Бокемон - покемон от Боки

Романыч

Местный
По просьбе Александра Бокарёва выкладываю его схему усилителя.
Режим выходной лампы устанавливается изменением тока экранной сетки при неизмененном потенциале управляющей сетки. Контроль тока экранной сетки ведётся по светодиоду в её цепи, а ток катода – по напряжению на измерительном резисторе 1Ом.
Высокое напряжение питания заставило применить раздельные накальные обмотки для этажей СРПП, да и сам СРПП выполнен на раздельных лампах, где одна обслуживает нижний этаж схемы (прав. и лев. каналы), а вторая верхний этаж. Меняя резистор в цепи ООС (120 кОм) в ту или другую сторону, можно менять выходное сопротивление унч на свой вкус, от менее 1 Ома, до примерно 2 Ом.Чувствительность схемы
 

Вложения

  • ???????.JPG
    86.9 KB · Просмотры: 1,113

Fakel

Местный
415В для 6П14П не много ли?
 

Meloman

Местный
Так на схеме ж тэтрод нарисован вроде бы....
 

ВКН

Местный
Всё-равно многовато.А какая анодная нагрузка при таком режиме? Прикинул, даже при 8кОм - ужасная нелинейность.
 

Fakel

Местный
А на экранной сколько?
Имхо, Лофтин надо бы 2х этажный.
 

ВКН

Местный
Судя по току выходной лампы(35мА) и при напряжени 400в - лампа на предельной рассеиваемой мощности.Следовательно повышать Uc2 нельзя, регулируется только на уменьшение тока анода, Что загоняет лампу в ЕЩЁ более нелинейный режим.
Может,правда, LW ?
 

Meloman

Местный
Скока я возился с 84 -ми и с 6п14п.. ну не любят они фикс, может я
не прав и у кого-то есть положительный опыт? ,буду рад сообщению.
 

GaLeX

Ветеран
Ты прав, они его НЕНАВИДЯТ!
+1!
При фиксе 6П14П уходит вразнос. Об этом разве что на заборах не написано... Во избежание сего требуются навороты в схеме фиксированного смещения, которое становится тогда уже не совсем фиксированным.
 

Доктор Ноу

Местный
Очередной пример совершенно бездарной разработки: лампа в "кривом"
режиме, да еще и при фиксированном смещении. Но (благодаря паре светодиодов) вполне могла бы претендовать на утешительный приз
районной выставки "творчество юных".
 

wizard

AUDIO Team
Мне довольно странно слышать об уходе в разнос 6П14П при фиксированном смещении.
Я делал таковые РР-усилители по схеме УПТ, разумеется.
Первый каскад балансный на 6Н23П с источником тока на 6Ж9П, второй каскад на 6Н23П, далее катодный повторитель на 6Н3П и затем 2 х 6П14П.

Катоды 6П14П через 1 Ом на земле. Смещение в схеме УПТ от нижнего (подземного) ИВЭП напрямую через катодные повторители на 6Н3П.

С анода выходной лампы на анод входной подавалась ООС, поэтому и понадобился второй каскад на 6Н23П. Разделительный конденсатор для ООС не менее 10 мкФ, далее резистор, зашунтированный маленькой ёмкостью, т.е. всё очень традиционно. (Это и есть как бы "индуктивная" корреция, позволяющая расширить полосу усилителя, что описано во многих старых книгах, что на форуме называют "покемоном"). :)

Такой усилитель без стабилизированных питаний накалов и анодов нормально проработал очень много лет, пока не был разобран во всё ещё работоспособном состоянии. Ни одна лампа не была заменена за период более 8...10 лет эксплуатации.

Но, разумеется, со стабилизированным питанием будет ещё лучше.
Только разделительных конденсаторов не нужно применять нигде, тогда и все выставленные потенциалы в схеме будут хорошо сохраняться.

А если принудительный минус нестабилизированного смещения выходных ламп будет зависеть от состояния сети или качества контактов потенциометров подстройки, то, конечно, отсутствие автобалансирующего источника тока в катодах выходных ламп, может привести к катастрофическим режимам.

Но и это решается легко (где-то на форуме размещена схема Фанатика) этим самым источником тока в катодах выходных ламп. А смещение остаётся фиксированным. В Фанатике всего два каскада и без ООС, т.е. это ужЕ не "покемон".

На входе 2 х 6С45П + 6П15П и второй каскад = 2 х 6С19П + 6П15П.
Кстати, обе схемы выполнялись на одних и тех же ТВЗ - от БЕАГовских усилителей на EL-84.
Оба каскада балансные. Схема связи каскадов - кондуктивная.
Как мне говорили, этот усилитель тоже всё ещё работоспособен.
Ему уж никак не менее 10 лет.

Никаких проблем с фиксированным смещенеим не было.
 

Fakel

Местный
Наоборот, схема с ИТ в катодах обладает одним нехорошим свойством - если одна лампа вздумает увеличить (уменьшить) ток, другая уменьшаяет (увеличивает) его, первая, в свою очередь, еще больше увеличивает (уменьшает) ток. Спасало применение балансировочного ОУ
 

wizard

AUDIO Team
Наоборот, схема с ИТ в катодах обладает одним нехорошим свойством - если одна лампа вздумает увеличить (уменьшить) ток, другая уменьшаяет (увеличивает) его, первая, в свою очередь, еще больше увеличивает (уменьшает) ток. Спасало применение балансировочного ОУ

Что-то не совсем так! :)
Ламповый (!) ИТ в катодах держит режимы насмерть.
Управление второй лампы плеча происходит через этот общий катодный "резистор" - ИТ. Его дифференциальное значение - мегаомы. Коэффициент асимметрии каскада 0,00001 и даже лучше.

Режимы не изменяются по многу лет вообще даже на доли вольта.
 

Crypt

Местный
Если вместо источника тока сделать просто общий резистор автосмещения, то тогда запросто происходит разбалансировка, до красных анодов в одном из плеч.
 

Канделев

Местный
Скока я возился с 84 -ми и с 6п14п.. ну не любят они фикс, может я
не прав и у кого-то есть положительный опыт? ,буду рад сообщению.

В эстрадном моно усилителе "Ритм" по схеме РР стояли по три 6п14п в плече с фиксированном смещением. в классе В. Я из него делал давно стереоусилитель на ТАН в качестве ТВЗ с ультралинейным включением 6п14п, переводя 6п14п в класс А с использованием также фиксированного смещения. Заметил- если не превышать допустимой рассеиваемой мощности, то лампа при относительно стабильной сети в разнос не идет. Если даже немного переборщить - то разнос лавинообразный.Поэтому на случай скачков в сети лучше подстраховаться, уменьшив рассеиваемую н аноде мощность на 1 ватт против допустимой. Пробовал там же 6п14п в триоде-не понравилось - на слух присутствие существенного урвня нечетных гармоник.
 
жаль, времени много прошло с момента разработки унч Покемон, что сочинил Великий Шаман Олег Чернышёв. Потому и заявления дикие, типа Доктора Ноу, и просто непонимание в упор. Схема рассчитана и настроена под нагрузку в 8 ом, тогда как в Олеговом варианте их-4. Я с Олегом всё обсудил, сразу всё заработало, а этот вариант лишь отличается экзотикой, типа регулировкой режима лампы по экрану, а не по управсетке. Подумаешь, новость! Фишка в том, что если регулятор гавкнется, то лампа просто заткнётся и всё. Оос по первоё сетке превращает пентод в очень линейный прибор с низким внутренним, что подтверждено практикой нескольких вариантов этой схемы. Звук у неё чарующий, и я серьёзно думаю замесить нечто подобное на ел34. Жаль, братие,что Олег редко бывает, он бы заступился за меня, бедного...
А господину Торопкину, как новичку здесь, не мешало бы классику читать, года три назад, здесь, в этой же теме...
 
Унч на 6п14п, только от Теслы, проработал у меня, у знакомых поработал, и кроме радости от звука никаких других эмоций. Надёжный, спокойный, лёгкий и компактный, а если в него заместо ТВЗ 1-6 впаять трансы от Шалина, то это будет недостижимый по качеству прибор. Снимаю шляпу перед гением Олега.
 

L0ki

Эксперт
Imho
Надо поканальные раздельные источники анодного,
а для 14-ой сделать автофикс Олега :).
 

Oleg

Эксперт
+1!
При фиксе 6П14П уходит вразнос. Об этом разве что на заборах не написано... Во избежание сего требуются навороты в схеме фиксированного смещения, которое становится тогда уже не совсем фиксированным.

Мне мама не велела читать надписи на заборах. :D Наверное, поэтому я не в курсе.
У меня 6П14П ещё ни разу вразнос не уходила, наверное, всё исправные попадались. Впрочем, если кто-то сильно боится за свои лампочки, то резистор утечки в этой схеме можно без ущерба понизить до 30-47 кОм. Дело в том, что входной импеданс каскада по переменному току в точке соединения резисторов 120 и 15 кОм не превышает 1 кОм (расчитывается как 120кОм разделить на внутрипетлевой Ку выходного каскада, который,в свою очередь, равен S умноженная на Ra. S равна 11ма/В, Ra равен 14кОм) , и шунтирующее действие гридлика очень мало. В моём покемоне-2 на 6П36С, где эти лампы рассеивают 35 ватт с фиксированным смещением, сопротивление этого резистора 20 кОм, а ведь у 6П36С крутизна в два раза выше, и к "утеканию" они более склонны. Межкаскадный конденсатор -1мкф, и этого более чем достаточно, потому что он стоит внутри контура глубокой ООС.
 

Polivanov

Местный
Вопрос к Олегу.
В чем фишка выбора сопротивления нагрузки выходного каскада большего, чем "оптимальное" для лампы вэтом режиме без ООС? Вроде логично взять именно его, а охват короткой глубокой ООС просто улучшит все. Вроде при бОльших сопротивлениях больше нечетных гармоник. Спрашиваю, т.к. еще при начальном обсуждении покемона Вы отметили, что в этой схеме расклад получается несколько иным, поэтому у Вас ок. 7кОм.
P.S. Вопрос без тени подковыки, я действительно "не въехал"
 

Oleg

Эксперт
Фишка в том, что Александр делал этот усь на том, что было - ТВЗ1-6, а акустика была именно 8 ом. Получилось 14кОм. Поэтому он и анодное поднял до 415 вольт, чтобы мощность не потерять. Транс взят унифицированный, потому и Ra отличается от рекомендованной величины. Если делать самодельный, то можно сделать и 5кОм, но 5кОм рекомендовано для анодного питания 250 вольт и тока анода 48ма. Я в своём покемоне повышал анодное до 300.
 
Сверху

all-audio.problack-job.netkakbik.infomanagement-club.comsafe-crypto.mevse-multiki.comultrasoft.solutions