Делаем гитарный усилитель на октальных лампах

  • Автор темы ML8

ML8

Member
В общем, пришло осознание того, что нужно делать себе концертный аппарат. Конечно, можно бы и купить, так как с учетом временнЫх затрат делать получится точно не дешевле -- но все же хотелось бы своими руками.

Что есть: энное количество октальных ламп 6Н9С, 6Н8С, 6Н7С, 6П3С.
Трансформатор питания ТАН-31. Выходной ТВЗ-1-6. Дроссель Д42Н. Корпус от старого сетевого оборудования 10 Мбит.

Что хотелось бы: двухканальный гитарный усилитель с современным характером звучания (на чистом Фендер/Ампег, на драйве -- ближе к Маршаллу), мощностью ватт 35-40. Собираюсь активно использовать перегруз выходного каскада для получения винтажного звука.

Первые вопросы основополагающие: размещение компонентов.
Из приложенных миниатюр понятно, что есть как минимум десяток вариантов взаимного расположения ламп и железа. Хотелось бы, с одной стороны, чтобы оно было наиболее оптимальным с точки зрения звука, а с другой, чтобы усилитель не перевешивал на одно из сторон, и чтобы лампы хоть немного были защищены от повреждений (вообще, над этим еще буду сильно думать).

Какой вариант порекомендуете и почему? Как по мне, то с точки зрения звука оптимален второй, но он же и самый несбалансированный...

Разъем и выключатель питания -- сзади справа, вход хотелось бы сделать слева (хотя это не шибко принципиально). Да, вот еще что -- хочу независимые эквалайзеры на канал, поэтому думаю также над размещением потенциометров...
 

Вложения

  • IMG_1387.jpg
    23.7 KB · Просмотры: 173
  • IMG_1389.jpg
    24 KB · Просмотры: 121
  • IMG_1390.jpg
    24.2 KB · Просмотры: 93
  • IMG_1391.jpg
    24.7 KB · Просмотры: 102

ML8

Member
Виды корпуса: лицевая панель, филейная часть, внутренности.
 

Вложения

  • IMG_1395.jpg
    37.1 KB · Просмотры: 175
  • IMG_1396.jpg
    37.5 KB · Просмотры: 111
  • IMG_1397.jpg
    29.5 KB · Просмотры: 173
Выходной трансформатор желательно располагать подальше от силового. Если же они рядом,то расположить их так, чтобы звуковой трансформатор стоял как бы боком к силовому. Пример в аттач.
Т.о. достигается минимальное взаимное влияние трансов.
Если хочется сделать голову стека ватт в 50,то ТВЗ-1-9 - маловат.
За основу рекомендовал бы взять схему того же Маршалла и собрать и доработать в соответствии со своими потребностями.
Если нужны примеры монтажа,схемы и т.п.,то могу по запросу запросто приаттачить.
 

Вложения

  • 12.jpg
    29.8 KB · Просмотры: 222

Феникс

Местный
Ну вот, началось!

Какой вариант порекомендуете и почему? Как по мне, то с точки зрения звука оптимален второй, но он же и самый несбалансированный...
Не, самый лучший - первый, нечего магнитные поля в кучу сваливать, и дроссель надо развернуть на 90 градусов, как показано на моем аттаче пунктиром. Так взаимодействие магнитных полей рядом стоящих индуктивностей минимально.
 

Вложения

  • ScreenShot002-1.png
    97.9 KB · Просмотры: 118
на драйве -- ближе к Маршаллу

Тогда стоит рассмотреть выход Marshall Bluesbreaker (аттач)
Все-таки классика марашаловского звука и лампы на выходе - аналоги 6П3С.
 

Вложения

  • Marshall Bluesbreaker (Model 1962).jpg
    84.9 KB · Просмотры: 1,203

Феникс

Местный
Не, самый лучший - первый, нечего магнитные поля в кучу сваливать, и дроссель надо развернуть на 90 градусов, как показано на моем аттаче пунктиром. Так взаимодействие магнитных полей рядом стоящих индуктивностей минимально.
Хотя, с точки зрения минимальных наводок на 1 каскад - второй вариант лучше, если не обращать внимание на "центр тяжести", но дроссель все равно надо развернуть.
 

ML8

Member
Спсибо за отклики.
Ориентацию железок буду выбирать уже когда заработает схема, "на слух", по минимуму взаимонаводок.
Продолжаю думать над преампом -- с выходом вроде бы все более-менее ясно, классический вариант на паре 6П3С.
 

KYCT

Местный
Преамп попробуйте для начала хотя бы "Трио" на 6н9с собрать, хорошо звучит и широкий спектр звуков (на чистом/твиде - классический фендер, на дисторшене - Фендер Хотрод Оверрайд, не самый известный звук, очень гейнистый и резкий, довольно злой). Для 6н9с я умозрительно поставил анодные резюки 90кОм вместо 100, как в оригинале ( в оригинале были 12АХ7). Но можно, конечно, собрать на октале Маршал Плекси на гейновый канал.
 

Феникс

Местный
ML8
Тогда можно силовик вообще пока снять с шасси, и появится место под кенотрон с парой хороших кондюков:D

KYCT
12АХ7 на 6Н9С в лоб менять всетаки нельзя, лампы немного разные, Ку у 6Н9С меньше, в частности. Можно начать с хорошо себя зарекомендовавшей октальной классики и подстроить под получившийся оконечник, так что начинать надо с оконечника, ИМХО.
 

April

Местный
На приведённой схеме мне показалось есть ошибочка - в фазоинверторе не связи с землёй по постоянке... там забыли сопрот 4.7к.
Или тогда переиначить ее вот так: поставить на месте переменного 4.7к "Презенс" постоянный, кондёр убрать,
а цепь "перезенс" повесить параллельно этому 4.7к с тем же 0.1, но потенц тогда будет 22к.
Все верно в схеме 2204 ;) но там под ЕЛки, хотя фазик для всех один.

про пред:
не знаю что конкретно хоите по звуку - но мне кажется стоит обратить внимание на аппрат Богнер Экстази - там все ответы. Его схема в архиве есть на блюгитар.орг
впринципе там отрисованы все самые звучащие варианты маршалла. Мои эксперименты подтверждают то что Рейнхольд знает свое дело! И не зря эта экстазя так стоит.

Вообще в том аппарате много чего интересного.. касательно маршалла, хотя чистый там тоже многим нравится
 

Феникс

Местный
Bogner XTC

April
Большое спасибо за ссылку. Мощный ресурс. Если учесть этот и некоторые другие сайты - поражает разнообразие форм и решений! Сколько уже напридумовали всякого, ну что тут можно еще....:yel:
Поверим опытному человеку и обратим внимание на Bogner XTC. Я скачал всю, доступную пока, информацию по усю. Фотографии шасси и монтажа приличные, а все схемы нарисованы от руки достаточно небрежно. Стоит ли выкладывать оригинальный скан или сразу отрисованную Сплановскую версию с учетом возможных ошибок. А может и то и другое для сравнения? Что скажете.
 

Вложения

  • xtcchasfr.jpg
    88.7 KB · Просмотры: 516
  • xtcchasre.jpg
    72.8 KB · Просмотры: 372

ML8

Member
Если честно, на гейновый канал хочется вообще что-то типа JCM900/Jubilee. Просто потому что JCM800 уже собирал, по звуку неплохо, но ничего особенного -- а "особенного" все же хотелось бы, так как иначе какой смысл все это затевать? :)

Кстати, из слышанных мной овердрайвов меня как-то сильно порадовал канал Lead в примочке H&K Tube Factor. Не отказался бы от такого звука. Кстати же, я не исключаю применения в драйвовом канале диодов и других "антиламповых" элементов, так как стоит задача прежде всего получить желанный звук, а уж на чем именно -- дело десятое. :)

Думаю о Bogner Extasy, поищу сэмплы (к сожалению, послушать негде). Еще наслышан о Bogner Shiva, но не могу найти схему. Вообще, если говорить о гитарном звуке, мне нравится old school -- сольный звук Robben Ford, SRV; гейновый ритм Мастейна и Хэтфилда (до начала 90х); поливальный саунд Марти Фридмана, в составе Megadeth; звучание гитары Слэша периода Use Your Illusions I/II. Но так как я хорошо понимаю, что все это в рамках одного усилителя охватить нереально, придется по ходу дела остановиться на чем-то одном :)

Еще одно. Mesa/Boogie применяли 5-полосный графический эквалайзер в своих усилителях. Пользовался -- оценил, вещь в дополнение к обычному темброблоку офигенно полезная. У кого есть идеи, как такое реализовать самому? В оригинале RLC-фильтры.
 

Феникс

Местный
-||Еще одно. Mesa/Boogie применяли 5-полосный графический эквалайзер в своих усилителях. Пользовался -- оценил, вещь в дополнение к обычному темброблоку офигенно полезная. У кого есть идеи, как такое реализовать самому? В оригинале RLC-фильтры.||-
Про это в соседней ветке обсуждается. Там хоть 5ти, хоть 10ти схемки есть и мысли всякие.
На всякий случай выкладываю монтаж XTC:
 

Вложения

  • xtccirc.jpg
    59.8 KB · Просмотры: 237
  • xtcfilter.jpg
    83.5 KB · Просмотры: 168
  • xtcpre.jpg
    87.2 KB · Просмотры: 171

ostap_custom

Местный
перебрав все возможные ,ДОСТУПНЫЕ в нормальных количествах октальные лампы могу немного облегчить мучения ))))
первая лампа самая важная насчёт микрофонного эффекта - 6н9с не подходит , 6н8с не подходит (я имею ввиду хай-гейн) .... так что либо 12ах7 , либо 6н2п-ев (лучше звучат старые с большими дырками в аноде) ...
для кранча октальные на входе очень даже хорошо , сейчас доделываю 8 усилителей на окталах - на входе 6ж7,6ж8 далее 6г2 и 6г7 (разные варианты "идеологий" ))) колпачковая и не колпачковая )))) ) звучат очень хорошо , не звенят ... прям одно здоровье )))
 

ML8

Member
Есть у меня и 6Г2, и пентоды Ж-серии, да.
Была когда-то идея на вход пентод поставить, именно в пентоде.
Ну, как запущу хоть что-то, буду пробовать.

Но вот все же подумываю, может постараться еще одно октальное гнездо втиснуть, на всякий случай. А то потом если вдруг не хватит каскадов, буду локти кусать :)

Ща буду считать, сколько ламп ТАН-31 потянет по накалу.
 
Во входном каскаде "черные кобры" действительно очень хороши. Экранировки не требуют,т.к экранированы изначально,устойчивы к механическим воздействиям. Как вариант,пробовал применять лампы-нувисторы (6С62Н). Благодаря небольшим размерам,возможен монтаж на ПП вместе с входными гнездами. Получается такой сравнительно миниатюрный входной блок. При этом микрофонного эффекта не зафиксировал,фона-минимум. Минус - то что дефицитны они,но если есть в наличии - то же вариант.
 

ML8

Member
Итак, имеем две накальных вторички на 6,3 В. По справочнику ток до 1,6 А каждая держит. Далее, 6Н9С потребляет 0,3 А, 6П3С -- 0,9 А. В итоге по накалу мы имеем максимум это пару 6П3С и четверку 6Н9С или им подобных. Кажется, влазим. :)

Теперь анодное. 4 обмотки по 80 В, две по 20 В. Последовательно, при выпрямлении мостом, получим примерно 350 В/100 мА. Чуток маловато, как для пуш-пулла на 6П3С -- причем и напряжения, и тока. Видимо, придется плюнуть на 50 ватт и делать хотя бы 18-20, на 6П6С, благо тоже лампы неплохие. Да и выходной транс ТВЗ-1-6, как справедливо замечено, рассчитан ватт на 15 максимум.

Таким образом, приходится вносить первые коррективы. С другой стороны, по накалу 6П6С экономичнее, и их можно будет поставить даже 4 штуки, если понадобится больше мощности. Лишь бы на шасси влезли.

Так, пора макетить. :)

UPD: Блин, плохо дело. :( Максимум, что я смогу выжать из этого усилителя, с учетом транса питания, выходного транса и ламп 6П6С -- это 15-16 Ватт. Очень неудачная цифра. Для дома это слишком громко, чересчур громко -- я не смогу выкручивать на всю катушку, меня увезут :). А на репетиции я не смогу потягаться по громкости с барабанщиком, как минимум на чистом звуке -- ща на реп.базе стоит 40-ваттный Bassman'59, так и его еле-еле хватает.

Получается, имеет смысл делать либо 5 ватт для домашне-студийных дел, либо делать 50 ватт для репетиционно-концертных. Но на 50 ватт потребуется совсем другая комплектуха.

Будем думать дальше...
 

ostap_custom

Местный
давай начнём с того , что 5 ватт не качнут мембрану микрофона - динамика , досвидание ...
потом между отжатыми 18тью ваттами с пары 6п6с и 50тью с пары 6п3с особой разницы в громкости не будет для записи ... 100 ватт - да , хе хе хе ... для опэн эйров ))) но тут иная задача - заглушить шум ветра , чутьё микрофона разгонять нет нужды ...
то , что касается дома - звук шибко зависит от положения движка переменника на 6п6с звук заведомо лучше будет , так как при тихой громкости входное сопротивление каскада после регулятора громкости на 6п6с будет выше чем на 6п3с )))))
то есть все плюсы 6п6с на выходе понятны ))) на клубных выступлениях приоритет 50ти ваттам конечно выше - но этот приоритет можно собрать "на чистовик" и попозже , потренировавшись "на кошечках"
 

ostap_custom

Местный
для чистого звука нужен отдельный усилитель минимум 30 ватт (4 Х 6п6с) и то , тракт нужно строить так , чтобы не перегруженный звук был дальше сильно поднят по амплитуде .... то есть строить усилитель не так , как многие строят многоканальные системы - этот принцип не подходит , там можно получить чистый звук только для галочки - есть типа , а уж какой это не важно ... ну и с умным рылом обьяснять что мол такой чистый получился так как очень тщательно отстраивался перегруз, а это в современной музыке самое важное .. ну или что то другое высосать из пальца )))))))
 
Сверху

all-audio.problack-job.netkakbik.infomanagement-club.comsafe-crypto.mevse-multiki.comultrasoft.solutions