Акустика с ЛАБИРИНТОМ (трансмиссионная линия)

Professor

Местный
Прочитав тут достаточно много что то так и не нашел об этом ничего. Хотелось бы развернуть эту тему . Думаю что не мало кому это интересно. Т.к. много тут неопределенности. Кто нибудь пробовал сделать? Не просто скажем повторить ARIEL или еще какие конструкции а именно расчитать, послушать, настроить...
 

Fil

Местный
http://www.quarter-wave.com/ начать можно отсюда. А вообще не любят их что то. Мож готовить не умеют.
 
G

Guest

Guest
Готовят их неплохо, сделать имхо тяжеловато еще расчитать звуковой лабиринт правильно нужно и изготовить относительно точно части звукового лабиринта.... сама колонка ящик есть ящик а лабиринт это лабиринт :sad:
 

Fil

Местный
Так где ж эти чудо-повара, то есть простите Мастера, которые готовят лабиринты ? Не скрывайтесь ! Поведайте миру свои секреты. Ну хотя б часть их.
 
А

Александр Бокарёв

Guest
В недавнем радиве была такая штука, лабиринт, логарифмич-ки сужающийся, забитый ватой, ну, типа Наутилуса бидаблова.
 
K

Klangfilm

Guest
Самое придурошное оформление, бас всё время догогяет все остальное и никак догнать не может :smile:

если всё таки надумаеш вот рецепт

длина лабиринта 1/4 от резонансной частоты динамика
площадь сечения лабиринта 0.9 от площади динамика
сам динамик устанавливается не в начале, а на 1/3 длины лабиринта
с демпфирование поексперементируеш, в начале лабиринта должно быть больше в конце меньше.

по такому рецепту получиш самую ровную АЧХ, это проверено.

ну и бас такой

у-у-у-УХ :D
 

Fil

Местный
А начало считается от порта или от ГГ ? Если от порта, то чем это не ТКуВП ? Если не ТКуВП, то как считается длинна на изгибах ? Да, кстати, что там с импедансом будет ?
 

Professor

Местный
А как же еще с настройкой. Если бы так было все легко... То небыло бы фазоинвертеров. Все давно бы перешли на лабиринт. И вот что то непонятем момент с установкой на 1/3 динамика. Что то первый раз про такое слышу.
 

Fil

Местный
http://www.tqwp.narod.ru тут смотрел ? Там как раз 1/3 и фигурирует, токо то не совсем лабиринт. Точне наверно даже совсем не лабиринт. Хотя и оччень похоже. Кстати, а почему именно лабиринт ? Что вы от него ожидаете или просто интереса ради, типа "вот лабиринтов я еще не делал" ?
 

Professor

Местный
Не... это совсем не то. Но кстати там есть очень интересные ссылки как раз по поводу лабиринта. А все дело в том, что по мнению многих кто слушал "нормальный" лабиринт - это наилучшее что пока звучало! Например все в восторге от Ariel, но я пока не потяну такую конструкцию финансово. Вот хочу сделать на чем нибудь подешевле. Думаю будет звучать симпотишно.
 
А

Александр Бокарёв

Guest
Даже и не знаю, как сказать, чтоб не банально было... А что Вы скажете про грамотно собранный закрытый ящик с апериодической ачх на нижнем срезе? Неужто так он уже плох? а ЛАБИРИНТ- ТЕМА НОВАЯ, ТЁМНАЯ, А БЕЗ ПРИБОРОВ ВООБЩЕ- МРАК...
 

Fil

Местный
Да хорошо он почти всем. Некоторые, довольно авторитетные люди, считают, что только он правильно низ и передает. Вот только не всякий динамик туде лезет и не во всякую комнату такой ящик помещается. А иногда баса хочется не столько "правильного" сколько "мощного", пусть даже чуток неправильного. Конечно можно любую идею извратить и довести до абсурда (типа саба на БП вот уж "мощи" будет), но мы ж этого делать не будем, правда ?
 
А

Александр Бокарёв

Guest
Отеманно!( ХР. Моржов)
 

Professor

Местный
Вот потому и интересно, что она новая и загадочная! Простора для усовершенствований много, и можно удовлетворить звуком любого гурмана. Не с проста же знающие люди над ней бьются. :D
 
А

Александр Бокарёв

Guest
Да, вот, тут весь в приборах по самые ... уши, и то не хочется в авантюры лезть, а делать от балды и без теории- так вообще смысла нет, афера одна и всё.Но герои живут среди нас, это я уже знаю.
 
K

Klangfilm

Guest
Некоторые, довольно авторитетные люди, считают, что только он правильно низ и передает.

Хто???

Вот только не всякий динамик туде лезет

Любой с добротностью 0.35-0.7
Да и ящик не такой уж большой.

В трансмиссии (ко всему прочему) есть один недостаток.
АЧХ до 1 кГц выглядит как пила. :smile:
И все пытаются это как-то убрать, в Ариелях, оба лабиринта лабиринта имеют НЕ ОДИНАКОВУЮ длину, то есть пик одного совпадает с провалом другого.
Установка динамика через 1/3 от начала в принципе делает тоже самое, только с меньшим гемароем.
И АЧХ а таких трансмиссиях выглядит очень и очень хорошо.
Пидуман (и не раз опробован) этот принцип был в редакции немецкого журнала KLANG+TON, это очень компетентный журнал для самодельщиков колонок.
Насройка это заполнение корпуса звукопоглатителем, 1) нужно найти оптимальное кол-во, 2) как он будет распределён по длине лабиринта ну и закрепить его там как-то надо, чтобы со временем не упало всё на дно.

Я (лет 10 назад) делал трансмиссию, у неё для для выравнивания АЧХ внутри корпуса были ещё две камеры с фазоинверторами (резонаторы), каждая была настроена на определёную частоту.
Бас у них был крнечно же своеобразный, не похожий на фаз и ЗЯ, но он МЕДЛЕНЫЙ == у-у-у-у и только потом УХ.

ВСЁ я к трансмиссиям и её разновидностям больше НИКОГДА не вернусь.
Самый быстренький бас у рупоров (я слышал и очень дорогие)
Потом открытые панели.
Затем ЗЯ
следующий идёт ФАЗ
и только потом трансмиссия

Автор свои Ариели сотворил очень давно, сейчас он по-моему слушает совсем другое.

Да и вообще все эти современные хи-хи динамики с купольными пищалками БЯКА со звуками, но без музыки!
 

Fil

Местный
Некоторые, довольно авторитетные люди, считают, что только он правильно низ и передает.

Хто???

Например Анатолий Манаков. Не знаю как вам, для меня авторитет.

Вот только не всякий динамик туде лезет

Любой с добротностью 0.35-0.7
Да и ящик не такой уж большой.

Для 6ГД2 с добротностью около 0.65 ящик получается 120-150 литров - сущая фигня. Считаем ТЛ по вашему рецепту. Fs=30Hz, значь длинна волны 340/30=11.3(3). Длина лабиринта 11.3(3)/4=2.83м. Диаметр диффа 0.21м да на 0.9 ~ 0.19м. Теперь объем 3.14*0.19^2/4*2.89=0.081м^3 или 81 литр. Т.е. почти в 2 раза меньше. Эффект, как грится, на лице. Что то я еще про краевые эффекты слышал, в результате которые физическая длинна должна быть несколько меньше расчетной. Кроме того, когда говорят именно о трансмиссионной линии, то подразумевается заполнение -> скорость звука меньше -> реальная физ. длинна еще меньше. В итоге должен получится вполне скромнький ящичек, даже с учетом объема перегородок. Литров 60.

Самый быстренький бас у рупоров (я слышал и очень дорогие)

Ну не знаю, что б у рупора был бас он должен быть веесьма немалых размеров. Боюсь в средней и даже чуть больше среднего квартире он не впишется. Нет ? Опять же, динамики очень низкой добротностью.
 
G

Guest

Guest
В разговорах об акустике на форумах часто приходят к сравнениям с очень странными критериями: фирмы, деньги, а сравнения типов акустического оформления сводятся к детскому вопросу:-Кто сильнее Кит или Слон?
Тк я временно отлучен от паяльника, попытаюсь внести свою лепту в эти разговоры.
Измерения характеристик динамиков (паспортные данные) проводятся на специальных стендах и в специальных камерах. Для получения этих характеримтик (или их улучшения) дома, на сцене требуется акустическое оформление. Оно бывает разных типов.
ЭКРАН позволяет поднять АЧХ по давлению на НЧ голого динамика. При разумных размерах есть плавный (6 дБ/окт) спад характеристики внизу до резонанса динамика. Появляются дифракционные пики - провалы.
Попытка сделать оформление более компактным приводит к ОЯ, но с появлением ящика приходят новые резонансы: структурные и воздушные, с ктр не так-то просто бороться, поэтому, если у вас есть старый радиоприемник с хорошим звуком, не пытайтесь "улучшить" корпус и не выбрасывайте засиженную мухами заднюю крышку - в них был вложен талант и искусство создателей.
ЗЯ позволяет почти избавиться от дифракционных пиков, но повышает резонансную частоту динамика, в рабочей полосе появляется спад 12 дБ/окт. С резонансами ящика ведется решительная борьба вибропоглощением (структурные) и заполнением поглотителями (воздушные).
Снизить резонансную частоту по сравнению с ЗЯ и немного увеличить чувствительность позволяет ФАЗОИНВЕРТОР, что и придает ему особую коммерческую привлекательность (одна дырка - два зайца), поэтому в магазинах вас сейчас практически только они и ждут, но вас ждет также разгул фазы и импеданса на двух нижних октавах и размытие восприятия, пардон, импульса. С резонансами ящика бороться становится труднее и внизу спад будет уже 24 дБ/окт.
Динамик плюс волновод. К этому типу оформления относятся РУПОРЫ, ЛАБИРИНТЫ и проч. Главная задача этого типа оформления - повысить Чувствительность в Ограниченной Полосе. В систему вносится множество резонансов, ктр необходимо тщательно настраивать для получения приличной АЧХ.
Есть еще смешанные типы оформления: ЗЯ с резонаторами, Лабиринты с Фазоинверторами и проч. Такой тип оформления можно увидеть у Акустической Гитары: дека со множеством резонансов в полосе и корпус в виде Фазоинвертора, ктр настраивается обычно на частоту 110 Гц (пятая струна - ЛЯ). Эта аналогия позволяет заключить, что создание и настройка таких типов оформления дожно уже сочетать науку и искусство.
Все это я рассказал для того, чтобы напомнить: каждый тип оформления имеет свои плюсы и минусы и применяться должен, исходя из конкретных задач и условий. Задачи каждый ставит для себя сам, а вот в условия входят источник, усилитель и помещение для прослушивания, те динамик в акустическом оформлении входит в состав Звукового Тракта, все элементы ктр должны быть согласованы и настроены; сам тракт для этого раньше поВерялся, а теперь тестируется. То весь Звуковой Тракт должен обеспечить Верную звукопередачу.
Если человек утвержает, что Лабиринт дает настоящий Бас, а другие - нет, то это может означать лишь то, что он слушал Верный Звуковой Тракт с этим типом оформления, а с другими ему не повезло.
Сейчас вы меня заклюете, но скажу: все это относится и к типам усилителей (транзисторный - ламповый, двухтакт - однотакт, режимы и проч). В свое оправдание могу привести лишь пример: наверное, неразумно использовать лампы в киловаттном тракте для стадионов, а вот для обычной жилой комнаты будет хорош 3-5-ваттный лампач (слово не мое, но звучит замечательно).
 
G

Guest

Guest
Последний гость - Это Ал.Д. Регистрация, как и акустические оформления имеет свои плюсы и минусы!
 
А

Александр Бокарёв

Guest
Слушая Мудреца, любой мудрец станет мудрее, так думаю. Уважаемый Гость ненавязчиво подвёл черту под все наши распри, указав каждому свой путь в звуке. Единственное, с чем я не согласен, так это с 3-24 на октаву у инвертора. В зависимости от варианта, имеем от 18 до 24 на октаву, это зависит от аппроксимации либо по Бесселю, либо по Баттерворту, ЛИБО ПО чЕБЫШЕВУ.
 
Сверху