Динамик на ковре или мягкий щит.

Виктор!
а Вы производили замеры на синусе?
Я думаю что реальные сигнала очень далеки от синуса.
Вообще тема интересная.
Виктор! раскажите подробнее о вашем решении или дайте ссылку.
Мне кажется лучше динамик крепить жестко на подставке или на стене, А вокруг ковер или что-то другое Может линолиум.
 

Gajdar

Местный
А давайте копнем глыбжее. Попробуем определить, что же с точки зрения динамика представляет собой электрический сигнал реальной музыки???
 
Хотелось бы услышать Виктора Павлова о его ковре.
 
Вы напишите Виктору, как инициатор темы, чтобы автор рассказал сопалатникам в ВЫДЕЛЕННОЙ ВЕТКЕ про свой проект. А то он, пожалуй, задолбался то там то сям разжёвывать нюансы. А проект действительно замечательный и действительно оригинальный! Вот руки не доходят повторить идею, а хочется.....

Виктор! Я тоже присоединяюсь к просьбе!
 

Meshin

Местный
Да! хотелось бы узнать побольше об этом проекте! У Вас в таком оформлении стоит динамик с катушкой собственной конструкции, а пробовался ли динамик обычный?!
 
Всем здравствовать.

Моя история с ковром началась в середине 2005 года. Проводились эксперименты с новой конструкцией динамика и получалось, что куда динамик не пристраивай, хоть в ЗЯ, ОЯ, разной конструкции и материалов щиты, везде один и тот же эффект - Динамик без оформления звучал значительно лучше, чем пристроенный в акустическое оформление.
Нет, конечно с оформлением явно прибалялись НЧ и основательность в звуке, но "впридачу" терялось очарование в звучании средних частот. Особенно это ярко проявлялось на вокале, как наиболее возможном к естественному сопоставлению с реальным звуком.
Уже тогда, а сейчас это стало убеждением, сформулировалось некое отношение к работе динамиков, как отдельно взятых, так и в составе АС. Вот оно:
Плохо не то, что не воспроизводятся заданные в сигнале звуки, а то, что воспроизводятся звуки, которых в исходном сигнале не было.

Тогда и родилась идея повесить динамик на мягкое основание в виде щита. Его изначальная мягкость дает минимальные шансы к возникновению побочных колебаний, другими словами - его трудно заставить излучать за счет собственных зонных колебаний звук.
Далее все "просто". Про кавычки - позже. Покупаем соответствующий кусок ковровой дорожки с размерами по согласованию с фантазией и возможностями помещения. В моем случае это были куски 0,6 х 1,2 метра. Вырезаем ближе к узкой стороне дыру в размер диффузора и с помощю фанерного кольца крепим динамик, зажимая ковер между динамиком и кольцом.
Теперь про кавычки. Сперва я повесил ковер, расположив динамик в верхней части, явно не хватало НЧ. Перевернул ковер с динамиком на 180 град. - НЧ появились. Сказался эффект плоскости пола - работа динамика по модели "АС в углу комнаты". Ожидаемого эффекта "звук снизу" не последовало. Звуковая картина нормально развертывалась в пространстве спереди. Забыл сказать, что все эти эксперименты проводились на системе стерео (2 канала).
В таком виде система достаточно долго слушалась и звук удовлетворял ожидания. Пока дело не дошло до законченной конструкции в приемлемом дизайне.
Законченная конструкция воплотилась в ковер в дубовой раме, динамик снизу, и снизу же крепление рамы к массивному основанию через два боковых кронштейна. Т.е. исчезло по сравнению с макетом крепление ковра за верхнюю кромку и его свободное маятниковое колебание.
Внешний вид получился хороший, а вот со звуком что-то произошло плохое. Я не могу описать словами это "плохое", но оно явно появилось в виде неудовлетворенности прослушиванием и только при длительном прослушивании музыки.
Пришлось вернуться к оформлению, близкому к макетному, с креплением за верх ковра. Это я здесь так кратко описал финишь. На деле этот процесс занял много времени с экспериментами по изменению конструкции динамиков, а по факту, динамики были не виноваты, а причина в не удачном креплении ковра.
Эта история еще раз показала мне, что в звуке нет мелочей. Нижнее консольное крепление мягкого экрана породило резонансные колебания рамы ковра и звук подпортился.
 
Здесь фотографии по тексту.
Где зеленый ковер. Динамик вверху - низы отсутствуют. Реально нормальный вариант, это динамиком перевернуть вниз, что и было сделано. Фотографии с динамиком внизу не делал.
Где желтый ковер. Это "законченный" вариант с испорченным резонансами рамы звуком. Окончательно - рама по ширине обрезана на половину и подвешена за верхнюю часть на двух растяжках к верхней перекладине П-образной неподвижной конструкции из дубовых реек, аналогично первой фотографии.

Авторам вопросов.

Сергеев Сергей. Замеры были и на синусе и на шумовом сигнале. Но самые результативные замеры, это ушами. Ссылки сейчас нет, после того как мое описание грохнулось на бесплатном ресурсе в 2006 г.

Гайдар. Виктор, я давно пытаюсь углубиться и капнуть глубжее, только лопата не позволяет :D . Оказалось, что одного желания для этого мало. Нужно еще чего-то, чего не знаю, но дефицит этого остро ощущается.

Игорь Гапонов. :D Игорь посодействуй ответу на мое письмо Евгению.

Mechin. Да динамики были только моей конструкции, но думаю что коврик даст результат на любом динамике, потенциально провоцирующем акустическое оформление на вибрации.
 

Вложения

  • ?????_?.JPG
    13.1 KB · Просмотры: 871
  • ????? ? ???JPG.JPG
    51 KB · Просмотры: 299
Виктор! Пошлите письмо на мой адрес, а я его перешлю (может быть по телефонной команде адресата) и устно скажу Евгению, чтобы внимательно смотрел в ящик. Его спам-синдром замучал. 700-800 писем в день :(. Возможно, он в ажиотаже грохнул и Ваше письмо....
 

Arkadi

Active member
Виктор, у Вас довольно интересная конструкция!
Тем более, не требует больших средств, но скорей всего, большого помещения. Скажите, какой площади помещение, где Вы ставили эти кспирименты? И еще, Вы случайно не пробовали мягкую переднюю панель подвесить в рамку из повернутых на 90 градусов вокруг своей оси досок, как в открытом ящике? Можно попробовать и в закрытом ящике или ПАС, хотя подбирая плотность коврика можно получить подобный ПАС еффект.
 
Виктор! Вы писали о динамиках собственной конструкции, как я понял с неподвижной катушкой.
Или я ощибаюсь? Можно подробнее?
 

Gajdar

Местный
А я понял, что катушка представляет собой один виток - кольцо замкнутое :))) А переменное поле индуцируется катушкой типа фиелд коил....
 
Виктор, у Вас довольно интересная конструкция!
Тем более, не требует больших средств, но скорей всего, большого помещения. Скажите, какой площади помещение, где Вы ставили эти кспирименты? И еще, Вы случайно не пробовали мягкую переднюю панель подвесить в рамку из повернутых на 90 градусов вокруг своей оси досок, как в открытом ящике? Можно попробовать и в закрытом ящике или ПАС, хотя подбирая плотность коврика можно получить подобный ПАС еффект.

АС на ковриках я постоянно слушаю в двух помещениях: дома в обычной комнате 19 м и в моей мастерской около 35 м с 4 м потолком, но комната без какого-либо акустического оформления. Еще был опыт выездного прослушивания в маленькой комнате 15 м. Слушается и при близком расположении к слушателю АС, прим. 1,5 м, и при более дальнем - околдо 3 м. Звуковая картина конечно меняется, но вариантов плохой сцены мне не удавалось создать никогда. Правда это все относится к коврам с динамиками моего изготовления, а не обычными. С обычными динамиками опыт прослушивания на ковре нулевой.
Про доски. У меня сейчас ковер и вешается в обрамление из реек, что является частным случаем досок :D . Если короб делать из досок, это будет разновидностью ОЯ, но как акустически поведут себя обязательные щели по периметру между коробом и ковром я не знаю. Нужно пробовать. Хотя, конечно, можно свести эти акустические щели к минимуму, закрыв их гофром не хилых размеров.
А вот передняя стенка из ковра в ЗЯ (был только один эксперимент) дала отвратительный звук. Видимо перепад давления внутри делает свое черное дело.


Виктор! Вы писали о динамиках собственной конструкции, как я понял с неподвижной катушкой.
Или я ощибаюсь? Можно подробнее?

http://www.vegalab.ru/forum/showthread.php?t=7771&page=2
Вот здесь 1,5 года назад было обсуждение.
 

KAA

Местный
передняя стенка из ковра в ЗЯ (был только один эксперимент) дала отвратительный звук. Видимо перепад давления внутри делает свое черное дело.
Причина, видимо, в том же, почему и нет низов, когда динамик не возле пола. Ковёр банально продувается на НЧ, не устраняя в достаточной степени "акустическое КЗ". Попробуйте ковролин (но не в ЗЯ, конечно - "дышать" на НЧ будет) - он акустически непрозрачен. Можно попробовать две плоскости склеить.
 
Причина, видимо, в том же, почему и нет низов, когда динамик не возле пола. Ковёр банально продувается на НЧ, не устраняя в достаточной степени "акустическое КЗ". Попробуйте ковролин (но не в ЗЯ, конечно - "дышать" на НЧ будет) - он акустически непрозрачен. Можно попробовать две плоскости склеить.

Не все так просто. Плохии были не низы, их оценивать на общем фоне было бессмысленно, а именно плохая середина. Середина не может продуваться, источник неприятностей - возникающие колебания плоскости ковра.
 

Gajdar

Местный
Ну незнаю незнаю.. с точки зрения "звукоизоляции" что ковер с резиновым напылением сзади, что без оного - коэффициент звукопоглощения будет мизерным. Коэффициент отражения тоже. Просто в ящике малых размеров с компрессией, отраженная волна будет бить в перенюю панель, заставляя её кол*****ся как излучатель, вплоть до полного погашения а в открытом оформлении "компрессионного" возврата нет - задняя энергия рассеивается в комнату без возврата в динамик с ковром...

Что же касается динамика - то мне видится все однотактное :))) т.е. динамик такой должен быть по сути однотактным, чтобы минимум и максимум изменения магнитной индукции был снизу еще в пределах линейного участка петли гистерезиса железа а сверху еще не в насыщении... Короткозамкнутое кольцо - катушка внизу зазора и все изменения только в сторону увеличения индукции - выталкивания катушки вперед.. по окончании сигнала :))) катушка возвращается в исходное состояние :)))))

Что касается широкополосного динамика, то мне трудно представить диапазон изменения индукции в зазоре чтобы обеспечить полный динамический диапазон звукозаписи...

Это должно быть какоето супержелезо...
 

KAA

Местный
Середина не может продуваться

колебания плоскости ковра.
Вообще-то может.

С частотой СЧ?.. Или с какой? эффект Допплера всё равно будет навсегда сильнее непосредственно от колебаний диффузора.
Или речь о крутильных колебаниях и модуляции по направлению - неужели такая узкая ДН?.. Это просто иголка должна быть.
 
Ну незнаю незнаю.. с точки зрения "звукоизоляции" что ковер с резиновым напылением сзади, что без оного - коэффициент звукопоглощения будет мизерным. Коэффициент отражения тоже. Просто в ящике малых размеров с компрессией, отраженная волна будет бить в перенюю панель, заставляя её кол*****ся как излучатель, вплоть до полного погашения а в открытом оформлении "компрессионного" возврата нет - задняя энергия рассеивается в комнату без возврата в динамик с ковром...

Что же касается динамика - то мне видится все однотактное :))) т.е. динамик такой должен быть по сути однотактным, чтобы минимум и максимум изменения магнитной индукции был снизу еще в пределах линейного участка петли гистерезиса железа а сверху еще не в насыщении... Короткозамкнутое кольцо - катушка внизу зазора и все изменения только в сторону увеличения индукции - выталкивания катушки вперед.. по окончании сигнала :))) катушка возвращается в исходное состояние :)))))

Что касается широкополосного динамика, то мне трудно представить диапазон изменения индукции в зазоре чтобы обеспечить полный динамический диапазон звукозаписи...

Это должно быть какоето супержелезо...

Насчет "мизерным" не готов обсуждать, не знаю. Но прочувствовал, что между инженерным "мизерным" и звуковмм "мизерным" понятиях порой имеется глубокая пропасть.
Про обратную волну в ЗЯ похоже имеет место быть.

Железо магнитной системы динамика находится в насыщении. Взаимодействие КЗ витка и катушки идет на верхней пологой части петли с единицами мю.

Про широкополосник ничего не нужно представлять :D , нужно сделать и послушать.
 
Вообще-то может.

С частотой СЧ?.. Или с какой? эффект Допплера всё равно будет навсегда сильнее непосредственно от колебаний диффузора.
Или речь о крутильных колебаниях и модуляции по направлению - неужели такая узкая ДН?.. Это просто иголка должна быть.

Так глубоко я не копал :cry:
 

зимогор

Местный
Коллеги-не проще из ковровой дорожки делать ваш любимый щит,а не из ковра,всё-таки жалко,жёны будут ругаться глядя на испорченные Персидские ковры.:lol: :lol: :lol: С уважением Леонид.
 

KAA

Местный
Так глубоко я не копал
Ну извините :). Вы говорите - СЧ портятся от колебаний ковра. Я и пытаюсь поинтересоваться: известно ли, до каких частот сохраняется хоть сколько-нибудь значимая амплитуда колебаний ковра, чтобы влиять на условия работы ГГ? Колебания ковра, с учётом того, что обратных краевых отражений, возвращающихся к диффузородержателю, в данном случае на СЧ не будет (подавятся ковром), могут вызвать только следующие эффекты.
1. Поперечная составляющая колебаний вызовет эффект Допплера, но намного более слабый, чем просто работа динамика: амплитуда хода диффузора будет несравнима. Хотя проблема может возникнуть некоторая, если динамик лёгкий - но очень сомневаюсь. Выражаться она, имхо, может в форме некоторой компрессии по СЧ и некоторых запаздывающих призвуков более низкой частоты (но не уверен, что их вообще можно будет услышать).
2. Крутильная составляющая колебаний. Вот она может быть достаточно высокочастотной и резонансы всякие возможны. Но повлиять это серьёзно может имхо только если есть проблемы с ДН. Кстати, косвенно в пользу этой гипотезы может также говорить ситуация с переворотом динамика. Подвесив его внизу, Вы во-первых повышаете уровень НЧ, делая более фундаменальную "подпорку" для СЧ, что маскирует дефекты, а во-вторых, резко снижаете возможность возникновения достаточно высокочастотных крутильных колебаний, просто физически удлиняя подвес а) и к тому же повышая этим его демпфирование б).
3. Продольный резонанс подвеса, при котором будет сохраняться воздействие отражений от рамы на диффузородержатель.
Всё, других вариантов сколько-нибудь значимых я не вижу.
 
Сверху