винил-корректор И. Пугачёва

  • Автор темы aal

aal

Местный
Прочитал в РадиоХобби №4 2006 стр.13

Обратив внимание на то, что при стандартном для винил-корректоров входном сопротивлении Rвх=47кОм индуктивность головки звукоснимателя Lзс (обычно от 0,2 до 1,5 Гн) образует совместнос Rвх ФНЧ с частотой среза, в большей или меньшей степени заходящий в звуковой диапазон (Fср= Rвх/(2PiLзс)), а также учитывая, что в реальных условиях без измерительной грампластинки невозможно подобрать входную ёмкость системы «тонарм + межблочный кабель + входная ёмкость винил-корректора», И.Пугачёв спроектировал винил-корректор с пониженным входным сопротивлением (рис.5). В его конструкции Rвх и Lзс формируют стандартную постоянную времени RIAA-коррекции т1=75 мкс уже прямо на входе, что избавляет от головной боли с подбором входной ёмкости «методом тыка», а заодно и снижает нелинейные искажения, создаваемые входными каскадами винил-корректора из-за возрастания ЭДС головки звукоснимателя на высших звуковых частотах. Разумеется, для разных головок с разными Lгз также приходится устанавливать разные резисторы R1, но процедура расчёта R1=Lзс/т1 – Rзс требует знания только индуктивности Lзс и сопротивления обмоток Rзс головки звукоснимателя, измерить которые гораздо проще, чем найти измерительную грампластинку.

(«Радиомир» №6/2006, с.6-8).


Возик вопрос насколько правомерен такой подход? Какой звук будет у такого корректора?
Мне Высокий Конец не надо, достаточно хая с фаей...
Заинтересовала возможность установит его прямо рядом с головой, массу то можна свести к 10..20 граммам, и скомпенсировать её настройкой тонарма...
 

Вложения

  • ?????????? ?4 2006 ???13.jpg
    28.7 KB · Просмотры: 506

DIM

Местный
Ну такой подход к конструированию цепи коррекции здесь уже обсуждался. "Поиск" может помочь...
 

GaLeX

Ветеран
Возик вопрос насколько правомерен такой подход?
Вполне. См. выше про Одесситов - у них почти все написано.
В дополнение к тому, что у них - настройке подлежит входная емкость (влияет на переходную характеристику).
Соотношение между входной емкостью C, входным активным сопротивлением R и индуктивностью головки L: R=(1/2s)*Sqrt(L/C).
Обычно берут параметр демпфирования s=0,5 - тогда R=Sqrt(L/C).
Но лучше взять s=0.8, тогда на переходной характеристике не будет выброса. Резонанс контура, образованного L и С, должен быть за пределами звукового диапазона. Метод не работает для головок с очень низкой индуктивностью (например, многие Grado).
Какой звук будет у такого корректора?
Конкретно у этого? Такой же, как и у любого другого на транзисторных ОУ с глубокой ООС.
Заинтересовала возможность установит его прямо рядом с головой, массу то можна свести к 10..20 граммам, и скомпенсировать её настройкой тонарма...
А чем Вы скомпенсируете возросший в несколько раз момент инерции тонарма??? Очень не рекомендую.
 

aal

Местный
Одесситы подробно описывали и звук и наладку такого корректора, только лампового.
Кто такие? В смысле ники в этой конференции.... Поиском не получилось найти вот и создал ветку.
А чем Вы скомпенсируете возросший в несколько раз момент инерции тонарма??? Очень не рекомендую.
Почему в несколько раз? Физику вроде знаю.
ИМХО: Сам тонарм да и головка гораздо тежелее. И вклад дополнительных 15 гр. составит прикидочно не более 10%
Конкретно у этого? Такой же, как и у любого другого на транзисторных ОУ с глубокой ООС.
Но наверняка лучше транзисторного советского начала 80-х ?

Хочу пользовать для оцифровки старых пластинок. (95% советский. Из советского 70% ташкенский.)
 

GaLeX

Ветеран
Почему в несколько раз? Физику вроде знаю.
Момент инерции - произведение массы на длину рычага. При рычаге 20 см (грубо) груз массой 20 г даст момент инерции такой же, как груз 200 г на рычаге 2 см. Масса трубки тонарма имеет половинный рычаг (10 см),
поэтому дело не в массе, а в том, где она находится. Увеличение общей массы и инерционности тонарма приведет к проблемам при воспроизведении коробленных и волнистых пластинок - а такие скорее всего будут, ибо винил
95% советский. Из советского 70% ташкенский.
Пример такой проблемы - неграмотно сконструированный тонарм ЭПУ G-602, стоявшего в поздних Вегах-106. Он "скакал" при относительно небольших волнистостях, которые нормальные тонармы "не замечают", именно из-за своего повышенного момента инерции (тяжелая железка вблизи шелла).
И.Гапонов, Е.Бабиченко. Т. н. "Одесские лаборанты". Написали статью в 6 частях про винил-корректоры. Должна быть в архиве этого форума, есть на сайте Н.Хральцовой, к примеру.
Есть и на их сайте, ссылки на него пробегали на форуме, у меня под рукой нет, сорри.
Рекомендуется для тщательного изучения, невзирая на некоторые ее стилевые особенности. :)
Но наверняка лучше транзисторного советского начала 80-х ?
Да, пожалуй, наверняка.
 

aal

Местный
2 Triod
Спасибо! Уже давно нашёл. Сейчас читаю... Платку разведу, но не на головку, внутренний...
 

Mik

Местный
Но наверняка лучше транзисторного советского начала 80-х ?
****Совсем не факт! Это надо очень попотеть, чтобы сделать корректор на ОУ, звучащий лучше чем, скажем, транзисторный из Веги 106 (если не ошибаюсь в названии - с болгарской или венгерской механикой). Но прошу обратить внимание, я говорю именно о звуке, а не о т. наз. "объективных параметрах"

С уважением
Михаил
 

Int6

Member
На последнее
:) Нет уж, этот при всех его ляпах будет звучать точно лучше веговского :)
 

GaLeX

Ветеран
Нет уж, этот при всех его ляпах будет звучать точно лучше веговского
****Флаг в руки!!!
С флагом ли, без флага - а звучать будет лучше. Помню, еще тогда, году в 78-м, первое, что было ампутировано после покупки "кульного девайса" Вега-106 - это как раз корявый пред на КТ361. Потом было много ампутаций и переделок, конечный вывод - весь девайс "фтопку!" Невзирая на то, что в последнее время стали петь про G600xx - место им, увы, на свалке. Основная причина - кривой узел подшипника диска (пара трения дюралевая втулка - стальной вал). Одного этого достаточно, чтобы в морг. Вторая - "кривой" тонарм (даже если он геометрически прямой :)).
 

Int6

Member
На последнее
Ну не совсем так, в плане той 106 Веги. Согласен, что основная масса отстой неимоверный. Но мне в начале семидесятых попался в руки дивайс из опытной партии этих самых 106. корпус и всю начинку конечно сразу в топку - бердские никогда ничего не умели делать не портя, но сам механизм был еще не удешевлен под бердские запросы. И мне было с чем сравнить, тогда Ленкой владел. Конечно, рокота та 600-ая панель выдавала ни в какие ворота, но звучала с оригинальной АДС на нормальном лампадном коре вполне прилично, с неплохим воздухом, динамикой и балансом. Это было где то в году 73 -74 так.


По самому верхнему сообщению - не надо заморачиваться на кривых схемах только потому, что они из мурзилок. В том же инете есть очень простые и всеми принятые как звучащие схемы даже на операх, только конечно не на любых. Одного опреа вполне хватит в канал, что бы скорректировать сигнал, что бы его привести к достаточному выходному уровню и сопротивлению. Я пробовал на коричневых,на каких то Лт-шках Лм-ках и АД-шках, уже не помню каких, потому что пробовал чисто ради заценки достижений каменной технологии:) На некоторых получался вполне ТОТ звук для корректора. Причем без дополнительной коррекции, которую обычно применяют радиоинженеры, здесь очень важно уметь подобрать характеристики остальных используемых компонентов, и правильную разводку цепей. Хотя для обыкновенного уровня звука, вполне подойдут и какие наши обычные операционники, например 544УД1 в паре с малошумящим входным транзистором. По крайней мере эти в начале восьмидесятых нравились больше остальных наших. Сейчас вряд ли такие выпускаются, ну а если и выпускаются, то видимо не на том кремнии и совсем не с той приемкой, которая была в соввремя, так что лучше какой звуковой импорт применить.
 

GaLeX

Ветеран
Конечно, рокота та 600-ая панель выдавала ни в какие ворота,
а остальное в свете этого уже не важно. :)

Про оперы - ну если не попадаются OPA637 или AD797, или AD8099, или же жаба душит - вполне сгодится NE5532А ИМХО, и цена копеечная.
 

aal

Местный
2 Int6
Так подскажи ссылки.

2 All
Я сейчас заканчиваю АЦП на PCM4202. Результатом удовлетворён > 102 дБ динамический диапазон и сигнал/шум, даже при питании от РС. Промерить реальные параметры не даёт ЦАП аудиги2.

Есть желание сделать платку в винилпроигрыватель "коректор-АЦП-SPDIF". Всё затеевается для оцифровки пластинок. Корректор хочу полностью дифиринциальный (АЦП такой). Соответственно и ищу разные схемки. А т.к. по жизни "цифровик", то с аналогом встречаюсь редко. Вот и надо с одной стороны "на кубиках" (ОУ всмысле), с другой стороны и параметры хочется хорошие. Смотрю в сторону ад8620/ад746/ор2132.
Пока идея вход как у инструментального ОУ сделать, а дальше THS4151 антиаласинг фильтром/корректорром. Вот и возникают вопросы:
1. PCM4202 работает относительно 2,5В +-1,5В (дальше перегрузка по входу). Какое усиление надо всей схеме задать чтоб в перегруз не уйти?
У Мусатова в фонокоректорах указано, что на голове может быть до 160мв на 20 кГц. А если привести к кривой корекци это сколько?
2. На пластинках (хороших в смысле) вроде частотка может и заканчиватся на 50 кГц. Скорее всего для оцифровки их лучше сохранить?
 

wizard

AUDIO Team
И мне было с чем сравнить, тогда Ленкой владел. Конечно, рокота та 600-ая панель выдавала ни в какие ворота, но звучала с оригинальной АДС на нормальном лампадном коре вполне прилично, с неплохим воздухом, динамикой и балансом. Это было где то в году 73 -74 так.

Если Вы родились в 1988 г, как указано в Вашем профиле, то,
как понимаю, Вы в данном сообщении рассказываете о своей предыдущей инкарнации!? :)
 

ХРЮН

AUDIO Team
То Int6. То есть, например, что-нить вроде 7-40 на бис вполне usable на уровне запросов не до конца свернутого удифила?
 
лично мне на камнях симпатизирует, оП - коррекция как в лампах ОП.
можно попробовать никитинский (не тот что здесь) крик-аудио.
или просто собрать из даташита бурр браун ОРА 27,37
 

booch

Местный
В 82 году Linsley Hood (вероятно впервые) предложил "вынести" НЧ и ВЧ цепи коррекции из общей цепи обратной связи и "отдать" их отдельным каскадам. В корректоре используются "копеечные" TL072 (те же LF353, NE5232,34), но ни один "одно оперный" (с их циканьем на "импульсных" сигналах и искажениями на НЧ), как говорят, с ним и рядом не стоял. Правда NE5234 84 года звучат почему-то существенно лучше их современных аналогов :).
 
Сверху