Бирадиальные студийные мониторы JBL 4430 и 4435 – одни из самых успешных профессиональных акустических систем, которые когда-либо производились компанией JBL. Они находились в производстве дольше, чем любые другие студийные мониторы JBL.
Технические характеристики:
2-х полосная АС с фазоинвертором
Диапазон воспроизводимых частот: 35 – 16000 Гц
Неравномерность АЧX в диапазоне 30-16000 Гц: ±3 дБ
Чувствительность: 93 дБ
Сопротивление: 8 Ом
Минимальное значение импеданса: 6 Ом
Максимальная мощность: 300 Вт
Максимальное звуковое давление: 119 дБ
Рекомендуемая мощность усилителя при раздельном включении:
НЧ: 200 Вт
ВЧ: 75 Вт
Регулировка среза:
НЧ: на частоте 2000 Гц от -∞ до +4 дБ
ВЧ: на частоте 12000 Гц -∞ до +2 дБ
Коэффициент гармоник на частотах:
40 – 100 Гц: 2%
100 – 1000 Гц: 1%
1000 – 8000 Гц: 2%
Частота раздела фильтра: 1000 Гц
Используемые громкоговорители:
НЧ: 2235H
ВЧ: 2425H
Размер (ВхШхГ): 908х552х480 мм
Вес: 57,7 кг
Описание:
Корпус выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из ДСП. Внешняя отделка выполнена натуральным шпоном ореха. Акустические системы выполнены в зеркальном варианте. Динамики расположены на лицевой панели, друг над другом и смещены по вертикальной оси в сторону.
Внизу находится НЧ динамик, слева (справа) от него расположены два отверстия фазоинвертора, с частотой настройки 34 Гц. НЧ громкоговоритель и выходы фазоинвертора закрывает гриль, на деревянной рамке, с натянутой тканью темно-синего цвета. Над НЧ расположен рупор ВЧ динамика, слева (справа) от рупора располагаются регулировки среза частот. Так же здесь находится логотип фирмы и название АС.
Внутри корпус заполнен звукопоглощающим материалом. На задней стенке находится выход АС. Панель клемм крепится с наружной стороны. На ней внутри смонтирован разделительный фильтр.
Все компрессионные динамики имеют свойственный им спад характеристик в зависимости от массы диафрагмы. Это происходит обычно на частотах около 3 кГц. Измеренные в лаборатории динамики JBL в своем большинстве имели ровную АЧХ в диапазоне от нескольких сот до почти 3 кГц. После 3 кГц начинался лёгкий спад до 6 дБ на октаву. В 80-х годах все компрессионые динамики разрабатывал в JBL Фанчур Мюррей (Fanchur Murray). Пожалуй, его самым большим достижением было хорошее пространственное звучание и ровная АЧХ у 2-х и 4-х дюймовых компрессионных динамиков до частот 15 кГц. До того как появились всенаправленные рупоры, предполагалось, что комбинация рупор/компрессионный динамик должна обеспечивать ровную АЧХ. Рупоры модифицировались таким образом, что компенсировали спад АЧХ компрессионного динамика. При этом игнорировался тот факт, что ровная АЧХ была возможна только на оси излучения. У рупоров с углами раскрыва 100х100 градусов АЧХ не зависит от направления прослушивания, а сделать ее ровной – задача уже разделительных фильтров. Чтобы объяснить название «бирадиальные», нужно вспомнить, что в те времена было много радиальных рупоров. В новой разработке Дон применил рупор, рассчитываемый в двух радиальных плоскостях, отсюда и название «бирадиальные».
Одной из задач технической разработки моделей 4430/35 было изготовление рупоров с углами раскрыва 100х100. Первые образцы изготавливались по технологии инжекционного литья и были склонны к деформации. Но до того как началось производство, качество литья было улучшено. Дон разработал только разделительный фильтр, когда проект принял Девид Смит (David Smith), ставший в JBL инженером, ответственным за системную разработку мониторов. Он вспоминает: «Помню, было выполнено много работы, чтобы достичь нужного звучания среднечастотного динамика и твитера. А так же, чтобы получить идентичность в звучании моделей 4430 и 4435, хотя последняя имела чувствительность на три децибела больше. Было несколько сессий прослушивания с Гери Марголисом (Gary Margolis) и Джоном Ирглом (John Eargle), которых я, как молодой конструктор, считал более опытными. Они обладали великолепным слухом, и могли определить, что нужно сделать для получения корректного частотного баланса. Единственный реальный минус конструкции бирадиальных рупоров был в том, что характеристика направленности в полярной системе координат иногда не соответствовала экспоненциальной кривой. Это приводило к некоторой неравномерности АЧХ. Общая неравномерность была около 3 дБ, ее следствием было лёгкое огрубление звучания в диапазоне средних частот, особо заметное при «розовом» шуме. Характерный спад высокочастотной секции на частотах выше 3 кГц – 6 дБ на октаву. Пассивная цепь может эквализировать его до тех пор, пока характерная чувствительность будет оставаться достаточно высокой до требуемой наивысшей частоты.
Чувствительность компрессионного динамика 2425 на рупоре с углами раскрыва 100х100 градусов составляла порядка 108 дБ на частоте 1 кГц с последующим спадом к 3 кГц. При 16 кГц чувствительность падала почти до 94 дБ, как раз достаточно для модели 4430 с максимальной чувствительностью 93 дБ, и почти достаточно для модели 4435 с чувствительностью в 96 дБ. Верхняя секция разделительного фильтра начала работать как фильтр второго порядка, за которым следовал установленный аттенюатор с г-образной схемой для общей регулировки тембра верхних частот и с байпасом первого порядка (небольшой конденсатор в цепи установленного аттенюатора с г-образной схемой) для обеспечения прохождения наивысших частот в пределах регулировки аттенюатора.