Всем здравствовать.
Моя история с ковром началась в середине 2005 года. Проводились эксперименты с новой конструкцией динамика и получалось, что куда динамик не пристраивай, хоть в ЗЯ, ОЯ, разной конструкции и материалов щиты, везде один и тот же эффект - Динамик без оформления звучал значительно лучше, чем пристроенный в акустическое оформление.
Нет, конечно с оформлением явно прибалялись НЧ и основательность в звуке, но "впридачу" терялось очарование в звучании средних частот. Особенно это ярко проявлялось на вокале, как наиболее возможном к естественному сопоставлению с реальным звуком.
Уже тогда, а сейчас это стало убеждением, сформулировалось некое отношение к работе динамиков, как отдельно взятых, так и в составе АС. Вот оно:
Плохо не то, что не воспроизводятся заданные в сигнале звуки, а то, что воспроизводятся звуки, которых в исходном сигнале не было.
Тогда и родилась идея повесить динамик на мягкое основание в виде щита. Его изначальная мягкость дает минимальные шансы к возникновению побочных колебаний, другими словами - его трудно заставить излучать за счет собственных зонных колебаний звук.
Далее все "просто". Про кавычки - позже. Покупаем соответствующий кусок ковровой дорожки с размерами по согласованию с фантазией и возможностями помещения. В моем случае это были куски 0,6 х 1,2 метра. Вырезаем ближе к узкой стороне дыру в размер диффузора и с помощю фанерного кольца крепим динамик, зажимая ковер между динамиком и кольцом.
Теперь про кавычки. Сперва я повесил ковер, расположив динамик в верхней части, явно не хватало НЧ. Перевернул ковер с динамиком на 180 град. - НЧ появились. Сказался эффект плоскости пола - работа динамика по модели "АС в углу комнаты". Ожидаемого эффекта "звук снизу" не последовало. Звуковая картина нормально развертывалась в пространстве спереди. Забыл сказать, что все эти эксперименты проводились на системе стерео (2 канала).
В таком виде система достаточно долго слушалась и звук удовлетворял ожидания. Пока дело не дошло до законченной конструкции в приемлемом дизайне.
Законченная конструкция воплотилась в ковер в дубовой раме, динамик снизу, и снизу же крепление рамы к массивному основанию через два боковых кронштейна. Т.е. исчезло по сравнению с макетом крепление ковра за верхнюю кромку и его свободное маятниковое колебание.
Внешний вид получился хороший, а вот со звуком что-то произошло плохое. Я не могу описать словами это "плохое", но оно явно появилось в виде неудовлетворенности прослушиванием и только при длительном прослушивании музыки.
Пришлось вернуться к оформлению, близкому к макетному, с креплением за верх ковра. Это я здесь так кратко описал финишь. На деле этот процесс занял много времени с экспериментами по изменению конструкции динамиков, а по факту, динамики были не виноваты, а причина в не удачном креплении ковра.
Эта история еще раз показала мне, что в звуке нет мелочей. Нижнее консольное крепление мягкого экрана породило резонансные колебания рамы ковра и звук подпортился.