Кое-что о триодном и пентодном звучании

  • Автор темы L0ki

ХРЮН

AUDIO Team
А я делал на других лампах с другими режимами и пересчетом коррекции.
В общем-понравилось. И делал его "половинку" -разделено вдоль, три недифкаскада на 6Г7, 6С2С и т.п. - совсем восхитительно! Даже не уверен, что не зря на гусеобразную схему перешел да с пентодом...
 

DIM

Местный
Так это уже совсем другой усилитель. :):):)
 

ML8

Member
Наконец-то просек и я "фишку" тетродно/пентодного звука. :)
И -- обалдел! Боюсь, что к триоду на выходе уже не скоро вернусь...

Вот странно -- слышно ушами, что звук несовершеннен по "формальным принакам" -- ну, там, слегка гудит раздемфированный бас, слегка жестчит серединка -- но это все становится совершенно НЕ ВАЖНО, когда начинаешь СЛУШАТЬ МУЗЫКУ. Столько эмоций! Столько деталей!! Столько... всего!!! :)

При поочередном сравнении с триодником вообще возникает вопрос, как я мог раньше это слушать, и не слышать такого количества музыки...
Правда, для согласования тетродов и типичных АС с фазоинвертором пришлось взять не совсем обычные тетроды. Но овчинка однозначно стоит выделки -- так как обошелся без ООС. А вот если еще удастся заставить эти тетроды работать по 2 шт на канал, наступит полный апофигей... :)
 

ХРЮН

AUDIO Team
И причем - указанные вами формальные признаки несовершенства - это чиста (канкретна...) технический момент! Никоим образом не принципиальный недостаток. Все ж не просто так вот взять и перейти на следующий, более высокий, уровень - с триодного на пентодный. Причем, принеся в жертву при этом возможность быстрой смены усилителей и акустики.
 

Древний юзер

Местный
Угумс...

Вот и я начал проникать энтоксикацией к триодным драйверам...
Только теперь вопрос... что делать дальше?

По ВАХам основная часть драйверных пентодов кривовата, и на чем строить?
 

ХРЮН

AUDIO Team
Как раз по ВАХам есть и зело кривые, и удивительно ровные! Только надо потщательнЕй с линией нагрузки поиграться, местами даже не стремиться использовать весь возможный раскрыв ВАХов. Но мы вообще-то говорим даже в бОльшей степени не за драйверы, а за выходные каскады. Существенное НО - нагрузку в виде разделительных фильтров АС пентодные выходные каскады крайне не любят!
 

L0ki

Эксперт
Вот эта эмоциональность то и еще как "цепляет" ;)
Правильно гдето сказал Никита:
"пентодная зараза - заболеваешь медленно, лечение невозможно" :ku)
 

Rezvoy

Active member
Вот эта эмоциональность то и еще как "цепляет" ;)
Правильно гдето сказал Никита:
"пентодная зараза - заболеваешь медленно, лечение невозможно" :ku)

На первом этапе - Да! Что за звук! Где были мои уши!
Но потом понимаешь что акустика нужна с ровныи импедансом, желательно открытая и однополосная. Слушать можно только на самой малой громкости. Попытки ввести ООС улучшают общу картину, особенно от отдельной обмотки в катод. Но после всех достижений решаешь вспомнить как звучало в триоде, перепаиваешь и .... Я оставил триод.
Александр
 

ua1ong

Местный
На первом этапе - Да! Что за звук! Где были мои уши!
Но потом понимаешь что акустика нужна с ровныи импедансом, желательно открытая и однополосная. Слушать можно только на самой малой громкости. Попытки ввести ООС улучшают общу картину, особенно от отдельной обмотки в катод. Но после всех достижений решаешь вспомнить как звучало в триоде, перепаиваешь и ....
Александр

перепаиваешь и .... возвращаешь в исходное состояние, начинаешь усиленно заниматься Акустикой. Получается*Достоинство тихих звуков*.
Никому не мешаешь, а всё присутствует. Про комнату молчу.
Громобой на триоде сделать легче.
Главное, что бы спину не сорвать.:):):)
 

Rezvoy

Active member
перепаиваешь и .... возвращаешь в исходное состояние, начинаешь усиленно заниматься Акустикой. Получается*Достоинство тихих звуков*.
Никому не мешаешь, а всё присутствует. Про комнату молчу.
Громобой на триоде сделать легче.
Главное, что бы спину не сорвать.:):):)

У каждого своя карма, сказал Рама!
Не всегда есть возможность занятся комнатой и не всегда есть желание слушать тихую музыку.
 

ML8

Member
А можно и не тихую, и без специальной акустики.
Есть такие тетроды, у которых внутреннее -- всего 5 КОм!!!
Вот их по две штуки на канал, или в пуш-пулл -- и зоолотой ключик у нас в кармане! :)

Правда, в моей акустике в качестве разделительного фильтра -- просто емкость на 4,7 мкФ.
А в схеме, кроме БП, двух ламп и ТВЗ -- всего два резистора... гы-гы
Может, потому оно и звучит так неплохо.
 

Rezvoy

Active member
А можно и не тихую, и без специальной акустики.
Есть такие тетроды, у которых внутреннее -- всего 5 КОм!!!
Вот их по две штуки на канал, или в пуш-пулл -- и зоолотой ключик у нас в кармане! :)

Правда, в моей акустике в качестве разделительного фильтра -- просто емкость на 4,7 мкФ.
А в схеме, кроме БП, двух ламп и ТВЗ -- всего два резистора... гы-гы
Может, потому оно и звучит так неплохо.

Дело не во внутреннем сопротивлении лампы, а в интермодуляционных искажениях очень хорошо слышимых у пентодов, немного меньше у тетродов ( а может лампы попались такие).
А вообще-дело вкуса.
 
На первом этапе - Да! Что за звук! Где были мои уши!
Но потом понимаешь что акустика нужна с ровныи импедансом, желательно открытая и однополосная. Слушать можно только на самой малой громкости. Попытки ввести ООС улучшают общу картину, особенно от отдельной обмотки в катод. Но после всех достижений решаешь вспомнить как звучало в триоде, перепаиваешь и .... Я оставил триод.
Александр

Полностью поддерживаю! Примерно такое же развитие событий у меня было с пентодами: удивление, попытка улучшить их введением ООС, прослушивание триодов, безвозвратный возврат к триодам. Причём хорошие пентоды слушал: 6П6С (Света, 49-й год), 6L6GT, Г411, ГУ50...

И даже на ОЯ, с ШП триод с низким Rвых ИМХО лучше.
 
Есть такие тетроды, у которых внутреннее -- всего 5 КОм!!!
Вот их по две штуки на канал, или в пуш-пулл -- и зоолотой ключик у нас в кармане! :)

Есть и такие тетроды, у которых внутреннее 1,5 кило :)
у 6П31С - 4 ком, у 6П45С - 2,5 ком, у 6П42С - 1,5 ком ;)
 

ХРЮН

AUDIO Team
Ну, вообще-то, в пентодной концепции если рассуждать - пентод или тетрод с выходным 5 кОм - является ущербным! От если 50 или лучше 100 кОм - тогда самое оно! Насчет интермодов - при определенных условиях пентоды как раз существенно превосходят триоды, и дают заметно (прям на слух!) мЕньшую интермодуляцию! Важно - при этом учтите, что мы миримся с КПД ничуть не выше чем у триода!!!
Если с пентода хочется вернуться на триод - значит просто пентод неправильно приготовлен, ИМХО. Готовить потому что, пожалуй, сложней, чем триод.
 

J.Impro

Местный
А мы так и поняли концепцию пентода - чем хуже, тем лучше:(
Никита, а как вы обуздали тот самый пер. звук ваших шестерок в рамках консепсии. ПАС?
 

L0ki

Эксперт
Во первых меня лечить поздно, уже заразился :D
Во вторых послушав систему Михаила (здешний ник - Евлампий)
никаких вышеназванных недостатков не слышал совершенно :)
зато какой звук! сказка! :)

А что касательно АС - да согласен нужна с очень ровным импедансом.
imho такую акустику вполне реально сделать.
Например используя различные варианты ПАС / ARU.
А кроссовер можно перенести и в анод лампы, т.е. сделать два трансформатора ;)
 

ХРЮН

AUDIO Team
А мы так и поняли концепцию пентода - чем хуже, тем лучше:(
Никита, а как вы обуздали тот самый пер. звук ваших шестерок в рамках консепсии. ПАС?


Нет-нет, ни в коем случае! С пентодом тоже самое - чем он лучше, тем и звук лучше. Но лучшесть пентода, как ИТУН, прямо пропорциональна в том числе его Эр-итому.
Тот самый пер-звук тех самых шестерок - в силу того, что все в стадии экспериментов - обуздывался-таки триодно-двухтактно, каюсь. Причем последний раз. как известно, в щитовой концепции. Хотя эти дины не для щитов и не для пентодов в общем-то. Концепция ПАС для них, к сожалению не готова пока. Она в процессе.
 

арт

Местный
только пентоды?

Согласен с Хрюном#55,у пентода(тетрода) большое внутреннее сопротивление-это Плюс.Про уменьшение интермодуляционных искажений только ленивый не писал.Но есть Хорошие пентоды(тетроды),а хороших триодов мало.Очень мало.Необходимость раскачки и прокачки триодов заставляет применять далеко не лучшие экземпляры. 6С4С требует 45в на сетке(в типовом режиме).Чем Вы будете их получать,и,не будет ли петь Ваш усилитель голосом(голосами) предидущих каскадов и их обвязки? А соотношение внутренних сопротивлений УНЧ и БП...
 

majordom22

Местный
Опять этот Миллер!

Угумс...

Вот и я начал проникать энтоксикацией к триодным драйверам...
Только теперь вопрос... что делать дальше?

По ВАХам основная часть драйверных пентодов кривовата, и на чем строить?
Будем считать,что тема жива.Мои несколько копеек в общий котёл.Прочёл чистосердечные красочные ...миниочерки от Евлампия,замечания и наблюдения от других авторов,напр. Резвой,и сразу со всеми соглашаюсь.Что удивляет, НИКТО не высказал обЪективно обгрунтованной версии различий в звучании пентодов и триодов в полосе СЧ и выше.Не буду писАть эссе.Высказывающиеся знатоки нАпрочь забыли о подлости под названием "ёмкость Миллера",а уважаемый wizard,по видимому,уже устал об этом говорить.Вспомним азы.В триодном включении ёмкость Сетка-Анод умножается на Ку каскада.Поэтому на верхних частотах каскад на триоде потребУет от драйвера ток прибл. на числовое значение Ку больше,чем та же лампа в пентодном включении,из-за наличия заземлённой по перем.току экранной сетки.Мне даже нравится,как раньше её называли:экранирующая.Отсюда различная детализация в звуке разных включений,но с похожими драйверами.Итак,итОг:пентод играл детальнее из-за меньшей нагруженности драйвера.А триод играл чище из-за меньших нелинейных искажений всех типов.Почти не ИМХО,больше по Бонч-Бруевичу,младшему.С уважением,Виталий.
 
Сверху