Акустическая схема "Тройка"

  • Автор темы DAS

DAS

Местный
Уважаемые коллеги подскажите....
В былые времена на страницах журналов проскачила акустическая
система "тройка" (Вроде американы так обозвали). Подскажите
где можно посмотреть инфо на эту тему (вариант:один активный НЧ
канал или одна общая колонка НЧ)
 

Alex Torres

Местный
Сейчас это обычно называют "трифоник" - два сателита и сабвуфер.
Делается так - разделительный фильтр, в котором на сателлиты идет все что выше частоты раздела, на саб - все что ниже, и смешанное из двух каналов.

Частота раздела - чем ниже тем лучше, насколько позволяют сателлиты, но не слишком нихко, а то это уже будет не совсем трифоник :)
В реальных конструкциях - обычно раздел от 100 до 300гц, хотя в *****овеньких я встречал даже 500гц! (во ужас был :))
Каналы сателллитов собенностей не имеют - ну уилители себе и усилители, а вот в НЧ канал как правило вводят дополнительные каскады для регулировки/инверсии фазы, коррекции АЧХ и т.п.
Саб для трифоника - это не саб для домашнего кинотеатра, он должен быть более "музыкальным". Это означает, прежде всего, никаких БандПассов, только фазоинвертор или закрытый ящик.
Сателллиты - как обычный полочник, если использовать готовый полочник-ФИ, то лучше заткнуть ему дырку, превратив в ЗЯ, или наоборот - снять заднюю стенку, превратив в открытяй ящик (ОЯ), возможно с ПАС.
Страничка не доделана, но кое-что посмотреть можно:
http://altor.sytes.net/Triphonic/triphonic.html
 

DAS

Местный
to Alex Torres:
Ок! Спасибо, что предупредили про частоту раздела, я как раз в расчёт
поставил 500гц. Саб буду собирать на сдвоенных 6ГД2. Это не "извращение", просто по объективным реальностям я не могу их планировать в корпуса по 100литтров. Сателиты на венгерских широкополосниках BEAG. Только я не понял про "затыкание дырок", я наоборот расчитывал попробывать различные варианты акуст. оформления?
 

DAS

Местный
Прошу прощения за свою невнимательность. Главный усилитель у меня
ламповый, а НЧ канал подключается доплнительно, поэтому сателиты
у меня широкополсник в корпусе по оналогии с Визатоновскими Топазами
или ТЛ
 

Alex Torres

Местный
to Alex Torres:
Ок! Спасибо, что предупредили про частоту раздела, я как раз в расчёт
поставил 500гц.

Не стоит, это много! Я считаю что 100-150 это оптимум, ну 200 в крайнем случае.

Саб буду собирать на сдвоенных 6ГД2. Это не "извращение", просто по объективным реальностям я не могу их планировать в корпуса по 100литтров.


Чем хорош трифоник - поскольку низ усиливается отдельным усилителем, его можно сделать гораздо более мощным. И не озадачиваться получением высокой чуствительности. Поэтому включив изобариком, проиграв в отдаче, можно уменьшить обьем.

Сателиты на венгерских широкополосниках BEAG. Только я не понял про "затыкание дырок", я наоборот расчитывал попробывать различные варианты акуст. оформления?

А зачем сателлитам ФИ, ТКУВП и прочее? Или ЗЯ или ОЯ, другого не надо.
У Линвитца на сайте расисаны и диполи в качестве сателлитов.
Вообще, все акустичесукиеоформления, призваны в основном обеспечить работу динамика внизу, но если мы делаем трифоник - все эти вопросы сразу уменьшаются.

Посмотрите у меня на сайте есть несколько трифониковских систем (фотографии) Владимира Мовчана. Там в основном сателлиты ЗЯ а НЧ - ФИ.
 

DAS

Местный
Согласен с Вами на все 100%.Возможно при отладке усилителя, я останусь удовлетворённым звуком. Кроме джаза, иногда слухаю и "лёгкую" музыку, а тут мои сателиты не справятся
 

DAS

Местный
Зашёл к Вам на сайт, есть над чем подумать.
Большое спасибо
 

Соболь

Местный
подумайте и над тем, больше ли вы сэкономите или потеряете, создавая трифоник.
из плюсов - один НЧ-дин вместо двух
из минусов - ВСЕ ОСТЕЛЬНОЕ :)

вообще-то для музыки нужно 2 канала (стерео), да и а в каждой АС полос желательно поменьше.
 

Alex Torres

Местный
Конечно, полноценные 2 канала лучше трифоников, но как-бы - есть системы разного уровня, и есть разные помещения. Для маленькой комнаты - пожалуй трифонк будет даже лучше полноценных.

P.S. НЧ-динамиков у него кстати планируется два. Да и у Мовчана в трифониках в некоторых по две 12-дюймовки стоят :)
Правда, у Мовчана каждый динамик работает от своего канала, оть и стоят в одном ящике, а в данном случае - лучше изобариком.
 

DAS

Местный
to Соболь:
если не трудно о минусах
 

DAS

Местный
У меня как раз маленькое помещение, поэтому я и замахнулся на эту идею
 

Соболь

Местный
о недостатках.
двухполосное усиление = второй усилок.
проблемы в стыковке фазы, проблемы в разном звучании разных усилков, проблемы в дефектах сцены из-за СЧ артефактов от саба.
 

DAS

Местный
to Соболь:
второй усилок, скрепя сердцем стерплю, а вот с остальным проблема.
Честно говоря я примитивно к этому вопросу подхожу, мол НЧ на стереопонараму не влияют, значит попробуем вариант "Трифоника".
В далёкие совдеповские времена, я у своего знакомого радиоинженера
слушал эту систему и вроде бы она себя оправдывала.
 
о недостатках.
двухполосное усиление = второй усилок.
Это не не минус, а одно из главных преимуществ трифоника,2х полосное усиление, что делает всю систему на порядок более гибкой.
И еще открою секрет там есть НИЗ, не искаженный (до 5% КНИ) вплоть от 20-30гц, в отличие всяких обратных рупоров, труб Войта нагруженных на ШП или стандартных стерео пар которые можно купить за вменяемые деньги.
проблемы в разном звучании разных усилков, проблемы в дефектах сцены из-за СЧ артефактов от саба.
Почему такое мнение? Мы в НЧ полосе вообще физиологически не различаем даже какой тип усилителя, А или АБ, до 5% КНИ не слышим.
DAS
У меня изобарическое, 2х канальное НЧ звено 2х10" (смотри картинку). После расширения площади, сейчас надо будет менять мощник на 200х ватный, а в будущем на основной канал возможно будет ламповый усилок.
зы
http://www.ixbt.com/dvd/subsat.shtml
 

Вложения

  • DSC02021.jpg
    40.7 KB · Просмотры: 106
  • DSC02022.jpg
    37.5 KB · Просмотры: 83

DAS

Местный
to Александр Мовчан:
Извините за задержку с ответом, был "отлучён" от компа.
Огромное спасибо всем откликнувшимся!
Александр, просмотрел Ваши конструкции, впечетляет!
Сегодня начну делать акустику. На канал НЧ свояю гибридник.
Ради интереса, попробую Носовскую ортогональную конструкцию.
Хотя опытные ребята на одной из веток критически к ней отнеслись.
С уважением,
DAS
 
то DAS
to Александр Мовчан:
Извините за задержку с ответом, был "отлучён" от компа.
Огромное спасибо всем откликнувшимся!
Александр, просмотрел Ваши конструкции, впечетляет!
Да не за что, это все сделано отцом, я тут больше как посредник между сетью и ним, его ломает этим заниматься. :)
Сегодня начну делать акустику. На канал НЧ свояю гибридник.
Для полосы низких я думаю это лишние хлопоты, просто нужен мощник ЛМках с выхлопом по 100-200ват, активный фильтр 2го порядка (желательно переменный от 80-200 гц) и фаза вращатель. ( Alex Torres поправь если что... ) и я правильно понял НЧ звено 1канальное, тогда и сумматор тоже придется делать.
 

Alex Torres

Местный
Для полосы низких я думаю это лишние хлопоты, просто нужен мощник ЛМках с выхлопом по 100-200ват,

200 - это если делать коррекцию (трансформатор Линвитца), да и то - при совсем тупых динамиках.

активный фильтр 2го порядка (желательно переменный от 80-200 гц) и фаза вращатель. ( Alex Torres поправь если что... ) и я правильно понял НЧ звено 1канальное, тогда и сумматор тоже придется делать.

Если ставить 2 динамика - НЧ-звено я бы делал 2-х канальным. Все же два усилителя по 100Вт проще чем один на 200Вт.
 
Есть у меня небольшой опыт в создании трифоников. Главный недостаток, который заметил - с активным фильтром втророго порядка (пробовал Баттерворта 150 Гц, а также Бесселя 200 Гц) всегда явно ухудшается стереоэффект по сравнению с обычными АС. Пожалуй, частоту раздела следует выбирать настолько низкую, насколько позволяют сателлиты, и для НЧ канала стоит ставить фильтр высокого порядка.

И ещё одно наблюдение. Не знаю, психологический это эфект или нет, но когда ручка регулировки громкости НЧ канала была выведена на переднюю панель, постоянно хотелось её покрутить - всё казалось, что громкости каналов неправильно состыкованы. Может, это происходило из-за нестыковки по фазе. Фазовой подстройки у меня не было.

В НЧ канале у меня был закрытый ящик литров на 45 с двумя отверстиями под 20-сантиметровые головки. Экспериментировал с 10ГД-36. 1 штука, 2 штуки мордами наружу, 2 штуки мордами друг к другу и, наконец, 4 штуки - по две "изобарически".
 

DAS

Местный
В плане намечено НЧ звено однокональное на LM-ке+активный, переменный фильтр+фазовращатель
 
Да, и еще одно наблюдение. Подобные системы делают, когда мало места в комнате, рассчитывая разместить НЧ ящик где попало. Как оказалось, от его положения многое зависит, причём не только в НЧ диапазоне (это ясно), но и в СЧ. Когда переносишь ящик слева напрво и обратно, приходится подстраивать баланс стереоканалов. Это-то само по себе не страшно, но говорит о том, что не всё в порядке с СЧ. Вот поэтому, мне кажется, и нужно, чтобы НЧ ящик излучал как можно меньше средних частот.
Может, стоит попробовать поставить его динамиками вниз - это дополнительно срежет средние. Заодно, варьируя высотой ножек, можно будет подстраивать демпфирование.
 
Сверху

all-audio.problack-job.netkakbik.infomanagement-club.comsafe-crypto.mevse-multiki.comultrasoft.solutions