DIY » Справочник » Усилители, Источники сигнала » Микрофонный предусилитель INTERSOUND – путь к индивидуальности

Микрофонный предусилитель INTERSOUND – путь к индивидуальности

Лампа?

Расхожий постулат, что «лампа в аналоговом тракте – непреложный признак качества» на самом деле весьма сомнителен и зачастую лишь поддерживает коммерческий успех некоторого аудиотовара. Меланхолично-отстраненный характер звука, который способна выдавать дешевая аппаратура с номинальной лампой в одном из каскадов усиления, ошибочно принят многими за «тот самый ламповый», «тёплый» и «по-настоящему аналоговый» звук.

^Нажмите для увеличения^

В реальности ламповая схема может работать действительно хорошо, лишь вступая в противоречия с компактностью, экономичностью и умеренностью финансовых затрат. Например, типичной платой за раскрытие музыкального потенциала лампы является потребление и рассеивание большого количества энергии, значит — возникает необходимость в отведении тепла и принятии особых мер безопасности. Кроме того, многие компоненты ламповых схем вынужденно имеют достаточно большие размеры и массу — они громоздки и не любят перегрев. Всё это требует дополнительного пространства, так что “съесть” сразу несколько мест студийного рэка для какого-нибудь одноканального лампового предусилителя — дело совершенно обычное. Пожалуй, это допустимо в случае с единичным эксклюзивом, но при потребности звукоинженерии во множестве высококачественных линеек усиления, – слишком расточительно.

Транзистор?

Общеизвестно, что в бюджетном -и не только- сегменте аналоговых звуковых устройств прочно закрепились схемы на биполярных транзисторах и микросхемах (операционных усилителях). Не претендуя на высокие качественные показатели, они при этом демонстрируют стабильность, надежность и ценовую доступность при максимальной миниатюрности. Иногда их комбинация с лампой способна несколько повысить потребительский интерес, но по-настоящему выдающийся результат удаётся получить лишь в редких случаях и не без перехода в более высокий ценовой кластер – за счёт применения дорогостоящих компонентов, дискретизации, введения настроек и параметрической селекции.

Достойным соперником лампы, тоже способным демонстрировать незаурядные звуковые способности, но при существенно более скромных запросах на энергию, тепло и пространство, является полевой транзистор (FET – Field-Effect Transistor). По этой причине FET-схемотехника также широко распространена в сфере профессионального аудио. В отличие от ламп полевые транзисторы не требуют сложного высоковольтного и энергозатратного питания, создают меньше проблем по отводу избыточного тепла и не вынуждают к принятию специальных электроизоляционных мер. Единственная сложность заключается в необходимости обязательной индивидуальной регулировки режимов работы каждого конкретного экземпляра и предварительном его отборе по группе параметров из некоторого числа претендентов, что не всегда приемлемо в условиях бюджетного серийного производства. Тем не менее, хорошо выверенная схема на полевых транзисторах, при сопоставимом с лампами качестве, значительно более экономична, проста, компактна, долговечна и не восприимчива к электро-магнитным полям. Она имеет низкий уровень собственных шумов и малые нелинейные искажения.

Трансформатор?

Пожалуй, единственным безальтернативным компонентом, ставшим общепризнанным идолом звукотехники, является трансформатор. Обладая способностью корректно обращаться с сигналом даже слабого уровня, данный электронный артефакт продолжает находить применение в приборах усиления и обработки звука самого высокого класса. Прежде всего он актуален в качестве согласующего звена между микрофоном и предусилителем. Подверженный внешнему электро-магнитному и механическому воздействию, сложный в изготовлении аудиотрансформатор всё же незаменим, пусть и недёшев.

^Нажмите для увеличения^

^Нажмите для увеличения^
^Нажмите для увеличения^

Имея богатый опыт работы с различным звуковым оборудованием, а также хорошо представляя свои профессиональные потребности, команда ИНТЕРЗВУК решилась на создание собственного базового линейного предусилителя. Главное требование – обладание оптимальной внутренней структурой, позволяющей обеспечить высокое качество звука применительно к максимальному числу современных студийных задач при умеренных затратах на разработку и производство. Звучание должно обладать индивидуальностью и пластичной податливостью, способной поддержать эксперимент.

^Нажмите для увеличения^
^Нажмите для увеличения^

Микрофонный трансформатор, сопряжённый с полностью дискретной схемой на согласованных между собой полевых транзисторах, – вот в общих чертах идея устройства, вытекающая из вышеизложенных рассуждений и соответствующая поставленному требованию. Разумеется, входные характеристики и параметры усиления устройства должны подходить для большинства микрофонов различных типов, а также допускать подключение других источников (гитар, процессоров и пр.). Кроме того, сохранению аутентичности звуковой структуры, безусловно, может способствовать сверхкороткий путь сигнала, который успешно реализуется благодаря всё тем же FET-компонентам.

^Нажмите для увеличения^

Созданная в результате личных практических изысканий и технического опыта партнёра студии — разработчика высококачественного музыкального оборудования «CleverAudio», ячейка предварительного усиления обладает универсальностью и надежностью, но, главное, она демонстрирует высокие качественные показатели, подходящие для различных видов аудиозаписи.

Сергей Наветный, руководитель студии ИНТЕРЗВУК:

В студии между акустическим инструментом и рекордером неизбежно присутствует микрофон. Выбор микрофона и способ его размещения в акустической зоне – всё это ключевым образом влияет на звук, который в конечном итоге будет услышан. Но сигнал микрофона требует усиления, так что подбор предварительного усилителя для микрофона – ещё один ключевой момент трекинга. «Пред» способен либо обогатить сигнал, дополнительно раскрыть нюансы звука, сохранить детали, артикуляцию инструмента, либо полностью всё это уничтожить. Здесь должно возникнуть правильное понимание: нет идеального, или даже универсального микрофона или преампа, как нет универсального инструмента. Любая музыкальная партия – это уникальное сочетание звука музыканта и студийного тракта. Техническую реализацию всегда предваряет творчество: как должен звучать записываемый инструмент в контексте данного музыкального произведения, какие характеристики звука нужно сохранить и выделить, а что завуалировать. В связи с этим, вариативность выбора предварительного усиления так же важна, как и обширный парк микрофонов. Это и заставило нас искать пути обладания расширенным, и, самое главное, лично протестированным набором микрофонно-инструментальных преампов.

Наш FET-структурный пред — «All-FET amp» прошёл полный цикл проверки и отладки в рабочих студийных условиях. Мы провели тестирование прибора со всеми типами микрофонов: динамическими, ленточными, конденсаторными, ламповыми. Записываемый сигнал имел совершенно разную природу: голос, акустическая и электро-гитары, компоненты ударной установки: бочка, томы, малый барабан… Поскольку некая универсальность прибора на уровне типа подключения предполагалась изначально, разработчиком были предусмотрены балансные микрофонные и небалансные инструментальные входы, — это позволило нам также использовать преамп в работе с линейными процессорными сигналами, а то и просто подключать электрические гитары прямо в инструментальный вход прибора. Мы шли по пути сравнения новобранца с действующими моделями известных производителей студийного оборудования, в первую очередь dbx и TL-Audio, которыми оснащена наша студия. Анализ получаемых результатов систематически сообщался разработчику. В итоге мы получили прибор, который не просто устроил нас по звуку, но и оказался способен составить конкуренцию действующим промышленным моделям. Например, наряду с полным частотным спектром, прибор предлагает нам корректный тональный баланс, а при наличии ярких высоких частот и верхней середины звук голоса не содержит искажений в сибилянтах, вплоть до того, что мы практически перестали использовать ди-эссер при последующей обработке вокала в миксе за его ненадобностью. При записи электрических гитар, в том числе и «линейным» способом, мы убедились, что в звуке сохраняется острота — но без излишней яркости, плотность в области нижней середины и заметная артикулированность, благодаря чему сигнал инструмента сохраняет «читаемость» в миксе. В ряде наших последних работ в финальном отборе осталась звуковая дорожка бас-гитары, записанная через инструментальный вход напрямую, и этот сигнал прекрасно справился со своей задачей обеспечения плотного, но читаемого «низа» и нижней середины в фонограмме. Ещё хочется добавить, что в настоящее время почти все основные микрофоны мультитрека ударной установки мы также доверяем приборам предусиления собственной разработки. С их участием инструмент звучит плотно и цельно, с логичным соотношением атака/сустэйн.

Как уже упоминалось, устройство оснащено дополнительным инструментальным входом, переключающимся в линейный режим с малым коэффициентом усиления. Это ещё более расширяет его функциональные возможности. Благодаря такому переключению можно осуществлять не только корректное предварительное усиление для электрогитар (напрямую и через педаль), но и для электронных клавишных инструментов, звуковых процессоров или других источников с сигналом высокого уровня на выходе. Разделенная на два этапа, регулировка усиления вместе с обеспечением тонкой подстройки позволяет эффектно «подгружать» один из внутренних каскадов усиления, создавая мягкий клиппинг. Данный нюанс — дополнительный повод для творческих экспериментов со звуком.

Схема устройства является полностью авторской и не содержит заимствований. В её состав входят только качественные, хорошо зарекомендовавшие себя с музыкальной точки зрения элементы, среди которых есть и винтажные экземпляры от советского военпрома.

Сердце аппарата — микрофонный трансформатор — еще одна интрига проекта. Он обладает своеобразным, но выверенным звучанием, придавая записи индивидуальный характер. Трансформатор является собственной разработкой CleverAudio. Его изготавливают на одном из военных предприятий Санкт-Петербурга по специальному техническому заданию разработчика.

Помимо достаточно компактного полноразмерного исполнения, включающего в себя три канала усиления (triple), прибор имеет одиночную (single) версию, хорошо подходящую для небольших студий или выездных сессий.

^Нажмите для увеличения^

Ниже приведён перечень объективных достоинств, делающих описанное устройство привлекательным компонентом для студийного тракта записи:

  1. Универсальный трансформаторный вход, согласующийся со всеми типами профессиональных микрофонов.
  2. Схема усиления содержит только полевые транзисторы (All-FET amp).
  3. Все транзисторы вручную отобраны и гармонизированы.
  4. Всего два каскада усиления – очень короткий путь сигнала, сохраняющий исходную музыкальную суть.
  5. В схеме отсутствует портящая звук общая отрицательная обратная связь.
  6. Усиление схемы +60 dB — достаточно для работы с большинством источников.
  7. Имеется дополнительный вход, переключающийся в режимы инструментального (+25 dB) или линейного (0 dB) для сигналов с высоким уровнем.
  8. Специально предусмотренный небалансный выход типа Jack удобен для применения в составе мини-студий.
  9. Безрезонансный корпус из композитного материала способствует нейтральности звучания и хорошо защищает схему от вибраций, предотвращая микрофонный эффект.
  10. Гарантированный надзор производителя за состоянием устройства (при соблюдении пользователем норм и правил эксплуатации).

© Антон Мельников, CleverAudio

 

 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также:

  • Ситников Г.Г.Ситников Г.Г.
    Справочник радиослушателя в вопросах и ответах Настоящий выпуск является продолжением брошюры «Я хочу стать радиолюбителем». В нем даются описания устройства и принципов работы простых самодельных конструкций: первой приемной радиолюбительской установки — антенны и заземления и простейшего детекторного радиоприемника, усилителей низкой частоты к детекторному приемнику, радиограммофона, сетевого и батарейного приемника прямого …
  • Лампа ИН-7 — ИндикаторЛампа ИН-7 — Индикатор
        ^Нажмите для увеличения^ Корпус лампы ИН-7 ^Нажмите для увеличения^ РШ 31 Описание Индикатор тлеющего разряда для работы в качестве визуального знакового индикатора электрических сигналов. Катоды — в форме знаков и букв. Высота знака 16 мм. Индикация производится через купол баллона. Оформление — стеклянное, (РШ 31). Масса 30 г. …
  • 1C7 — Гептод1C7 — Гептод
      1C7 Гептод (Heptode)   ^Нажмите для увеличения^ Схема соединения электродов лампы 1С7 с выводами: g1 — управляющая сетка; f-f- катод прямого накала; g3,g5 — экранирующие сетки; a — анод; g4 — управляющая сетка; g2 — защитная сетка;  Общие данные Производство: Год выпуска: Аналоги: Возможная замена (другой цоколь): Цоколь: Octal …
  • Микиртичан Г.М.Микиртичан Г.М.
    Переносный транзисторный супергетеродин Подробно описан самодельный супергетеродинный приемник на транзисторах, рассчитанный на прием радиовещательных станций в диапазонах длинных и средних волн. Рассчитана брошюра на подготовленного радиолюбителя. Транзисторные приемники с KB диапазонами Подробно описан самодельный семидиапазонный супергетеродинный приемник на транзисторах с двойным преобразованием частоты, отмеченный первым призом на XX Всесоюзной выставке …
  • Конструкции юных радиолюбителей — Пономарев Л.Д., Евсеев А.Н.Конструкции юных радиолюбителей — Пономарев Л.Д., Евсеев А.Н.
    ^Нажмите для увеличения^ Массовая радиобиблиотека (МРБ) выпуск 1090 Конструкции юных радиолюбителей Автор(ы): Пономарев Л.Д., Евсеев А.Н. 1985 год Описаны различные устройства (электронные игры, учебно-наглядные пособия и др.), выполненные из деталей, имеющихся в перечне Посылторга. Все приведенные устройства были собраны и проверены в работе юными техниками г.Тулы и Тульской области. Для …