monster_3D
Member
Предлагаю для испытаний и обсуждения немного новый принцип в акустике, суть которого в объединении фазоинвертера и пассивного излучателя в одном корпусе. Как показали измерения, в данном случае ПИ играет роль не столько излучателя, сколько Поглощающего Резонатора, поэтому предлагаю обзывать его ПР в отличие от классического ПИ. Или просто «бутерброд», потому что состоит он из двух слоев – один более упругий , другой более поглощающий.
Принцип работы «на пальцах» : энергия давления внутри корпуса накапливается в энергии прогиба ПР, и на обратном ходе возвращается в давление. Ессесно помогает притормозить прокачку ФИ в пике давления. Поэтому на импедансе появляется еще один горб - это пик резонанса, добавляемого «бутербродом». Вся система резонансов тесно связана, сложно определить какие параметры ПР за что отвечают (масса/упругость/поглощение), вдобавок все это распределено по некоторой площади. ИМХО средний горб (пусть будет 3-й, чтобы отличать от 1-го и 2-го в обычном ФИ) – это резонанс ПР, и работает он на уменьшение добротности ФИ, т.е. своего рода еще один ФИ внутри классического ФИ. Преимущество в том, что энергия уже не тратится на поглощение или излучение наружу, а переходит в энергию прогиба ПР, чтобы затем вернуться в энергию давления. КПД акустики, по идее, должен быть выше.
Добротность 3-го горба можно уменьшать до полного смазывания, можно двигать вверх-вниз для нужного влияния на 1й или 2й горб ФИ. При желании резонанс ПР по частоте можно сделать ниже 1-го или выше 2-го горба классического ФИ, хотя тогда уже сложно выделить «ху из ху». Т.е. имеем полноценный «инструмент» для формирования импеданса по своему желанию. Осталось выяснить какая форма кривой будет наиболее «правильной» или более приятной для слуха, кому что больше нравится.
Экспериментальная установка была сделана в корпусе 35АС-1 (50 литров, ватный валик ампутирован), штатный динамик 30ГД-1 переклеен на более мягкий ППУ подвес, штатный фазик 7.5х9.5х43см (позже отрезано 4см). Динамик включен через штатный НЧ фильтр 2-го порядка с частотой среза 420Гц. Отверстие под ВЧ-СЧ 14х24см заклеено бутербродом: пластина из подложки под напольное покрытие (вспененный полиэтилен 30кг/м.куб. -ППЭ) толщина 1см (упругость) + пластина паралона 2см (поглощение) - элементарно, Ватсон!
Звук, в принципе, неплохой – явного бубнения нет (а ведь ящик-то пустой!), фазоинверторной размытости тоже нет, басовые струны и пинок ударника слышно великолепно. АС/DC и U2 без СЧ-ВЧ части слушаются без напряга, в исполнении на низах появляются нюансы, незаметные раньше.
Измерения. Параметры динамика в свободном виде:
Уменьшение добротности при преобладании поглощения в ПР и получение 2-х горбой линии с добавлением упругости в «правильном бутерброде» (ППЭ внутрь). Т.е. начинает работать фазик (на остальных измерениях он также открыт). В то же время низкодобротный резонанс ПР «размыт», попросту не виден на графике (или слишком высокая его частота? в р-не 100Гц что-то там...):
Понижение резонансной частоты (добавление грузиков) добротность «упругого» ПР повыше (ПИ m1, m2 - ппэ без паралона). Выделен БТРБ1 ("бутерброд" с грузиком) у него понижена добротность + повыше частоты 2-3 горбов при добавлении демпфера-паралона .
Варианты настройки 3-горбого импеданса ("правильный бутерброд" с грузиками разной массы). БТРБ1 - не укороченный порт фазика, поэтому добротность 1-го горба ниже. БТРБ3 - труба ФИ на 4см короче.
ИМХО наиболее приятно должен звучать последний вариант (график выделен), т.к. фаза в диапазоне 16-55Гц укладывается в +/-15град, нет резких перепадов с +30 до -30 градусов на участках в 10-20Гц, что характерно для обычного ФИ. Для «идеала» добавить бы есчо мааааленький горбик на 70ГЦ… чтоб такая же фаза везде была...
Для желающих повторить конструкцию: Резмещайте «бутерброд» на задней или нижней стенке АС, он работает в противофазе с динамиком!
Принцип работы «на пальцах» : энергия давления внутри корпуса накапливается в энергии прогиба ПР, и на обратном ходе возвращается в давление. Ессесно помогает притормозить прокачку ФИ в пике давления. Поэтому на импедансе появляется еще один горб - это пик резонанса, добавляемого «бутербродом». Вся система резонансов тесно связана, сложно определить какие параметры ПР за что отвечают (масса/упругость/поглощение), вдобавок все это распределено по некоторой площади. ИМХО средний горб (пусть будет 3-й, чтобы отличать от 1-го и 2-го в обычном ФИ) – это резонанс ПР, и работает он на уменьшение добротности ФИ, т.е. своего рода еще один ФИ внутри классического ФИ. Преимущество в том, что энергия уже не тратится на поглощение или излучение наружу, а переходит в энергию прогиба ПР, чтобы затем вернуться в энергию давления. КПД акустики, по идее, должен быть выше.
Добротность 3-го горба можно уменьшать до полного смазывания, можно двигать вверх-вниз для нужного влияния на 1й или 2й горб ФИ. При желании резонанс ПР по частоте можно сделать ниже 1-го или выше 2-го горба классического ФИ, хотя тогда уже сложно выделить «ху из ху». Т.е. имеем полноценный «инструмент» для формирования импеданса по своему желанию. Осталось выяснить какая форма кривой будет наиболее «правильной» или более приятной для слуха, кому что больше нравится.
Экспериментальная установка была сделана в корпусе 35АС-1 (50 литров, ватный валик ампутирован), штатный динамик 30ГД-1 переклеен на более мягкий ППУ подвес, штатный фазик 7.5х9.5х43см (позже отрезано 4см). Динамик включен через штатный НЧ фильтр 2-го порядка с частотой среза 420Гц. Отверстие под ВЧ-СЧ 14х24см заклеено бутербродом: пластина из подложки под напольное покрытие (вспененный полиэтилен 30кг/м.куб. -ППЭ) толщина 1см (упругость) + пластина паралона 2см (поглощение) - элементарно, Ватсон!
Звук, в принципе, неплохой – явного бубнения нет (а ведь ящик-то пустой!), фазоинверторной размытости тоже нет, басовые струны и пинок ударника слышно великолепно. АС/DC и U2 без СЧ-ВЧ части слушаются без напряга, в исполнении на низах появляются нюансы, незаметные раньше.
Измерения. Параметры динамика в свободном виде:
Уменьшение добротности при преобладании поглощения в ПР и получение 2-х горбой линии с добавлением упругости в «правильном бутерброде» (ППЭ внутрь). Т.е. начинает работать фазик (на остальных измерениях он также открыт). В то же время низкодобротный резонанс ПР «размыт», попросту не виден на графике (или слишком высокая его частота? в р-не 100Гц что-то там...):
Понижение резонансной частоты (добавление грузиков) добротность «упругого» ПР повыше (ПИ m1, m2 - ппэ без паралона). Выделен БТРБ1 ("бутерброд" с грузиком) у него понижена добротность + повыше частоты 2-3 горбов при добавлении демпфера-паралона .
Варианты настройки 3-горбого импеданса ("правильный бутерброд" с грузиками разной массы). БТРБ1 - не укороченный порт фазика, поэтому добротность 1-го горба ниже. БТРБ3 - труба ФИ на 4см короче.
ИМХО наиболее приятно должен звучать последний вариант (график выделен), т.к. фаза в диапазоне 16-55Гц укладывается в +/-15град, нет резких перепадов с +30 до -30 градусов на участках в 10-20Гц, что характерно для обычного ФИ. Для «идеала» добавить бы есчо мааааленький горбик на 70ГЦ… чтоб такая же фаза везде была...
Для желающих повторить конструкцию: Резмещайте «бутерброд» на задней или нижней стенке АС, он работает в противофазе с динамиком!