Биампинг

Justas

Member
Тема для данного форума,может быть оскорбительна.Заранее прошу прощения.Являясь поклонником так называемого «камня»(более 20 лет-придерживался заветов журнала «Радио»),строил усилители с минимальным коэф.Н.И.
Но! Будучи недевно в гостях у своего товарища,послушал его систему: ПП на двух 2*6П3С + 6Н9 и колонки на «Кинапах»(по моим прибрлизительнывм подсчётам:ЗАС – 200л, 2шт в параллелть, 4-A32 и пищик Alphard.Насчёт заявленой чувсвительности-можно смело плюнуть производителю в китайско-польское лицо(морду,узкие глаза,афроамериканское и т.д происхождение).Заявленая чуйка в 93 дб плавно перерастает в измеренные мной 83дб,его на фоне АС (95 дб - один 4-A32 )дб вообще не слышно.Но товарищь слышит! (наверное музыкальные уши)диаграмма направленности – ни какая!.Ну так далее… Первое впечатление…Обалдеть!Детальность СЧ и сцена впечатляют.Но после прослушки в течении 15 минут,начинаю ощущать, что не всё так гладко в Датском королевстве.Верхов не хватает,низов(в моём понимаии) нет вообще.Да и откуда им взяться, с этими ширкополосниками(Спикершоп выдал мне по -3дб 95 гц в даннном акустическом оформлении).Принёс свой каменный усь на эти колонки.Чистое и нейтральное звучание.Но не той теплоты на СЧ.Но как ни странно «низа» играют!(хотя и 95 гц),нет аморфности, атака быстрая.
Интересно!
Прочитал ветку про старые сов.радиолы.Притащил с гаражей две «Ригонды»,поменял электролиты в питании(680*450)добавил дроссель,убрал тембра и тонкомпенсацию,переходные поставил К40-У9,6Н2П в параллель.Вобщем полный апгрейд,динамики-родные ,4ГД28(промазал подвес герленом по «Шорову».,Получились хрен знает что ,вроде ОЯ но с ПАС (задняя панелль перфорирована) Не впечатлило! «Приятные» СЧ и всё!На повышеной громкости режет уши «мягкое ограничение»,коэф. гармоник видимо зашкаливает.Позже померяю. Надо будет ещё 6П14П новые подобрать по параметрам(хотя схема ультралинейная и подбор вроде бы рояли сильной не играет)).Воообще двухтактктник там хитрый ,сетка одного плеча на земле.
Ну, понаписал!А всё к чему?Хотелось бы услышать мнение о концепции:

Биампинг!

СЧ и ВЧ- однотактник ламповый.
НЧ-транзисторный УНЧ до 150гц(Схема типа саба,регулируемый ФНЧ и т.д.)

Акустика
СЧ - до боли любимые А32(28) в ОЯ или ЗЯ (что лучше?)
ВЧ - кто посоветует?(с анологичной чуйкой) порядок фильтра – по усмотрению.
НЧ – то что есть (размеры соответсвующие)

Письмишко не успел отправить.
Под впечатлем от лампового звука,начал мучить Ригонду.Остьавил(изменил) ½ 6Н1П (моои «муз. уши» не заметили разницы между родной ½ 6Н2П.6Н3П тоже пробовал(гемор с измененеием печатки)Какое жуткое слово-печатка!Но не то!
Но самое интернесное…лампы в выходном каскаде.За вечер перепобовал 6П14П,6П43П,6П18П(подбирал по току 40ма).Звук!Красивый по вкусу.Но не настоящий. У 18-тых и 43 звук более прозрачный ,но не басят.
Вобщем схема получилась почти по Манакову(6Н3П+остальная хрень(14,18,43).ФИ как в Ригонде ,сетка Л3 на земле.(не помню как этот финт по буржуйски звучит).Уважаемый мной Гуру выкладывал эту схему.Были возражения по тепловому режиму источника тока на транзисторах.У меня остался Ригодовский резистор.Может кто-то захочет повторить,ветка про Ригонду в ступоре,(а если честно –это дрянь,есть конечно слухачи которые тащаться от старины, но это не тот вариант без переделки ИМХО).
Итак,злосчастный резистор:
Да, забыл добавить,выходной каскад переведён в триодный режим(по 200 ом в сетку).

6П14П -130 ом(родной)
6П18П -270 ом
6П43П -370 ом
Половинка 6Н2П : Анод 120 ком,катод-1,5ком. Любой ПКД обеспечивает полную раскачку.ФОНА НЕТ!
Ежели не хватит: кондёр в катод драйвера.

Но ести честно: «гармонизированый звук» создаёт впечатлениет «комфорта,прилизаности», его хочется слушать (прислушиваться) но: Борис – ты не прав!
Ни в коей мере хочу умалить достоинства «лампового звука»,но дайте Ваше мнение насчёт биампинга.(дайте,дайте мне песен расейских) «Любэ»
 

Alex Torres

Active member
Прочитал ветку про старые сов.радиолы.Притащил с гаражей две «Ригонды»,поменял электролиты в питании(680*450)добавил дроссель,убрал тембра и тонкомпенсацию,переходные поставил К40-У9,6Н2П в параллель.Вобщем полный апгрейд,динамики-родные ,4ГД28(промазал подвес герленом по «Шорову».,Получились хрен знает что ,вроде ОЯ но с ПАС (задняя панелль перфорирована) Не впечатлило! «Приятные» СЧ и всё!На повышеной громкости режет уши «мягкое ограничение»,коэф.

Это от ностальгии. А ее лечат. Например, вот так:

==========================================================================
* Forwarded by Alexandr Torres <>
* Newsgroup: fido7.su.hardw.audio
* From: "Alexander Zabairatsky" <[email protected]>
* Date: Mon, 20 Aug 2007 06:35:11 +0400
* To: Vitaly Polikarpov
* Subj: ностальгия
=========================

Hello Vitaly!

19 Aug 07 18:40, Vitaly Polikarpov wrote to Alexander Zabairatsky:

<skip>

У меня была похожая история. Товарищ, уезжая в Германию на ПМЖ, подарил мне
пару самопальных колонок - ЗЯ 6.2л с 2ГД-3 или чем-то похожим. Hу подключил
я их, послушал минут 5, отметил "ох и гадость эта ваша заливная рыба :)", и
затолкал их в дальнюю кладовку. Hекоторое время спустя - тоже ностальгия
покоя не давала - вытащил, выбросил 2ГД-3 в помойку, вкрутил в те коробочки
2ГД-19,
послушал, отметил, что хоть и чуток лучше, но все равно гадость, и снова
убрал.

А не так давно я купил пару каких-то китайских 5" автомобильных
широкополосов Semtoni по $2-3 за штуку, вытащил из тех ящичков 2ГД-19 и
затолкал туда китайцев, отметил радикальное улучшение звучания и ввел их в
эксплуатацию на кухне, для радиоприемника. Hостальгия иссякла... :-/

Всего доброго!

А. Забайрацкий.
===================================
With best regards, Alexandr Torres.


Биампинг - это всегда хорошо. Главное- на НЧ лампы не ставить.
Акустика
СЧ - до боли любимые А32(28) в ОЯ или ЗЯ (что лучше?)
ВЧ - кто посоветует?(с анологичной чуйкой) порядок фильтра – по усмотрению.
НЧ – то что есть (размеры соответсвующие)

И КИНАПовских динамиков не использовать...
Собственно, воообще совдеповских не использовать.
 

Justas

Member
А я думал меня сейчас "лампами" закидают.
Посмотрите тему многополосные усилители Здесь на форуме и http://sergeev21.narod.ru/amp2.htm
Спасибо Сергей,посмотрел.:beer: По поводу разделительных фильтров - есть нехилая программка Tube Crossover.Чего велосипед-то изобретать.
Всё остальное уважаему Alex Torres
Небольшой похалимаж:Ваши сообщения для меня наиболее авторитетны.
Но хотелось бы побольше конкретики.
Как пример вот:
У меня была похожая история. Товарищ, уезжая в Германию на ПМЖ, подарил мне
пару самопальных колонок - ЗЯ 6.2л с 2ГД-3 или чем-то похожим. Hу подключил
я их, послушал минут 5, отметил "ох и гадость эта ваша заливная рыба ", и
затолкал их в дальнюю кладовку. Hекоторое время спустя - тоже ностальгия
покоя не давала - вытащил, выбросил 2ГД-3 в помойку, вкрутил в те коробочки
2ГД-19,
послушал, отметил, что хоть и чуток лучше, но все равно гадость, и снова
убрал.
У моего товарища(В Германию не срыл) ЗЯ 200л.и пара 32-х.Есть разница?
Биампинг - это всегда хорошо. Главное- на НЧ лампы не ставить.
А вот за это спасибо,то что хотел услышать!На НЧ - думаю поставить "Сухова" или "Солнцева"(собраны оба),что практически одно и тоже.(Сухова в некоторых форумах изгадили,я думаю совершенно напрасно.)НЧ примерно от 100-150гц как СЧ себя поведёт!Измерения провожу микрофоном.
Но по любому попробую ламповик на СЧ,ну очень "вкусный" звук!
Что меня прельщает в изготовлении ламповых усилителей,так это простота изготовления(за вечер перебрал 6П14П,18,43, в выходнике(ПП),драйвер на 6Н1П,2П,3П(сцуко 6Н3П с другой цоколёвкой).Ну не услышал разницы!Кондёры,резисторы ставил по рекомендациям.БП С дросселем + 10000мкфСейчас намотал транс на однотактник,варю в парафине с воском.Буду пробовать "Манаковский"на 43-й.(и целую кучу других).
Хотя...Закидайте меня лампами! Плугин для Винампа звучал обалдеть!(Для комповых колонок):D
Напомню-,суть заключаетстся в обогащении основново сигнала гармониками(даже ползунок есть):D
Подспудный вопрос:а не в этом ли прелесть звучания ламп?
В этом форуме рассказывать про такую гадость это нонсенс!
Но! Опять Но!!!
Сетевые кабеля у меня обычные,переходник тоже не намотан на водопроводном шланге.Кондёры в выпрямителе - 4700 мкф+шунт)
Доводить до фарады (как рекомендуют):D не сподобился.Опять же из за безденежья
И КИНАПовских динамиков не использовать...
Собственно, воообще совдеповских не использовать.
И не читать перед обедом советских газет(повтоторяю классиков)

Оригинальная мысль!
Хочу в Торонто!:D
 
А я думал меня сейчас "лампами" закидают.

Спасибо Сергей,посмотрел.:beer: По поводу разделительных фильтров - есть нехилая программка Tube Crossover.Чего велосипед-то изобретать.

Читайте статью внимательно, там как раз ссылка на программу расчетов.
 

Justas

Member
Сергей,извините!!!Читал не внимательно.Но если есть ссылка- зачем схема?Можен быть что то новое?(или хорошо забытое старое?):beer:
 

Alex Torres

Active member
Как пример вот:
У моего товарища(В Германию не срыл) ЗЯ 200л.и пара 32-х.Есть разница?

Разница "с чем"? В 200л лучше какой-нибудь хороший 15"-18" засунуть.

А вот за это спасибо,то что хотел услышать!На НЧ - думаю поставить "Сухова" или "Солнцева"(собраны оба),что практически одно и тоже.(Сухова в некоторых форумах изгадили,я думаю совершенно напрасно.)

Как это "одно"?
УМЗЧ ВВ Коли Сухова - это улучшенная версия Виндерхольда.
Усилитель Солнцева, в смысле Крылова, это испоганенный до безобразия "Квод-405", на совершенно неприспособленных для усилителей транзисторах (825/827), которые так любят на детском форуме "Паяльника".
Так может лучше оригинальный "Квод" сделать?

Хотя, я счтаю что для НЧ-канала биампинга все это из пушки по воробьям. Не надо конечно скатываться до ШИМ-усилителей, даже до UcD, но вполне годится в зависимости от требуемой мощности использовать ТДА7293, ЛМ3886, ЛМ4780, ЛМ4702+пара транзисторов, или новенькую ЛМЕ49810 с ними же.

НЧ примерно от 100-150гц как СЧ себя поведёт!Измерения провожу микрофоном.
Но по любому попробую ламповик на СЧ,ну очень "вкусный" звук!
Что меня прельщает в изготовлении ламповых усилителей,так это простота изготовления

Ну вообще спаять на макетке лм3886 или 4780 - значительно быстрее чем ламповый :)


(за вечер перебрал 6П14П,18,43, в выходнике(ПП),драйвер на 6Н1П,2П,3П(сцуко 6Н3П с другой цоколёвкой).Ну не услышал разницы!Кондёры,резисторы ставил по рекомендациям.БП С дросселем + 10000мкфСейчас намотал транс на однотактник,варю в парафине с воском.Буду пробовать "Манаковский"на 43-й.(и целую кучу других).
Хотя...Закидайте меня лампами! Плугин для Винампа звучал обалдеть!(Для комповых колонок):D

А, так "это" еще и с компа слушается? Тогда я погорячился с вышеприведенным списком. Достаточно будет 174УН7 :)
Ну хорошо, ТДА2030 (ака 174УН19).

Напомню-,суть заключаетстся в обогащении основново сигнала гармониками(даже ползунок есть):D
Подспудный вопрос:а не в этом ли прелесть звучания ламп?

И да и нет.

Хорший ламповый усилитель сигнал не корежит, потому на нем инструменты в кучу не сливаются.
Но иногда - кореженье сигнала даже полезно. На днях слушали у приятеля 3 усилителя - один я свой привозил, второй был его однотакт на ГУ50, а третий - "шмакадявка". То, что тут называют "однтактным задохликом", на 6V6. С тремя ваттами на выходе, кни под 5%, и полосой по -3дб примерно герц 60 :)

Так на простом вокале под гитарку - "шмакадявка" пела и играла лучше всех.

Но конечно, если поставить ПинкФлойд - тут оно все и умерало.

Хочу в Торонто!:D

"я опять хочу в Париж" ? :)

А вообще у нас на Украине вареники вкусные

Да ну? Кто бы мог подумать? :) Вы еще полтавскую сгущенку вспомните!

(я вчера после вареников, как раз перед сном почти целую банку "злоупотребил :), прикончил бы ее, да жена отобрала...)
 

Justas

Member
Torres-Forever!Сегодня напишу в парадном-гвоздём!
А вообще у нас на Украине вареники вкусные

Да ну? Кто бы мог подумать? Вы еще полтавскую сгущенку вспомните!
Надеялся на Ваше чувство юмора,видимо юмор чисто американский!
А это старый баян.
Вкратце:
(Заседание ООН.Чья страна самая интеллектуальная?Голос из зала...зато вино у нас самое лучшее!)
Ну да ладно, Задорнов здесь отдыхает.
Как я понял, моя стратегия построения Аппарата:beer: Вам не чужда.Но есть некотырые разногласия.
По порядку:
Разница "с чем"? В 200л лучше какой-нибудь хороший 15"-18" засунуть.
Вы же сами писали:
У меня была похожая история. Товарищ, уезжая в Германию на ПМЖ, подарил мне
пару самопальных колонок - ЗЯ 6.2л с 2ГД-3 или чем-то похожим.
Простая арифметика,разница в 193,8л!По поводу "хороший 15"-18" " согласен.
А, так "это" еще и с компа слушается? Тогда я погорячился с вышеприведенным списком. Достаточно будет 174УН7
Ну хорошо, ТДА2030 (ака 174УН19).
С чего Вы взяли что с компа слушаеться?Насчёт советов по 174УН7 - спасибо.Внукам отпишу в завещании.:beer:
Ну вообще спаять на макетке лм3886 или 4780 - значительно быстрее чем ламповый
Если макетка с рынка и БП у соседа взять.
Как это "одно"?
УМЗЧ ВВ Коли Сухова - это улучшенная версия Виндерхольда.
Усилитель Солнцева, в смысле Крылова, это испоганенный до безобразия "Квод-405", на совершенно неприспособленных для усилителей транзисторах (825/827), которые так любят на детском форуме "Паяльника".
Так может лучше оригинальный "Квод" сделать?
Ну не бейте меня,перепутал.Зуев его фамилия.Сухову, если Вы с ним на ТЫ-мой респект.
 

Alex Torres

Active member
Torres-Forever!Сегодня напишу в парадном-гвоздём!

Не стоит. А то у меня еще крылышки выростут...

Надеялся на Ваше чувство юмора,видимо юмор чисто американский!
А это старый баян.


Да я в курсе. Просто не надо мне про украинские вареники рассказывать, я из Харькова :)

Вы же сами писали:
У меня была похожая история. Товарищ, уезжая в Германию на ПМЖ, подарил мне
пару самопальных колонок - ЗЯ 6.2л с 2ГД-3 или чем-то похожим

Это не я писал, это была цитата.

Ну не бейте меня,перепутал.Зуев его фамилия.

Зуевский многопетлевой? Для 80-х годов был весьма неплох. ЛМ3886 его уделывает, если ее нормально "приготовить".

Сухову, если Вы с ним на ТЫ-мой респект.

Да вроде, вся редакция "РадиоХобби" - друг с другом "на ТЫ". :)
 

Justas

Member
Да я в курсе. Просто не надо мне про украинские вареники рассказывать, я из Харькова
А всётаки ностальгия?А бананы у нас ещё вкусней!:beer:
Но по теме.Да именно он! усь с многопелевойй ООС (страшное слово на этом форуме).
Но почему всё время ЛМ3886?Насчёт приготовления понятно.Главное резводка земли.Но жаба давит,есть пара 7293(именнно93).То что ей не более 28 в. в форумах вычитал.А вообще не залезая в дебри:Ваше отношение к данной микрухе
 

Alex Torres

Active member
А всётаки ностальгия?

Ага. Еще какая - вот вчера на ужин были украинские вареники а сегодня нет :(

7293 прекрасная микросхема, особено, если их надо несколько в паралель включить - у нее все для этого готовое.
Про 28в - читайте форумы дальше :) При +-45 она прекрасно работает, выше сам не пробовал, но документация не возражает, влоть до 60.
По звуку - 3886 мне больше нравится, но у нее ниже макс. питание.
И вот ей-то и лучше вольт 30 питание, а не 40. (+/- конечно).
Разводка земли дело важное, но не самое - развести ее на таких микросхемах "неправильно" - нужно сильно постараться или совсем ничего в этом не понимать.
 

Justas

Member
7293 прекрасная микросхема, особено, если их надо несколько в паралель включить - у нее все для этого готовое.
Про 28в - читайте форумы дальше При +-45 она прекрасно работает, выше сам не пробовал, но документация не возражает, влоть до 60.
Вы меня обрадовали.Мне с неё более 30 вт и не нужно.А по поводу форумов:cry: Считаю тему закрытой.
P.S.А вареники были домашние?:beer:
 

ML8

Member
Не знаю, коллеги, имхо даже с микросхемой далеко не все так просто в НЧ-области. Многие интегральники и транзисторники, что я слышал, создают впечатление "синтетического" звучания басового регистра -- в то время как на ламповой однотактнике отлично слышно, что играет именно ЖИВАЯ бас-гитара, пусть даже с урезанной полосой частот.
Так что...
 
Если сравнивать усилитель Сухова и Зуева, то зуевский звучит намного лучше.
Можно и на ТДА И на ЛМ. Торрес прав. Но на лампах лучше:)
 

Alex Torres

Active member
Биампинги, строго говоря, бывают разные.

Классический биампинг - кроссовер с частотой раздела 200-300Гц, т.е. ФНЧ и ФВЧ, и два усилителя. (аналогично и "триампинг", но помоему это уже слишком).
В таком варианте - я за лампы везде :)

Я предпочитаю биампинг в виде "подпертого оновного" (термин корявый, придумайте лучше). Т.е кроссовера нет. Основной усилитель и основные АС обеспечивают почти всю полосу частот, хотя бы от 50-70гц.
А ниже - мы их "подпираем" НЧ-каналом, т.е. субНЧ-секция АС, субНЧ-усилитель, перед ним ФНЧ (в нем желательна регулировка частоты среза, корректор Линквитца и т.п). Опционально - ЭМОС, отрицательное выходное сопротивление и прочее.
Вот тут лампам в этом усилителе делать нечего -это именно "подпорка" для создания "инфранизкого антуража".
Все основное качество звука будет определеться основными АС и их усилителем. Поэтому их надо делать НЕ как для классического биампинга. а как для обычной широкополосной системы. Разве что, в них можно ограничиться 8"-10" вуферами, 2-3-х килограммовыми (а не 20-30ти :)) выходными трансформаторами, и емкостями в тысячи микрофарад, а не в фарады :).
 

Lawyer

Member
Биампинги, строго говоря, бывают разные.

Классический биампинг - кроссовер с частотой раздела 200-300Гц, т.е. ФНЧ и ФВЧ, и два усилителя. (аналогично и "триампинг", но помоему это уже слишком).
В таком варианте - я за лампы везде :)

Я предпочитаю биампинг в виде "подпертого оновного" (термин корявый, придумайте лучше). Т.е кроссовера нет. Основной усилитель и основные АС обеспечивают почти всю полосу частот, хотя бы от 50-70гц.
А ниже - мы их "подпираем" НЧ-каналом, т.е. субНЧ-секция АС, субНЧ-усилитель, перед ним ФНЧ (в нем желательна регулировка частоты среза, корректор Линквитца и т.п). Опционально - ЭМОС, отрицательное выходное сопротивление и прочее.
Вот тут лампам в этом усилителе делать нечего -это именно "подпорка" для создания "инфранизкого антуража".

Очень интерестно... А не дадите, плз.. наводку на подобные схемы? Было бы интерестно попробывать...посравнивать... сейчас у меня 100 литровый ЗЯ с кэнтоновской 12 дюймовой сабовой головкой как раз подпирает основной усилитель фронтов - однотактник на SRPP 6н9с-спаренных г807 в триодах - сигнал с фронтов снимается после первого каскада - раскачивается саб ламповым двухтактником на 6Р3С в пентоде с ООС мощностью примерно 30 ватт с сумматором на 6Н2П и предом SRPP 6Н23П и фазиком 6Н6п. Звучит достаточно достойно, но я понимаю что конечно же мощность по НЧ для такого саба, особеннно с учетом ЗЯ, недостаточна... Кстати, имхо, звучание в качестве усила саба ЛМ3886 значительно гораздее чем тда7294, у последней суховатый звук и не такой приятный бас, хотя мощность вроде и выше...
 

gregory_777

Местный
Делал в своё время вот такую игрушку. Всего 5 ламп на канал. НЧ-канал - PP с longatil-фазоинвертором, СЧ/ВЧ - SE. Все выходные лампы - в пентодном режиме с фиксированным смещением. Осилитель охвачен общей ООС, низкочастотный канал дополнительно имеет цепь ПОСТ.
 

Вложения

  • 2band.gif
    14.7 KB · Просмотры: 115
Сверху