделительный конденсатор поступает на управляющую сетку AL5, усиливается этой лампой и через выходной трансформатор поступает в нагрузку. В цепи […]
  • Перспективы развития цифрового Hi-End-аудиоПерспективы развития цифрового Hi-End-аудио
    Перспективы развития цифрового Hi-End-аудио В настоящее время в звуковоспроизведении все более широкое распространение получает технология домашнего кинотеатра (ДКТ), дающая красивые объемные эффекты и т.п. Но для высококачественного воспроизведения музыки эта технология не очень подходит, т. к. вносит существенные искажения в сигнал, и теряется натуральность звука. Поэтому наряду с ДКТ по прежнему успешно развивается и совершенствуется […]
  • Как я изобрел велосипедКак я изобрел велосипед
    Все началось как у многих. Блуждая по степям интернета, наткнулся на сайт Брусникина и захотелось починить старый “Фестиваль”, покрытый вековой пылью. Послушав звук, подумал, что не так все плохо и продолжил свои опыты с лампами. Поскольку еще во времена моей учебы в МИФИ был затронут курс по ламповой технике (хотя я уверен, что это осталось), […]
  • EF 860+2х6С19ПEF 860+2х6С19П
     Дискуссий на тему 6С19П было много, в конце концов, настало время и мне испытать, что все-таки за лампа такая, стабилизаторный триод, который «зажигает и поет». Видимо «Аудиопортал» читают не только те, кто паяет, да и те, кто слушает. Потому и появился этот заказ от человека, являющегося и вдумчивым слушателем, и, мгновенно, пытающимся иметь представление о […]
  • Ламповый усилитель SE на 6Ж51П и 6С4СЛамповый усилитель SE на 6Ж51П и 6С4С
    Усилитель имеет два каскада усиления. Драйвер собран на пентоде 6Ж51П работающем в триоде и с автоматическим смещением. Второй каскад собран на прямонакальном триоде 6С4С в автоматическом смещении. Связь между каскадами через конденсатор С3. Схема усилителя. Принципиальная схема одного канала усилителя приведена на рис. 1.   ^Нажмите для увеличения^ Рис.1. Принципиальная схема усилителя SE на 6Ж51П […]

Поиск только по статьям

Смотрите также:

  • Несколько слов о «скорости» басаНесколько слов о «скорости» баса
    Неоднократно упоминалось о субъективной медлительности, отставании баса от основного сигнала. Особенно остро возникает проблема на стадии состыковки сабвуферов и основных систем. Предлагаю свою точку зрения на эту проблему. Я вижу …

.

.