Абсолютная фаза (полярность)?

  • Автор темы ML8

ML8

Member
Любопытны мнения присутствующих.

Есть ли здесь те, кто старается следить за совпадением абсолютной фазы сигнала на входе и на выходе тракта? Т.е. чтобы самый фронт, скажем, большого барабана и других инструментов с ярко выраженной ассиметрией атаки приводил к смещению динамиков в колонках вперед, в сторону слушателя, а не назад?..

Спрашиваю, так как неоднократно встречал мнение о большой важности этого фактора. А на деле очень часто вижу в реальных записях (подразумевается многоканальная), скажем, прямую фазу для бас-бочки и обратную -- для рабочего, и т.п.

Пытался давеча на слух определить, какое включение динамиков будет "правильным" -- честно говоря, не определил. Как по мне, то один черт, хотя я и не отличаюсь аудиофильским слухом.

Есть ли смысл специально замарачиваться по этому поводу, какие мнения?
 

Ал.Д.

Местный
Есть, других мнений здесь и быть не может. Существует масса работ по субъективному восприятию фазовых искажений (пороги, ЧХ и тд), те все это прекрасно слышно, есть количественные характеристики: фазовая задержка, ГВЗ. Другое дело, что раньше измерять было трудно: фазометр B&K с линией задержки, глухая камера. Теперь у себя дома вы снимаете кумулятивные спектры - как тут не заморочиться! Только вот переключение динамиков тут не обойтись. Боюсь показаться занудой, но здесь уж вы точно оцените роль акустики помещения. Нормируемых характеристик фазовых искажений при производстве аудио аппаратуры вроде как и нет, но серьезные люди, естественно, их контролируют. Wizard уже лет тридцать пытается заморочить этим аудиофилов, но доходит медленно и трудно.
Совет: вы любите измерять, посмотрите софт, LoudspeakerLab, например, там много всего разного.
 

ML8

Member
Ал.Д., мммм, если честно, я все же больше имел в виду не отслеживание и исправление фазовых искажений по всему тракту во всей полосе частот -- то, что это действительно важно, и медведю ясно... :)

А вот полярность включения динамиков -- играет ли роль? И если да, то в чем она проявляется на слух?
 

Oleg

Эксперт
А вот полярность включения динамиков -- играет ли роль? И если да, то в чем она проявляется на слух?
Ещё как играет. Самое заметное проявление -на большинстве записей пропадают басы. А ещё - напрочь пропадает локализация источников звука. Если не замечаете этого - то в Вашей системе что-то не так. Или с ушами, но для того, чтобы не услышать разницы, надо быть совсем глухим.
 

Ал.Д.

Местный
Да вы же сами переключали, неужели не заметили?
На любом тестовом диске есть: НЧ в фазе и противофазе, СЧ ..., ВЧ..., ну, это минимум, ктр нужно проверить и выставить. А проявляется это в искажении звуковой картинки, например, скрипка становится размером с контрабас и уходит в сторону.
Олег точнее сказал: - напрочь пропадает локализация источников.
 

ML8

Member
Oleg, Ал.Д., я не имею в виду клинический случай, когда одна колонка подключена ПРОТИВОФАЗНО по отношению к другой! Естественно, это совершенно недопустимо, и к тому же эта проблема обнаруживается на слух обычно с первого же звука.

Я имею в виду -- если на обеих колонках одновременно перевернуть фазу, т.е. полярность подключения -- что произойдет со звуком? Моё мнение -- ровным счетом ничего.

Есть люди, которые заявляют, что разницу ощущают. Но в чем она выражается, обычно затрудняются объяснить.
 

Ал.Д.

Местный
Что-то всегда происходит. Представьте: один конец сидит на земле, с другого заводится ООС, наверное, замена будет слышна. Можно стараться свести такие "эффекты" к минимуму, а можно и культивировать, делать ноухау. Читая некоторые высказывания иногда ловишь себя на мысли: High End усилитель - одна большая сопля (в радиотехническом смысле), приятная на ощупь, те на слух - измерять-то никто не любит.
Попробуйте вилку в розетке покрутить, тут много об этом говорилось, нет эффекта - хорошо, есть - попробуйте найти причину и устраните ее, не в ваших силах - пронумеруйте концы и включайте правильно.
 

Normann

Эксперт
Обязательно нужно следить при подключении аппаратуры за тем, чтобы общая (абсолютная) фаза не переворачивалась на 180. Если открыть паспорт на например усилитель какой-нибудь известной марки, то можно прочитать: Phase: non inverted (или inverted). И это нужно учитывать по каждому прибору включённому в тракт.
 

Normann

Эксперт
Если инфо нет, то можно воспользоваться 2-х лучевым осциллографом и генератором.
 

Древний юзер

Местный
в натуре палата №6 ;)


Попробуйте вилку в розетке покрутить, тут много об этом говорилось

вилка от розетки имеет место, тем, что в одном случае у вас нуль ближе к сердечнику трансфа, а фаза ближе к вторичке, а в другом наоборот.

это заметно и при применении не секционированных ТВЗ, например ТВЗ-1-9, есть разница в передаче верха.
 

JAS

Member
Если сперва сфазировать оба канала 2х лучевым осциллографом и генератором, потом батарейкой установить + на клеммах АС по выталкиванию диффузора и подать на него сигнал с "горячего" выхода - проверка тестовым диском дает результат "НЧ в фазе" однозначно.По другому я не слушал, надо попробовать!
 

Alex Torres

Active member
Абсолютная фаза - ни на что не влияет.

P.S. Как и нормальная вилка (вместе со шнурком) в нормальной розетке, при нормальой сети и нормальном блоке питания.

P.P.S. А вот для выходных трансформаторов - полярность первички как правило влияет.
 

Normann

Эксперт
Есть ещё одна проблема: не известно, в фазе-ли был тракт в процессе записи музыки. Инженеры об этом не думают. Хотя как-то общался с дисками лейбла Clarity Recordings. Там учитывался этот момент, о чём повествовала некая писулька во вкладыше. Заостряли момент о правильном абсолютном фазировании. Качество записи было достойным.
 

Manowar

Active member
очередное влияние деревянных подставочек на звук..
когдаже наконец обратят внимание на регистрируемое приборами изменение тока лампы при воздействии магнитного поля?(проверялось на тетроде) ;)
начнётся орентирование ламп на усях да оборудование усей компасами ;)
 

Древний юзер

Местный
Есть ещё одна проблема: не известно, в фазе-ли был тракт в процессе записи музыки. Инженеры об этом не думают.

ну это вы батенька загнули, конечно обращают и очень внимательно.
ну пульт ведь тоже не обманешь, он "весь" или 0 или 180...
так что каждый инструмент (если для обратного специально не прикладывали усилий) в обойх каналах в фазе.

но дальше, когда "ложат на носитель", кто там парится, что 0000 или FFFF у нас соответсвует движению вперед или назад... и вообще что есть "вперед", 0000 или FFFF? может кто из мегаСпецов ответит?


Как и нормальная вилка (вместе со шнурком) в нормальной розетке, при нормальой сети и нормальном блоке питания.

влияет, емкостную связь между обмоток транса еще ни кто не отменял, вот там оно и лезет... но при хорошем стабе и т.д. все это фильтруется...
 

Alex Torres

Active member
но дальше, когда "ложат на носитель", кто там парится, что 0000 или FFFF у нас соответсвует движению вперед или назад... и вообще что есть "вперед", 0000 или FFFF? может кто из мегаСпецов ответит?

Если весь тракт полностью неинвертированный, то 0000 это "вперед", а FFFF - "назад".
Другое дело, что никому до этого дела нет, и никто никогда не считает общее число инверсных каскадов, и не стремться чтобы оно было четным. Что совершенно правильно.
 

Древний юзер

Местный
Если весь тракт полностью неинвертированный, то 0000 это "вперед", а FFFF - "назад".
ссылочку на даташит пожайлуста, где рассмотрен этот вопрос в явном виде т.е. призаписи от 7FFFF к 0000 (или при инкрименте) необходимо обеспечит движение диффузора динамика - вперед, а от 8000 к FFFF (или при декрименте) - назад... хотя б для диапазона НЧ, или при 1 кГц, как будет угодно...

Другое дело, что никому до этого дела нет, и никто никогда не считает общее число инверсных каскадов, и не стремться чтобы оно было четным. Что совершенно правильно.
1000% согласен.
 

Древний юзер

Местный
Для тех кто сомневается...
Ну, для динамика понятно "+" это движение "наружу"...
Но где вы видели такое для микрофона? хоть в одной инструкции написано "+" - движение во внутрь и где этот "+" даже на баланснике искать?
 

Бурцев

Эксперт
Для тех кто сомневается...
Ну, для динамика понятно "+" это движение "наружу"...
Но где вы видели такое для микрофона? хоть в одной инструкции написано "+" - движение во внутрь и где этот "+" даже на баланснике искать?

По уставу положенно, что на XRL на ноге 2 "+", на ноге 3 "-".

Все нормальные студийные пульты НЕИНТЕРТИРУЮЩИЕ (если же необходимо повернуть фазу у конкретного канала, то ВСЕГДА есть соответствующая кнопка на линейке).

Учите матчасть.

С уважением.

Алексей Бурцев
 

Alex Torres

Active member
Если весь тракт полностью неинвертированный, то 0000 это "вперед", а FFFF - "назад".
ссылочку на даташит пожайлуста, где рассмотрен этот вопрос в явном виде т.е. призаписи от 7FFFF к 0000 (или при инкрименте) необходимо обеспечит движение диффузора динамика - вперед, а от 8000 к FFFF (или при декрименте) - назад... хотя б для диапазона НЧ, или при 1 кГц, как будет угодно...


Я не говорил что "необходимо это обеспечить".
0000 -соответстуют "+" напряжения, FFFF - "-".
При подаче "+" на динамик, диффузор движется вперед.
Не верите - возьмите батарейку и проверьте :)
 
Сверху