Акустика ФИ+ПИ

monster_3D

Member
Предлагаю для испытаний и обсуждения немного новый принцип в акустике, суть которого в объединении фазоинвертера и пассивного излучателя в одном корпусе. Как показали измерения, в данном случае ПИ играет роль не столько излучателя, сколько Поглощающего Резонатора, поэтому предлагаю обзывать его ПР в отличие от классического ПИ. Или просто «бутерброд», потому что состоит он из двух слоев – один более упругий , другой более поглощающий.
Принцип работы «на пальцах» : энергия давления внутри корпуса накапливается в энергии прогиба ПР, и на обратном ходе возвращается в давление. Ессесно помогает притормозить прокачку ФИ в пике давления. Поэтому на импедансе появляется еще один горб - это пик резонанса, добавляемого «бутербродом». Вся система резонансов тесно связана, сложно определить какие параметры ПР за что отвечают (масса/упругость/поглощение), вдобавок все это распределено по некоторой площади. ИМХО средний горб (пусть будет 3-й, чтобы отличать от 1-го и 2-го в обычном ФИ) – это резонанс ПР, и работает он на уменьшение добротности ФИ, т.е. своего рода еще один ФИ внутри классического ФИ. Преимущество в том, что энергия уже не тратится на поглощение или излучение наружу, а переходит в энергию прогиба ПР, чтобы затем вернуться в энергию давления. КПД акустики, по идее, должен быть выше.
Добротность 3-го горба можно уменьшать до полного смазывания, можно двигать вверх-вниз для нужного влияния на 1й или 2й горб ФИ. При желании резонанс ПР по частоте можно сделать ниже 1-го или выше 2-го горба классического ФИ, хотя тогда уже сложно выделить «ху из ху». Т.е. имеем полноценный «инструмент» для формирования импеданса по своему желанию. Осталось выяснить какая форма кривой будет наиболее «правильной» или более приятной для слуха, кому что больше нравится.

Экспериментальная установка была сделана в корпусе 35АС-1 (50 литров, ватный валик ампутирован), штатный динамик 30ГД-1 переклеен на более мягкий ППУ подвес, штатный фазик 7.5х9.5х43см (позже отрезано 4см). Динамик включен через штатный НЧ фильтр 2-го порядка с частотой среза 420Гц. Отверстие под ВЧ-СЧ 14х24см заклеено бутербродом: пластина из подложки под напольное покрытие (вспененный полиэтилен 30кг/м.куб. -ППЭ) толщина 1см (упругость) + пластина паралона 2см (поглощение) - элементарно, Ватсон!
Звук, в принципе, неплохой – явного бубнения нет (а ведь ящик-то пустой!), фазоинверторной размытости тоже нет, басовые струны и пинок ударника слышно великолепно. АС/DC и U2 без СЧ-ВЧ части слушаются без напряга, в исполнении на низах появляются нюансы, незаметные раньше.

Измерения. Параметры динамика в свободном виде:
???????? 30??-1 ???.gif

Уменьшение добротности при преобладании поглощения в ПР и получение 2-х горбой линии с добавлением упругости в «правильном бутерброде» (ППЭ внутрь). Т.е. начинает работать фазик (на остальных измерениях он также открыт). В то же время низкодобротный резонанс ПР «размыт», попросту не виден на графике (или слишком высокая его частота? в р-не 100Гц что-то там...):
1-2gorba.gif

Понижение резонансной частоты (добавление грузиков) добротность «упругого» ПР повыше (ПИ m1, m2 - ппэ без паралона). Выделен БТРБ1 ("бутерброд" с грузиком) у него понижена добротность + повыше частоты 2-3 горбов при добавлении демпфера-паралона .
3-gorba_1.gif

Варианты настройки 3-горбого импеданса ("правильный бутерброд" с грузиками разной массы). БТРБ1 - не укороченный порт фазика, поэтому добротность 1-го горба ниже. БТРБ3 - труба ФИ на 4см короче.
3-gorba_2.gif
ИМХО наиболее приятно должен звучать последний вариант (график выделен), т.к. фаза в диапазоне 16-55Гц укладывается в +/-15град, нет резких перепадов с +30 до -30 градусов на участках в 10-20Гц, что характерно для обычного ФИ. Для «идеала» добавить бы есчо мааааленький горбик на 70ГЦ… чтоб такая же фаза везде была... :D

Для желающих повторить конструкцию: Резмещайте «бутерброд» на задней или нижней стенке АС, он работает в противофазе с динамиком!
Sin200 30??.gif
 

Михаил44

Active member
Ничего нового в акустике ты не изобрел. На Веге давно обсуждали. И в учебниках есть. Перспектив никаких. ФИ, испорченный дополнительной нелинейностью и упругостью подвеса ПИ. Но для практики попилить и померить самое то.
 

J.Impro

Местный
В акустику приходят грамотные и небесталанные люди и начинают нарезать бесчисленные круги вокруг динамика. Основной мотив - впихнуть невпихуемое. Раздел акустика - счетчик оборотов. Один единственный человек на форуме попытался кардинально улучшить дин и у него получилось.
 

monster_3D

Member
Ничего нового в акустике ты не изобрел. На Веге давно обсуждали. И в учебниках есть. Перспектив никаких. ФИ, испорченный дополнительной нелинейностью и упругостью подвеса ПИ. Но для практики попилить и померить самое то.

Обсуждали "преимущества ФИ по сравнению с ПИ" или "недостатки ПИ". Я же предлагаю попробовать связку ФИ+ПИ в которой ПИ имеет низкую добротность и частоту настройки ФИ (+/-). Где вы видели у Алдошиной 3 горба на импедансе?
Вот именно попилить и померить а не флудить по чем зря.
 

Михаил44

Active member
А при чем тут Алдошина? Ты отстал от жизни. Сходи на FTP с Веги и скачай литературу.
Добавь сюда еще резонатор 1\4, столь любимый Бобби, еще горбов прибавится. Сам подумай, зачем лишние резонансы в ящике? Только пиления и экспериментов ради. Времени много, вперед.
 

monster_3D

Member
А при чем тут Алдошина? Ты отстал от жизни. Сходи на FTP с Веги и скачай литературу.
Добавь сюда еще резонатор 1\4, столь любимый Бобби, еще горбов прибавится. Сам подумай, зачем лишние резонансы в ящике? Только пиления и экспериментов ради. Времени много, вперед.

По этой теме литературы - мизер, все в разных местах и по кусочкам.
Один за другим повторяют "ПИ не может звучать лучше ФИ", а в чем собстно причина - лень разобраться.
Правильно, давайте лепить ФИ с двумя резонансами, с непонятно с какой добротностью и бешеными перепадами по фазе. Реальный инструмент издает звук промодулированный не только по амплитуде но и по частоте (фазе). А теперь представьте что динамик искажает эту фазу +/-30градусов!
 

Михаил44

Active member
Ты лишь добавляешь резонансы еще одной нелинейной системой. Какой смысл компенсировать резонанс ФИ, нарушая его работу? реальные инструменты к динамикам и АС не имеют отношения-давай не будем об этом.
ПИ именно по этой причине звучит хуже ФИ, так как воздух в ящике линеен, а подвес динамика нелинеен.
 

Charcoal

Местный
ПИ может звучать не хуже ФИ. И , досужие размышления не рассуждателей - как говорят англичане, "возле птички" (произнесити по англ. и поймете смысл)))),
 

Ал.Д.

Местный
Все изыски с добавлением резонансов происходят от тоски по басу:) из маленького ящика. Прежде чем призывать пилить других, сделайте грамотно ЗЯ с одним резонансом.
Кстати, сам критерий - фаза - к слуху относится весьма косвенно.
Объективнее выглядит контроль переходных и нелинейных искажений.
Микрофоном:).
 

artmaster

Местный
мне кажется автор принимает бОльшую величину горба импеданса, как бОльшую добротность - наверно наоборот.
а все остальное ИМХО интересно. и кривуля интересная тоже. дальнейшее продвижение СПЛей вниз на частотной оси должно сопровождаться появлением либо Х-ампингом, -что для инженера-акустика некозяво, либо симбиозов ФИ-ПР, ПИ, Вариовент, рупор (впред-назад-туда-сюда-обратно). с почином вас.
 

monster_3D

Member
мне кажется автор принимает бОльшую величину горба импеданса, как бОльшую добротность - наверно наоборот.
с почином вас.

Спасибо!
Понимаю я правильно, на самом деле бОльшие горбы шире по полосе, т.е. объяснения изложил в первом приближении, для наглядности. Могу выложить расчет добротности по каждому горбу.
 

monster_3D

Member
Все изыски с добавлением резонансов происходят от тоски по басу:) из маленького ящика. Прежде чем призывать пилить других, сделайте грамотно ЗЯ с одним резонансом.
Кстати, сам критерий - фаза - к слуху относится весьма косвенно.
Объективнее выглядит контроль переходных и нелинейных искажений.
Микрофоном:).

Абсолютно согласен!
ЗЯ делал, преимущества налицо, но и проблемы всем известны: объемчик - раз, голова - два...
Чтобы получить хотябы 40 Гц, параметры головы должны быть что-то типа Vas=120л, Qts=0.25, Fs=15-20 Гц.

До искажений и фазы еще доберемся, не все сразу ;)
 

Lens_yc

Местный
У Филипса есть минисистема с Woox, там как раз ФИ+ПИ.
 

Михаил44

Active member
А у Панасоника миниситема ЗЯ+ПИ=что дальше? . С проигравшей теорией практике ты бы по компу не щелкал-не было б компьютера. Также и в акустике. Как бас в щите от низкодобротного динамика.
 

Lens_yc

Местный
а чего сразу нападки? язык чешется или пальцы? Я человеку указал куда смотреть чтоб велосипед не изобретать, найти да послушать, стоит ли игра свеч.
 

Lens_yc

Местный
П.С. слова что были процитированы произнесены разработчиком ОС Линукс...
П.П.С. бас в щите - отменная вещь с низкодобротником и с хорошим усем. А вообще здесь это оффтоп, похоже у Михаила мания об этом постоянно упоминать :D
 

Михаил44

Active member
а чего сразу нападки? язык чешется или пальцы? Я человеку указал куда смотреть чтоб велосипед не изобретать, найти да послушать, стоит ли игра свеч.

Монстер дело хорошее сделает-другие не будут зря пилить, зачем время тратить? А к твоим советам и Рутковского по оформлению низкодобротных динов лучше не прислушиваться. Про теорию он пошутил, а ты поверил. Все удифилы внушаемы и доверчивы. Сам был таким :D .
 

Lens_yc

Местный
я легко использую и делаю помимо щитов и ФИ с ЗЯ и рупора и даже БП. Меня не коробит ни одно из оформлений, как Вас щит на низкодобротнике. Так что про внушаемость это не про меня, скорее про Вас ;)
 
Сверху