Домашний усилитель на 6С19П

Этот пост покажется многим странным. Но, я считаю возможным изложить результаты моих экспериментов с лампой 6Ж8, точнее с организацией питания экранной сетки.
Предупреждаю, результат никак не согласовывается с общепринятым, поэтому прошу помидорами не бросать.

Итак:
1) О стабилизации питания экранной сетки при одном анодном источнике.
Мои эксперименты показали, что стабилизация питания экранной сетки пентода ухудшают звучание. Вся чистота и мягкость середины и верха уходят, взамен остаётся жесткое и аналитичное звучание.
Наверное, всё же, мне нравится красивое звучание, а не точное.
2) Раздельное питание.
Много было сказано о том, что лучше всего питать экранную сетку от отдельного стабилизированного источника (отдельная обмотка на трансе - далее стабилизатор).
Вывод один, звучание при этом ухудшается. Также, как и в первом случае, оно становится жёстким и каким-то механистичным, хотя наверняка, найдутся любители такого звука.
Анод и экранная сетка ДОЛЖНЫ ПИТАТЬСЯ ОТ ОДНОГО Источника.

Такие вот выводы.
1) Стабилизировать питание экранной сетки не нужно
2) Анод и экранная сетка должны быть запитаны от одного источника.

Повторюсь, в моей системе. Понимаю, что у могих противоположное мнение.
 

Andrey Nikitin

Местный
...Такие вот выводы.
1) Стабилизировать питание экранной сетки не нужно
2) Анод и экранная сетка должны быть запитаны от одного источника...

- В таком случае и пентоды применять - тоже "не нужно"... :D


Открою маленький секрет: 19-я "поет" только у тех у кого ФИ...

- У меня, пока ещё, "не ФИ", но претензий к "голосу" 19-й - всё равно нет.


...колонка - тоже фазоинвертор... От них (низких)... - майка заворачивается. Причём низ упругий и чёткий.
Самое смешное, когда я сказал, что мощность усилителя 2,5 Вт на канал, все вытаращили глаза и сказали, чтобы я не заливал...

- А я вот, верю, что так и было.


Антон, спорить не буду. Фазоинвертор - это, по-любому, компромисс, а компромиссное решение подразумевает "и волки сыты и овцы целы".
Такого, к сожалению, не бывает...

- Такое бывает.

- Более того: долгоживущая и хорошо работающая конструкция - всегда искуссное сочетание компромиссов, удачный баланс между различными факторами, а также необходимым и возможным...
- Кстати, именно такие конструкции ещё и обладают некоторым "запасом гибкости" и, вследствие этого, имеют большой ресурс модернизации (и, в частности, поэтому "живут долго": я имею в виду длину ЖЦИ - "жизненного цикла изделия"...).

- "Бескомпромиссная" же конструкция - всегда "перекошена" в какую-либо сторону и, подчас настолько, что просто несовершенствуема (а часто и ненадёжна). И, поэтому, быстро "сходит со сцены"...
- Бескомпромиссность - бесполезное заблуждение, и наоборот многокритериальная оптимизация - правильный подход.

А. Никитин.
 
Вот уж, мне этот пост совершенно не кажется странным. Абсолютно согласен с Вадимом. Эксперименты с пентодными драйверами показали то же самое. ИМХО конечно.
 

Andrey Nikitin

Местный
Вот уж, мне этот пост совершенно не кажется странным. Абсолютно согласен с Вадимом. Эксперименты с пентодными драйверами показали то же самое. ИМХО конечно.

- Вообще, Ваши выводы очень даже совпадают со смыслом Вашей же "подписи - девиза" (оказывается это не шутка)...

- Ещё раз риторически спрашиваю: если руководствоваться выводами Вадима Пузанова, то "зачем" тогда пентоды применять?.. ;)

А. Никитин.
 
По-моему говорилось о том, что звучание пентода при питании анода и сетки от одного источника, по мнению Вадима Пузанова, лучше. Я тоже так думаю. А применять пентоды или нет - это уж кому как нравится. Мне драйвер на пентоде нравится больше. Не хотите - не применяйте,воля Ваша.
 

Михаил44

Active member
Абсолютно противоположные наблюдения у меня.6П9 без стабилизации и отдельного источника для сетки звучит плохо.Может быть это ее особенность? А 6Ж8 не надо ничего? 6Ж8 не пробовал еще.
 
Абсолютно противоположные наблюдения у меня.6П9 без стабилизации и отдельного источника для сетки звучит плохо.Может быть это ее особенность? А 6Ж8 не надо ничего? 6Ж8 не пробовал еще.

Нет, это не особенность.
Все, ИМХО, пентоды звучат лучше при стабилизированном питании 2-й сетки. Просто надо правильно стабилизировать ;)
(Примерно то же о лампе 6П42С: пока подвозбуды не побеждены, звучит плохо. Как только возбуды исчезают, все прямонакалы - ффтопку ;) )
 
- Вообще, Ваши выводы очень даже совпадают со смыслом Вашей же "подписи - девиза" (оказывается это не шутка)...

- Ещё раз риторически спрашиваю: если руководствоваться выводами Вадима Пузанова, то "зачем" тогда пентоды применять?.. ;)

А. Никитин.
Пентод я применил изначально для того, чтобы сохранив усиление каскада и приличный ток через первую лампу, избавиться от катодного конденсатора, очень сильно влияющего на звучание.
А уж потом стал экспериментировать с разными режимами, стабилизировать всё что шевелится, ставить светодиоды и т.д. и т.п.
Но звучание каскада на пентоде без шунтирующего конденсатора в катоде очень понравилось сразу.
Таким образом, Андрей, отвечая на Ваш вопрос, зачем применять пентоды, скажу - нравится звучание, вот и всё.
 
Абсолютно противоположные наблюдения у меня.6П9 без стабилизации и отдельного источника для сетки звучит плохо.Может быть это ее особенность? А 6Ж8 не надо ничего? 6Ж8 не пробовал еще.
Привет, Миша. Вот видишь, у тебя другие результаты.
Поверь, я сам был очень удивлён, когда стал сравнивать. Для меня мнения моих друзей (Шалина, Макарова и т.д.) никогда не вызывали отторжения. Пишут люди, значит знают что пишут.
А тут такое. Я долго не писАл об этих своих наблюдениях, проверял, проверял и ещё раз проверял.
Особенно разница ощущается, если долго слушать. Нестабилизированная лампа как пела так и поёт, а стабилизированная начинает понемногу утомлять более жёсткой и яркой подачей музыкального материала (заметнее всего на средних и высоких).
Причём, в случае питания экранной сетки от отдельной обмотки со стабилизатором, этот эффект проявляется ещё сильнее.
Может это и есть хорошо, но не для меня.
Не знаю, может это особенность 6Ж8, так как с другими пентодами я таких широкомасштабных экспериментов не проводил.
 

Канделев

Местный
Абсолютно противоположные наблюдения у меня.6П9 без стабилизации и отдельного источника для сетки звучит плохо.

Михаил, а ставили конденсатор в катоде? У меня без конденсатора в катоде 6П9 в пентодном включении низшие частоты уменьшаются до неприемлимого уровня (катодный резистор 100 ом, смещение-3.3 вольта).6Ж8 я тоже пока не пробовал,но в планах стоит.Если можно- как включали стабилизатор-на катод или на "землю" и чем-то его шунтировали?
 

Andrey Nikitin

Местный
...А уж потом стал экспериментировать с разными режимами, стабилизировать всё что шевелится, ставить светодиоды и т.д. и т.п.
Но звучание каскада на пентоде без шунтирующего конденсатора в катоде очень понравилось сразу...

- Мой вопрос не был "прямым" и я не ставил под сомнение применение пентодов, как таковых (в драйверах)...
- Я подразумевал то, что если не стабилизировать "всё и вся", то применять пентод - вообще смысла нет.

- Если же Вам больше понравился "звук" пентода при нестабилизированных режимах, да и ещё без шунта в катоде, то не правильнее ли будет Вам "вернуться" к триодному драйверу?

А. Никитин.
 

Михаил44

Active member
Да.В катоде 6П9 50 ом зашунтировано 100 тыс. + 1 мкф полипропилен.
 

Канделев

Местный
Да.В катоде 6П9 50 ом зашунтировано 100 тыс. + 1 мкф полипропилен.

Спасибо-значит это специфика 6П9.А нжний конец стабилитрона - на землю или на катод?И шунтировали ли стабилитрон конденсатором? Войшвилло в отличие от позиции многих участников форума советует (правда в отношении блокировочного конденсатора) - "на землю во избежание попадания сигнала из анодных цепей на управляющую сетку" (это его слова).
 

Михаил44

Active member
Стаблитрон на земле.Шунтирован кондером RC фильтра в питании его.
 

Канделев

Местный
Если же Вам больше понравился "звук" пентода при нестабилизированных режимах, да и ещё без шунта в катоде, то не правильнее ли будет Вам "вернуться" к триодному драйверу?

К сожалению, бывает и триод так наср-т в звуке, что теорией не объяснить.То же пентод. Ставил 6П9 в пентодном включении в режиме, рекомендованным Гэгэном - кни менее 0,4 %. Ставил 6П15П в некоторых режимах, рекомендованных на форуме кни 2,5-3,8 %? Конечно, если рассматривать их как компенсацию кни выходной лампы,то может и сойдет. Но все это слышно.;) Поэтому пентод или триод и обязательно в сочетании с выходной лампой - дело индивидуального слухового восприятия и вкусовых предпочтений. Но и также средство решения поставленной инженерной задачи (коэффициэнт усиления, ток и т.д.).Важен прежде всего звук - иначе зачем все это, а кто издал этот звук триод или пентод уже как бы вторично:D
 
- Мой вопрос не был "прямым" и я не ставил под сомнение применение пентодов, как таковых (в драйверах)...
- Я подразумевал то, что если не стабилизировать "всё и вся", то применять пентод - вообще смысла нет.

- Если же Вам больше понравился "звук" пентода при нестабилизированных режимах, да и ещё без шунта в катоде, то не правильнее ли будет Вам "вернуться" к триодному драйверу?

А. Никитин.
Андрей, если Вы помните, вначале так и было (6С4П применялась).
Здесь, скорее вопрос вкусовщины. Триод, по сравнению с пентодом, в драйвере, рисует несколько смягчённую картинку. Эдакая вуаль на полотне. А пентод все детали прорисовывает ярче, больше контрастов и т.д. и т.п., ну Вы понимаете.
Так вот, этих положительных качеств пентода должно быть тоже в меру. И при стабилизации экранной сетки (любым способом) эта мера становится избыточной. Я и написал, что особенно сильно это проявляется при долгом прослушивании.
Хорошо написАл Валера в предыдущем посте:
-Поэтому пентод или триод и обязательно в сочетании с выходной лампой - дело индивидуального слухового восприятия и вкусовых предпочтений. Но и также средство решения поставленной инженерной задачи (коэффициэнт усиления, ток и т.д.).Важен прежде всего звук - иначе зачем все это, а кто издал этот звук триод или пентод уже как бы вторично-
От себя добавлю ещё. Поэтому я и не применяю УПТ, так как не вижу (не слышу) в своей системе их преимуществ, именно в звучании.
 

Канделев

Местный
В одной из недавних конструкций усилителя на 2А3 с двойным питанием Гэгэн так же не шунтировал катодный резистор драйвера на 6Ж7 в пентодном включении, хотя питание второй сетки стабилизировал.Т.е. все индивидуально.АНЕКДОТ: Восток. Судье дали ученика. Начался суд.Заходит истец судья выслушает его и говорит: ты прав. Затем заходит ответчик, судья заслушивает его и говорит: ты прав.Наедине ученик спрашивает судью: как же так- и тот и другой прав? Судья отвечает: и ты прав.:D
 
В одной из недавних конструкций усилителя на 2А3 с двойным питанием Гэгэн так же не шунтировал катодный резистор драйвера на 6Ж7 в пентодном включении, хотя питание второй сетки стабилизировал.Т.е. все индивидуально.АНЕКДОТ: Восток. Судье дали ученика. Начался суд.Заходит истец судья выслушает его и говорит: ты прав. Затем заходит ответчик, судья заслушивает его и говорит: ты прав.Наедине помошник спрашивает судью: как же так и тот и другой прав? Судья отвечает: и ты прав.:D
Открою секрет, думаю Манаков не обидится. Он шунтирует катодный резистор конденсатором через тумблер.
С конденсатором для демонстрации, а для себя, слушает без оного.
Такие дела.
 

Andrey Nikitin

Местный
...Так вот, этих положительных качеств пентода должно быть тоже в меру.
И при стабилизации экранной сетки (любым способом) эта мера становится избыточной. Я и написал, что особенно сильно это проявляется при долгом прослушивании...

- По-моему, из услышанного Вами, Вы сделали неверный вывод...

- Если Вам удалось получить бОльшую детальность, но, вместе с ней "вылезла" некая "ядовитость", так не детальность нужно "убивать", а с "ядовитостью" бороться: доводить до ума стабилизаторы, источники сигнала, АС, комнату, кабели и т.д., и т.п.

- Вы что думаете, если просто взять "Маэстро Гроссо - 2" (с его просто неимоверной детальностью), да подключить, к примеру к моим АС и моему источнику, в моей же комнате (без всяких изменений в ней), то никаких неприятных "странностей" не повылезет?..:roll::(

- Но в этом не "МГ-2" будет виноват, и не пентодный драйвер, и не детальность, а "всё остальное" окружение...

- В общем - нельзя добиваться "красивости, неутомительности и псевдопевучести", "пришибая" детальность, динамический диапазон и сужая полосу частот, превращая звук при этом в сладенькую манную кашку...:(

А. Никитин.
 
- По-моему, из услышанного Вами, Вы сделали неверный вывод...

Возможно

- Если Вам удалось получить бОльшую детальность, но, вместе с ней "вылезла" некая "ядовитость", так не детальность нужно "убивать", а с "ядовитостью" бороться: доводить до ума стабилизаторы, источники сигнала, АС, комнату, кабели и т.д., и т.п.

Излишняя детальность вредит звучанию. А. Торрес.

- Вы что думаете, если просто взять "Маэстро Гроссо - 2" (с его просто неимоверной детальностью), да подключить, к примеру к моим АС и моему источнику, в моей же комнате (без всяких изменений в ней), то никаких неприятных "странностей" не повылезет?..:roll::(

Звучать будет практически одинаково и у Вас дома, с небольшими отличиями, обусловленными особенностями Ваших АС и комнаты.

- Но в этом не "МГ-2" будет виноват, и не пентодный драйвер, и не детальность, а "всё остальное" окружение...

- В общем - нельзя добиваться "красивости, неутомительности и псевдопевучести", "пришибая" детальность, динамический диапазон и сужая полосу частот, превращая звук при этом в сладенькую манную кашку...:(

С этим я согласен. Всегда был против сладенькой манной каши (помните, как я говорил про EL 34 в однотакте)

А. Никитин.
Не знаю, как по частям отвечать, поэтому ответ получился прямо в посте Андрея.
 
Сверху