Феномен"лампового" звучания транзисторного девайса.

  • Автор темы Zef

Zef

Местный
Настроил (вроде) звуковушку ES 1869 в нотике. Слушаю "Samantha Elisabeth" Смоков с MP3 256 и обалдеваю: электроорган, который по определению является транзисторным девайсом, да еще - древний, как наша "Ионика", приобрел прозрачное "серебряное" звучание, как какой-нить корнет-а-пистон!
 

Борода

Местный
Где тут про транзисторы?

Настроил (вроде) звуковушку ES 1869 в нотике. Слушаю "Samantha Elisabeth" Смоков с MP3 256 и обалдеваю: электроорган, который по определению является транзисторным девайсом, да еще - древний, как наша "Ионика", приобрел прозрачное "серебряное" звучание, как какой-нить корнет-а-пистон!

1930-е годы оказались не самыми приятными для Америки. Великая Депрессия вывела из игры, вероятно, больше коммерческих компаний, чем это сделала бы любая война (кроме ядерной, конечно же). Неважно обстояли дела и у Hammond Clock...

Едва ли, впрочем, мистер Лоренс Хаммонд (Laurens Hammond) был склонен в трудные времена отираться в барах, с тоской поглядывая в пустеющую кружку. Не тот у него был склад ума и характера. Впоследствии его подчинённые отзывались о нём как о жёстком и автократичном руководителе, с которым никто не осмеливался спорить.

Тем более, что к своим сорока годам мистер Хаммонд успел придумать слишком много всяких полезных штучек, чтобы просто так вылететь в трубу из-за "какой-то там" Великой Депрессии.

Сам он в депрессию не впадал и по барам не странствовал. Вместо этого, он напрягал все силы своего громадного ума, чтобы понять, куда можно было бы пристроить свой "синхронный электродвигатель".

С часами-то оно всё было в порядке. Покупали их на ура. Часы эти славились своей бесшумностью и точностью хода, чем и заслужили всенародную любовь.

Была у них, правда, одна очень хитрая особенность: точность их обеспечивала не какая-то там сверхсложная электромеханика, а... люди. А именно — инженеры электростанций.

Дело в том, что шумный двигатель часов, запрятанный в звукоизолирующий корпус, синхронизировался с частотой переменного тока в общих электросетях. Частота поддерживалась на уровне 60 Гц. Если она менялась, то часы начинали спешить или отставать.

Компания Хаммонда решила этот вопрос до безобразия просто и изящно: каждому работнику каждой электростанции, в обязанности которого входила поддержка постоянной частоты тока, подарили по таким вот часам. И шепнули, что точность хода зависит от неизменности частоты.

В общем, эти инженеры сами стали следить за постоянством частоты, чтобы их часы работали безукоризненно...

Но к началу 1930-х это было уже в прошлом: рынок часов вдруг умер. И теперь надо было срочно придумывать что-то такое, в чём можно было бы использовать пресловутый электромотор. И чтобы оно к тому же имело достаточный коммерческий успех.

Мистер Лоренс Хаммонд никогда не был особо музыкальным человеком. Он не умел играть ни на одном музыкальном инструменте и, как говорят, вовсе был лишён слуха.

Впрочем, тот же самый термин "tone-deaf" применяли и по отношению к некоему Роджеру Уотерсу (Roger Waters), который не мог даже самостоятельно настроить свою бас-гитару. Впрочем, его игре в одной малоизвестной команде со странным названием Pink Floyd это почему-то совершенно не мешало.

Не помешало это и Хаммонду. Конечно, можно говорить, что он относился к музыке утилитарно, что взялся за создание нового музыкального инструмента исключительно по коммерческим соображениям, что всё это ради денег...

Какая, впрочем, теперь уже разница?

Небольшой заводик на Западной Авеню в Чикаго, принадлежавший компании Хаммонда, был местом весьма шумным.

На четвёртом этаже, в испытательной лаборатории, не смолкая, орал фонограф. На третьем этаже, из лаборатории, то и дело доносились всякие нехорошие звуки электрического происхождения.

В общем, всё здание то и дело сотрясалось от всевозможных шумов, что довольно крепко било по ушам некоему Уильяму Лейхи (William L. Lahey), помощнику бухгалтера. Помимо бухгалтерских обязанностей, Лейхи служил органистом в Епископальной церкви Святого Христофора в пригороде Чикаго.

В конце одного особенно шумного дня в его кабинете внезапно нарисовался сам Лоренс Хаммонд и спросил: "Билл, ты не слышал сегодня никаких странных звуков?" Билл честно ответил, что слышал нечто похожее на звук флейты.

"Да, — ответил Хаммонд. — Я сделал электрическую флейту".

Принцип работы устройства был довольно прост. Маленькое, размером не более серебряной долларовой монеты, колесо с бугорками или зазубринами по краям вращалось напротив электромагнита.

Возникавший благодаря этому колеблющийся ток затем подавался на громкоговорители (благо, к тому времени они уже появились), в которых и преобразовывался в слышимые звуковые волны. Всё это называлось "колёсным тон-генератором" (Tone Wheel Generator).

Открытие Хаммонда состояло в том, что ему удалось найти способ производить электрические волны именно с такими характеристиками, чтобы их можно было преобразовывать в музыкальные звуки.

Но этого было недостаточно для настоящего музыкального инструмента. И потому Хаммонд собрал целую небольшую армию инженеров, которым надлежало решить, казалось бы, невыполнимую задачу: создать аппарат, имитирующий звуки органа.

В какой-то момент такой аппарат собрали... но его размеры — это была просто беда: в одной конструкции было сразу столько колёсных тонгенераторов, переключателей и проводов, что хватило бы на целый склад.

А Хаммонду нужно было совсем другое — относительно недорогой прочный инструмент, не требующий особого ухода и, если получится, достаточно маленький, "чтобы возить его на заднем сидении такси".

Почесав затылок, Лоренс Хаммонд приступил к разламыванию своего фортепиано. Уцелела только клавиатура, которая, собственно, и понадобилась для очередных опытов.

Хаммонд оборудовал её простыми переключателями, которые соединяли каждую клавишу с двумя проводами. Провода эти шли через всю комнату к замысловатой электросхеме, соединённой с тонгенераторами.

Долго ли, коротко ли, Хаммонд понял, что, прикрепляя по нескольку проводов к одной клавише, и подсоединяя их к различным тон-генераторам, можно создавать комплексные звуки с весьма интересными тембрами. Всё гениальное, как говорится, просто.

В общем, между 1933 и 1934 годами Хаммонд и его помощники работали в поте лица, стараясь получить необходимый звук. В конце концов, им удалось установить, что 91 тон-генератор с колёсами различной формы — это вполне достаточно для того, чтобы достоверно изобразить знакомые звуки органа.

А для дополнительной тембральной окраски пришлось внести в конструкцию дополнительно 1500 крошечных переключателей с палладиевыми контактами и... 13 километров (!) проводов, причём некоторые из них были толщиной с человеческий волос.

Каждая нажатая клавиша задействовала одновременно девять дополнительных переключателей, каждый из которых был соединён с различными тяговыми стержнями, расположенными над клавиатурой.

Именно это позволило смешивать простые "фундаментальные" звуки с обертонами и контролировать громкость каждого из этих компонентов. Звук стал богатым и ярким.

Пока шли всевозможные усовершенствования, тучи вновь сгустились над головой Хаммонда. Главный бухгалтер компании посчитал, посчитал, и насчитал компании четвертьмиллионный убыток за один только 1933 финансовый год.

Больше медлить было нельзя. Хаммонд и его сотрудники подхватили свой "сундук" и бросились в Патентное бюро США в Вашингтоне.



Один из поздних органов Хаммонда. Инструмент вскоре набрал бешеную популярность.

Ответственные лица в патентном бюро были, на сей раз, куда внимательней, чем обычно. Хаммонд был не первый, кто заявлял о попытках создать электроорган, а чиновники — вот странно-то — заботились больше всего о том, чтобы получить какое-нибудь изделие, достойное запуска в серийное производство, с тем, чтобы создать новые рабочие места.

19 января 1934 года органистка Луиза Бенке (Louise Benke) села играть. И тотчас же, как в сказке, со всех сторон начали сползаться любопытные...

24 апреля 1934 года мистеру Лоренсу Хаммонду выдали патентное свидетельство.
 

Zef

Местный
Не, у Смоков орган все-таки, наверное, на микросхемах. Как-никак 79 год...
 

Triod

Местный
Кстати, не только орган, но и электрогитара звучит гораздо лучше через хороший ламповик. Есть у меня диск Маркуса Миллера, так вот, слушая даже через достаточно хороший транзисторник, трудно понять, за что он платил такие деньги, покупая свою знаменитую бас-гитару. И лишь когда подсоединили достойный ламповик, стало ясно, за что деньги плачены.
 

Борода

Местный
Не, у Смоков орган все-таки, наверное, на микросхемах. Как-никак 79 год...
Да на Хаммондах до сих пор играют все, у кого денег на это хватает, Дип Перпл, Клэптоновский органист, Бибикинговый органист и т.п.
Хаммонд имеет свой уникальный потрясающий звук.
Вот его-то нужно именно через ламповик слушать.
 

ML8

Местный
Потому что в большинстве своем на гитарах стоит ламповое усиление. А на транзисторниках этого иногда не слышно. Зато на ламповиках... :)
 

Tommy

Местный
Борода
Хаммонд - действительно потрясающий инструмент.
 

geran2005

Местный
Zef
А в чем феномен-то?
Мы же не будем обсуждать как аудиофильно у тебя играла ES1869. Этож копеечная ИМС сделана для пукалок типа нотика.
 

Alex Torres

Местный
Да на Хаммондах до сих пор играют все, у кого денег на это хватает, Дип Перпл, Клэптоновский органист, Бибикинговый органист и т.п.
Хаммонд имеет свой уникальный потрясающий звук.
Вот его-то нужно именно через ламповик слушать.

Но только пепловский, клептоновский и т.п. Хаммонлы - были не на крутящихся колесиках, да и с лампами там было в общем не очень.
Несмотря на то, что траву они все периодически употребляли.
 

Борода

Местный
Но только пепловский, клептоновский и т.п. Хаммонлы - были не на крутящихся колесиках, да и с лампами там было в общем не очень.
Несмотря на то, что траву они все периодически употребляли.

Эк, тебя на траву пробило:D
Я ж писал - если дене хватит: -

Орга́н Хаммонда — электронный оргáн, который был спроектирован и построен Лоренсом Хаммондом в апреле 1935 года. Изначально оргáны Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива трубочным оргáнам, но инструмент часто использовался блюзе и джазе, а кроме того в рок-н-ролле(1960-е и 1970-е) и госпеле. Широкую популярность оргáн Хаммонда обрёл в военных ансамблях во время Второй Мировой войны, а также и в послевоенные годы.


Орга́н Хаммонда, модель B-3Для имитации звуков трубочного органа, имеющего ряды трубок во множестве регистров, в «Хаммонд органе» был использован аддитивный синтез звукового сигнала из гармонического ряда. Это технологическое решение напоминает ранние модели «Телгармониума» Фаддея Кахилла, где каждый отдельный сигнал создавался механическим фоническим колесом, вращавшимся под электромагнитным звукоснимателем. Орган Хаммонда часто называют электронным органом, что, в принципе, не совсем верно. В строгом смысле, орган Хаммонда следует называть электрическим органом, так как звук в оригинальных инструментах генерируется не электронным осциллятором, а механическим фоническим колесом.

Характерной чертой органов Хаммонда были небольшие рычажки, с помощью которых можно было различным образом микшировать разные формы сигнала. Более поздние модели инструментов имели также и электромеханическое вибрато. Характерный «щелчок», который изначально был скорее недостатком конструкции, быстро стал частью фирменного звука «Хаммонд органа». Эта особенность учитывается при создании современных копий оригинальных инструментов. При этом точная имитация звука «Хаммонд органа» на основе электронных схем достаточно сложна, так как таким образом лишь с трудом удаётся точно воспроизвести изменения фазового соотношения между фоническими колёсами.

Динамики Лесли широко использовались в «Хаммонд органах», хотя изначально фирма «Leslie» была серьёзным конкурентом Хаммонда. Динамики «Leslie» имели вращающийся компонент для создания эффекта вибрато и очень скоро стали стандартом де-факто для органов Хаммонда, так как именно они создавали типичный «рычащий» звук.

Модель B-3 всегда была и остаётся наиболее популярной моделью, хотя C-3 отличается лишь деталями внешнего вида. Условно «Хаммонд органы» можно разделить на две группы:

модели с пультом, такие как B-3, C-3, A-100, имеющие два 61-клавишных мануала
небольше модели, такие как L-100 и M-100, у которых два 44-клавишных мануала.
У большинства «Хаммонд органов» нет полного педального блока «AGO», который значительно увеличивал стоимость и размеры инструмента.

Следует заметить, что не все «Хаммонд органы» имели описанную выше конструкцию. Конструкция с рычажками и фоническими колёсами считается оригинальной. Фирма «Хаммонд» выпускала также и некоторые более дешёвые модели на основе электронных схем, такие как, к примеру, модель J100. Всё же, у этих моделей нет оригинального и характерного звука «Хаммонд органов».

Современные технологии цифровой обработки сигналов и сэмплирования позволяют достаточно точно воспроизвести оригинальный звук инструментов Хаммонда. Существует также ряд электронных органов и синтезаторов, качественно эмулирующих «Хаммонд орган». Тем не менее, исполнители ценят оригинальные электро-механические инструменты Хаммонда за особое впечатление и ощущение от игры. «Хаммонд органы» и сегодня пользуются огромным спросом у музыкантов.
 

Борода

Местный
Окончание истории о Хэммонде

Патент на орган Хаммонда выдали с рекордной скоростью: прошло всего лишь три месяца. Инструмент появился в несчастливые времена, но, видимо, под счастливой звездой. Его слава до сих пор не померкла, хотя "классические" органы Хаммонда больше не выпускаются. Или всё не так просто?
Стоит отметить, что Лоренс Хаммонд (или Хэммонд), — личность выдающаяся, значимость некоторых сделанных им открытий и изобретений ставит его в один ряд с Эдисоном. Именно ему, например, принадлежит идея трёхмерного кинематографа — и первая реализация её.

Итак, как уже рассказывалось, патент Хаммонд получил, причём получил чрезвычайно быстро, всего за три месяца. Кстати, на это патентное свидетельство можно взглянуть здесь, при условии наличия в вашей системе QuickTime. Как и полагается, в системе представлен полноценный чертёж всех частей органа.


Слава же пришла гораздо раньше, чем Хаммонд думал. Пришла она в виде двух ошарашенных инженеров компании Ford Motor, которых на днях вызвал к себе сам Генри Форд и, размахивая руками, велел им немедленно построить (!) ему электроорган "такой вот высоты, такой вот ширины и вот такой вот длины".


Из чувства самосохранения инженеры двинулись в Патентное Бюро и, к немалому облегчению, обнаружили там патент, выданный Хаммонду. Описание электрооргана идеально отвечало запросам грозного босса.


Это потом выяснилось, что Форд и не собирался заставлять своих инженеров строить ему электроорган, он собирался купить его у Хаммонда, но не хотел этого афишировать, опасаясь, что Хаммонд смекнёт, что работа нужна к спеху и, как у Гоголя написано, заломит ровно вшестеро.


В общем, озадаченные Фордом инженеры заявились в компанию Хаммонда, намекнули, что распоряжения мистера Форда выполняются по единому движению его брови, в противном случае можно попасть на большие неприятности, и спросили, нельзя ли им купить орган прямо сейчас?


В планы Хаммонда это вообще-то не входило. Орган собирались представлять только 15 апреля 1934 года на Выставке Промышленных Искусств (Industrial Arts Exposition), а на дворе стоял февраль.


О чём несчастным инженерам и было сообщено. Через несколько дней мистер Форд прислал персональное предложение привезти ему орган "когда тот будет готов".


В общем, Хаммонд сотоварищи не стали дожидаться выставки, и в самом начале апреля орган Хаммонда модели А отправился к Форду.


Посмотрев и послушав, Форд заявил, что через двадцать лет такой инструмент должен стоять в каждом доме. Но не купил. Вместо этого привезших его людей отправили обедать...


И только после этого Форд спросил насчёт цены. Услышав цифру $1250 он немедленно купил шесть органов и распрощался с людьми Хаммонда.


Так совершилась первая сделка, связанная с органом Хаммонда. Считается, что именно Хаммонд и его люди придумали принцип максимальной открытости и "шумливости" компании (осознали, так сказать, необходимость постоянной рекламной и PR-деятельности).


Надо сказать, что, по некоторым сведениям, Форд пригласил Хаммонда в гости (большая честь, однако же), и предложил ему денег и инженеров. Хаммонд вежливо отказался, и, видимо отклонил совет Форда держать цену на очень низком уровне и стараться не делать больше $20 долларов с каждого органа.


В первый же год компании Хаммонда удалось продать 1400 органов. В основном они целились по церквям и всяческим учреждениям, но среди покупателей было и множество частных лиц.


В частности, Джордж Гершвин, по слухам, купил орган, едва увидев и услышав его. Приобрёл инструмент и президент Рузвельт, выведший страну из Великой Депрессии. Символично, не правда ли?


Инструмент был дорог, но, тем не менее, быстро обрёл бешеную популярность. Доходы компании в 1936 и 1937 годах исчислялись сотнями тысяч, а тогдашние сотни тысяч долларов — это, в общем и целом, нынешние миллионы.


И это далеко не всем понравилось. Этими "не всеми" оказались производители обычных, духовых органов. Более лёгкие и в десятки и сотни раз более дешёвые "Хаммонды" перебежали им дорогу и перебежали сильно.


Допустим, всё в том же 1936 году компания Хаммонда заработала $228 393, — в основном, на торговле с церквями. А один духовой орган стоил от $75 до $250 тысяч.


И производители духовых органов не нашли ничего лучше, как... подать жалобу в Федеральную торговую комиссию с требованием лишить Хаммонда права называть свою продукцию органами!


Аргументы? "Указанный инструмент не в состоянии производить весь диапазон музыкальных оттенков" и "весь диапазон гармоник, который наличествует у духового органа".


Это, в общем-то, было правдой. Или, по крайней мере, очень походило на неё — просто потому, что степень детерминированности звучания у электронного инструмента неизбежно выше, чем у инструмента "живого".


Однако для чиновников Торговой комиссии это не было слишком уж очевидным фактом. И потому был назначен поединок между духовым органом и творением Хаммонда. Своего рода, суд Божий.


В часовню университета Чикаго, где был установлен орган Скиннера (Skinner Pipe) стоимостью $75 тысяч, привезли орган Хаммонда. Его тон-кабинеты (собственно, то, через что выводился звук, некое подобие динамиков), были спрятаны среди труб духового органа, клавиатуры обоих органов скрыты за ширмами.



Орган Хаммонда модели B3 с кабинетами Leslie по бокам (фото с сайта organhouse.com).

Почтенное жюри, собравшееся для того, чтобы решить, можно ли называть орган Хаммонда органом, не могло увидеть, на чём играют в данный момент.

Жюри состояло из двух групп. В первую входили обычные студенты, во вторую — именитые музыканты (в том числе, органисты) и дирижёры.

Им сыграли более тридцать различных пьес, причём каждый раз члены жюри должны были помечать на бумажке, на чём, по их мнению, играют в данный момент.
Студенты угадывали, в среднем, лишь в половине случаев. Иначе говоря, они именно угадывали, а не определяли источник звука.
У музыкантов дела обстояли немногим лучше. Кое-кто из них попадал девять раз из десяти, а кто-то — лишь один раз из десяти.
В общем, почувствовать разницу толком не сумел никто.

Компания Хаммонда, почуяв, что дела обстоят не так уж и плохо, начала давить на Федеральную торговую комиссию, дескать, сами послушайте и решите.

В конце концов, 12 июля 1938 года Федеральная торговая комиссия постановила, что орган Хаммонда имеет полное право называться органом.


Но в то же самое время, чиновники предписали компании Хаммонда отказаться от утверждения, что электронный орган может выдавать бесконечное количество звуков и указывать точную цифру: 253 миллиона...


Орган Хаммонда сейчас стал легендой. Практически каждая уважающая себя рок-группа минувшего XX века считала своим долгом иметь в арсенале орган Хаммонда, несмотря на то, что количество электронных инструментов во второй половине столетия стало расти стремительными темпами.


Джон Лорд (John Lord) из Deep Purple использовал "Хаммонд" на всю катушку. Достаточно вспомнить их Child in Time.


На "Хаммонде" же, очевидно, играется легендарная песня Whiter Shade of Pale группы Procol Harum. Их, кстати, продюсировал покойный Джордж Харрисон.


"Битлы" тоже не остались в стороне: "Хаммонд" звучит на альбомах Rubber Soul, The Beatles'68, Abbey Road и Get Back.


Малоизвестная команда со странным названием и немузыкальным басистом — Pink Floyd — тоже вовсю использовала "Хаммонд". Скажем, композиция Echoes (финальная композиция на альбоме Meddle), начинается со странного "капающего" звука.


Это звучит орган Хаммонда с громкоговорителями Leslie, позволявшими создавать ещё и дополнительные эффекты.


Suzuki Hammond XB-5. Похож, но это только воспроизводитель сэмплов старых "Хаммондов", способный заодно имитировать звучание громкоговорителей Leslie (фото с сайта theatreorgans.com).



Увы, производство органов Хаммонда прекратилось в 1976 году.


Но инструмент отнюдь не умер. На Западе вроде бы многие фирмы до сих пор занимаются ремонтом этих инструментов, даже, говорят, продают для них запчасти.


Энтузиасты готовы собственноручно собирать эти органы (благо в патентном свидетельстве вся схемотехника изложена достаточно подробно).

"Синтезатор" Casio с подсветкой клавиш. Может изображать орган Хаммонда, но лучше бы этого не делала.
Ну а потом, в стандартный 128-тембральный набор MIDI обязательно входит орган Хаммонда, и любая "самоиграйка", по мере убогих возможностей своего тон-генератора, тужится воспроизводить его звук.

Со звуком настоящего Хаммонда эти "игрушки" имеют мало общего.

Интереснее другие эксперименты: в своё время автомобильная корпорация Suzuki решила приобрести марку Hammond. И выпустила серию инструментов под названием ХВ. К сожалению, это лишь цифровые муляжи.

Утешает одно. В последнее время, вопреки совершенствованию цифровых технологий, наблюдается рост популярности аналоговых синтезаторов. В частности, недавно снова начался выпуск легендарного синтезатора Moog, о котором мы расскажем в одной из следующих статей.

Может быть, и настоящие Хаммонды начнут снова выпускать?
 

А.Воробьев

Местный
И пол слова не сказано, что Хаммонд еще изобрел пружинный ревербератор, который вкупе с механическим Лэсли-эффектом
дал тот неповторимый "саунд" присущий этим органам. Кстати,
справедливости ради, сам Лесли-эффект был известен за много
лет до его рождения :) Разбирал клависин середины 19-го века,
где на каждой ноте была своя резонирующая коробочка из ореха
с дырдочкой, в каждой из которой был свой камертон. А эти дырдочки прикрывали вращающиеся лопасти, которые приводилсь в движение одной из ножных педалей. Клавиши были из слоновой кости и черного дерева. Звук у этого клависина был просто сказочно обворажительным!!!
 

Zef

Местный
Разбирал клависин середины 19-го века,
где на каждой ноте была своя резонирующая коробочка из ореха
с дырдочкой, в каждой из которой был свой камертон. А эти дырдочки прикрывали вращающиеся лопасти, которые приводилсь в движение одной из ножных педалей. Клавиши были из слоновой кости и черного дерева. Звук у этого клависина был просто сказочно обворажительным!!!

Кошмар какой! Ну, ладно, я, чокнутый "изобретатель", в детстве разломал несколько десятков антикварных часов - ну, валялись они у бабки в кладовке, никому и в голову не приходило, что они чего-нить соят! Но ломать клавесин!!!...

Век живи - век учись. Мне и в голову не приходило, что кто-то когда-то сделал орган НЕ НА МИКРОСХЕМАХ. Его и на 155 серии было гиморно делать! У меня на чердаке "Ионика" валяется, транзисторная, так в ней батарея ТЭЗов, как в "БЭСМ-6".
 

Борода

Местный
И пол слова не сказано, что Хаммонд еще изобрел пружинный ревербератор, который вкупе с механическим Лэсли-эффектом
дал тот неповторимый "саунд" присущий этим органам.

Про Лесли я все выкинул, т.к. не влезало в пост. Лесли -это фамилие такое. Он делал кабинеты (типа колонки) для Хаммондов.:

Дело в том, что когда в 1936 году в некоторых частях Лос-Анджелеса начался переход с 50-герцевого электрического тока на 60-герцевый, многим органам пришлось заменить тон-генераторы, в противном случае они начинали звучать гораздо выше.

Именно этим Дон Лесли некоторое время и занимался. Вообще-то ему хотелось попасть на постоянную работу к Хаммонду, однако вместо него взяли кого-то из друзей.

Через какое-то время Лесли начал делать громкоговорители для "Хаммондов" с различными интересными особенностями, вроде вращающихся динамиков. То же самое пытались делать и инженеры самого Хаммонда, но впоследствии стандартом де-факто стала всё-таки продукция Дона Лесли.

Самое странное, что между компаниями Хаммонда и Лесли возникла стойкая корпоративная вражда.

Сами Хаммонд и Лесли не были ни врагами, ни друзьями, но на людях подчинённые Хаммонда регулярно вытирали ноги о продукцию Лесли, даром, что большинство из них втихую использовали у себя дома громкоговорители Leslie Tone Cabinets.

В это большинство, говорят, входил и сам Хаммонд.

Самое смешное, Дон Лесли никогда особо не рекламировал свои изделия, они обрели популярность лишь благодаря своему качеству.

До 1949 года они даже назывались все по-разному. Изначально они назывались Leslie Vibratone.

Потом Brittain Speakers — по имени партнёра Лесли Лу Бриттэна (Lou Brittain). Их совместное предприятие развалилось сразу после Войны.

Потом, когда громкоговорители начали собирать возле Голливуда, их стали называть Hollywood Speakers.

Потом органист Джесси Кроуфорд (Jesse Crawford) стал заниматься распространением громкоговорителей в Нью-Йорке, и вот — громкоговорители получают гордое имя Crawford Speakers.

Наконец, в 1946 году их снова стали называть "Вибратонами", в то время, как весь честной народ уже давно называл их Leslies.

В 1949 году вся путаница закончилась: Лесли сдался, и имя Vibratone исчезло навсегда, осталось только Leslie.

"Война" между ним и компанией Хаммонда закончилась в 1980 году, после смерти Лоренса Хаммонда. Причём закончилась очень простым образом: Hammond Company попросту купила производство Leslie Speakers.
 

Ал.Д.

Местный
Брукер (Рrocol Harum) и Хаммонд и разделить-то нельзя. Только теперь становится понятнее, почему при таком старте в конце 60-х дальше все застопорилось. Лампы vs камни? Неужели на Гэри так подействовало? Хотя, судя по выступлениям в Москве, на него даже возраст не не подействовал.
 

geran2005

Местный
Короче нет никакого феномена, есть орган Хаммонда.
Ветка сплошной офтоп.
 

J.Impro

Местный
"Разбирал клависин середины 19-го века,
где на каждой ноте была своя резонирующая коробочка из ореха
с дырдочкой, в каждой из которой был свой камертон. А эти дырдочки прикрывали вращающиеся лопасти, которые приводилсь в движение одной из ножных педалей. "
Аналогичная система вибрато, напоминающая беличье колесо имеется в моей фисгармонии американского производства начала 20 века.
 

ХРЮН

AUDIO Team
Навеяло воспоминания об ЭЛЕКТРОмузыкальном (именно-электро!!!)
инструмэнте - ОРГАНОЛА. Прикольный гибрид аккордеона с пылесосом!
Звук им тов Мещерина В.В. ....
 

Zef

Местный
Zef
А в чем феномен-то?
Мы же не будем обсуждать как аудиофильно у тебя играла ES1869. Этож копеечная ИМС сделана для пукалок типа нотика.

Вооюще-то Compaq в свои нотики *****а не ставил. Да и субъективно она намного лучше всего, что я слышал.
 
Сверху

all-audio.problack-job.netkakbik.infomanagement-club.comsafe-crypto.mevse-multiki.comultrasoft.solutions